Научная статья на тему 'Формирование критического мышления - основа воспитания лидерских качеств студенчества'

Формирование критического мышления - основа воспитания лидерских качеств студенчества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
684
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / ЭГОЦЕНТРИЗМ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ГИБКОСТЬ МЫСЛИ / ЭМПАТИЯ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОМАНДНЫЙ ПОДХОД / LEADERSHIP / EGOCENTRISM / CRITICAL THINKING / EMOTIONAL INTELLIGENCE / FLEXIBILITY OF THOUGHT / EMPATHY / CREATIVE THINKING / TEAM APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихонова Валентина Львовна

В статье анализируется современная тенденция высших учебных заведений уделять особое внимание воспитанию лидеров без учета возможности непреднамеренного взращивания эгоцентризма у проявляющих активность студентов. Автор статьи попытался показать подход к обучению студентов, базирующийся на формировании критического мышления, который в имплицитной форме вмещает идею формирования креативных руководителей. В процессе развития этого типа мышления повышается эмоциональный интеллект, сглаживаются когнитивные искажения и эгоцентризм, нарабатываются навыки гибкости мышления, умение эффективно работать в команде за счет отказа от личностных предубеждений и стереотипов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITICAL THINKING FORMATION AS THE BASIS OF DEVELOPING STUDENTS’ LEADERSHIP QUALITIES

The article analyzes the current trend of higher education institutions to pay special attention to the education of leaders without taking into account the possibility of unintentional cultivation of egocentrism among active students. The author tries to show the approach to students’ teaching, based on critical thinking formation, which involves implicitly the idea of developing creative leaders. In the process of the development of this type of thinking, emotional intelligence increases, cognitive distortions and egocentrism are smoothed out; skills of thinking flexibility, ability to work effectively in a team due to the refusal of personal prejudices and stereotypes are acquired.

Текст научной работы на тему «Формирование критического мышления - основа воспитания лидерских качеств студенчества»

https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-10.17

Тихонова Валентина Львовна

ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ - ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ЛИДЕРСКИХ

КАЧЕСТВ СТУДЕНЧЕСТВА

В статье анализируется современная тенденция высших учебных заведений уделять особое внимание воспитанию лидеров без учета возможности непреднамеренного взращивания эгоцентризма у проявляющих активность студентов. Автор статьи попытался показать подход к обучению студентов, базирующийся на формировании критического мышления, который в имплицитной форме вмещает идею формирования креативных руководителей. В процессе развития этого типа мышления повышается эмоциональный интеллект, сглаживаются когнитивные искажения и эгоцентризм, нарабатываются навыки гибкости мышления, умение эффективно работать в команде за счет отказа от личностных предубеждений и стереотипов.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/9/2018/10/17.html

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2018. № 10(96) C. 92-95. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2018/10/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

92

^БЫ 2618-9690. № 10 (96) 2018

УДК 1; 304.2 Дата поступления рукописи: 23.07.2018

https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-10.17

В статье анализируется современная тенденция высших учебных заведений уделять особое внимание воспитанию лидеров без учета возможности непреднамеренного взращивания эгоцентризма у проявляющих активность студентов. Автор статьи попытался показать подход к обучению студентов, базирующийся на формировании критического мышления, который в имплицитной форме вмещает идею формирования креативных руководителей. В процессе развития этого типа мышления повышается эмоциональный интеллект, сглаживаются когнитивные искажения и эгоцентризм, нарабатываются навыки гибкости мышления, умение эффективно работать в команде за счет отказа от личностных предубеждений и стереотипов.

Ключевые слова и фразы: лидерство; эгоцентризм; критическое мышление; эмоциональный интеллект; гибкость мысли; эмпатия; творческое мышление; командный подход.

Тихонова Валентина Львовна, к. филос. н.

Астраханский государственный университет opera-15@mail. гы

ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ -ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНЧЕСТВА

На современном этапе развития общества и общественных отношений появляется необходимость поиска путей выхода из кризисных социокультурных ситуаций и определения прогрессивного пути развития человечества. Попыткой решения данной проблемы в высших учебных заведениях становится все более активно внедряемая философия лидерства.

На сегодняшний день существует немалое количество теоретических и эмпирических исследований, посвященных анализу эффективного формирования лидера в вузах. Как правило, актуальность работ многих авторов (Л. В. Редин, И. В. Михеев, Я. К. Смирнова, Е. Н. Чеснова, Т. И. Денисова и др.) связывается со спецификой современного общества, ориентированного на развитие индивидуальности, эталоном которой является неординарный, яркий, успешный лидер. Другая наиболее распространенная среди исследователей причина внедрения концепции лидерства в учебных заведениях - востребованность на рынке труда специалистов с лидерскими качествами, способных творчески подходить к решению текущих задач.

