го проекта): материалы 8-й и 9-й междунар. конф. по психологии и педагогике чтения. - М.: НИЦ ИНЛОККС, 2005. - С. 47-49.
10.Колесникова, Н. И. Научно-учебные жанры: Нас все учили понемногу / Н. И. Колесникова // Актуальные проблемы описания и преподавания русского языка: сб. науч. статей. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006. - С. 66-73.
11.Маркелова, Е. В. Как «раскрываются» афоризмы? / Е. В. Маркелова,
Н. И. Колесникова. - Изд. 2-е, испр. - Новосибирск: Изд-во НГТУ. - 2003. - 36 с.
12.Митрофанова, О. Д. Научный стиль речи: проблемы обучения /
О. Д. Митрофанова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Рус. яз., 1985. - 230 с.
13.Павлова, А. И. Что такое реферат и как его написать: элективный курс / А. И. Павлова // Русский язык. - 2006. - № 18 (497). - С. 18-24.
14.Павлова, Т. И. Научная речь как составляющая общей профессиональной культуры человека: программа элективного курса / Т. И. Павлова // Русский язык. - 2007. - № 2 (505). - С. 22-27.
15.Салимовский, В. А. Жанры речи в функционально-стилистическом освещении (научный академический текст) / В. А. Салимовский. - Пермь, 2002. - 236 с.
УДК 80 (075.8)
Н. В. Гоннова
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Современное состояние русского литературного языка вызывает тревогу и озабоченность у ученых из разных областей знаний, писателей, общественных деятелей, педагогов. Как справедливо утверждает Л. И. Скворцов, «известная “обнаженность” речи, ее смысловая, стилистическая, грамматическая и орфоэпическая ущербность вызывают живую и резко негативную реакцию со стороны образованной части общества, делают актуальными и острыми вопросы: “Как мы говорим и пишем?”, “Правильно ли мы говорим по-русски?”, “Знаем ли мы свой родной язык?”» [5, с. 6].
Литературный язык, выполняющий культурообразующую функцию, направленную на развитие личности, испытывает активное воздействие со стороны нелитературных форм национального языка. Границы нормы -атрибута языка на всех этапах его развития - размываются. Речь людей «говоримых» профессий (педагоги, журналисты, дикторы, актеры, юристы и др.) перестает быть правильной, точной, чистой, выразительной, ее нельзя воспринимать как эталонную. Жаргонизмы звучат даже в официальных теле-и радиопередачах. Нелитературная стихия захватила и значительные пласты речи молодых людей. С сожалением вынуждены констатировать, что жаргонные слова и обсценизмы слышны из уст подростков и младших школьников.
В связи со сложившейся ситуацией возрастает роль учителя начальных классов, основная цель которого «сводится к тому, чтобы воспитывать, развивать, формировать ученика как человека, индивидуальность, личность, обучая его тому и в той мере, которая позволяет каждому младшему школьнику под руководством учителя научиться задумываться о мире и о себе» [4, с. 8], а становление личности во всех ее многообразных характеристиках происходит в процессе формирования языковой и речевой культуры.
Общеизвестно, что профессиональным инструментом, основным средством обучения, воспитания, всестороннего развития детей является речь педагога. В. А. Сухомлинский называет слово учителя тончайшим инструментом человеческого воспитания. «Неуважение к слову, неверие в слово порождают педагогическое бескультурье и примитивизм», - справедливо утверждает великий педагог XX в. [7, с. 252].
К речи педагога всегда предъявлялись высокие требования. Это обусловлено следующими факторами: авторитет учителя настолько высок, что ребенок 6-10 лет тщательнее усваивает речь педагога, чем, например, ученик среднего и старшего звена школы; младший школьник не подвергает речь учителя оценке (грамотная - неграмотная, точная - неточная, логичная - нелогичная, чистая - засоренная и т. д.), воспринимает ее в качестве образцовой и, как правило, строит свою речь, подражая речи педагога. А это значит, что учитель должен «показывать» точную, чистую, выразительную речь (а не просто говорить о ней), знать культуру речи, безупречно владеть ею и «предъявлять образцы высочайшего речевого мастерства как противопоставление однодневным шедеврам» [3, с. 7].
