УДК 332.01:331.5
формирование концепции
наращивания трудового потенциала региона
Н.Ю. сОРОКИНА,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры финансов и менеджмента
E-mail: [email protected]
Тульский государственный университет
В статье представлены основные положения концепции стратегического управления регионом на основе наращивания его трудового потенциала, предполагающей встраивание процессов формирования и использования трудового потенциала в общую стратегию социально-экономического развития территории. Использование предложенной концепции органами регионального управления позволит принимать обоснованные решения о приоритетах социально-экономической политики региона в целях повышения качества жизни населения.
Ключевые слова: трудовой потенциал региона, стратегия регионального развития, качество жизни населения.
В современном мире от уровня использования трудового потенциала зависят успехи страны в области создания и использования новых технологий, ее достижения в сфере социально-экономического развития и место в мировом сообществе. Именно поэтому одним из стратегических приоритетов развития России в период до 2020 г. провозглашено увеличение средней продолжительности жизни населения до 75 лет как основы повышения его трудовой активности [2].
Вместе с тем в текущем столетии в количественных и качественных характеристиках трудового потенциала России усилились негативные тенденции. Данные официальной статистики свидетельствуют о том, что в период 2006—2010 гг. численность трудоспособного населения РФ уменьшилась на 1,9 млн чел., или на 4,4% по отношению к уровню 1992 г. [4]. По оценкам специалистов-демографов, сокращение
численности населения, находящегося в возрасте трудоспособности, к 2015 г. может составить 4,7 млн чел., а к 2025 г. — 11, 2 млн чел. [5]. Депопуляция сопровождается ухудшением качественных характеристики, трудовых ресурсов, в первую очередь — показателей заболеваемости и инва-лидизации. В 2006—2010 гг. уровень заболеваемости населения основными классами болезней увеличился с 745,9 до 802,5 на 1 000 населения; доля лиц, признанных инвалидами в трудоспособном возрасте, — с 37 до 46,7% [4]. По показателю ожидаемой продолжительности жизни при рождении, составляющем в России 68,7 года, страна занимает худшие позиции не только относительно стран ОЭСР, но и среди стран Центральной и Восточной Европы [3]. Проблема ухудшения количественных и качественных характеристик трудового потенциала усиливается его недостаточно эффективным использованием. Несмотря на усилия, предпринимаемые Правительством РФ по снижению напряженности в сфере труда и занятости, в период 2008—2010 гг. уровень безработицы увеличился до 7,5% от численности экономически активного населения; возросло число работников, занятых в режиме неполного рабочего времени и находящихся в вынужденных отпусках без сохранения или с частичным сохранением оплаты труда [4]. Мировой экономический кризис, затронувший экономику России, усилил структурную несбалансированность спроса и предложения рабочей силы по ряду профессий и специальностей, прежде всего квалифицированных рабочих и специалистов технического профиля.
-27
Трудодефицитность российской экономики, вызванная депопуляцией населения и усиленная несбалансированностью рынка труда, обусловливает актуальность проблемы формирования концепции наращивания трудового потенциала, определяющей экономические, организационные и институциональные условия его прироста в соответствии с долгосрочными приоритетами социально-экономического развития России и ее регионов. По мнению автора, под трудовым потенциалом региона следует понимать возможности формирования и использования в региональной экономике трудовых ресурсов определенного количества и качества в соответствии с выбранной стратегией социально-экономического развития территории. С этих позиций наращивание трудового потенциала представляет собой процесс создания условий для его прироста. Речь идет не о количественном увеличении, а о качественном преобразовании, которое заключается: в улучшении физических и нервно-психических возможностей населения; в его культурном развитии; в повышении уровней образовательной и профессиональной подготовки; в росте мобильности, в том числе социальной; в эволюции системы морально-нравственных ценностей; в создании условий для занятости населения; в улучшении условий его труда; в повышении качества трудовой жизни населения и т.д.
Более глубокому пониманию сути наращивания трудового потенциала способствует выделение в его составе трудового потенциала региона двух взаимосвязанных компонент — фактического и стратегического потенциалов.
Фактический трудовой потенциал региона — это сформированный к определенному моменту времени трудовой потенциал региона. Он характеризуется такими показателями, как численность экономически активного населения, уровень безработицы, профессионально-квалификационная структура рабочей силы, образовательный уровень населения и т.п. Региональное управление фактическим трудовым потенциалом нацелено на повышение отдачи от имеющихся в регионе трудовых ресурсов.