Одна из задач нашей статьи состоит в попытке показать важность формирования критического мышления, способствующего воспитанию лидеров, деятельность которых должна основываться на таких качествах, где в той или иной степени человеческое в человеке являлось бы фундаментом при принятии важных производственных и повседневных решений. Другая задача нашей работы - показать механизм воспитания ряда личностных качеств, способствующих продуктивной творческой деятельности студентов как возможных руководителей в будущем.

Критическое мышление является отправной точкой формирования творческого мышления. Критическое и творческое мышление взаимообусловлены и развиваются в синтезе. Критическое мышление - это база, без которой в современном мире хаоса (существования постмодернистского множества мнений (истин и правд), разного рода ловушек и афер, разнонаправленных ценностных установок, идей и т.п.) сложно адекватно ориентироваться в окружающей действительности и эффективно реализовывать свой потенциал как человека и специалиста.

Формируя критическое мышление, можно учитывать, что оно в имплицитной форме вмещает идею воспитания лидеров. Прививая студентам интерес к развитию критического мышления, важно показать, что оно способно преобразить их жизнь, позволив видеть радость в мыслительном и творческом процессах, а также может применяться в руководящей, организаторской и других видах деятельности, требующих проявления ответственности и креативности.

Критическое мышление - это «надситуативный тип мышления, выражающийся в широте взглядов, глобальном подходе к проблеме, открытой к познанию позиции...» [4, с. 17]. Оно не является врожденным свойством или чертой характера, это «определенная методология, которая помогает особым образом объяснить события» [3, с. 18].

Критическое мышление имеет ряд признаков, среди которых можно выделить основополагающий - самостоятельность. Хочется отметить тот факт, что активно распространяемый и внедряемый на сегодняшний день в высших учебных заведениях принцип обучения в командах не всегда позволяет раскрыться всем их участникам (так как направлен в основном на выявление лидеров): кто-то из студентов активен, а кто-то не стремится проявить нужную инициативу.

Согласно опросу 60 студентов Астраханского государственного университета, проведенному в 2017 году, выявлено, что почти 75% респондентов не напрягаются в процессе командной работы, зная, что среди членов команды найдутся студенты, готовые ответить на поставленные вопросы. Такой подход к работе их устраивает по причине того, что команды формируются из так называемых «сильных» и «слабых» студентов. Баллы же ставятся всем участникам команды одинаковые.

Считается, что командная работа эффективно выявляет лидеров среди студентов. На наш взгляд, этот подход хорошо выявляет тех студентов, которые учат необходимый материал, и тех, кто по тем или иным причинам относится неответственно к подготовке. Безусловно, командную работу в обучении необходимо

применять, но все же, исходя из практического опыта, можно сказать, что заданная персонально каждому студенту проблемная задача или ситуация вынужденно активизирует их интеллектуальный потенциал. Необходимость самостоятельно находить решение определенной проблемной ситуации, возникающей в самых разных общественных сферах (от научной до бытовой), представляет основную сложность в достижении умения критически мыслить. Поэтому занятия, построенные на принципах критического мышления, должны осуществляться таким образом, чтобы каждый обучающийся имел возможность формулировать свои оценки, идеи и убеждения независимо от остальных.

Опрос тех же студентов АГУ в 2017 году показал следующее: 97% респондентов отметили, что индивидуальное решение проблемной задачи заставляет их более глубоко проникать в суть необходимого для решения задачи учебного материала. Это повышает качество обучения каждого студента, позволяя раскрыть им свой потенциал.

По мнению Д. Дьюи [2, с. 32], фокусирование на проблемных ситуациях стимулирует природную любознательность обучающихся и побуждает их к критическому мышлению, так как необходимость поиска выхода из сложной ситуации вынуждает рассматривать разные подходы к ее решению. Сам процесс критического мышления начинается с формулировки вопросов и уточнения проблем, требующих решения.

Развитие этого типа мышления связано с навыками исследовательской практики. Специфика проблемного задания заключается в сложности его решения старыми шаблонными методами, что стимулирует поиск новых знаний и их приложение к имеющемуся опыту. Соответственно, проблемная задача или ситуация - это «пусковой механизм критического мышления» [6], без которого не будет необходимости осуществлять поиск информации, делать правильный выбор и учиться видеть многовариантные пути разрешения противоречий.