Решение задач по воспитанию личности ребенка, формированию языкового вкуса, «чутья языка» и высокой культуры речи мы связываем с профессиональной речевой подготовкой учителя начальных классов и считаем, что учитель начальных классов, преледе всего, филолог.
Филология определяется как совокупность гуманитарных наук, изучающих письменные тексты и на основе их языкового, содержательного и стилистического анализа - историю и сущность духовной культуры данного общества [6, с. 892]. Подготовка учителя начальных классов, на наш взгляд, должна осуществляться в рамках филологического образовательного пространства, которое мы понимаем как интегрированный ряд учебных дисциплин филологического цикла; ядром его являются языковые, речеведчес-кие, литературоведческие дисциплины. Филологическое пространство расширяется не только за счет новых дисциплин: «Теория литературы с практикой читательской деятельности», «История отечественной литературы», «Практикум по русскому правописанию», но и общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин: «Философия», «История», «МХК», «Русский язык и культура речи» и др., курсов национально-регионального компонента: «Риторика», «Единый речевой режим в вузе и школе».
Особое место в филологическом пространстве занимают учебные пред-
меты, цель которых - формирование речевой культуры будущего учителя и совершенствование его коммуникативно-речевых умений.
Рассмотрим подробнее, как осуществляется формирование речевой культуры будущих учителей начальных классов на факультете начального образования Самарского государственного педагогического университета.
Нами разработан (в рамках национально-регионального компонента) профессионально-ориентированный интегрированный курс «Культура речи учителя начальных классов», который мы предлагаем студентам 5-го курса (9-й семестр). Введение названного курса вызвано необходимостью подготовки высококвалифицированного специалиста, обладающего системным мышлением, владеющего культурой речи, речевым мастерством, речью как профессиональным орудием воздействия на сознание, чувства, эмоции учащихся. Студент, изучивший курс «Культура речи учителя начальных классов», должен знать: базовые лингвистические и методические понятия (речь, речевая деятельность, культура речи, стили и жанры речи, типы речи и др.); специфику педагогической речи; коммуникативные качества речи; уметь: лингвистически грамотно и методически целесообразно строить свои высказывания в рамках учебно-научного стиля речи; формулировать вопросы и задания, реагировать на высказывания учащихся, замечая и исправляя их ошибки; проектировать теоретические знания на практику школьного обучения; планировать и организовывать работу по культуре речи в начальных классах; организовывать работу по соблюдению единого речевого режима.
Разрабатывая концепцию программы по курсу «Культура речи учителя начальных классов», мы опирались на исследования видных отечественных лингвистов и методистов-словесников Р. А. Будагова, А. Н. Васильевой, Б. Н. Головина, И. Б. Голуб, Н. Д. Десяевой, Н. А. Ипполитовой, Т. А. Ладыженской, М. Р. Львова, А. А. Мурашова, Д. Э. Розенталя, В. Ф. Русецкого, Л. И. Скворцова, Е. Н. Ширяева и др.; труды психологов Ф. Н. Гоноболина, В. А. Кан-Калика, В. А. Крутецкого, Н. В. Кузьминой и др.
Не отрицая всего многообразия связей дисциплины «Культура речи» с другими науками, при определении содержания курса мы обозначили связи следующих наук и учебных дисциплин, с которыми студенты уже познакомились в течение четырех лет обучения: «Русский язык», «Русский язык и культура речи», «Методика обучения русскому языку и литературе», «Риторика», «Педагогика», «Психология».
Основные разделы курса: 1. Специфика профессиональной речи учителя начальных классов. 2. Коммуникативные качества речи учителя как элемент профессионально-речевой культуры. 3. Техника речи учителя. Для освоения курса предлагаем студентам такие формы работы, как лекции (лекции-диалоги), практические занятия, на которых проводим ролевые игры и тренинги.
Рассмотрим и проанализируем некоторые вопросы одного из разделов курса - «Коммуникативные качества речи учителя как элемент профессионально-речевой культуры»: качества речи как коммуникативные качества и стилевые черты учебно-научной речи; качества хорошей речи - это качества звучащей речи; психолого-педагогические характеристики речи учителя начальных классов; формирование коммуникативных качеств речи у младших школьников; критерии речи учителя начальных классов.
