Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ'

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
154
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКСТ / КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ ТЕКСТ / КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ТЕКСТОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хоменко Елена Викторовна

Статья посвящена проблеме воспитания «человека культуры». Обоснована важность формирования у младших школьников культуроведческой компетенции. Предпринята попытка решить обозначенную проблему посредством уроков русского языка, а именно через тексты культуроориентированной направленности, благодаря которым ребёнок познаёт историю, культуру и традиции русского народа. Уточнена сущность понятий «текст», «культуроведческий текст». Проанализирована общая содержательная направленность культуроведческих текстов. Выявлены и охарактеризованы критерии отбора материала для разработки текстовых упражнений. Представлен алгоритм разработки подобных упражнений. Описаны этапы работы над текстом. Приведены примеры предтекстовых, притекстовых и послетекстовых упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Хоменко Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CULTURAL COMPETENCE OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF WORKING WITH THE TEXT

The article is devoted to the problem of educating a "man of culture". The importance of the formation of cultural competence in younger schoolchildren is substantiated. Russian Russian is an attempt to solve this problem through lessons of the Russian language, namely through culturally oriented texts, through which the child learns the history, culture and traditions of the Russian people. The essence of the concepts "text", "cultural text" is clarified. The general content orientation of cultural texts is analyzed. The criteria for the selection of material for the development of text exercises are identified and characterized. An algorithm for developing such exercises is presented. The stages of work on the text are described. Examples of pre-text, pre-text and post-text exercises are given.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ»

ним относятся: организационные, содержательные, а также трудности, связанные с комплектацией класса. В качестве перспективных направлений, позволяющих преодолеть и решить существующие проблемы профильных классов, следует назвать: усовершенствование нормативно-правовой базы, в том числе примерных типовых положений, как на федеральном, так и на уровне школы; организация сетевой формы взаимодействия с использованием цифровых образовательных платформ и технологий; развитие инновационных форм допрофессиональной психолого-педагогической подготовки школьников.

Литература:

1. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. - Москва: Издат. Дом «Карапуз», 2000. - 272 с

2. Организация деятельности психолого-педагогических классов: учебно-методическое пособие. - Москва: Академия Минпросвещения России, 2021. - 392 с.

3. Письмо Минобрнауки РФ от 04 марта 2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://uo-prohladny.kbr.eduru.ru/media/2018/07/19/1239560748/pismo_03-412.pdf

4. Письмо Минпросвещения России от 30.03.2021 № ВБ-511/08 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями для общеобразовательных организаций по открытию классов «Психолого-педагогической направленности» в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rcoko18.rU/upload/medialibrary/ad8/03whu09ffo468q2jhjl3b2wigjpk47zx/2.1.8.1.pdf

5. Приказ Минобразования РФ от 18 июля 2002 № 2783 «Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901837067

6. Приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tabakovschool.ru/upload/files/2022/documents/ФГОС%20СОО%20изм%202022.pdf

7. Федеральный закон Российской Федерации № 273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

8. Хитрова, А.В. Компетенции будущего в условиях цифровизации образования / А.В. Хитрова // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: Сборник трудов I Международной научно-практической конференции, Евпатория, 10-11 декабря 2021 года / Редколлегия: Н.Н. Колосова, А.В. Хитрова. - Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2022. - С. 478-484

Педагогика

УДК 372.881.161.1

кандидат педагогических наук, доцент Хоменко Елена Викторовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет» (г. Севастополь)

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ

РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

Аннотация. Статья посвящена проблеме воспитания «человека культуры». Обоснована важность формирования у младших школьников культуроведческой компетенции. Предпринята попытка решить обозначенную проблему посредством уроков русского языка, а именно через тексты культуроориентированной направленности, благодаря которым ребёнок познаёт историю, культуру и традиции русского народа. Уточнена сущность понятий «текст», «культуроведческий текст». Проанализирована общая содержательная направленность культуроведческих текстов. Выявлены и охарактеризованы критерии отбора материала для разработки текстовых упражнений. Представлен алгоритм разработки подобных упражнений. Описаны этапы работы над текстом. Приведены примеры предтекстовых, притекстовых и послетекстовых упражнений.

Ключевые слова: текст, культуроведческий текст, культуроведческая компетенция, текстовые упражнения, младшие школьники.

