УДК 821.161.1
Санкт-Петербургский государственный St. Petersburg State Medical University
Медицинский университет им. И.И. Меч- named after I.I.Mechnikov
никова
канд. филол. наук, доцент кафедры рус- PhD, associate professor of Russian
ского языка language
Белова А.В. Belova A.V.
Россия, Санкт-Петербург, +79119447714 Russia, Saint-Petersburg, +79119447714
e-mail: [email protected] e-mail [email protected]
А.В. Белова
ЧЕХОВСКОЕ ОКРУЖЕНИЕ: СТАРШИЙ БРАТ АЛЕКСАНДР ЧЕХОВ
В статье рассматривается личность старшего брата Антона Чехова - писателя Александра Павло -вича Чехова.
Ключевые слова: Антон Чехов, личность, биография, мемуары.
A.V. Belova
CHEKHOV'S ENVIRONMENT: ELDER BROTHER ALEXANDER CHEKHOV
In article the identity of the elder brother Anton Chekhov - the writer Alexander Pavlovich Chekhov is considered.
Key words: Anton Chekhov, personality, biography, memoirs.
Интерес к чеховскому миру, его личности, окружению, семье не уменьшается, что подтверждают, например, киноработы последних лет, такие как «Утомлённые солнцем» Никиты Михалкова (1994 г.), а также фильм Михаила Угарова «Братья Ч» (2014 г.) В канву повествования о семье комдива Котова в фильме «Утомлённые солнцем» вплетаются последние, предсмертные слова Александра Павловича Чехова, старшего брата Антона Павловича, которые вкладываются в уста одного из героев фильма, умирающего в собственном доме посёлка ХЛАМ: «Я прожил такую длинную жизнь и что же я вижу перед смертью? Какие-то поезда с гусями! Как обидно глупо!».
«В основе сюжета фильма «Братья Ч» - события одного летнего дня из жизни семьи Чеховых на даче в середине 80-х годов 19 века. 26-летний Антон самоотверженно, с трудом содержит большую и неблагополучную семью: разорившегося отца, болезненную мать, сестру, старших и младших братьев.
С утра до вечера он занят поденной литературной работой - пишет короткие комические рассказы в дешевые журналы. Антон Чехов, будущий великий писатель, в фильме только осознает собственный дар.
Рядом с Антоном его старшие братья - Николай, талантливый художник, так и не написавший своего живописного шедевра, и Александр, ближайший друг и отчаянный завистник Антона, одаренный писатель, «профукавший свой талант» [13].
В 2012 году в издательстве «Захаров» вышла книга «Александр и Антон Чеховы. Воспоминания, переписка», в которой собраны в хронологии сохранившиеся письма
© Белова А.В., 2016
Антона Павловича и Александра Павловича Чеховых, а также воспоминания Ал.П. Чехова об их общем детстве. Подобное издание позволяет познакомиться с сокровенным миром братьев Чеховых, с ушедшей эпохой, окутанной флёром возвышенных идей, чистоты и идеалов.
Многие современные исследователи А.П. Чехова используют «архивные и печатные материалы о Чехове, порожденные эпохой 1880-1917 гг. - это тысячи источников, интересных именно своей массовостью. Именно с начала 1880-х гг. Чехов становится известен широкому читателю, а 1917 г. - "культурный взрыв", резко отделивший чеховских современников и последующую эпоху с принципиально иной системой ценностей, когда размышления о Чехове стали размышлениями о предшествующем, а не "своем" этапе развития культуры». Объектом исследований зачастую становится «система ценностей современников Чехова, проявившаяся в источниках и определявшая их отношение к писателю» [2].
«Полезными являются мнения современников не только о Чехове, но и отраженные в статьях, которые условно можно было бы назвать "Наше современное состояние". А главное - многие слова, которыми чеховские современники говорили о себе, о Чехове, о своем времени, стали для нас мертвыми и скучными, мы не понимаем, какие чувства, эмоции, какие переживания, какой психологический опыт за ними стоит. "Пошлость", "вера", "скучная жизнь", "сумерки". Между тем для Чехова и его читателей это были живые слова. Поэтому изучить то или иное время - это прежде всего сделать его для себя живым, а единственный путь для этого - наполнить время спорами, желаниями, репликами людей, конкретными деталями» [2]. Безусловно, в этой связи анализ биографической прозы о младшем брате Ал.П. Чехова и изучение жизненного и творческого пути последнего даёт обширный материал для дальнейшего исследования писателя А.П. Чехова и его эпохи.
