Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 5 (сентябрь - октябрь) http ://mir-nauki .com/vol4-5. html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/59PDMN516.pdf Статья опубликована 03.11.2016 Ссылка для цитирования этой статьи:
Качалов Д.В. Формирование культуры самообразования у студентов вуза // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 5 http://mir-nauki.com/PDF/59PDMN516.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 378
Качалов Дмитрий Владимирович
ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения», Россия, Екатеринбург
Профессор кафедры «Экономики транспорта» Доктор педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]
Формирование культуры самообразования
у студентов вуза
Аннотация. На современном этапе развития общества в свете социально-экономических преобразований произошли изменения и в сфере высшего профессионального образования, суть которых заключена, в том числе, и в задачах подготовки специалистов, обладающих глубокими общенаучными, профессиональными знаниями, владеющих устойчивыми умениями в соответствующей профессиональной деятельности, способными творчески, самостоятельно пополнять свои знания. На социально-педагогическом уровне потребности общества сосредоточены на востребовании специалиста, способного к самосовершенствованию на протяжении всей жизни. Требования к уровню подготовки специалистов достаточно высоки: он должен иметь определенную сумму знаний, умений, владеть общекультурными, общепрофессиональными, профессиональными компетенциями, осуществлять профессиональное самообразование, личностный рост, проектировать личностный и профессиональный рост, обеспечивающий конкурентоспособность на рынке труда.
В этой связи становится актуальной проблема формирования культуры самообразования личности, ее самостоятельности в процессе подготовки к будущей профессиональной деятельности. Этим обусловливается необходимость перехода от традиционной (репродуктивной) технологии обучения к активным, акцент которых сосредоточен на оснащении будущего специалиста, знаниями, поисковыми умениями, способами самостоятельного обогащения знаний, позволяющих осуществлять непрерывное профессиональное и личностное развитие.
Ключевые слова: самообразование; самообразовательная деятельность; культура самообразования; проектно-творческая деятельность; педагогическое сопровождение процесса формирования культуры самообразования студентов вуза; мотивация самообразовательной деятельности
На современном этапе развития общества, существенных преобразований в сфере высшего образования меняется и парадигма конечной цели в подготовке специалиста. Цель подготовки специалиста проецируется от подготовки специалиста-исполнителя к
специалисту-исследователю, в профессиональном «арсенале» которого сформированные знания, самостоятельность в определении задач своего профессионального и личностного роста, способность к самореализации, готовность к непрерывной работе над повышением общей и профессиональной культуры, востребованию интеллектуального и творческого потенциала.
Актуальной становится на научно-педагогическом уровне проблема создания условий для раскрытия возможностей творческого саморазвития студентов, формирования индивидуального стиля деятельности, профессионального самосознания, формирования у студентов готовности к непрерывному самообразованию.
Вышеизложенное обнаруживает противоречие между новыми потребностями модернизации системы вузовского образования и недостаточно целостное обоснование потенциальных возможностей самообразовательной деятельности студентов вуза; между существующими реальными возможностями самообразовательной деятельности студентов и недостаточным осознанием значимости самообразовательной деятельности для саморазвития и профессионального становления.
Разрешение указанных противоречий видится в необходимости формирования культуры самообразования студентов, построения модели процесса ее формирования, поиска путей и средств, определения условий, обеспечивающих удовлетворение личных познавательных потребностей студента как фактора достижения самостоятельности в образовательной деятельности [8].
Проблема раскрытия основного понятия «культура самообразования» потребовала обратиться к родовым понятиям - самообразование и самообразовательная деятельность. В исследованиях данные понятия имеют различные толкования. Определение понятия самообразование исходит из понимания ее как познавательной деятельности, которая носит целенаправленный характер, управляемость со стороны личности; «приобретение знаний путем самостоятельных занятий, без помощи преподавателя» [9]; это «процесс самостоятельного совершенствования личностью чувств, мышления, воли, практических умений и навыков» [4].
Самообразовательная деятельность определяется как активная, «саморегулируемая, личностно и профессионально значимая» познавательная деятельность [5, С. 59-65].
Конечным результатом самообразовательной деятельности является сформированность опыта овладения новыми операциями, способами актуализации знаний и умений. С этой точки зрения самообразовательная деятельность есть деятельность, в основе которой лежат потребности в овладении новыми операциями, опытом их исполнения. Значительным дидактическим и социальным смыслом самообразовательной деятельности становятся личностное саморазвитие в процессе «проектирования личностного роста, самосовершенствования и проектирования профессионального будущего» [7, С. 235].