Стратегический трудовой потенциал региона — это величина трудового потенциала региона, которая может быть достигнута при наилучшем уровне его использования. Он определяется возможностями наращивания трудового потенциала до уровня, определенного региональной страте-
гией социально-экономического развития. Именно стратегический трудовой потенциал определяет перспективы и полноту реализации стратегии социально-экономического развития региона.
Под концепцией (от лат. conceptio — понимание, система) в научных исследованиях, как правило, понимается определенный способ трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет, руководящая идея для их систематического освещения [1]. Сформировать концепцию — это значит охарактеризовать ее основные компоненты: идею, принципы, содержание, условия и инструменты, определяющие способы решения проблемы в рамках определенного вида деятельности.
Концепция наращивания трудового потенциала региона базируется на следующем теоретическом положении: управление трудовым потенциалом региона должно рассматриваться как базовый элемент региональной стратегии социально-экономического развития. В условиях стратегических изменений оно должно осуществляться посредством встраивания процесса наращивания трудового потенциала в общую стратегию социально-экономического развития территории.
Исходя из указанного положения, концепция наращивания трудового потенциала региона основывается на следующих принципах.
Принцип системности. Наращивание трудового потенциала является, с одной стороны, элементом системы более высокого порядка — наращивания социально-экономического потенциала региона в целом, с другой стороны, оно включает в себя подсистемы более низкого порядка, в которых осуществляется наращивание его отдельных составляющих: ресурсного, физиологического и образовательного потенциалов. Изменение в любом из указанных локальных потенциалов сказывается на трудовом потенциале региона, а также на величине социально-экономического потенциала региона в целом. Справедливо и обратное утверждение: изменение в социально-экономическом потенциале региона влияет на трудовой потенциал и его составляющие незамедлительно или с определенным временным интервалом.
Принцип взаимной причинности. Причины изменений в трудовом потенциале региона могут быть как внешними, обусловленными изменениями во внешней среде, так и внутренними, связанными с состоянием и свойствами самой региональной
системы, в которой происходит наращивание потенциала. Это позволяет использовать приемы и инструменты факторного анализа при исследовании процесса наращивания трудового потенциала и управлении им. Факторный анализ как метод исследования предполагает ориентацию на количественные методы оценки и управления, позволяющие учитывать весомость воздействующих на трудовой потенциал факторов и описывать процесс наращивания трудового потенциала с использованием экономико-математических моделей. Полноценная реализация указанного метода исследования, в свою очередь, предполагает применение современных информационных технологий.
Принцип непрерывности. В соответствии с этим принципом взаимодействие сложных систем, к числу которых относится региональная система, определяется взаимосвязью и взаимообусловленностью ее элементов и состояний. Процесс изменения трудового потенциала региона идет непрерывно, однако его направленность и скорость являются переменными, меняющимися во времени в зависимости от специфики управляющего воздействия. Это предопределяет возможности использования трудового потенциала региона в качестве агрегированного индикатора успешности формирования и реализации региональной стратегии социально-экономического развития, а также в качестве обобщающего критерия результативности регионального управления.
Принцип эквифинальности. Заданное конечное состояние наращивания трудового потенциала может быть достигнуто разными способами при различных состояниях региональной системы. В зависимости от параметров конкретных ситуаций, возникающих в процессе стратегического и оперативного управления трудовым потенциалом, может возникать несколько альтернативных путей достижения целей наращивания. Это позволяет вести речь о многогранности стратегий управления трудовым потенциалом и об особой роли регионального менеджмента в процессах их выбора, разработки и реализации. Выполнение указанного принципа предполагает активное использование программно-целевого подхода, позволяющего концентрировать ограниченные ресурсы региона на решении наиболее актуальных проблем наращивания его трудового потенциала и развития региональной системы в целом.
Принцип непрерывного мониторинга. Непрерывный процесс наращивания трудового потенциала региона, зависящий от тенденций из-
менения социально-экономического потенциала региона под воздействием внутренних и внешних факторов, предполагает проведение непрерывного мониторинга, позволяющего оценивать, насколько адекватно региональной стратегии социально-экономического развития формируется трудовой потенциал территории.
Содержание концепции наращивания трудового потенциала региона заключается в том, что региональное управление должно быть нацелено на обеспечение условий для прироста трудового потенциала в соответствии со стратегией социально-экономического развития региона (рис. 1).
Важнейшим целевым ориентиром разработки и реализации стратегии социально-экономического развития региона является создание условий для повышения уровня и качества жизни населения. Достижение указанной цели может быть осуществлено с использованием программно-целевого подхода, поскольку он имеет многовариантый характер решения; отличается высокой ориентацией на конечные результаты; требует планирования на долгосрочную временную перспективу; предполагает системную организацию и возможность разработки обоснованных и взаимоувязанных решений; характеризуется ограниченностью ресурсов, которые могут быть привлечены к решению проблемы [6].