По сохранившимся воспоминаниям современников и родных Александр Павлович Чехов был личностью незаурядной, человеком обширных познаний, обладающий внутренней силой, натурой оригинальной, неуёмной, несомненно одарённой. Ещё будучи гимназистом, Александр Чехов выделялся среди учеников таганрогской гимназии своими успехами. «Скорее можно было ожидать блестящего будущего от его (Антона. - А.Б.) старшего брата, Александра, который и способности большие проявлял и гимназию окончил с золотой медалью. Оказалось не то» [8]; «В Александре они (учителя. -А. Б. ) видели юношу, одарённого блестящими способностями. Особенно успевал он в русской словесности. Хорошо писал сочинения. Там думали, что именно из него выйдет настоящий писатель, но никак не из Антона Чехова» [8].
Вот как вспоминает об Александре Чехове Ан. Мельников: «На <.. .> Александра, юношу блестящего, великолепно говорившего, занимавшегося философией и немецкой поэзией, все окружавшие привыкли, казалось, смотреть как на какое-то восходящее светило» [7].
Ал.П. Чехов становится писателем, «но далеко не настоящим»[8]. Первые шаги его в литературе совпадают с началом литературной деятельности младшего брата, Антона Чехова. Оба они начинают с юмористических изданий: старший - в петербургских, младший - в московских.
Жизнь Ал.П. Чехова складывалась непросто. Он вынужден много работать, чтобы содержать семью, состоящую из жены и троих детей (впоследствии дочь и жена скончаются, и от первого брака у Александра Павловича останутся двое сыновей). Он ра-
ботает у А.С. Суворина в «Новом времени». О профессии репортёра он интересно пишет в своих «Записках репортёра»: «Жизнь и работа хроникёров, или, как принято называть их - репортёров, одна из тех особых жизней, которые не укладываются ни в какие рамки. Самым лучшим эпиграфом её можно поставить изречение: не весте ни дне, ни часа <.. .> сон, обед, отдых, работа - всё зависит от случая и события <.. .> Приведу пример из собственной практики. Зимою, часов в восемь вечера, сидя благодушно с семьёю за чаем, я получил из редакции лаконическую записку: "Публика слышала где-то взрыв. Узнайте". Оставив чай недопитым, я немедленно оделся и отправился на поиски, а к десяти с половиною часам того же вечера уже доставил в редакцию точные известия о том, что на Болотной улице, на таком-то заводе произошёл от неосторожного обращения с огнём взрыв газового резервуара» [11].
«Газета, - пишет там же Ал.П. Чехов, - по тогдашним цензурным и иным условиям была принуждена печатать отчёты о событиях общественной жизни не иначе, как по известному шаблону, в основе которого были положены краткость, сжатость, сдержанность и сухое изложение фактов. Живая, интересная сторона события, таким образом, в газету не попадала» [11].
Подробности и интересные детали происшествий Ал.П. Чехов записывает в свою тетрадь, из которой частично черпает сюжеты и образы рассказов и повестей. Живость, остроумие и оригинальный талант, которым отличаются его письма и записки, однако, не всегда присутствуют в беллетристических произведениях.
«Это был беллетрист с большим талантом, но что-то помешало ему развиться» [5].
«Смолоду весьма способный юморист "Будильника" и других подобных же журналов, г. Александр Чехов <...> примкнул к "Новому времени" как постоянный сотрудник <...> В промежутке газетных трудов он также беллетрист и написал довольно много рассказов <.. .> которые <.. .> хорошо читались» [1].
«Александр Чехов писал газетные романы толщиною, может быть, не только в полторы, но и в две, в три стопы бумаги <...> Не обладая той выдумкой, в отсутствии которой Тургенев упрекал средних русских писателей, Александр Чехов брал, сюжеты своих рассказов и романов из жизни, из уголовных процессов, везде, где их можно было взять» [4]. «Удивительный человек! - говорил мне о нём (об Ал.П. Чехове. - А.Б.) Чехов. - Посмотрите, каким остроумием блещут его письма. Сядет за рассказ - опускает крылья, теряет всё остроумие [3].
Перу Ал.П. Чехова принадлежат также воспоминания о брате Антоне Чехове, его детстве и отрочестве. Именно они, по мнению Ф. М-та, послужили причиной отчуждённости между Александром и его родными. «Александр Павлович как-то отошёл от дружной тесной семьи Чеховых. Был, что называется, отрезанным ломтем» [8]. «Брат его (Антона Чехова. - А.Б.) Александр Павлович (за подписью А. Седой) зарисовал с большой подробностью и даже в беллетристической форме, впрочем несколько мешающей, то время, когда будущий писатель, ещё маленьким школьником преодолевал первые трудности науки и помогая отцу в его торговом деле <...> Беллетристическая форма, какой отдаёт предпочтение Александр Чехов, к сожалению, допускает возможность преувеличений и сгущения красок <...> автор невысокого художественного вкуса, которому часто недоставало именно чувства меры, А. Седой, надо думать, увлёкся в сгущении тонов этого быта <.. .> и превратил его в кошмар, каким он не был» [6].