Annotation. The article is devoted to the problem of educating a "man of culture". The importance of the formation of cultural competence in younger schoolchildren is substantiated. Russian Russian is an attempt to solve this problem through lessons of the Russian language, namely through culturally oriented texts, through which the child learns the history, culture and traditions of the Russian people. The essence of the concepts "text", "cultural text" is clarified. The general content orientation of cultural texts is analyzed. The criteria for the selection of material for the development of text exercises are identified and characterized. An algorithm for developing such exercises is presented. The stages of work on the text are described. Examples of pre-text, pre-text and post-text exercises are given.

Key words: text, cultural studies text, cultural competence, text exercises, junior schoolchildren.

Введение. Актуальность исследования определяется основными положениями Фундаментального ядра содержания общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, согласно которым глобальной задачей, стоящей перед школой третьего тысячелетия, является воспитание «человека культуры», сочетающего в себе интеллектуальные способности и нравственные ценности, а также осознающего свою этническую и национальную идентичность. Решение указанной задачи, на наш взгляд, становится возможным путём внедрения в процесс обучения культуроведческого подхода, в логике которого родной (в нашем случае русский) язык рассматривается не только как средство получения системы знаний, умений и навыков, но и как средство приобщения к национальным духовным богатствам. Именно язык соединяет прошлое с настоящим и намечает контуры будущего, именно в языке отражается вся духовная жизнь народа. Проблема воспитания нравственного и подлинно культурного гражданина России особенно актуальна на начальной ступени образования, поскольку младшие школьники в большинстве своём имеют нечёткие представления о традиционных ценностях отечественной культуры, что порождает бездуховность и размытость нравственных ориентиров.

Цель статьи - показать возможности использования текстовых упражнений в работе по формированию у младших школьников культуроведческой компетенции.

Изложение основного материала статьи. Проблема формирования культуроведческой компетенции с опорой на текст в теории и практике обучения русскому языку не нова. Уже в трудах первых учёных-методистов (Ф.И. Буслаев [2], К.Д. Ушинский [18]) акцентируется внимание на том, что именно через язык, тексты ребёнок познаёт историю, культуру и традиции своего народа. «В сокровищницу родного слова, - пишет К.Д. Ушинский в книге «Родное слово», - складывает одно поколение за другим плоды исторических событий, верования, воззрения, - словом, весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое» [18, С. 67].

Мысль о том, что одним из эффективных средств формирования культуроведческой компетенции являются тексты, обосновывается и в работах методистов конца XX и начала XXI вв. (А.Д. Дейкина [5], А.В. Супрунова [20], Л.А. Ходякова [20]). По мнению учёных, именно целенаправленный отбор текстов и продуманная работа с ними создают обширный культурный фон и развивающую среду.

Для организации успешной экспериментальной работы следует уточнить сущность неоднозначно трактуемого понятия «текст». Исследователи выделяют широкое и узкое понимание указанной дефиниции. В первом случае текст - это «осмысленная последовательность любых знаков, любая форма коммуникации» [10, С. 507]. Исходя из этого, текстом можно назвать и обряд, и танец, и ритуал, и произведения музыки, живописи, архитектуры и т.д. В узком смысле текст определяется как группа предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. Эта же точка зрения принята и в школьных учебниках: «Текст - это высказывание, в котором два или несколько предложений связаны по смыслу и объединены общей темой. Текст имеет тему и главную мысль» [6, С. 8].

Для нашего исследования особый интерес представляют определения текста, которые даны с позиций коммуникативного и культурологического подходов. Текст - это «речевое произведение, концептуально обусловленное и коммуникативно ориентированное в рамках определённой сферы общения, имеющее информативно-смысловую и прагматическую сущность» (Н.С. Болотнова [1, С. 104]); «истинный стык лингвистики и культурологии, так как он принадлежит языку и является его высшим ярусом, в то же время текст есть форма существования культуры» (В.А. Маслова [8, С. 52]). Опираясь на данные определения, можно выделить следующие сущностные характеристики текста: а) он всегда имеет идею, отражающую авторский замысел; б) он всегда ориентирован на адресата; в) он содержит определённую информацию; г) он обладает эффектом воздействия [1, С. 105].

