УДК: 616.1-039.1
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ШКОЛЬНИКОВ КАК ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Л.В. Кузнецова - доктор пед. наук, профессор
Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.
Яковлева - научно-исследовательский институт этнопедагогики
им. академика Г.Н. Волкова Россия
DEVELOPMENT OF CULTURE OF HEALTH AND PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS IS A PRIORITY GOAL OF EDUCATION
SYSTEM
Lyudmila Vasilievna Kuznetsova
Doctor of Pedagogical Sciences, professor, Chuvash State Pedagogical
University named after I. Ya. Yakovlev - Scientific Research Institute of Ethnopedagogy named after Academician G.N. Volkov
Russia
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: педагогическая феноменология здоровья, физическое здоровье детей, традиции здорового образа ^жизни, физическая культура в школе.
Аннотация. Физическая культура как составляющая общей культуры, отражает деятельность человека по освоению, улучшению, охране ценности здоровья, физическое совершенствование человека и его самореализацию, способствующую достижению личностно и социально-значимых результатов. Эволюция идеи сохранения здоровья детей на основе физического воспитания от народных традиций до современности позволяет выявить характерные черты физической культуры личности, которые формируются на основ единства знания, мотивов, установки, деятельности.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, сравнительно-сопоставительный анализ.
Материалы. Анализируемая научная литература, включающая монографии, статьи, диссертации последних лет, международные и российские нормативно-законодательные акты, передовую практику формирования культуры здоровья и физической культуры у школьников, составляют актуальную научную базу для обоснования проблемы исследования с позиции ее приоритетности в системе современного образования.
Результаты. В основу формирования у школьников культуры здоровья и физической культуры положены аксиологический, герменевтический, этнопедагогический подходы, обусловливающие целевые ориентиры деятельности школьного коллектива, всех участников образовательного процесса. Анализ проблемы в исторической ретроспективе позволяет увидеть общее и особенное в целеполагании и определении содержательных основ исследуемого процесса в современных условиях. В соответствии с этим, идея формирования
у школьников культуры здоровья и физической культуры, подкрепленная законодательными актами, а также существующими в социуме традициями физического воспитания детей, может быть выдвинута как приоритетных задач развития системы образования.
Заключение. Представлено историко-педагогическое и социокультурное обоснование формирования культуры здоровья и физической культуры у школьников как целостного процесса, отражающего его логику, структурно-содержательные основы и управленческие механизмы. Аналитический подход к рассмотрению проблемы позволяет проектировать систему формирования культуры здоровья и физической культуры у школьников в условиях современного образовательного учреждения, придать ей статус приоритетного направления деятельности.
Keywords: pedagogical phenomenology of health, physical health of children, healthy lifestyle traditions, school physical education.
Abstract. Physical culture, as a part of the general culture, reflects human activities as development, improvement, health protection, physical improvement of a man and his self-realization and helps to achieve personal and social significant results. Evolution of the idea of children health preservation through physical education (from folk traditions to the present day) reveals the main features of physical culture of an individual that are formed on the basis of the unities of knowledge, motives, attitudes and activities.
Methods: analysis of psychological and educational literature, comparative analysis
Materials. Analyzed scientific literature, including monographs, articles, dissertations of recent years, international and Russian regulatory legislation, best practice of health and physical education culture development of pupils make relevant scientific basis to justify the research problem from its priority perspective in the modern education system of.
Results. Axiological, hermeneutical, ethnopedagogical approaches that stipulate target activities of the school community and all participants in the educational process, are taken as the basis of students' culture of health and physical education development. The problem analysis in historical perspective allows us to see general and specific in determining the content and goalsetting of studied process in modern conditions. In accordance with this, the idea of development of students' culture of health and physical education, backed with legislative acts, as well as existing traditions of children physical education in society, can be a priority task of the education system development.
Conclusion. Historical, socio-cultural and pedagogical ground of development of students' culture of health and physical education as an overall process is submitted and reflects its reasoning, structural substantial bases and management mechanisms. The analytical approach to the problem allows to develop students' culture of health and physical education in today's educational institutions and gives it the priority activity status.
Проблема сохранения здоровья, как главной гуманитарной ценности и основы благополучия каждого человека во все времена рассматривалась в качестве приоритетной задачи общества и государства.
Так, Женевская декларация прав ребенка (1924 г.) гласит: ребёнку должны быть предоставлены средства, необходимые для его нормального развития, как физического, так и духовного.