Обобщая понятия самообразование и самообразовательная деятельность можно сказать, что самообразование обладает характеристиками - целенаправленность, добровольность, личную значимость, систематичность, саморегуляцию и самоуправление. Самообразовательная деятельность имеет существенные признаки, проявляющиеся в том, что все ее компоненты и содержание определяются самим субъектом в целях развития самопроцессов (саморазвития, самососвершенствования).
Культура самообразования как понятие не определена однозначно. Исследователи определяют культуру самообразования исходя из тех концептуальных положений, в которых сосредоточен предмет исследования, специфика формируемых качеств будущего
специалиста. В этом аспекте культура самообразования рассматривается как уровень организации умственного и творческого руда [3].
Обращаясь к проблеме формирования самообразовательной деятельности исследователи позиционируют культуру самообразования как творческую деятельность, которая основана на ценностно-смысловой, мотивационной направленности на освоение профессиональных знаний [1, С. 11].
Выделяются исследования, которые придают культуре самообразования компетентностную «окраску» и акцентируют внимание на личностно-регулируемой деятельности студентов, рефлексии и ценностях, которыми необходимо овладеть для будущей профессиональной деятельности. Ядром такого подхода является умение студентов организовать собственную деятельность, и что важно, «признание личностью значимости овладеть культурой самостоятельной познавательной деятельности» [11].
Обобщение имеющихся определений понятия «культура самообразования» сводится к его пониманию как сложного интегративного качества личности, характеризующееся целенаправленной самостоятельной образовательной деятельностью студента, осознанием и принятием ценностей культуры самообразования.
Такая постановка в понимании культуры самообразования раскрывается через осознание студентами ценности и смысла образовательной самостоятельности, культуры самообразования; оперирование способами организации самостоятельной образовательной деятельности; творческий подход и стремление к преобразованию имеющегося знания; использование умений осуществлять самостоятельно познавательную деятельность; вхождение в рефлексивную позицию относительно результатов самообразовательной деятельности, личностных качеств.
Проблему формирования культуры самообразования студентов вуза может решить создание педагогических условий. Конструирование процесса формирования культуры самообразования предусматривает в качестве одного из педагогических условий включенность студентов в проектно-творческую деятельность. Такая деятельность позволит организовать самообразовательную деятельность, в которой знания не только приобретаются, но и применяются при решении познавательных задач. По сути, включенность студентов в проектно-творческую деятельность согласуется с применением приемов, которые позволяют «решить ту или иную задачу в результате самостоятельных действий» [10].
Другим условием является необходимость педагогического сопровождения самообразовательного процесса, а также условия, связанного с формирование рефлексивной позиции, проявляющейся в устойчивом стремлении к самооценке собственных действий по достижению культуры самообразования. Идея, заложенная в данных условиях, проецируется на осознанное понимание студентами приоритетности культуры самообразования, побуждения их к реализации потребности в самореализации, саморазвитии, понимание необходимости вхождения в рефлексивную позицию относительно собственной культуры самообразования.
При этом педагогическое сопровождение процесса формирования культуры самообразования студентов основано на взаимодействие преподавателя и студента, признании студента как субъекта образовательного процесса, создании ситуаций, в которых студент переживает успех в познавательной деятельности благодаря собственной активности, и процессуальная функция которого (педагогического сопровождения) раскрывается через акцентирование ценностных ориентиров культуры самообразования: самопознание, саморазвитие, самореализация.
59РБМ№16
Значительные возможности для формирования культуры самообразования студентов вуза мы видим в формировании мотивации к самообразовательной деятельности, несущей в своей содержательной структуре профессионально-ориентированные ситуации, моделируемые в процессе изучения учебных дисциплин. Исходным в реализации данного условия является побуждение студентов к образовательной самостоятельности, стимулирование их познавательной активности, формирование положительного отношения к самообразовательной деятельности, стремления к постоянному обновлению знания.
Такой подход подкрепляется исследованиями, доказавшими необходимость создания условий, которые сконцентрированы на развитии интереса к формам и методам обучения, создании ситуаций успеха, практической значимости предметного содержания, оптимального соотношения теории и практики в содержании обучения [6].
В структуре культуры самообразования представлены мотивационный (осознание смысла самообразовательной деятельности), когнитивный (знания об особенностях организации самостоятельной познавательной деятельности), креативный (оригинальность), операциональный (умение осуществлять самообразовательную деятельность), рефлексивный (умение осуществлять самооценку и самоанализ результатов самообразовательной деятельности и личностных качеств) [8]; близки по смыслу и такие выделенные компоненты ценностно-мотивационный, когнитивно-операционный и контрольно-рефлексивный [3, С. 245-250].