Поскольку в основе экспериментальной методики лежит работа с текстами культуроориентированной направленности, важным считаем уточнить и сущность понятия «культуроведческий текст». Впервые оно было сформулировано Л.А. Ходяковой: культуроведческий текст - это «текст художественного, научно-популярного, публицистического стиля, отражающий историко-культурные ценности народа, эстетичный по содержанию, структуре и лексическому наполнению» [21, С. 11]. Из определения следует, что культуроведческий текст может быть различным по стилю и жанрам, но единым по содержанию в том смысле, что он должен обязательно включать сведения «об истории, этнографии, национальной психологии и национальном поведении, то есть обо всём, что составляет содержание культуры» [16, С. 48]. Как отмечает Л.И. Новикова, это не должны быть точные, научные знания о культуре, это должны быть знания, которые научили бы школьников «понимать культуру, говорить и думать о культуре» [11, С. 131].

В качестве культурно-исторических сведений могут выступать: 1) устойчивые сочетания и выражения, отражающие материальную и духовную культуру русского народа, его историю; 2) рассказ об особенностях русского речевого этикета; 3) рассказ об обычаях, старинных обрядах и традициях русского народа; 4) рассказ об исторических событиях в России; 5) рассказ об известных людях России; 6) рассказ о достопримечательностях России и т.д.

В научно-методической литературе нет единой точки зрения относительно того, какой текст лучше всего использовать в культуроведческом аспекте на уроке русского языка. Так, по мнению Т.Н. Волковой, прекрасным дидактическим материалом для формирования культуроведческой компетенции учащихся являются тексты народных песен, поскольку, как считает автор, в их содержании «раскрываются различные стороны народной жизни: работа, красота мира, игра, чувство любви» [4, С. 195-196].

И.В. Хаирова считает, что формирование культуроведческих знаний в младшем школьном возрасте происходит наиболее успешно «через обращение к тексту загадок как малому фольклорному жанру высокой лингвокультурологической значимости» [19, С. 231]. Мы разделяем точку зрения автора и тоже считаем, что загадки в образной форме дают представление о жизни и быте русского народа. Из них мы узнаём, как раньше выглядела деревня, крестьянская изба, как люди трудились, ухаживали за животными. Кроме загадок, огромным образовательно-воспитательным потенциалом, на наш взгляд, обладают и другие жанры устного народного творчества: пословицы, поговорки, притчи.

Н.В. Васильева указывает на то, что «в сохранении и передаче последующим поколениям культурной памяти русского народа» огромную роль играют фразеологизмы [3, С. 4]. Г.Н. Старченко предлагает использовать в качестве дидактического материала фрагменты из художественных произведений, в которых содержится этнографическая лексика (слова, характеризующие материальную и духовную культуру какой-либо народности) и топонимы (географические наименования) [16, С. 49].

Ряд исследователей (Е.И. Пашкова [14], С.В. Плотникова [15], С.Е. Терехова [17], И.А. Чиликова [15]) считают, что большие возможности для выявления значимой культурно-исторической информации, хранящейся в языковых формах, предоставляют тексты, содержащие слова с национально-культурным компонентом значения и устаревшую культурно-маркированную лексику.

С точки зрения Л.А. Ходяковой и А.В. Супруновой глубинный культурный смысл заложен в публицистических текстах. Интерпретируя их, учащиеся «вступают в диалог с автором, познают его индивидуальную языковую картину мира, осваивают его эстетический взгляд на окружающий мир» [20, С. 27]. Авторы показывают различные приёмы работы с публицистическим текстом в культуроведческом аспекте на примере «Писем о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёва [7]. Как видим, для работы по формированию культуроведческой компетенции учащихся на начальной ступени обучения могут быть использованы тексты разнообразной жанровой принадлежности, но все они должны содержать культурно-значимую информацию, т.е. «отражать нравственные ценности русского народа, его духовность, историю и культуру» (Л.А. Ходякова и А.В. Супрунова [20, С. 27]).

