Frosty & Woody (Фрости и Вуди - сказочные герои) способствует социализации учащихся, знакомит с разными ситуациями общения. Например: диалог о погоде.
Storyland представляет собой встроенную книгу для чтения, основанную на русских сказках. Например: «Сказка о рыбаке и рыбке».
Вывод. Преподавание иностранных языков должно идти вместе с изучением культуры и обязательно сопоставляться с языком и культурой русского языка. И в завершении статьи мы хотим вспомнить цитату Вильгельма фон Гумбольдта: «Через многообразие языков для нас открывается богатство мира и многообразие того, что мы познаем в нем; и человеческое бытие становится для нас шире, поскольку языки в отчетливых и действенных чертах дают нам различные способы мышления и восприятия».
И. Б. Жуков, А. В. Петроченко, А. Ю. Лебедева
Математика и методика коллективной творческой деятельности: на пути к интеграции. Анализ работы международного математического лагеря «Формула Единства»
Математические лагеря как феномен известны в нашей стране многие годы, в течение которых формы организации их деятельности доказали свою эффективность, стали привычными как для ребят, так и для преподавателей. Летний математический лагерь (летняя математическая школа) обычно либо входит в систему кружковой подготовки, представляя собой «летний выезд» математического кружка или физико-математического класса, либо, напротив, предоставляет возможность приобщиться к «кружковой математике» множеству детей из нескольких регионов, не имеющих возможности заниматься в кружке в течение учебного года; бывают и многочисленные смешанные варианты организации лагеря.
Так или иначе цели проведения таких лагерей включают развитие математических способностей школьников; приобретение ими конкретных знаний, умений и навыков; повышение мотивации к изучению математики; выявление талантливых детей.
В то же время поездка на 2-3 недели в профильный лагерь позволяет педагогам ставить более сложные цели, которые могут включать создание сообщества увлечённых математикой людей, объединённых не только интересом к науке, но и глубоко личностными, товарищескими отношениями и стремлением использовать свои знания (в данном случае математические) на пользу окружающим людям. В этом случае можно предполагать ряд социально-
109
психологических и педагогических эффектов деятельности лагеря, которые будут проявляться:
• в стремлении участников общаться на математические темы по завершению работы лагеря, что повышает его эффективность;
• в создании у них представления о математике как о науке, приносящей конкретную пользу людям, в укреплении её позитивного имиджа;
• в сплочении участников как коллектива и их стремлении использовать свои знания на пользу окружающим людям;
• в становлении созидательного отношения школьников к окружающей жизни.
Однако организация работы в математическом лагере, ориентированная только на когнитивный, «знаниевый» компонент, не предполагает подобных последействий.
Другое дело - детский оздоровительный лагерь, жизнь которого основывается на методике коллективной творческой деятельности И.П. Иванова. В этом случае главным становится совместная (детей и взрослых) деятельность по решению жизненно-практических проблем, забота об окружающей жизни. Это предполагает, что цель деятельности - реальная польза, которая достигается самым оптимальным, эффективным способом, т. е. творчески, не «по шаблону», а также участие каждого в планировании, подготовке, проведении и анализе общего дела. Именно в такой деятельности происходит целенаправленное развитие общественно необходимых личностных отношений человека к окружающей жизни, к разным её сторонам, к самому себе.
Попыткой интегрировать математическое содержание и методику КТД как форму воспитания стал первый международный математический лагерь «Формула Единства» («Formulo de Integreco»), который был проведен с 16 по 30 июля 2012 г. на базе Академической гимназии Санкт-Петербургского государственного университета.
В лагере 2012 г. необходимое математическое содержание разрабатывалось выпускниками математико-механического факультета Санкт-Петербургского университета — руководителями ведущих математических кружков Санкт-Петербурга; реализация в работе методики КТД была обеспечена педагогическим отрядом «Перемена» Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Организатором лагеря выступил Международный благотворительный фонд поддержки математики им. Леонарда Эйлера в сотрудничестве с СПбГУ.
Общее количество участников лагеря - 89, из них 37 детей из России (Карелия, Санкт-Петербург, Краснодар, Бавлы); 30 детей из Испании; 2 из Китая; 1 из Хорватии; вожатых - 10 человек, преподавателей - 7, переводчиков - 2.
110
Первый опыт организации такого профильного лагеря потребовал глубокого анализа его результатов, который проводился по нескольким позициям.
1. Наличие целей и задач работы лагеря, соответствие цели содержанию и применяемым методам работы.
2. Место математики в общей программе лагеря.
3. Формы организации работы.
4. Степень использования методики КТД.
5. Степень интеграции методики КТД и математического содержания.
6. Единство усилий вожатского и преподавательского состава. Сплочённость коллектива.
7. Характер отношений между участниками лагеря.
8. Острота языковой проблемы. Способы её решения и их эффективность.