Глубокое осмысление предложенных вопросов способствует, как показывают наши исследования и опыт педагогической работы, формированию коммуникативных качеств речи учителя, дает возможность представить материал в системе, комплексно и увидеть возможности применения теоретических знаний в практике школьного обучения.
Коммуникативные качества речи (одно из центральных понятий культуры речи) студенты изучают в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи» (3-й курс, 5-й семестр). Под коммуникативными качествами речи (ККР), вслед за Б. Н. Головиным, мы понимаем объективно существующие свойства и признаки речи, определяющие степень ее коммуникативного совершенства. Они могут быть обусловлены законами системы языка, мышлением, сознанием, действительностью, условиями общения и осознаются на основе соотношения «речь - неречевые структуры». Б. Н. Головин и его последователи анализируют основные качества речи, которые представляют собой критерии оценки достоинств речи: правильность, точность, логичность, доступность, чистота, выразительность, богатство, уместность, действенность. Ученый теоретически обосновывает нормативно-оценочный подход к культуре речи, указывает собственно лингвистические и экст-ралингвистические факторы, способствующие формированию того или иного качества [1]. Знание этого лингвистического материала является основой для дальнейшего изучения качеств хорошей речи.
В курсе «Культура речи учителя начальных классов» для нас важно подчеркнуть, что ККР как элемент культуры вообще и культуры речи в частности должны быть присущи прежде всего речи педагога. Рассматриваем качества речи учителя в системе, а не изолированно, поскольку они взаимо-обусловливают друг друга (например, нарушение правильности часто приводит к нарушению точности, логичности, чистоты).
Качества речи педагога приобретают определенную специфику в условиях учебного общения, для которого характерен учебно-научный стиль (под-стиль) изложения материала. Отличительные особенности этого подстиля были раскрыты в курсах «Русский язык и культура речи», «Стилистика». Основной инструмент учителя на уроке - устная учебно-научная речь. Под учебно-научной речью (стилем) мы понимаем разновидность научной речи (стиля), имеющую особую сферу применения: используется в процессе передачи и усвоения знаний. Признаки учебно-научной речи: употребление терминов и околотерминологической лексики в рамках сфор-
мированных клише; точных определений понятий. Мы считаем, что в рамках профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов коммуникативные качества речи (точность, логичность, ясность, доступность, выразительность) должны быть рассмотрены как стилевые черты учебно-научной речи (опираемся на исследования Н. Д. Десяевой, Т. А. Ладыженской, Т. А. Лебедевой и др.).
Качества речи учителя - это качества звучащей речи (например, одним из видов богатства речи является интонационное богатство, и выражается оно только в речи звучащей и слышимой). Из этого следует, что ККР педагога мы рассматриваем как совокупность особенностей внутренней (содержательной) и внешней сторон речи (четкая дикция, оптимальный темп речи, фонационное дыхание, тембр голоса; такие свойства голоса, как сила, высота, полетность, выносливость, помехоустойчивость, суггестивность). На необходимость формирования умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи, указывают М. Л. Каленчук, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, А. А. Мурашов, В. Ф. Русецкий, А. И. Савостьянов и др. При изучении дисциплины «Культура речи учителя начальных классов» мы предлагаем студентам комплексы упражнений, которые впоследствии могут быть использованы в педагогической деятельности.
Качества речи учителя оказываются в центре внимания и при изучении дисциплины «Введение в специальность» (1-й курс, 2-й семестр). Студенты знакомятся с общими требованиями, предъявляемыми к речи педагога, рассматривают речь учителя как составляющую педагогического мастерства. В курсе «Культура речи учителя начальных классов» эти теоретические знания приобретают четкую профессиональную лингвометодическую направленность. Мы учитываем, что при обучении студентов культуре речи и педагогическому мастерству необходимо особое внимание обращать на качества речи, имеющие первостепенное значение. По мнению Н. В. Кузьминой, основными качествами речи педагога следует считать доступность, логическую стройность, последовательность и убедительность [2].
Зная ККР, требования к речи учителя, студенты могут самостоятельно дать психолого-педагогические характеристики речи и создать речевой портрет учителя начальных классов, а также указать на прямую зависимость восприятия, понимания учебной информации, эмоционального состояния учащихся от качеств речи педагога.
