Савкина Н.Г.1, Сафонова Т.Н.2 ©
1Доцент, кафедра теории и методики начального и дошкольного образования;
2студент, педагогический факультет.
Ишимский педагогический институт им. П. П. Ершова (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет»
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
Аннотация
В статье исследуется уровень владения культурой речи младших школьников. Приводится программа по развитию речевой культуры учащихся младших классов, описываются результаты ее применения.
Ключевые слова: развитие речи, культура речи, учащиеся начальных классов. Keywords: the development of speech, culture of speech, primary school students.
Культура речи - это сравнительно молодая область науки о языке. Повышение культуры речи является актуальной проблемой современного общества. Чтобы научить говорить, соблюдая нормы современного русского языка, целесообразно уделять внимание формированию культуры речи в младшем школьном возрасте. Это является одной из важнейших задач учителя начальных классов. В настоящее время дети допускают большое количество ошибок в произношении слов, словообразовании, словоизменении, употреблении слов, постановке ударения[6;132].
Основной задачей работы по развитию культуры речи является вооружение учащихся содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.
По данной проблеме была спланирована экспериментальная работа, направленная на изучение и совершенствование речевой культуры у младших школьников.
В исследовании принимали участие 25 школьников 2-го «Б» класса и 25 школьников 2-го «В» класса.
В нашем исследовании мы изучили речь по следующим критериям:
1. Содержательность 2. Логичность 3. Точность 4. Языковая правильность речи, 5. Ясность 6. Коммуникативная целесообразность 7. Выразительность.
Примеры заданий, которые мы использовали на констатирующем этапе.
Для определения уровня развития культуры речи учащимся было дано задание: распределить предложения в их логической последовательности.
Задание 1. Распределите самостоятельно предложения в их логической последовательности (предложения можно дополнить своими словами).
1. Свистит метель. 2. Зима летит на всех парусах. 3.Тонут в белых волнах кусты и пни. 4. Низкие облака ползут над лесом. 5. Осенью в лесной глуши выбрал медведь место для берлоги. 6. Он принес в свое жилье мягкой душистой хвои.
Обобщив результаты мы получили, что на высоком уровне находятся 16% учащихся в экспериментальном классе, 20 % в контрольном классе, в - речи этих учащихся прослеживается содержательность, свои предложения в речи дети выстраивают последовательно, логично, точно.
На среднем уровне находятся знания 32% учащихся в экспериментальном классе, 36% в контрольном классе. В речи этих детей прослеживается коммуникативная целесообразность, ясность, но отсутствует содержательность, логичность, последовательность.
© Савкина Н.Г., Сафонова Т.Н., 2016 г.
На низком уровне в экспериментальном и контрольном классах находятся 52% и 44% учащихся соответственно, т.е. у большинства учащихся 2-го класса связанная речь находится на низком уровне развития.
С целью выявления уровня развития речевых умений нами был проведён урок развития речи: сочинение «Моя любимая игрушка».
Результаты анализа уровня развития речевых умений показали, что и в контрольном и в экспериментальном классах учащиеся умеют последовательно и связно описывать - 60% учащихся в экспериментальном классе, 56% - в контрольном классе; раскрывать тему и основную мысль в сочинении и отбирать материал в соответствии с темой сочинения - 52% учащихся в экспериментальном классе, 86 % в контрольном кассе; использовать прилагательные в описательном тексте - 44% учащихся в экспериментальном классе, 48% в контрольном классе.
Хуже всего у детей развито умение использовать прилагательные в описательном тексте. Низкий уровень развития этого умения - 24% в экспериментальном классе и 20% - в контрольном классе.
На основании проведенного констатирующего эксперимента мы сделали вывод, что речь наших учеников часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических ошибок и, как правило, невыразительна.
Нами была разработана Программа по развитию речевой культуры у младших школьников.
Основной целью разработанной программы является совершенствование навыков умелого и эффективного использования богатств языка: словарных, словообразовательных, грамматических, фонетических; выработать умение находить в языковой системе адекватную языковую форму; прививать эстетические нормы общения, предусматривающие соблюдения речевого этикета.
Задачи программы - помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы повысить речевую культуру, умение общаться.
Наша программа реализуется через систему внеклассных мероприятий или часов дополнительного образования в количестве - 34 часов (2 часа - резервных)
Работа над культурой устной речи предполагает, прежде всего, проведение на каждом занятии специальных упражнений, направленных на овладение учащимися правил орфоэпии; обучение выразительному чтению и ознакомление с фонетическими закономерностями русского языка как средством художественной выразительной речи [1; 74].