9. Направления развития лагеря: к чему нужно стремиться.
Прежде всего, необходимо остановиться на цели математического лагеря, которая была сформулирована как готовность к сотрудничеству в области межличностного и «математического» взаимодействия, стремление сделать математику смыслом и фоном общения детей в будущем. Увлечение наукой при этом рассматривалось как ведущий, но не единственный мотив общения.
Математика в общей программе лагеря формально занимала ключевое место, что было определено профилем лагеря, его целью и количеством времени, которое отводилось на занятия. По уровню подготовки и в зависимости от возраста были сформированы три учебных группы (A, B и C), работа которых приходилась на утренние часы; преподавание в двух старших группах (B и C) велось на английском языке.
Во второй половине дня все участники лагеря были объединены в пять разновозрастных отрядов, деятельность которых была организована с помощью методики КТД.
«Творческая часть» смены была разделена на четыре тематических периода, постепенно раскрывающих общую идею лагеря: «Гармония чисел в гармонии общения. В поисках формулы единства».
Целью первого периода «Мой мир, твой мир, наш мир» было знакомство, установление первых контактов; объединение ребят в отрядах, в которых происходило неформальное общение; повышение работоспособности ребят внутри отряда. Лейтмотивом этой работы стали уникальные особенности каждого участника лагеря и черты, характеристики, общие для всех, так как для эффективной коллективной работы важно понять, что объединяет людей, какая у каждого из них цель; определить «точку отсчёта» и образ желаемого результата.
111
Второй период «Наши открытия: до и после» был посвящён открытиям как внутри нас, так и в окружающей жизни.
В третьем периоде «Общее дело - добрые отношения» основным стал совместный поиск того общего полезного дела, которое подарит радость и ощущение полезности своей деятельности, коллективной сплочённости. Был смысловым пиком в развитии смены.
Последний период «В поисках формулы единства» был посвящён проблеме человеческого единства и созданию формулы единства.
В ходе работы лагеря были использованы разнообразные формы, содержание которых соответствовало замыслу того или иного тематического периода:
Тематический период «Мой мир, твой мир, наш мир»:
• тренинг «Тропа доверия» - выполнение задания на сплочение группы, умение взаимодействовать, совместно принимать решения;
• презентация отрядов - творческое представление отрядов как единого коллектива (название, девиз, отражающие внутренний мир команды);
• вечер жанров «Узнаем друг друга» - осознание общих черт, присущих испанцам и русским, через обсуждение в отрядах и презентацию на сцене;
• вечерний огонёк знакомства - познание внутреннего мира членов отряда через раскрытие в психологически безопасной обстановке эмоций, чувства, ожиданий, вербализацию трудностей и опасений адаптационного периода.
Тематический период «Наши открытия: до и после»:
• социологический опрос: «Самое главное открытие в Вашей жизни?» - расширение в ходе опроса людей на улице представлений об открытиях, значимых для разных людей, их соотнесение со своими «открытиями»;
• конкурс отрядных талантов - открытие неизвестного в знакомых людях, товарищах;
• коллективное творческое дело «олимпиада» - организация спортивного события на основе коллективного планирования, подготовки, проведения и анализа, обучение поиску оптимальных путей достижения цели (раскрытие спортивного потенциала коллектива).
Тематический период «Общее дело - добрые отношения»:
• фотокросс - командная игра, в ходе которой необходимо сделать фоторепортаж на определённую тему и за ограниченное время. Развивает творческое мышление, содействует сплочению группы;
112
• планирование общего полезного дела - коллективное обсуждение возможностей своей деятельностью приносить пользу окружающим людям, тем, кому она по-настоящему нужна;
• мастер-классы вожатых - творческое обучение участников лагеря умениям выстраивать отношения в коллективе, планировать деятельность отряда, реализовывать коллективные творческие дела и т. п.
Тематический период «В поисках формулы единства»:
• защита фантастических проектов «Математики всех стран, объединяйтесь!» - планирование дальнейшего (во многом дистанционного «творческо-математического») сотрудничества после окончания лагеря.
• съёмка отрядных видеороликов «Ищем формулу единства» -выяснение личностных смыслов единства людей, их согласование с позициями своих товарищей, поиск общих позиций;
• сбор-подведение итогов смены - определение наиболее удачных моментов смены, чем лагерь был полезен; формулировка предложений по улучшению работы лагеря в будущем.
Каждый день завершался «отрядной свечкой» - одним из важнейших компонентов методики И.П. Иванова, посвящённым коллективному анализу прожитого дня и совместной работы, определению перспектив дальнейших действий.
Таким образом, развитие творческих способностей сочеталось с тренировкой «математических компетенций», эффективность которой, по мнению сами участников, была заметно выше именно за счёт смены деятельности.