В Декларации прав ребенка (1959 г.) принцип 4 провозглашает право любого ребенка на здоровые, рост и развитие.
В Преамбуле Конвенции о правах ребенка (1989 г.) говорится: «учитывая должным образом важность традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка». А в статье 29 отмечается, что «государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:
a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме...».
Эти положения стали международной базой для разработки национальных, региональных актов и законов, регулирующих деятельность государств, сообществ, направленную на обеспечение прав каждого ребенка на развитие его сущностых сил в соответствии с возможностями здоровья и природными задатками, развитие здоровья, обеспечивающего силу и выносливость, крепость духа и интеллектуальный потенциал. Они предполагают высокую физическую активность, физическое совершенство как условие жизненного оптимизма и важнейший фактор улучшения качества жизни.
Международное сообщество названные две Декларации и Конвенцию о правах ребенка признает в качестве основной базы для разработки стратегий, концепций и программ формирования культуры здоровья и физической культуры у школьников.
Для России проблема сохранения здоровья детей и молодежи, формирования культуры здоровья и физической культуры личности приобретает особую остроту в отношении детей школьного возраста. Подтверждением тому служит тот факт, что к концу обучения в школе менее 10% детей считаются здоровыми, появился термин «школьные болезни». Прогресс, охватывающий всю социально-экономическую сферу, к великому сожалению, не связывается с сохранением естества человека, его гармонии с природой и окружающим миром. Это напрямую относится к детям, в чьем режиме дня ничтожно мала двигательная активность, и, как отмечает психолог Д.И. Фельдштейн, «наблюдения в динамике за физическим развитием детей выявили тенденцию к прогрессивному снижению темпов из продольного роста, нарастанию астенизации телосложения, отставанию в приросте мышечной силы» [7, 194]
Налицо необходимость решения проблемы сохранения и приращивания здоровья школьников, формирования у них культуры здоровья и физической культуры в условиях школьного образования.
Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) здоровье определяется как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Из этого вытекают трактовки понятия «культура здоровья»:
- область культуры, связанная с социальным преобразованием и сохранением здоровья людей, включающая в себя социальную реальность, существующую в виде форм и способов укрепления здоровья, а так же качественные стороны поведенческих форм деятельности отношений и взаимоотношений людей, от которых зависит степень реализации потенциала здоровья индивидуума и здоровья нации[2];
- совокупность ценностей и норм, реализуемых посредством соответствующей деятельности, которые обеспечивают необходимые предпосылки и условия (экономические, социальные, мировоззренческие и пр.) для формирования этой потребности личности и возможности её реализации [5];
- комплексное понятие, включающее теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью и практические умения их грамотного применения в жизни, а также следование принципам активной стабилизации здоровья, то есть оздоровления [4].
Физическая культура рассматривается в качестве компонента, или части общей культуры личности, общества:
- часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека (словарь-справочник).
- часть общей культуры общества, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека, спортивных достижений и др. (Большой энциклопедический словарь).
В целом, физическую культуру можно трактовать как составляющую общей культуры, отражающую деятельность человека по освоению, улучшению, охране ценности здоровья, физическое совершенствование человека и его самореализацию, способствующую достижению личностно и социально-значимых результатов.
Итак, культура здоровья и физическая культура школьника, по определению являясь социально значимыми феноменами, становятся заботой родителей, школы, широкого социума, окружающего каждого ученика.
Школа во все времена представляла собой такую образовательную среду, где здоровье ребенка, его физическое и психическое состояние определяли и успехи в учебе, и в целом, гармонию интеллектуального и физического.
Так, в Древней Греции целью воспитания было формирование гармонически развитой личности, физически здоровой. Традиции физического воспитания, развивающие силу, выносливость, ловкость и дисциплинированность, включали разнообразные физические упражнения и что, важно для современных детей, - закаливание. Здесь можно говорить о спартанской культуре здоровья. В афинской школе огромную роль играло физическое развитие ребенка, которое поступенно в непрерывности возрастных этапов усложняясь задачами и заданиями по физической подготовке.
Великие философы древности придавали большую роль физическому развитию детей. Аристотель ратовал за соблюдение закономерностей физиологического развития ребенка до 7 лет, занимающегося физическими упражнениями. Вообще в Древней Греции В Древней Греции физическое совершенство человека рассматривалось в единстве с эстетическим воспитанием и умственным развитием.