Уточнив общую содержательную направленность культуроведческих текстов, рассмотрим критерии отбора материала для разработки текстовых упражнений. Учёные-методисты (Н.С. Болотнова [1], А.Д. Дейкина [5], Т.Ф. Новикова [12], Т.М. Пахнова [13], Г.Н. Старченко [16]) выделяют следующие требования к культуроведческому тексту, используемому в качестве дидактического материала для текстовых упражнений. Этот текст должен: 1) быть информативным (т.е. содержать новую смысловую информацию); 2) иметь культурологическую ценность (т.е. содержать новую смысловую информацию об истории, культуре, обычаях, традициях, речевом этикете русского народа); 3) воспитывать учащихся (т.е. содержать новую смысловую информацию морально-этического и эстетического характера); 4) быть мотивирующим (т.е. пробуждать у

школьников интерес к изучению культуры русского народа); 5) быть эмоционально насыщенным (т.е. воздействовать на ум и сердце учащихся); 6) быть образцовым (т.е. соответствовать нормам современного русского литературного языка).

После того как текст отобран по вышеназванным критериям, следует процедура его адаптации (сокращение, изменение), цель которой - облегчить восприятие и усвоение учащимися историко-культурной информации. Чтобы культуроведческий текст стал доступным для понимания и элементарного анализа младшими школьниками, следует второстепенную и избыточную информацию удалить; сложные предложения трансформировать в простые и короткие; книжную лексику заменить общеупотребительными и стилистически нейтральными словами; национально-маркированные языковые единицы объяснить уже известными школьникам словами.

Далее учитель должен продумать систему вопросов и заданий, благодаря которым школьники смогут освоить и присвоить культуроведческое содержание текста, осознать «глубинный культурный смысл», заложенный в нём [20, С. 26]. Для этого целесообразно использовать следующие приёмы: медленное и внимательное (изучающее) чтение текста; привлечение фоновых знаний (знания, помогающие понять смысл текста); прогнозирование содержание текста по его названию; ведение диалога автора с читателем; выявление ключевых слов (и их анализ), грамматических категорий, функций текста; многоаспектный анализ слова на основе словарных статей; составление схемы связи ключевого слова с близкими по смысловому наполнению словами; извлечение трёх видов смысла: а) глубинного культурного; б) скрытого; в) личного; выражение личной позиции [20, С. 27]. Следует продумать и языковые задания в соответствии с той или иной темой урока.

В практике школьного обучения работа с (над) текстом традиционно состоит из трёх этапов: пред-, при- и послетекстового. Первый этап - предтекстовый. Его цель - подготовить обучающихся к восприятию речевого произведения, к «вхождению» в культуроведческий текст, стимулировать интерес к чтению. Для успешной реализации поставленной цели необходимо снять лексические трудности. Это можно сделать, дав представление об авторе (если есть) и времени создания произведения или дав некоторые пояснения безэквивалентным словам (лексика, не имеющая соответствий в других языках) и тем словам и словосочетаниям, которые отражают культурно-исторические особенности времени и места, описываемых в тексте. Также можно проиллюстрировать (если есть возможность) то или иное культуроведческое понятие.

Следующий этап работы - притекстовый. Его цель - сформировать у обучающихся умение ориентироваться в тексте, выделять главную информацию. Для организации притекстовой работы целесообразно разделить текст на отдельные смысловые фрагменты. И, наконец, заключительный этап работы над текстом - послетекстовый. Его цель - выявить степень понимания обучающимися основного содержания текста, подготовить их к воспроизведению текста и к последующему порождению самостоятельных высказываний. На каждом из названных этапов соответственно используются предтекстовые, притекстовые и послетекстовые задания. Покажем, как может быть организована работа по формированию культуроведческой компетенции посредством этих заданий.

Тема «Спряжение глагола».

Предтекстовые задания. 1. Прочитайте слова и их значения.

Искупить - заслужить прощение за что-либо.

Кулич - сладкий сдобный хлеб цилиндрической формы, выпекаемый ко дню Пасхи.

Разговеться - по окончании поста в первый раз разрешить себе мясную и молочную пищу.

Икона - живописное изображение Бога или святого (святых).

Пахота - время, когда люди пашут землю, чтобы посеять семена.

2. Посмотрите на заголовок текста и слова из первого задания. Можно ли по ним определить, о чём будет текст, какова его тема? Если да, определите тему текста.

Притекстовые задания. 3. Прочитайте фрагмент текста.