Оперируя выявленными компонентами был осуществлен выбор форм, средств и приемов формирования культуры самообразования. Важно обеспечить формирование каждого из названных компонентов, что послужило выбором следующих приемов: рефлексивно-творческие приемы, дискурсивные выступления, тренинговые упражнения, моделируемые профессионально-значимые ситуации, рефлексивно-пиктографические приемы, рефлексивное портфолио, ситуации успеха, приемы голографического проектирования, приемы «логического столкновения», приемы «фиксации результатов поиска», приемы «недоопределенной задачи», приемы диалогического консультирования и др.
Применение указанных приемов, реализация описанных педагогических условий направлены на углубление знаний и умений осуществления анализа и сравнения, обучение приемам работы с информационными материалами, оказание помощи в преодолении интеллектуальных затруднений, развитие умений найти источники знаний, использовать их, выделять особенное, приводить доказательства, аргументировать, находить рациональные методы решения поставленной учебной задачи.
Таким образом, культура самообразования студентов вуза является закономерным результатом целенаправленно организованного процесса формирования ценностного отношения к самообразованию, признания студента как субъекта образовательной самостоятельности, осознающего цели самообразовательной деятельности, необходимость овладения культурой самообразования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Безниско Е.Д. Самообразование как условие личностно-профессионального роста учителя: Автореф. дис. канд. пед. наук, Ростов-на-Дону - 2007. - 32 с.
2. Дыганова Е.А. Формирование культуры самообразования будущего педагога-музыканта в процессе освоения дирижерско-хоровых дисциплин диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 - Санкт-Петербург, 2014. - 234.
3. Дыганова Е.А. Формирование самообразовательной культуры будущего педагога-музыканта / Е.А. Дыганова // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2011. - No3 (25). - С. 245-250.
4. Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000.
5. Карпова О.Л. Концептуальные основы содействия развитию самообразовательной деятельности студентов // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - №3. - С. 59-65.
6. Карпова, О.Л. Педагогическая концепция содействия развитию самообразовательной деятельности студентов вуза: монография / О.Л. Карпова. - Челябинск: Урал ГУФК, 2009. - 310 с.
7. Миняева Н.М. Актуализация ресурса самообразовательной деятельности: Дис. докт. пед. наук, Оренбург, 2011 - 403 с.
8. Насипов А.Ж. О цели системы самостоятельной работы студентов с позиций культуроцентричного подхода // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. - Август 2010, ART 1440. - СПб., 2010 г. URL: http://www.emissia.org/offline/2010/1440.htm.
9. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. - 20-е изд., стереотипное. М. Русский язык, 1989.
10. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2000.
11. Усачёва О.В. Соотношение продуктивных и репродуктивных упражнений на начальном этапе обучения французскому языку. Диссертация на соискание учёной степени кандидата наук. 13.00.2-теория и методика обучения иностранным языкам / О.В. Усачёва. - Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 1999. -150 с.
Kachalov Dmitry Vladimirovich
The Ural state transport university, Russia, Ekaterinburg
E-mail: [email protected]
The formation of higher educational establishments'
students' self-education
Abstract. At the present stage of the development of the society in the light of the going-on socio-economic changes there have been changes in the sphere of the higher professional education as well. These changes have resulted in the changing of the task to train specialists who have deep scientific and professional knowledge, skills in the professional sphere and who are capable to enhance their knowledge in a creative way doing it by themselves. On the socio-pedagogical level, the society demands specialists, capable of self-improvement throughout their lives. Thus the society requires specialists are to have a certain amount of knowledge, skills, they are to possess the general cultural, general professional and professional competencies, to exercise professional self-education, personal growth, and design personal and professional growth. All these characteristics are looked upon as the factor that ensures a specialist to be competitive.
In this context, the problem of forming a culture of self-education of a specialist, his independence while training for his future profession has become very urgent. Hence there is the need for transition from a traditional (reproductive) learning technology to an active (productive) learning technology. The latter focuses on equipping the future specialist with knowledge, search skills, ways of self-education. And all these are supposed to allow the future specialist to carry out his continuous professional and personal development.
Keywords: self-education; self-education activity; the culture of self-education; project-creative activity; pedagogical support of the formation of the self-education culture of a student; motivation for self-education activity