Руководством для молодежи в средние века были постулаты о здоровье просветителя, врача, писателя и философа Арнольдо де Вилланова в его «Салернском кодексе здоровья», написанном в стихах:
«Если ты хочешь здоровье вернуть и не ведать болезней,
Тяжесть забот отгони и считай недостойным сердиться,
Скромно обедай, о винах забудь,
Не сочти бесполезным бодрствовать после еды,
Если врачей не хватает,
Пусть будут врачами твоими трое:
Веселый характер, покой и умеренность в пище» [6, 127]. В этих словах заключена мысль о том, что каждый сам должен заботиться о сохранении и укреплении своего здоровья.
Взглянув хотя бы раз на великие полотна Леонардо да Винчи, понимаем, что гений искусства эпохи Возрождения большое внимание во внешности человека уделяя его физическому облику и живописуя идеал физического здоровья, провозглашал торжество и единство телесного и духового начала. Его жизненный принцип заключался в словах: «Учись сохранять свое здоровье».
Анализируя высказывания великих философов, мыслителей того времени о роли здоровья в жизни человека, как неотъемлемой части его совершенства, можно сделать вывод о том, что они отражают общие черты той эпохи (относительно культурного слоя населения и воспитания детей и молодежи):
- культивирование различных подходов и появление различных способов сохранения физического и психического здоровья обучаемых;
- вооружение обучающихся первоначальными медицинскими знаниями;
- пристальное внимание к соблюдению элементарных гигиенических установок;
- использование различных физических упражнений, систем, направленных на сохранение и укрепление здоровья;
- ратование за здоровый образ жизни и первые обоснования того, как это делать.
Античность и Средневековье заложили основы воспитания у подрастающего
поколения установки на здоровый образ жизни, на понимание роли физической культуры.
История отечественной педагогический мысли и практики воспитания детей отмечена деятельностью Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта.
В основе просвещения, по мнению Н.И. Пирогова, великого русского врача, должны лежать принципы гуманизма и демократизма, только тогда школа может обеспечить развитие личности.
Великий русский писатель, педагог Л.Н. Толстой вопросы здоровья человека связывал с физическим воспитанием детей, начиная с раннего возраста. Для своей Яснополянсой школы в разработанных программах, педагогические указаниях отмечал огромную роль совершенствования физических качеств детей, а также необходимость приобщения детей к закаливанию организма. В полной мере отдавая день природе как важнейшему фактору воспитания (нравственного, эстетического, умственного, физического) обосновывал развитие физических качеств через народные игры, желательно на природе.
К.Д. Ушинский считал основным педагогическим принципом принцип обучения, обязывающий учителя в своей деятельности руководствоваться непременным учетом возрастных и психологических особенностей детей, возможностями здоровья, что предполагало посильность и последовательность в обучении.
Врач и педагог, П. Ф. Лесгафт считал, что культурный и воспитанный должен быть мудрым в отношении своего здоровья. Перед воспитателем выдвигал требование знания особенностей физиологической периодизации организма человека и действовать сообразно развитию человека.
Прямое отношение к сохранению здоровья детей имеет статья великого русского нейрофизиолога В. М. Бехтерева «Охрана детского здоровья». Она является настоящей программой сохранения здоровья школьников, в которой изложена необходимость проведения гигиенических, медико-биологических, социальных и психологических мероприятий, направленных на сохранение физического и душевного (психического) здоровья детей.
Ярчайшим примером формирования человека культуры, наделенного способностью развивать свои сущностные силы, духовную и телесную сущность, стала педагогическая деятельность великого просветителя Поволжья и чувашского народа Ивана Яковлевича Яковлева.
В своей педагогической организаторской деятельности И.Я. Яковлев исходил из того, что в основу воспитательного процесса должны быть природосообразность и природосообразность (как это согласуется с педагогической доктриной К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого!). Эти принципиальные установки исходили из народных традиций воспитания, где природосообразность дополняется естественностью, а преемственность выражается в связи поколений (по крайней мере, в трехпоколенных семьях чувашей). Яковлев считал, что народные традиции воспитания выполняют важные и полезные функции в любые исторические периоды жизни народа.
Народ на протяжении всей своей истории создавал развивал свою культуру воспитания детей в семье, общине, неотъемлемой частью которой была физическая культура, понимаемая как культура здоровья, здорового образа жизни. Культура здоровья включала отношение к повседневным ритуалам и процедурам - природо- и этно- сообразные пища и одежда, труд и отдых, гигиенические процедуры и закаливание (не специально продуманное, а принятое и привитое с раннего возраста ребенку), в целом, вся жизнь в работе и в движении. Эти традиции, переходя из поколения в поколение, становились той воспитательной силой, которая сплачивала детей и взрослых на ценностях культуры здорового образа жизни, становясь физической культурой личности и физической культурой общества как неотъемлемой части всей духовной культуры народа.