Важно, что для осуществления анализа имеющейся информации студент обязан знать ранее изученный учебный материал по поставленной задаче. Поверхностное понимание темы, пренебрежение нужными фактами не позволят обучающемуся провести необходимый синтез на основе анализируемой информации. Поэтому мотивировка в познании будет играть важнейшую роль в процессе формирования навыков критического мышления. При этом речь идет не о простом воспроизведении имеющихся у студента знаний, а о «смыслопоиске», способствующем выработке собственной позиции на основе осознанных и проанализированных фактов.

Соответственно, при развитии критического мышления необходимо вырабатывать навыки аргументации с учетом того, что решение определенной задачи или проблемной ситуации может осуществляться разными способами. Выбранный из нескольких возможных вариант решения необходимо уметь рационально обосновать как наиболее оптимальный. Важно научиться пониманию, что признание разных точек зрения способствует усилению аргументации. В этой связи необходимо принимать во внимание возможные контраргументы, которые могут признаваться допустимыми или оспариваться.

Как видим, критическое мышление позволяет не только опираться на свои собственные идеи и убеждения, но и учитывать иные позиции по определенной проблеме, что позволяет снизить проявление эгоистических характеристик личности. Качественное формирование этого типа мышления возможно при условии осознания наличия в нашем сознании стереотипов и установок, препятствующих гибкости мысли, поэтому необходимо осуществлять мышление о мышлении, позволяющее продуктивно развивать адекватный взгляд на действительность.

Другими словами, для развития умения мыслить критически, в случае получения знаний, противоречащих нашим устоявшимся убеждениям, важно научиться отказываться от привычных личностных представлений о самом себе и окружающей действительности. Такой аспект критического мышления сопряжен с готовностью субъекта делать необходимые выводы из ошибочных решений без попытки их оправдания.

В процессе принятия решений индивиду также необходимо учитывать влияние эмоций на ход его мыслей. Развитие эмоционального интеллекта, в основе которого лежит умение управлять своими эмоциями, предотвращает или сглаживает когнитивные искажения и эгоцентризм. Это повышает уровень эмпатии индивида, проявляющийся в чувстве такта и принятии решений без навязывания кому-либо своих мнений и интересов.

Все перечисленные аспекты критического мышления можно развить посредством создания ситуаций, в которых формируется механизм гибкого восприятия информации и ее отбора для осуществления синтеза, т.е. творческого решения проблемной задачи.

Средние и высшие учебные заведения могут способствовать приобретению таких навыков посредством проведения дискуссий, ролевых игр и дебатов. Дебаты и дискуссии должны проводиться таким образом, чтобы студенты учитывали мнение своих оппонентов. Внимательный анализ самых разных доводов должен привести к нахождению в них слабых и сильных сторон, из которых можно извлечь полезные факты для разрешения проблемного вопроса.

Ролевые игры помогают выработать навыки вживания в иные культурные и социальные роли, позволяя понять позицию играющих их индивидов.

Такие виды учебной деятельности вырабатывают важнейшие мировоззренческие принципы, способствующие не отвержению мнений оппонентов, а стремлению понять позицию собеседников, развивают логику синтеза, анализа и суждения, базирующуюся на отказе от личностных предубеждений. Именно эти навыки ведут к продуктивному сотрудничеству, умению работать в команде и находить компромиссные решения в социальной практике.

Согласно опросу вышеупомянутых студентов АГУ уже в 2018 учебном году, после проведенной работы по формированию у них критического мышления в процессе изучения гуманитарных дисциплин, 74% респондентов отметили, что принимают активное участие в командной работе, пытаясь прислушаться к мнениям всех участников команды; 76% опрошенных выделили слаженную командную деятельность.

94

^ЭЫ 2618-9690. № 10 (96) 2018

Интересно отметить, что в команде могут быть собраны представители разных специальностей. Такой командный подход был предложен еще «в 60-х гг. XX в. О. Гордоном для содействия творческому решению задачи» [7, с. 461]. Это способствует обретению обширных знаний и навыков, которые необходимо уметь совмещать.

Таким образом, умение критически мыслить приводит к гибкости мышления, осуществляющего аналитическую деятельность посредством отчуждения от собственного «я» - эго. Это актуализирует духовно-нравственный потенциал личности и способствует сохранению душевного равновесия и комфорта, а также развивает эмоциональный интеллект.