«При природном таланте у Александра Чехова не хватило энергии и настойчивости, чтобы выбиться в настоящего, охотно печатываемого беллетриста, и он погиб
на чёрной газетной работе» [3]. «Незадачливая была эта жизнь <...> Незадачливая доля» [8].
«Александр Павлович Чехов был человек нездоровый, наклонный подчас сильно выпить» [5] - так отзывается Н.М. Ежов в своих воспоминаниях об Ал.П. Чехове. О подобном пагубном пристрастии сотрудников газет упоминается и в работе В.Е. Хализе-ва: «"Шестидесятники", вопреки своим надеждам и представлениям о результатах реформ, увидели торжество денег и ненужность интеллигентского труда, разгул пошлости, то, что на поверхности оказалась человеческая "пена", когда оказалось, что интеллигенции, чтобы выжить, приходится работать на износ и т.п. Конечно, писали прежде всего те, кто не выстоял в этой ситуации, не "пробился", в отличие от того же Чехова (которого А. Скабичевский совершенно справедливо предупреждал, что большинство газетной братии умирает от пьянства и нищеты). Но таких, слабых и измученных жизнью, в России, движущейся к капитализму, были десятки и десятки тысяч» [10].
«Психологический мир Александра Чехова, - пишет А. Грузинский-Лазарев, -любопытнейшая загадка. Этот человек весьма часто переживал какое-то раздвоение личности, когда воображаемое казалось ему действительным, а в действительности он бродил, как в смутном сне. В воспоминаниях его о брате много такого, чего никак не могло быть ни по времени, ни по месту, и в чём, однако, он по-видимому, был вполне добросовестно уверен, ибо в противном случае не выносил бы таких легко опровержимых рассказов в печать. Судьба была благосклонна к Александру Чехову в том отношении, что позволила ему кончить жизнь без явной психической болезни, но по границе её он скользил многие годы» [4]. А. Грузинский-Лазарев считал Ал.П. Чехова талантливым, но возмутительно ленивым человеком. Но, на наш взгляд, сложно назвать ленивым человека, который был не только блестяще образован, но и постоянно занимался самообразованием, такого жадного до жизни и до людей. Да, человеком системы Александр Чехов не был, его натуре был свойствен постоянный поиск. Его силы и талант распылялись на десятки областей жизни и творчества. Имея пагубную склонность к алкоголю, он, тем не менее, обладал немалой силой воли, удерживаясь надолго от приступов запоя. Вот как о этом вспоминал сын Ал.П. Чехова, Михаил Чехов: «Судьба (а может и он сам) подшутила над ним: он был автором книг на тему "Алкоголизм и борьба с ним" <.. .> однажды отец согласился на опыт гипноза. Отец и О. (Ольдерогге -известный профессор, лечивший алкоголиков гипнозом. - А.Б.) сели друг против друга и, если мне не изменяет память, О. быстро задремал под взглядом отца» [12]. «Меня ужасала сила его глаз и его громкий голос» - так вспоминал себя в детстве Михаил Чехов [12]. Читаем у него же: «Он (об отце. - А.Б.) привил мне любовь к знанию, но все мои попытки изучения философских систем или наук никогда не носили систематического характера и были не больше, как вспышками увлечения. Мне много приходилось и приходится страдать от неумения систематически работать <.. .> я уважал его и даже благоговел перед ним <...>.
Сам отец не знал, что значит страх и препятствия. И ему действительно всё покорялось. Его громадная воля и физическая сила производили неотразимое впечатление не только на одного меня <.. .> Но <.. .> он был слишком большой оригинал в жизни, и это помешало ему использовать свои знания и громадную жизненную энергию сколько-нибудь систематически и в каком-нибудь определённом направлении» [12].