Если говорить о непреходящем значении педагогической системы И.Я. Яковлева, то в ней народные традиции были руководящим, исходным принципом в воспитательном процессе. Не зря великий просветитель указывал на недопустимость того, чтобы отрывать воспитанников от родной почвы, от родной земли, на которой они выросли, и где они будут работать уже сами учителями-воспитателями. Народные традиции, проверенные временем, являются своеобразным эталоном, на который равняется личность в процессе своего
становления и развития. Поэтому в основе целевых установок воспитания и обучения в школе была актуализация в образовательном процессе традиционных ценностей народа, в частности, выполнение заповеди, сконцентрированной на ценности здоровья.
Из семи заповедей чувашей здоровье считается одним из самых главных. Это подтверждается пословицами: «Здоровье дороже всего», «Здоровье за деньги не купишь», «Нет ничего дороже здоровья», или строками из одной народной песни: В Казани-городе бумага ценится, В Симбирске-городе ремень ценится.
На всем белом свете что ценится?
Добро со здоровьем очень ценится!
или сказками.
Легенды об Улыпах рассказывают о чувашских богатырях, чья сила и могучий дух спасали чуваш от разных невзгод, помогали в жизни. Богатырская сила Ивана-батыра, доброта и щедрость, тонкое чувство красоты богатыря Азамата, воинская доблесть защитника чувашских земель богатыря Чеменя предстают перед детьми в сказках: «Чемень», «Мост Азамата», «Иван-батыр», «Земля Улыпа».
Здоровье считалось главным добром в жизни человека, поэтому, как заметил академик Г.Н. Волков, словосочетание «ырлах-сывлах» в чувашском языке выступало всегда и сегодня оно является пожеланием добра: «ырлах-сывлах сунатап» - «желаю всего хорошего». По народным представлениям здоровье считалось самым большим богатство и залогом подлинного счастья.
Шедевром чувашской дитературы по прав считается поэма Константина Иванова «Нарспи». С строках поэта красота девушки Нарспи, умение петь связаны со здоровьем:
На лицо она прекрасна,
Как цветочек полевой.
Очи - черные агаты -
Блещут силой огневой.
Запоет ли в хороводе -
Будто пташка-соловей;
Захохочет - всякий скажет:
Нет девицы здоровей!
Забота о здоровье воспитанников в Симбирской чувашской учительской школе была важнейшим делом педагогического коллектива. Руководством в этой работе было назидание И.Я. Яковлева «От чего зависит здоровая долгая жизнь», которое многократно перепечатывалось, а когда воспитанники по окончании школы возвращались себе в родное село учительствовать, то внедряли положения «Руководства» в свою воспитательную практику. Основные положения звучали как требование к организации педагогического процесса:
1. Соблюдение режима дня.
2. Обязательные прогулки во время перемен, перед после обеда и перед сном.
3. Путешествия, пешие экскурсии.
Семья Яковлевых, и особенно его супруга Екатерина Алексеевна, внимательно следила за здоровьем воспитанников. Учеников, ослабленных здоровьем, когда в этом была необходимость, увозили с собой из города в лес, на реку подышать свежим воздухом, побыть на природе.
В Симбирской чувашской учительской школе было образцово поставлено физическое воспитание, включающее обязательную для всех утреннюю зарядку, для большинства закаливающие процедуры и купание, оздоровительную и специальную гимнастику.
Своей настойчивостью Яковлев добился того, чтобы в школах (а это были преимущественно сельские школы) введения в уроков, или специальных занятий, на которых ученики выполняли различные виды физических упражнений. На этих занятиях дети были дифференцированы по группам:
- отдельно мальчики и девочки;
- отдельно физически развитые детей и дети слабые здоровьем;
- возрастные группы (для младшеговозраста были предназначены более простые физические упражнения; для среднего - упражнения на силу и быстроту; для старшего - на силу, выносливость, быстроту и уже с большой физической нагрузкой).