В данном случае уместно упомянуть, что один из известных психоаналитиков Д. Гоулман, занимающийся проблемой лидерства, важнейшей характеристикой эффективного руководителя считает наличие у него достаточно высокого эмоционального интеллекта, который, как мы показали, наиболее эффективно формируется в процессе развития критического мышления.

В работе «Лидерство, приносящее результаты» Д. Гоулман отмечает, что эмоциональный интеллект складывается из способности анализировать свои эмоции и осознавать их воздействие на взаимоотношения с окружающими, на умении давать точную самооценку: осознавать свои сильные и слабые стороны. Руководитель должен обладать надежностью в плане проявления прямоты и честности, гибко приспосабливаться к меняющейся ситуации и, как следствие, уметь преодолевать препятствия, или, другими словами, решать проблемные ситуации.

Согласно Д. Гоулману, у лидера должно быть развито чувство эмпатии, выражающееся в способности понимать позицию сотрудников и участвовать в решении их проблем. Другими важными качествами лидера, по мнению Д. Гоулмана, являются: умение слушать собеседника; доносить ясную информацию, адаптируя ее к определенному слушателю; поощрять развитие способностей сотрудников; совершенствовать методы управления. Кроме того, руководитель обязан уметь работать в команде, эффективно взаимодействуя с другими работниками, а также сам создавать команды [1, с. 95-96].

Как видим, в перечисленных Д. Гоулманом характеристиках эмоционального интеллекта многое из того, что должен уметь совмещать в себе лидер, формируется в процессе развития критического мышления.

Без принятия во внимание вышеизложенных идей, воспитание лидеров в вузах, в процессе простого выделения особо активных студентов, может непреднамеренно привести к взращиванию эгоизма в избранных лидерах, которые при любых обстоятельствах будут стремиться к доминированию. Тогда основной установкой эгоцентрика станут прагматизм и утилитарность, направленные на достижение собственного успеха. Кроме того, любого лидера может обогнать другой лидер. Не приведет ли это к психологической травме первого? Сможет ли он в такой ситуации адекватно принимать решения?

Существует немало работ, в которых описываются эгоцентричные лидеры. Например, в книге американского психоаналитика М. Маккоби «Эгоцентричные лидеры» описываются положительные и отрицательные стороны такого руководителя. Так, М. Маккоби цитирует слова менеджера одной из американских компаний по отношению к своему руководителю: «Разница между Богом и Ларри заключается в том, что Бог не считает, что он - Ларри» [5, с. 39].

М. Маккоби отмечает, что эгоцентрики способны на творческую реализацию своих идей, они являются «чародеями, использующими свое красноречие, обращая массы в свою веру» [Там же, с. 40]. С другой стороны, психоаналитическая практика показывает, что нарциссизм зачастую может выходить из рамок нормы и приводить к серьезным расстройствам личности.

При этом М. Маккоби пишет: «Эгоцентричное лидерство не всегда значит лидерство успешное» [Там же]. К примеру, такие лидеры часто не считаются с мнением других квалифицированных сотрудников, что может привести к принятию неверного, гибельного для предприятия решения. По наблюдению психоаналитика, эгоцентричные лидеры с трудом справляются со своими проблемами и практически не способны решить их в одиночку. Такие лидеры находятся в зависимости от мнения своих сторонников, им часто требуются одобрение и лесть с их стороны [Там же, с. 47].

В случае отсутствия признания эгоцентрики обычно ощущают свою нереализованность. Позитивная реакция со стороны окружающих может привести к излишней самоуверенности и, как следствие, принятию необдуманных решений.

К недостаткам эгоцентричного лидера М. Маккоби относит частое ощущение ими душевного неблагополучия; они предпочитают не обучать сотрудников, а механически внушать свои идеи. При таком лидере «усиливается соперничество между сотрудниками организации в условиях, когда каждый и без того вынужден работать с максимальным напряжением, которое только может выдержать» [Там же, с. 49].

В целом отрицательные качества эгоцентричного лидера, по мнению М. Маккоби, связываются с нехваткой в нем эмпатии, напрямую сопряженной с эмоциональным интеллектом. К примеру, такие лидеры очень болезненно реагируют на критику, поэтому зачастую не желают слушать своих собеседников, если беседа задевает их самолюбие. Как правило, недостаток эмпатии и стремление эгоцентричных лидеров к крайней независимости приводят к некачественному наставничеству и нежеланию обучаться у более опытных сотрудников.