Александр Павлович действительно был своеобразным и оригинальным человеком, судя по воспоминаниям его сына Михаила: «Он органически не выносил ничего
обыкновенного, привычного, трафаретного. Он не мог, например, иметь одни карманные часы, как все люди, он имел их 14 или 15 и т.п. <.. .> Не мог помириться с тем, что люди платят деньги за то, что можно сделать самому и при том дёшево <.. .> любил путешествовать и умел это делать <.. .> в отце моём жил дух протеста против общественных устоев того времени <.. .> Этот протест <.. .> носил характер бунтарства. Он подавал, например, демонстративно на улице руку городовому, а к высокопоставленным лицам ездил в костюме совершенно для этого неподходящем» [12]. Многие оригинальные идеи, (удачно и не очень) воплощённые в жизнь, описаны в его дневнике, который хранится в Московском архиве литературы и искусства (РГАЛИ) в архивном личном фонде М.А. Чехова.
Заболев, Александр Чехов заставил доктора открыть истинный диагноз: рак горла. «У него не было страха смерти <.. .> он ужасно мучился <.. .> опухоль медленно душила его», - вспоминал Михаил Чехов.
Умный, образованный, темпераментный и во многом талантливый Александр Павлович Чехов оставил после себя след в литературе: ему принадлежит ряд интересных произведений и поистине бесценные воспоминания об Антоне Чехове. У него было четверо детей, один из которых (младший сын) стал впоследствии ведущим актёром МХАТа, затем создателем своей актёрской школы в США, где жил с 1939 года. Михаил Александрович Чехов написал книги: «Путь актёра: Жизнь и встречи», «Воспоминания. Письма», «Об искусстве актёра» и др.
В литературном потоке 1880 - начала 90-х годов существует ряд писателей-прозаиков, интересных прежде всего в связи с именем А. П. Чехова. Знакомство с их произведениями, несомненно, имеет и самостоятельный интерес. В разное время в журналах и газетах, таких как «Исторический вестник», «Вестник Европы», «Развлечение», «Москва», «Русский сатирический листок» и мн.др., писателем Александром Чеховым было опубликовано большое количество рассказов и фельетонов (из сохранившихся - более 200) под своим именем и под псевдонимами: А. Седой, Агафопод Еди-ницын, А.Чеховъ, Алоэ, Пан Халявский и др. Отдельно изданные книги: А. П. Седой. В погоне за теплом и солнцем. СПб., 1913; А. Седой (Чехов). Из детства А. П. Чехова. СПб., 1912; А. Седой. В гостях у дедушки и бабушки. СПб., 1912; А. Седой (Ал. Чехов). Хорошо жить на свете! Повесть. СПб., 1904; А. Седой. Княжеские бриллианты [и др. рассказы]. СПб., 1904; А. Седой. Святочные рассказы. СПб., 1895; А. Седой. Птицы бездомные [и др. рассказы]. СПб., 1895; Александр Чехов. Исторический очерк пожарного дела в России. СПб., 1892 [14].
«Господин Шекспир», «Маленькая польза», «Ненастоящий Чехов», «Разбойник пера и мошенник печати», «Душа моя» - так обращался в своих письмах Антон Павлович Чехов к своему старшему брату Александру. Переписка братьев Чеховых насчитывает около 500 писем. Это бесценный материал для изучения жизни и творчества Александра Павловича и Антона Павловича Чеховых.
Библиографический список
1. Амфитеатров А. Загадочный документ // Собр. соч. Т. XIV. Спб., 1912. С. 210-211.
2. Бушканец Л.Е. А.П. Чехов и русское общество 1880-1917 гг. // Автореферат докт. дисс. Москва, 2013. 630 с. [Электронный ресурс http://www.dissercat.com (дата обращения 30.10.16)]
3. Грузинский-Лазарев А. Воспоминания // Русское слово. 1914. № 151. С. 4.
4. Грузинский-Лазарев А. Пропавшие романы и пьесы Чехова // Энергия. Спб. III. 1914. С. 162-164.
5. Ежов Н.М. А.С. Суворин // Исторический вестник. 1915. № 1. С. 115.
6. Измайлов А. Жизнь-личность-творчество. Чехов. М., 1916. С. 16-20.
7. Мельников Ан. Из воспоминаний о П.И. Мельникове // Сб. Нижегор. Учен. Арх. комиссии в память П.И. Мельникова. 1910. Т. IX. С. 31.
8. М-т Ф. Брат знаменитости // Раннее утро. 1913. № 115. С. 3.
9. Тараховский А.Б. Арабески // Приазовский край. 1904. № 189. С. 4.
10. Хализев В.Е. Из читательских писем к Чехову / В.Е. Хализев // Научные доклады Высшей школы. Филол. науки. 1964. № 4. С. 164-174.
11. Чехов Ал.П. Записки репортёра // Исторический вестник. 1907. Т. 109, 110. № 7. С. 70-72.