Пасха

Пасха - главный христианский праздник в честь чудесного воскресения Иисуса Христа. Христос был предан одним из своих учеников - Иудой - и обречён на мучительную смерть на кресте. Своей смертью Христос искупил грехи людей и подарил им бессмертие души, вечную жизнь. Это день, когда мы празднуем спасение мира и человека от смерти.

Ответьте на вопросы:

1) В честь какого события празднуется Пасха?

2) Что своей смертью искупил Христос и что он подарил людям?

4. Прочитайте фрагмент текста.

На Пасху принято печь куличи и красить яйца. В кулич обязательно добавляли много яиц, масла, молока, изюма, сахара, чтобы сделать его сдобным и «разговеться» после строгого поста. Крестьяне обычно загадывали: если кулич выходит красивый, высокий, хорошо пропечённый, то весь год в семье будет всё хорошо, а если кулич трескался и не пропекался, то жди несчастья или беды. Кулич делили на столько кусков, сколько было человек в семье. Почётное место на пасхальном столе также занимали и крашеные яйца. Красили чаще всего шелухой от лука (получался красноватый цвет), сушёными листьями берёзы или травы (получался зелёный или жёлтый цвет). Люди верили, что освящённые пасхальные яйца обладают особыми, магическими свойствами: защитят от зла, бед, болезней, помогут вырастить хороший урожай (для этого перед пахотой их закапывали в землю). На Пасху в деревнях были игры и забавы с крашеными яйцами. Молодые люди держали в руках по нескольку яиц и бились ими. Побеждал тот, у кого больше яиц оставались целыми. Игра называлась «Битки».

Ответьте на вопросы:

1) Что было принято делать на Пасху?

2) Из чего готовили тесто для куличей?

3) Что обычно загадывали крестьяне, выпекая куличи?

4) Чем наши предки красили яйца?

5) Для чего крестьяне крашеные освящённые яйца закапывали в землю перед пахотой?

6) В какую игру любили играть молодые люди во время Пасхи?

5. Прочитайте фрагмент текста.

Пасхальные торжества начинались с Крестного хода - торжественного шествия из одного храма в другой или вокруг храма с иконами и святынями церкви. Когда возвращались к церковному порогу, священник торжественно объявлял: «Христос воскресе!» После этого все входили в храм, и церковная служба продолжалась почти до самого утра. Когда наступало пасхальное утро, весь мир преображался, солнышко радовалось, улыбалось, всегда была ясная, хорошая погода. Люди, встречаясь на улице, говорили друг другу: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!», поздравляли с праздником, трижды целовались в знак любви и мира, обнимались и дарили крашеные яйца [9, С. 41-45].

Ответьте на вопросы:

1) С чего начинались пасхальные торжества?

2) Что делали люди, встречаясь на улице, в день Пасхи?

Послетекстовые задания.

6. Найдите в тексте глаголы 1 и 2 спряжения. Обоснуйте свой ответ.

7. Составьте план текста и, опираясь на него, перескажите текст.

8. Выберите предложение, в котором отражена основная мысль текста:

а) Пасха - это праздник в честь чудесного воскресения Иисуса Христа и победы добра и света над злом и тьмой.

б) Пасха - главный христианский праздник.

в) Пасха - один из народных праздников, когда принято печь куличи и красить яйца.

9. Празднуют ли в вашей семье Пасху? Если да, то как. Расскажите об этом.

Систематически выполняя на уроках русского языка подобные упражнения, школьники получают дополнительные сведения о русских народных праздниках, о различных видах декоративно-прикладного творчества русского народа, знакомятся с фразеологизмами, отражающими традиции, обычаи и особенности быта русских людей; учатся находить в тексте культурно-значимую информацию, определять основную мысль культуроведческого текста, применять культуроведческие знания при создании собственных высказываний.

Выводы. Таким образом, одним из эффективных путей совершенствования процесса формирования культуроведческой компетенции младших школьников является чтение текстов культуроориентированной направленности, через которые ребёнок познаёт историю, культуру и традиции русского народа. Именно целенаправленный отбор текстов и продуманная работа с ними создают обширный культурный фон и развивающую среду для воспитания личности растущего человека - хранителя, носителя и творца русской культуры.