Степень использования методики КТД была, на наш взгляд, средней. С одной стороны, имели место такие элементы методики, как чередование творческих поручений, сбор-старт, сборподведение итогов, анализ дня в отрядах, коллективные творческие дела. С другой, в недостаточной степени были использованы возможности коллективного планирования, советов дел, сводных отрядов, и в целом - участия ребят в управлении жизнью лагеря. Главное, что в ходе всей работы не удалось увлечь ребят и коллективно организовать общее дело на радость и пользу людям. Основным фактором, определившим возможность реализации методики КТД, стал тот факт, что подавляющее большинство участников лагеря с такой формой организации коллективной творческой работы (и с самим лагерем как таковым: здесь речь об испанских ребятах) сталкивались впервые.
Степень интеграции математики как содержания лагеря и методики коллективной творческой деятельности как его формы была незначительной. Об этом можно судить по условному разделению
113
смены на «математическую» и «творческую» части. Причина этого видится в следующем:
1) в психологической неготовности преподавателей вносить изменения в привычные формы работы;
2) в отсутствии ясных и понятных вариантов использования методики КТД как формы частичной организации работы математического лагеря без ущерба для достижения его целей;
3) в низкой математической подготовке вожатых;
4) в отсутствии у преподавателей предварительного представления об уровне подготовки участников, что привело к большим затратам времени на подготовку математических занятий во время смены и как следствие к большой занятости преподавателей.
Наличие указанных проблем не снижает актуальности задачи интеграции математики и методики КТД, так как это вносит разнообразие в занятия математикой, позволяет в творческой и необычной форме говорить на серьёзные и глубокие темы, требующие коллективного размышления и работающие на цель лагеря.
Для вожатского коллектива, по нашему мнению, была характерна достаточная для эффективной работы степень групповой сплочённости, так как практически не возникало спорных ситуаций, и в то же время - разная целевая направленность: не все осознавали, понимали, принимали общую цель лагеря. Это сказывалось при коллективном планировании дел дня или тематического периода в целом. Особенно ярко это проявлялось в ситуации обсуждения «узловых точек» смены в виде нежелания организовывать сложные для осмысления, сущностные события. Мероприятия развлекательного характера таких трудностей не вызывали. Видимо, это также следствие лишь частичного, иногда «поверхностного» знания методики И.П. Иванова.
Вожатский и преподавательский состав совместно не работали. Исключение составляет эпизодическое участие некоторых преподавателей в деятельности отрядов и в подведении итогов дня. Причины этого изложены выше в абзаце об интеграции формы и содержания.
В связи с этим целесообразно перед началом работы лагеря проводить тщательное коллективное обсуждение планируемой смены, корректировку плана на основе коллективных решений; обязательное освоение методики КТД на этапе подготовки к лагерю.
Характер отношений между участниками лагеря на протяжении его работы изменился. Для начала смены была свойственна взаимная настороженность и закрытость, что выражалось в вынужденном взаимодействии и группировании по интересам, признаку родного языка и прошлого знакомства. В конце смены отчётливо проявились эмоционально открытые, дружеские отношения. Это нашло отраже-
114
ние в межнациональном общении как внутри учебных групп, так и в отрядах; в обмене контактными данными; в стремлении общаться и вне лагеря и на следующий год собраться вновь (при этом почти все участники лагеря, оканчивающие школу, выразили желание стать в следующем лагере вожатыми).
Достижение таких результатов было осложнено разным уровнем владения «рабочим» английским языком (у большинства российских школьников он был на порядок ниже, чем у иностранных ребят). В связи с этим часть ребят и вожатых не были активно включены в общую деятельность как на математических занятиях, так при работе в отряде. Лагерь был разделен на тех ребят, которые свободно общались с нашими иностранными друзьями, и тех, которые так и не смогли начать с ними контактировать. Во многом данная ситуация была характерна и для вожатского состава.
Решить данную проблему можно, только учитывая знания языка при отборе участников лагеря. Другие варианты (например, интенсивные языковые курсы) в рамках лагеря организовать крайне сложно.
Планируя на основе данного анализа работу последующих международных математических лагерей «Формула Единства», мы считаем необходимым внесение следующих изменений в концепцию лагеря и её практическую реализацию.
1. Более полное использование методики И.П. Иванова как основной формы проведения профильного математического лагеря.
2. Теоретическое и практическое овладение методикой КТД всеми членами педагогического коллектива лагеря, как вожатыми, так и преподавателями. Подготовительная работа должна включать тренинги на сплочение педагогического коллектива.
3. Обеспечение возможностей более полного включения преподавателей в текущую жизнь отрядов.
4. Выполнение функций вожатого и преподавателя частично одними и теми же членами педколлектива.
5. Разработка и реализация эффективных форм дистанционного сотрудничества учащихся и педагогов в промежутках между лагерями, включая как школьные коллективные научноисследовательские проекты, так и произвольные сетевые социальные проекты.
115