Качества речи учителя обусловливают качества речи младших школьников, поэтому вполне закономерно включение вопроса «Формирование качеств речи у младших школьников» в содержание рассматриваемого раздела нашего курса. С требованиями к речи учащихся начальных классов, т. е. с качествами хорошей речи (содержательность, логичность, точность, богатство, ясность, выразительность, правильность), студенты знакомятся в рамках дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературе» (4-й курс, 8-й семестр); изучают программы по русскому языку, нацеленные на фор-
мирование качеств речи и культуры речи в целом. Знание учителем этого материала является основой для совершенствования собственной речевой культуры и организации работы по формированию культуры речи учащихся.
Исследование ККР с лингвистической, методической, психологопедагогической точек зрения позволяет сформулировать ряд критериев профессиональной педагогической речи (при этом мы не отрицаем наличия и других критериев):
- строгое следование нормам современного литературного языка;
- владение точностью речевого выражения, точностью терминоупотреб-ления;
- владение логикой рассуждения и изложения;
- знание языковых средств и владение ими в различных коммуникативных ситуациях (прежде всего, в ситуациях учебного общения);
- владение выразительными средствами языка, его стилистическими ресурсами;
- владение навыками, применяемыми для оптимального звучания речи;
- соблюдение правил речевого этикета;
- владение невербальными средствами общения.
Обобщению материала, приобретению знаний интегративного характера при изучении раздела «Коммуникативные качества речи учителя как элемент профессионально-речевой культуры», на наш взгляд, способствуют профессионально-ориентированные задания. Например:
1. С опорой на знания, полученные при изучении дисциплин «Русский язык и культура речи», «Методика обучения русскому языку и литературе», «Педагогика», «Риторика», подготовьте доклад «Коммуникативные качества речи учителя».
2. Изучите материал учебно-методического пособия А. А. Мурашова «Культура речи учителя» и обоснуйте положения автора: «Педагогическая культура речи - это знания и нормы, и ситуации общения; а значит, и нормативность, и целесообразность как равновеликие категории» [3, с. 51]; «Учителю безнравственно допускать погрешности в собственной речи, он речевая личность и коммуникативный лидер, сказанное им не только запоминается, но многократно воспроизводится» [3, с. 22]; «Формирование речевой личности учителя невозможно при игнорировании качеств речи» [3, с. 419].
3. Проанализируйте речь учителя начальных классов на разных уроках и составьте его речевой портрет (критерии выделите самостоятельно).
4. Составьте картотеку ошибок, связанных с нарушением качеств речи; ошибки исправьте.
5. Подготовьте фрагмент урока; выступите перед аудиторией; оцените свою речь с точки зрения требований, предъявляемых к ней.
6. Составьте требования, предъявляемые к речевому поведению учителя на уроке.
7. Подготовьте выступление «Качества речи и компетенции учителя и
ученика» (определите понятия «коммуникативная, языковая, лингвистическая, культуроведческая компетенции»). Установите связь качеств речи с характеристиками компетенций.
8. Разработайте для младших школьников комплекс упражнений, направленных на формирование того или иного качества речи.
Таким образом, теоретико-практическая подготовка будущего учителя начальных классов в рамках интегрированного курса «Культура речи учителя начальных классов», занимающего особое место в филологическом пространстве, дает единое основание для формирования высокой речевой культуры и коммуникативно-речевых умений будущего педагога.
Библиографический список
1. Головин, Б. Н. Основы культуры речи / Б. Н. Головин. - М.: Высш. шк., 1980.-320 с.
2. Кузьмина, Н. В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности / Н. В. Кузьмина. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1967. - 184 с.
3. Мурашов, А. А. Культура речи учителя / А. А. Мурашов. - М.: Моск. психо-лого-социал. ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. - 432 с.
4. Светловская, Н. Н. О возможности реализации идеи двухступенчатой ме-тодико-филологической подготовки учителя начальных классов / Н. Н. Светловская // Начальная школа. - 2000. — № 2. - С. 7-11.
5. Скворцов, Л. И. Культура русской речи: словарь-справочник / Л. И. Скворцов. - М.: Знание, 1995. - 256 с.
6. Современный толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. -М.: Ридерз Дайджест, 2004. - 960 с.
7. Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский. - М.: Молодая гвардия, 1979. - 335 с.