Воспитание культуры устной речи составляет одно из направлений в общей системе работы по развитию речи. Осуществляется оно с помощью методов наблюдения и анализа языковых явлений и самостоятельной работы учащихся в форме разнообразных упражнений [4;143].
За время работы над программой по развитию культуры речи у нас сложилась своя система использования различных приемов, видов заданий и упражнений при работе над повышением речевой культуры учащихся, привитием им определённых навыков культуры поведения.
Разработанная нами программа по развитию культуры речи предполагала организацию активной речевой деятельности детей. Чтобы детям было интересно, особое внимание мы уделили отбору занимательного текстового материала, в этом очень помогли книги Т. А. Ладыженской [2;23].
При введении нового задания осуществляется постановка задач проблемного характера. Использовались игровые приёмы, забавные сюжеты, рисунки, которые активно участвуют в различных речевых ситуациях [5;64].
Приведем некоторые из эффективных методов и приемов развития культуры речи, используемых в нашей работе.
Уточнение, обогащение и активизация словаря учащихся.
Работа над словарем - это основа, фундамент всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не сможет построить предложения, выразить свою мысль.
Работа над словарем состоит в его уточнении, обогащении и активизации. Над уточнением словаря мы вели работу постоянно, на всех занятиях.
Разнообразные игры со словом развивают у детей природное языковое чутье, подготавливают их к восприятию поэтических форм, которые будут изучаться в старших классах[7; 61].
Одна из таких игр - это подбор рифм к данным словам. Например, «дом пойдем», «крокодил - угодил», «колобок - уголок» и т.д. Далее работа усложняется. На доске записываются две стихотворные строчки. Дети самостоятельно за определенное количество времени должны продолжить начатое. Получается у всех не сразу, поэтические неожиданности рождаются постепенно, незаметно.
Для обогащения словарного запаса детей все мы часто использовали в работе пословицы и поговорки [3;73]. Они - традиционный дидактический набор для отработки различных умений и навыков при изучении разных разделов русского языка. Из своей копилки пословиц и поговорок могу предложить такие: Мал золотник, да дорог. Друзья познаются в беде. Доброе дело и в воде не тонет.
Задания могут быть такими:
1. Прочитай одно (по выбору) предложение-пословицу. Устно передай ее основной смысл. Сформулируй тему.
2. Отталкиваясь от данного предложения, «разверни» свою мысль в письменной форме (от 5 до 15 предложений). Помни, что предложение-опора является названием твоего будущего текста: в этом заголовке выражена главная мысль.
Анализ полученных результатов показал, что после проведения формирующего этапа уровень развития культуры речи младших школьников в экспериментальном классе значительно повысился. Показатель высокого уровня развития умения строить описание (последовательно и связно описывать) у учащихся экспериментального класса после формирующего этапа эксперимента вырос и составил - 72%; умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении - 76%; умения отбирать материал в соответствии с темой сочинения - 76%; а умения использовать прилагательные в описательном тексте - 68%.
Учащиеся умеют строить описание, раскрывать тему и основную мысль в сочинении, отбирать материал в соответствии с темой и использовать прилагательные в описательном тексте. При этом лишь немногим была оказана помощь.
Таким образом, можно сделать выводы, что результаты формирующего этапа эксперимента показали эффективность разработанного в исследовании подхода к развитию культуры речи в экспериментальном классе. Эффективность работы над развитием культуры речи обеспечивается разнообразием методических форм и приемов.
Результаты нашей работы можно рекомендовать для ознакомления, как начинающим педагогам, так и опытным учителям.
Литература
1. Л.А. Введенская Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 544 с.
2. Т.А. Ладыженская Живое слово: устная речь как средство и предмет обучения: учеб. пособие / . -М.: Просвещение, 2011, -124 с.
3. В.И. Капинос Культура речи // Методика развития речи на уроках русского языка: пособие для учителей / под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Просвещение, 2014. - 320 с.
4. М.Р. Львов Методика развития речи младших школьников: пособие для учителя / - М.: Просвещение, 2015. - 176 с.
5. Н.Г. Савкина - Педагогическая помощь леворуким детям в первый год их обучения в школе. М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО "Ишимский гос. пед. ин-т им. П. П. Ершова". Тюмень, - 2009. - 116 с.
6. Н.Г. Савкина - Развитие умения формулировать определение понятий на уроках русского языка в начальных классах. XXIII Ершовские чтения: Межвузовский сборник научных статей. Ишим, 2013. - С. 131-133.
7. Н.Г. Савкина - Дифференцированное обучение учащихся начальных классов с учетом разной функциональной асимметрии полушарий. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Ишим, 2010. - 96 с.