Яковлев считал, чтобы физические упражнения вызывали интерес и были привлекательны для воспитанников, надо вводить для юношеского возраста акробатику, борьбу, городки, плавание, лыжи, соревновательный бег, поднятие тяжести, лазание по столбу, состязания в верховой езде, фехтование, лодочные гонки (для юношеского возраста). Для детей среднего и младшего возраста были предписаны младших привлекательные и полезные с точки зрения комплексного характера движений и выработки спортивного азарта и дружеской соревновательности игровые виды физических упражнений (игра в мяч, прыжки со скакалкой, катание на салазках и др.).
Дифференцированный подход, общий школьный режим в сочетании с физическими упражнениями по мнению Яковлева, создают благоприятные условия для развития здорового человека, готового к взрослой жизни и трудовой деятельности [1].Заметим, что такая организация физического воспитания детей может быть востребована в современной системе физического воспитания школьников, направленной на формирование культуры здоровья детей.
В соответствии с Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 г. школа призвана обеспечить:
- формирование культуры мира и межличностных отношений;
- формирование навыков самообразования, самореализацию личности;
- формирование трудовой мотивации, активной жизненной позиции;
- развитие отечественных традиций в работе с одаренными учащимися;
- воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта;
- противодействие негативным социальным процессам.
Эти положения обосновывают все целевые ориентиры деятельности школьного коллектива, включающего педагогов, детей, родителей, всех участников образовательного процесса. В них смысловые акценты обозначают широту спектра проблем, связанных с укреплением (к сожалению, с сохранением!) здоровья учащихся как главного жизненного ресурса человека.
Основными подходами к построению образовательного процесса в современной школе, ориентированной на решение вышеназванных задач, являются:
- аксиологический подход, актуализирующий в образовательном процессе как общественные (социальные), так и индивидуальные (личностно значимые) ценности здоровья и физической культуры.В реализации аксиологического подхода необходимо исходить из того, что здоровый образ жизни представляет собой единство физического, психического, духовно-нравственного здоровья школьников, что отражает само качество жизни. Ценностные ориентации на здоровье и физическую культуру школьника «регулируют поведение, обеспечивают способы достижения целей его жизнедеятельности, формируя его отношение к окружающему миру, себе, своему поведению, к своему образу жизни» [3];
- герменевтический подход, обосновывающий объяснение и выявление глубинных смыслов процессаформирования культуры здоровья, физической культуры. При этом физическая культура рассматривается как философия жизни человека, поднимающая вопрос и отвечающая на него: «В чем смысл жизни человека?». Ответом, вероятно может быть следующий - в постоянном движении мысли, тела. А для этого человек должен быть в тонусе, в ощущении себя здоровым;
- этнопедагогический подход, ориентирующий педагогов на реализацию в образовательном процессе отечественных традиций здорового образа жизни, физического воспитания молодого поколения, включая народные, этнические. У любого народа есть массовые спортивные праздники, которые собирают людей всех возрастов от мала до велика.
В веселых индивидуальных и групповых состязаниях рождается радостное ощущение здоровья и «я могу все!» Чрезвычайно воспитательны для детей эти народные состязания демонстрацией силы и ловкости, быстроты и смекалки, великодушия и взаимопомощи. Не случайно как в сельских, так и городских праздниках, к примеру, у чуваш на Акатуе зрители становятся участниками вне возрастных и гендерных рамок. Демократизм, нерегламентированность, отсутствие формальных рамок создают атмосферу дружбы, общей радости. Ощущение радости от общения с народными традициями позволяет использовать этот опыт включенности в них школьников в современной системе физического воспитания.Сила народной педагогики в естественности, преемственности, духовности, коллективном и творческом характере, природосообразности. Она всегда способствует развитию у школьников таких черт характера, как трудолюбие, отвага и стойкость, патриотизм, а также требует уважения к человеку, честности, стремления словом и делом, своим личным примером утверждать нормы нравственности. В этом усматривается нравственная константа сформированной физической культуры личности школьника.
Формирование культуры здоровья и физической культуры личности школьника обусловливается созданием условий для массового привлечения детей и молодежи к активным занятиям физической культурой и спортом.
Предпосылками для создания таких условий являются:
- массовое привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом в системе дошкольного и общего школьного образования;
- участие школьников в традиционных спортивных соревнованиях и физкультурно-массовых мероприятиях, проводимых в республике: Всероссийская массовая лыжная гонка «Лыжня России», всероссийские соревнования по уличному баскетболу «Оранжевый мяч», всероссийский день бега «Кросс наций», легкоатлетические пробеги, республиканский фестиваль «Спортивная семья» на призы Главы Чувашской Республики и комплексные спортивно-массовые мероприятия.