12. Чехов М.А. Путь актёра: Жизнь и встречи / Михаил Чехов. М.: АСТ; АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. 554 с.
13. Электронный ресурс http://www.kinopoisk.ru/ (дата обращения 15.10.2016)
14. Электронный ресурс https://ru.wikipedia.org (дата обращения 03.11.2016)
References
1. Amphitheaters And. Mysterious document// SOBR. T. XIV. SPb. 1912. P. 210-211.
2. Bushkanets L.E. A.P. Chekhov and Russian society of 1880-1917 // Abstract Doctor yew. Moscow, 2013. 630 p. [Electronic http://www.dissercat.com resource (date of the address 30.10.16)]
3. Georgian-Lazarev A. Memoirs // Russian word. 1914. № 151. P. 4.
4. Georgian-Lazarev A. The gone novels and plays of Chekhov // Energy. Sat. III. 1914. P. 162-164.
5. EzhovN.M. A.S. Suvorin//Historical bulletin. 1915. № 1. P. 115.
6. Izmaylov A. Life-personality-creativity. Chekhov. M., 1916. P. 16-20.
7. Millers of An. From memories of P.I. Melnikov // Sat. Nizhegor. Uchen. Arkh. Komissiya in P. I. Melnikov's memory. 1910. T. IX. P. 31.
8. M-t F. Brat of a celebrity // Early morning. 1913. № 115. P. 3.
9. Tarakhovsky A. B. Arabesques // Azov region. 1904. № 189. P. 4.
10. Halizev V.E. From reader's letters to Chekhov / V.E. Halizev // Scientific reports of the Higher school. Filol. sciences, 1964. № 4. P. 164-174.
11. Chekhov Al.P. Ave of the Item. Reporter's notes // Historical bulletin. 1907. T. 109, 110. № 7. P 70-72.
12. Chekhov M.A. Put of the actor: Zhizn and Meeting / Mikhail Chekhov. M.: Nuclear heating plant; Nuclear heating plant MOSCOW: KEEPER, 2007. 554 p.
13. Electronic http://www.kinopoisk.ru/ resource (date of the address 10/15/2016)
14. Electronic https://ru.wikipedia.org resource (date of the address 11/3/2016)
УДК 398.2
Магнитогорский государственный технический университет им. Носова в г. Магнитогорске
магистрант, направления лингвистики (профессионально-деловая коммуникация в международном сотрудничестве (английский язык)) Давлетшина С.Р.
Россия, г. Магнитогорск, тел. + 7982 3324425
e-mail: [email protected]
Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk
Linguistics (Professional-Business Communication in the International Cooperation (the English language)) master's degree student
Davletshina S.R.
Russia, Magnitogorsk, + 7982
3324425
e-mail: [email protected]
С.Р. Давлетшина
МАСТЕРСТВО Л.С. ПЕТРУШЕВСКОЙ В СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПСИХОЛОГИЗМА В РАССКАЗЕ «ДОМ С ФОНТАНОМ»
На примере рассказа Л. Петрушевской «Дом с фонтаном» в статье рассматривается психологизм как своеобразное средство отображения внутреннего мира человека, внимание читателей акцентируется на психологическом приеме «детализация».
Ключевые слова: рассказ Л. Петрушевской «Дом с фонтаном», психологизм в художественной литературе, детализация.
S.R. Davletshina
L. S. PETRUSHEVSKAYA'S SKILL IN CREATION OF ART PSYCHOLOGISM IN THE STORY «THE HOUSE WITH THE FOUNTAIN»
On the example of L. Petrushevskaya's story «The house with the fountain» in article is considered psy-chologism as a peculiar means of display of interior, the attention of readers is focused on psychological reception «specification».
Key words: L. Petrushevskaya's story "The house with the fountain", psychologism in fiction, specification.
Проза Л. Петрушевской подчинена принципу циклизации: «Чемодан чепухи», «Счастливые кошки», «В садах других возможностей», «Богиня парка», «Квартира коломбины», «Жизнь - это театр», «Два царства» и другие. Жанровая форма цикла позволяет автору изобразить жизнь в ее гранях: добра и зла, света и тьмы, жизни и смерти, любви и ненависти, дружбы и вражды, красоты и безобразия. В произведениях Л. Пет-рушевской обязательно присутствует психологический аспект, который представляет особый интерес для исследователей современной прозы [3]. Художественный психологизм - это один из критериев художественности литературного произведения. В этом смысле проза писательницы есть продолжение традиций русской классической литературы 19 века, в частности, психологического направления. Авторов классических про-
© Давлетшина С.Р., 2016