СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
физике, математике и химии показывает его положительное влияние на качество образования учащейся молодежи [4].
Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что проектирование и реализация аудиторных и внеаудиторных занятий старшеклассников по основам теории погрешностей измерений величин является необходимой составляющей дидактики современной средней общеобразовательной школы.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
2. Каримов М.Ф. Химия как основа системно - структурно - функциональной методологии учебного и научного познания и преобразования действительности // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14.
- № 2. - С. 59- 63.
3. Каримов М.Ф. Обучение информатике студентов педвуза // Высшее образование в России. - 2007. - № 3.
- С. 169 - 170.
4. Каримов М.Ф., Афанасьева Д.С. Изучение старшеклассниками элементов аналитической химии // Инновационное развитие. - 2018. - №2. - С. 97 - 99.
© Каримов М.Ф., Исакаева Н.А., 2019
УДК-37
Киселева М.В.
Россия, Ростовская область, г. Батайск МБОУ «Гимназия № 7»
marina.kiseleva.87@inbox.ru
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В последние годы активно обсуждаются проблемы полноценной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), обеспечения условий доступности во все сферы нашей жизни. Актуальным становится этот вопрос в том числе в связи с увеличением количества детей с ОВЗ. Проблема социализации таких детей всегда была актуальной, но особенно остро встала в настоящее время, так как является наиболее проблемной из-за ограниченности их приспособительных возможностей [1]. В ситуации серьезных социально-экономических перемен такие дети становятся более уязвимы.
Социализация детей с ОВЗ представляется как процесс установления взаимоотношений субъекта с социумом на основе реализации индивидуальной стратегии обучения, самопознания и самореализации личности, обеспечивающей социальные знания, социально ориентированные мотивы и социальный опыт [2]. Необходимы специальные меры социальной адаптации и реабилитации, которые смогут обеспечить этим категориям детей не только вхождение в социум, но и реализацию их творческого и рабочего потенциала.
Основными причинами трудной адаптации в социуме детей с ОВЗ являются:
- недостаток психического и физического здоровья;
- ограниченность социального опыта.
В свете реализации ФГОС школа является основным звеном системы обучения и воспитания детей, где они должны получать необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
1. Свободин В. «Инклюзивное образование - актуальнейшая тема для страны» [Электронный ресурс] / и. Свободин. - Режим доступа: http://www/disHfe.m/flow/theme/9364/ [дата обращения: 25.04.2013 г.]
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
2. Дубровина И. В. «Психическое развитие воспитанников детского дома» / И. В. Дубровина, А. Г. Рузский. - М.: Педагогика,1990. - с. 205, 222.
Практическая значимость формирования культуры дорожно-транспортной безопасности обусловлена увеличением показателей ДТП с участием детей и подростков. Анализ дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей.
По мнению ряда ученых (П. А. Ваганова, Л. Н. Гориной, С. П. Данченко, П. И. Кайгородовой, И. Д. Козаковой, О. Н. Русак, П. В. Станкевича, В. П. Соломина, З. А. Хуснутдиновой), ключевым в теории безопасности жизнедеятельности является уровень знаний людей об опасностях и способах защиты от них.
Системное обеспечение безопасности детей вызывает необходимость формирования культуры дорожно-транспортной безопасности, что особенно актуально для детей с ОВЗ.
Формирование устойчивых навыков безопасного поведения в дорожно-транспортной среде осуществляется через такие образовательные области, как физическая культура, познание, безопасность, коммуникация, чтение литературы.
Задачами учителя являются:
- Сформировать у детей представлений об окружающем мире и об их месте в нем;
- Воспитать социальные чувства по отношению к окружающему миру;
- Познакомить с правилами дорожного движения, со значением дорожных знаков;
- Научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на дорогах;
- Сформировать привычку применять знания и выполнять правила в жизни, предвидеть опасные ситуации, уметь обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с наименьшим вредом для себя и окружающих.
Эти задачи реализуются при создании предметно-пространственной среды, программно методического обеспечения, изучении первичных навыков безопасного поведения на дороге.