Проектными направлениями в этой работе определены следующие:
- изменение содержания и форм физического воспитания и превращение его в действенную меру по сохранению и укреплению здоровья школьников;
- повышение статуса уроков физической культуры в общеобразовательной школе;
- реализация личностного и индивидуально-типологического подходов к ребенку в процессе его физического развития и совершенствования;
- создание новых форм организации физического воспитания детей на основе современных информационных технологий;
- развитие и совершенствование системы детско-юношеского спорта;
- повышение эффективности работы учителей, тренеров, инструкторов физической культуры за счет развития системы научного и информационно-методического обеспечения, внедрения новых перспективных технологий.
Ожидаемые результаты:
- формирование у обучающихся мотивации к занятиям физической культурой, осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта;
- повышение у детей уровня знаний в области личной гигиены;
- ежегодное увеличение доли детей, регулярно занимающихся физической культурой и спортом;
- увеличение показателя численности детей и подростков в возрасте 6 - 15 лет, занимающихся в спортивных школах;
- рост числа спортсменов массовых разрядов;
завоевание призовых мест учащимися-спортсменами, в том числе детьми-инвалидами республики на всероссийских и международных детских и юношеских соревнованиях;
- формирование системы мониторинга уровня физической подготовленности и физического состояния здоровья детей;
- привлечение инвестиций в систему образования для развития физической культуры и спорта.
Таким образом, учет современных реалий и трендов в сфере образования позволяет обеспечить решение приоритетной задачи образовательного учреждения - формирование у школьников культуры здоровья и физической культуры как части общей культуры личности.
Литература
1.Алексеев, Г.А. Взгляды И. Я. Яковлева на физическое развитие детей и подростков /И. Я. Яковлев и просвещение народов Поволжья : Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 125-летию Симбирской чувашской школы. - Чебоксары. - ЧГПИ им. И. Я. Яковлева, 1993. - С. 174-176.
2.Басте, А.К.. Формирование деятельностного компонента культуры здоровья младших школьников в классе. - Дис. ... канд. пед. наук.- Майкоп, 2005. - 201 с.
3.Дружинин, В.П. Воспитание здорового образа жизни у школьников: аксиологический подход. -Дис.... канд. пед. наук. М., 2009 - 201 с.
4.Разумов, А. Н. Здоровье здорового человека (Основы восстановительной медицины) / А. Н. Разумов, В. А. Пономаренко, В. А. Пискунов. - М. : Медицина. 1996. - 413 с.
5.Резанова, Н.И. Культура здоровья : Факторы и основные направления формирования в условиях среднего города. Социгендерный аспект. - Дис. ... канд. культурол. наук. - М., 2000.
6.Соколов, Ю.А. Здравствуйте. Приятного аппетита. - СПб. : Вести, 1993. - 262 с.
7.Фельдштейн, Д.И. Мир детства в современном мире (проблемы и задачи исследования). - М. : МПСУ ; Воронеж : МОДЭК, 2013. - 336 с.
Bibliography
1. Alekseev, G. A. I. Y. Yakovlev's views on the physical development of children and adolescents / I. Y. Yakovlev and enlightenment of the people of the Volga region: Proceedings of the International scientific-practical conference dedicated to the 125th anniversary of the Simbirsk Chuvash School. - Cheboksary. - CSPU of I. Y. Yakovlev, 1993. - p. 174-176.
2. Baste, A. K. Development of the activity component of the health culture among younger students in the classroom. - Dis. ...Candidate of Pedagogical Sciences.-Maikop, 2005. - p. 201.
3. Drughinyn, V. P. Development of healthy lifestyle among schoolchildren: axiological approach. - Dis ....Candidate of Pedagogical Sciences, Moscow, 2009 - p. 201.
4. Razumov, A. N. Health of healthy person ( Basics of regenerative medicine ) / A. N. Razumov, V. A. Ponomarenko, V. A. Piskunov. - Moscow: Medicine. 1996. - p. 413.
5. Rozanov, N. I. Culture of Health: Factors and basic directions of the average conditions in the city. Socio-sexual aspect. - Dis. ...Candidate of Cultural Studies. - Moscow, 2000.
6. Sokolov, Y. Hello. Enjoy your meal. - St. Petersburg: News, 1993. -p.262.
7. Feldstein, D. I. World of childhood in the modern world (the problem and objectives of the research). -Moscow: MPSU; Voronezh MODEK, 2013. - p. 336.
Статья поступила в редакцию: 15.11.2013 г.