Литература:

1. Болотнова, Н.С. Филологический анализ текста / Н.С. Болотнова. - 4-е изд. - Москва: Флинта: Наука, 2009. - 520 с.

2. Буслаев, Ф.И. Преподавание отечественного языка / Ф.И. Буслаев. - Москва: Просвещение, 1992. - 512 с.

3. Васильева, Н.В. Формирование у школьников культуроведческой компетенции при изучении фразеологизмов в курсе русского языка: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Васильева Наталья Владимировна. - Екатеринбург, 2017. - 23 с.

4. Волкова, Т.Н. Народная песня в воспитании культуры чувств учащихся при изучении русского языка / Т.Н. Волкова // Современные тенденции в развитии методики преподавания русского языка: коллективная монография. - Москва: Издательство «Спутник +», 2017. - С. 194-199

5. Дейкина, А.Д. Формирование культуроведческой компетенции учащихся при обучении русскому языку: монография / А.Д. Дейкина, А.П. Еремеева, Л.А. Ходякова и др. - Москва: Прометей - МШУ, 2005. - 136 с.

6. Канакина, В.П. Русский язык. 4 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1. / В.П. Канакина,

B.Г. Горецкий. - Москва: Просвещение, 2013. - 160 с.

7. Лихачёв, Д.С. Письма о добром и прекрасном / Д.С. Лихачёв. - URL: https://www.lihachev.ru/pic/site/files/fulltext/pis_o_dob_i_prek.pdf (дата обращения: 04.04.2022)

8. Маслова, В.А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Маслова. - 2-е изд., стереотип. - Москва: Издательский центр «Академия», 2004. - 208 с.

9. Михеева, Л.Н. Русские народные праздники / Л.Н. Михеева. - Москва: Дрофа-Плюс, 2007. - 80 с.

10. Николаева, Т.М. Текст / Т.М. Николаева // Лингвистический энциклопедический словарь. - Москва: Советская энциклопедия, 1990. - 683 с. - URL: http://tapemark.narod.ru/les/507a.html (дата обращения: 04.04.2021)

11. Новикова, Л.И. Культуроведческий аспект обучения русскому языку в 5-9 классах как средство постижения учащимися национальной культуры: диссертация ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / Новикова Лариса Ивановна. - Москва, 2005. - 515 с.

12. Новикова, Т.Ф. Культурологический подход к преподаванию русского языка в аспекте регионализации образования: монография / Т.Ф. Новикова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. - 296 с.

13. Пахнова, Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды / Т.М. Пахнова // Русский язык в школе. - 2000. - № 4. - С. 3-12

14. Пашкова, Е.И. Формирование культуроведческой компетенции при изучении раздела «Лексика»: 5-6 классы общеобразовательной школы: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Пашкова Елена Ивановна. - Москва, 2009. - 27 с.

15. Плотникова, С.В. Формирование культуроведческой компетенции младших школьников в процессе обучения русскому языку / С.В. Плотникова, И.А. Чиликова // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 5. - С. 170-176

16. Старченко, Г.Н. Формирование культуроведческой компетенции на уроках русского языка / Г.Н. Старченко // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. - 2012. - № 2. - С. 47-52

17. Терехова, С.Е. Формирование культуроведческой компетенции учащихся 5-6 классов в процессе системной работы с устаревшей культурно-маркированной лексикой: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Терехова Светлана Егоровна. - Белгород, 2014. - 25 с.

18. Ушинский, К.Д. Родное слово / К.Д. Ушинский // Хрестоматия по методике русского языка. Методы обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях. - Москва: Просвещение, 1996. - С. 67-68

19. Хаирова, И.В. Работа с загадками в лингвокультурологическом аспекте в начальной школе / И.В. Хаирова // Современные тенденции в развитии методики преподавания русского языка. - Москва: Издательство «Спутник +», 2017. -

C. 231-236

20. Ходякова, Л.А. Интерпретация текста в процессе чтения как метод формирования общекультурной компетенции / Л.А. Ходякова, А.В. Супрунова // Русский язык в школе. - 2015. - № 12. - С. 26-29

21. Ходякова, Л.А. Приобщение школьников к национальной культуре средствами изобразительного искусства / Л.А. Ходякова // Русский язык в школе. - № 6. - 2004. - С. 8-15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.