Организация различных видов детской деятельности через коррекцию отклонений в развитии и формировании доступных умений и навыков позволяет решить задачи образовательной области.
Обязательными условиями организации деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья являются:
- создание психологически комфортных условий;
- практическое изучение правил дорожного движения;
- сохранение убежденности, что каждый ребенок хорош по-своему;
- заинтересованность детей в занятиях.
Соблюдение и систематическое применение этих условий способствует расширению представлений детей об окружающей среде и правилах дорожного движения, сформированности элементарных навыков уверенного, спокойного, безопасного поведения в дорожно-транспортной среде, умению обходить опасные ситуации и повышению активности детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
Оправдывают себя и разнообразные формы работы с привлечением сотрудников Госавтоинспекции, специально организованные для родителей и учащихся школьных учреждений. Это пятиминутки по безопасности дорожного движения, наглядная агитация, конкурсы и викторины по правилам дорожного движения, практические игры, экскурсии и прогулки.
Очень важно воспитывать у детей чувство ответственности за свое поведение на улице и добиваться, чтобы соблюдение правил дорожного движения стало для них привычкой.
Определенным показателем эффективности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является установление взаимного доверия между детьми и взрослыми, их уровень доверия к тому, к кому они могут обратиться в первую очередь, когда им нужно посоветоваться. Формирование социальной направленности стиля поведения ребенка в значительной степени зависит от его социального окружения и числа участвующих в воспитании педагогов.
Проблема взаимодействия учащихся остаются актуальными и сложными для практических работников, потому что нельзя работать с современной семьей используя старые формы и содержание. Вся
-( 'б )-
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
система работы, причем даже самых опытных педагогов сводится на нет, если родитель, ведущий через дорогу ребенка за руку, нарушает правила, подвергая опасности свою жизнь и жизнь своего ребенка. Родители должны быть активными участниками и помощниками в обучении детей безопасному поведению на улицах и дорогах города.
Работа по формированию культуры дорожно-транспортной безопасности детей с ОВЗ носит постоянный и целенаправленный характер, ориентирует учителей на повседневную творческую работу среди детей и родителей.
Эффективно построенная работа при поддержке и участии родителей оказывает положительное влияние не только на формирование навыков безопасного поведения в дорожно-транспортной среде, но и способствует успешной социализации ребенка в обществе. Список использованной литературы:
1. Ахмадиева Р. Ш. «Научно-педагогическое основание формирования безопасности жизнедеятельности личности на дорогах» Учебно-методическое пособие / Научный редактор Р. Н. Минниханов. Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2011.
2. Дулинова Л. Т. «Организация социальной реабилитации безнадзорных детей и подростков» / Л. Т. Дулинова. - Москва: СТИ МГУС, 2000.
3. Коробейников И. А. «Нарушение развития и социальная адаптация» / И. А. Коробейников. -Москва,2002.
4. Морозова Е. И. «Проблемные дети и дети-сироты» / Е. И. Морозова - Москва: НЦ ЭНАС, 2002.
©Киселева М.В., 2019
УДК 7.791.66
Мальцева Л. В.,
доктор педагогических наук, профессор Кубанский государственный университет, г. Краснодар, РФ
e-mail: Ludmilamalceva@mail.ru Снаксарёв П.Б., магистрант Кубанский государственный университет, г. Краснодар, РФ
ИСКУССТВО И НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК Аннотация
В статье представлено как с помощью игры на занятиях по изобразительному искусству, привить любовь к народным традициям, праздникам. И в этом может помощь народный праздник «Масленица».
В системе воспитания ребенка игра занимает не последнее место в его жизни он начинает осваивать окружающий его мир. Но он не только осваивает готовые способы действий, но и экспериментирует, приспосабливает предметы к своим потребностям, использует их в соответствии с развивающимся воображением, фантазию.
Ключевые слова
Изобразительное искусство, воспитание, изобразительная грамота, художественное развитие, игра, образование, обучение.
В обучении изобразительной грамоте школьников на занятиях изобразительного искусства и на других занятиях необходимо, чтобы имело место игра. Мнения среди учителей о целесообразности использования игры на уроке разнятся.