Но несмотря на наличие отрицательных сторон эгоцентричного лидера, М. Маккоби все же считает, что такие руководители - находка для фирмы, аргументируя свою идею их способностью не столько предсказать будущее, сколько творить его самим. Хотя при этом психоаналитик предупреждает, что руководители-нарциссы, пусть даже самые эффективные, могут погубить себя и привести компанию к краху. При условии, что «такие лидеры осознают пределы своих возможностей, им не будет равных. А вот в отсутствие этого сдерживающего фактора компаниям, напротив, может не поздоровиться, и тогда не избежать катастрофы» [Там же, с. 61].

Поэтому, говоря о воспитании лидеров, необходимо учитывать, что многие важнейшие качества эффективного лидера формируются в процессе развития критического мышления. Умение критически мыслить является признаком высокой культуры индивида, которая выражается в культуре ума, базирующегося на твердом мировоззренческом фундаменте, позволяющем осуществлять адекватную оценку происходящего. В процессе формирования в вузах критического мышления каждому студенту предоставляется возможность раскрыть свой творческий потенциал и реализовать его как в индивидуальной, так и в командной деятельности.

Список источников

1. Гоулман Д. Лидерство, приносящее результаты // С чего начинается лидер / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. С. 65-102.

2. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М.: Совершенство, 1997. 208 с.

3. Кашапов М. М. Конфликтная компетентность как основа толерантного восприятия оппонента // Толерантность в современном мире: опыт междисциплинарных исследований: сборник научных статей / под науч. ред. М. В. Новикова, Н. В. Нижегородцевой. Ярославль: ЯГПУ, 2011. С. 15-18.

4. Коттрелл С. Искусство мыслить и успех в учебе, карьере, жизни. 500 упражнений для развития мозга. М.: ЭКСМО, 2016. 288 с.

5. Маккоби М. Эгоцентричные лидеры // С чего начинается лидер / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. С. 36-65.

6. Терно С. А. Эволюция идеи: рефлексивное мышление - критическое мышление - метакогнитивное развитие [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 10. URL: http://human.snauka.ru/2013/10/3900 (дата обращения: 05.06.2018).

7. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. 512 с.

CRITICAL THINKING FORMATION AS THE BASIS OF DEVELOPING STUDENTS' LEADERSHIP QUALITIES

Tikhonova Valentina L'vovna, Ph. D. in Philosophy Astrakhan State University opera-15@mail. ru

The article analyzes the current trend of higher education institutions to pay special attention to the education of leaders without taking into account the possibility of unintentional cultivation of egocentrism among active students. The author tries to show the approach to students' teaching, based on critical thinking formation, which involves implicitly the idea of developing creative leaders. In the process of the development of this type of thinking, emotional intelligence increases, cognitive distortions and egocentrism are smoothed out; skills of thinking flexibility, ability to work effectively in a team due to the refusal of personal prejudices and stereotypes are acquired.

Key words and phrases: leadership; egocentrism; critical thinking; emotional intelligence; flexibility of thought; empathy; creative thinking; team approach.

УДК 101.3 Дата поступления рукописи: 12.08.2018

https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-10.18

В статье анализируется роль Интернета вещей как интегратора техно-физико-биологических изменений среды обитания человека, уточняются основания определения «умная» вещь, определяется поле смыслов понятия «вещь» в информационном обществе. Особое внимание обращается на систему прямых выгод и скрытых угроз, порождаемых Интернетом вещей в аспекте изменения параметров человеческой жизни, мен-тальности, идентификации, социализации. По мнению автора, философские исследования Интернета вещей имеют потенциал в обосновании мер оценки отношений между человеком и вещами, традиционными и «умными», а также условий и возможностей продвижения человека в среде Интернета вещей.

Ключевые слова и фразы: Интернет вещей; вещь в философии; образ «вещи»; среда обитания; информационные технологии; идентификация; проблема человека.

Ходенкова Эльга Владимировна

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева, г. Красноярск ellie4ka@mail. ru

ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ КАК СИСТЕМНЫЙ ФАКТОР ИНТЕГРАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ, ЦИФРОВОЙ И ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕД ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

На протяжении последнего десятилетия наблюдается массовое внедрение информационных технологий в повседневную жизнь человека: большие данные, потребительская 3Б-печать, криптовалюты, мобильное наблюдение за здоровьем (фитнес-браслеты), игрофикация, распознавание речи, «смарт-вещи» (smart things), Интернет вещей (IoT, Internet of Things) и др. (весь перечень и прогнозы их развития можно посмотреть

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.