Процесс разработки стратегии социально-экономического развития территории (региона, муниципального образования) в наиболее общем виде включает следующие основные этапы: анализ текущего состояния и динамики развития региона, формирование стратегии, реализация стратегии, оценка и контроль за стратегией [6]. С ними должен быть согласован процесс наращивания трудового потенциала региона, который целесообразно осуществлять по алгоритму, включающему следующие основные действия (этапы) (рис. 2).
1-й этап. Оценка фактического трудового потенциала региона, результаты которой должны быть положены в основу проектирования и организации мероприятий по повышению эффективности использования трудового потенциала в краткосрочной временной перспективе. Речь идет о разработке и реализации региональных программ в сфере труда и занятости населения.
2-й и 3-й этапы. Оценка стратегического трудового потенциала региона, позволяющая установить приоритеты наращивания трудового потенциала, важнейшим из которых является создание
Уровень и качество жизни населения
Политика в сфере труда и занятости населения
Миграционная политика
Демографическая политика
Жилищная политика
Политика в сфере доходов
Пенсионное обеспечение
Политика в сфере здравоохранения
Политика в сфере образования
Структурная политика
Инновационная политика
Инвестиционная политика
Стратегия социально-экономического развития региона
Проектирование и организация мероприятий по повышению эффективности использования трудового потенциала
1 г
Проектирование и организация мероприятий по экстенсивному наращиванию трудового потенциала
1
Проектирование и организация мероприятий по интенсивному наращиванию трудового потенциала
г
Проектирование и организация мероприятий по реализации сформированного трудового потенциала
Трудовой потенциал региона
Социально-экономический потенциал региона
Рис. 1. Модель наращивания трудового потенциала региона
условий для обеспечения региональной экономики трудовыми ресурсами определенного количества и качества в соответствии с региональной стратегией социально-экономического развития.
4-й этап. Разработка стратегии формирования трудового потенциала региона, содержащей мероприятии в области:
— экстенсивного наращивания трудового потенциала региона, осуществляемого в рамках программ миграционной, демографической и жилищной политики;
— интенсивного наращивания трудового потенциала региона, предполагающего проектирование мероприятий в сфере доходов населения, политики в сфере здравоохранения и образования, пенсионного обеспечения.
5-й этап. Разработка стратегии реализации трудового потенциала региона, предполагающей проектирование и организацию мероприятий в области структурной, инновационной и инвестиционной политики региона.
Результатом действий указанных этапов должно стать формирование в регионе трудового потенциала, обладающего определенными количественными и качественными характеристиками.
6-й этап. Установление соответствия (несоответствия) величины трудового потенциала стратегии социально-экономического развития региона, которое осуществляется посредством сравнения величин сформированного и потребного (стратегического) трудового потенциала региона.
С
Начало
3
1. Оценка фактического Информация Федеральной
трудового потенциала службы государственной
региона статистики РФ
2. Оценка стратегического трудового потенциала
региона *
3. Установление приоритетов наращивания трудового потенциала региона
СТРАТЕГИЯ социально-экономического развития региона
4. Разработка стратегии формирования трудового потенциала региона
Да
8. Реализация стратегии наращивания трудового потенциала региона
1 г
С
Конец
г)
Рис. 2. Алгоритм наращивания трудового потенциала региона в соответствии с региональной стратегией социально-экономического развития
7-й этап. В случае выявления несоответствия параметров сформированного трудового потенциала требованиям региональной стратегии осуществляется корректировка приоритетов наращивания трудового потенциала, и последовательность действий по разработке стратегии формирования и реализации трудового потенциала осуществляется вновь.
8-й этап. В случае если трудовой потенциал соответствует требованиям стратегии социально-экономического развития региона, то инициируется
процесс реализации стратегии наращивания трудового потенциала.
Основным результатом реализации представленного алгоритма является разработка стратегии формирования и реализации трудового потенциала региона, ориентированной на достижение положительных результатов развития территории, важнейшими из которых являются:
— рост уровня и качества жизни населения,
— обеспечение экономики трудовыми ресурсами в соответствии с ее долгосрочными потребностями,
— увеличение социально-экономического потенциала региона как ресурсной основы его развития.
Предложенная концепция позволяет определить следующие условия наращивания трудового потенциала региона:
1) наращивание трудового потенциала должно быть целевым. Оно должно быть направлено на достижение системы целей, четко определенных и сформированных в виде «дерева целей». В качестве главной цели, согласно положениям программно-целевого подхода, целесообразно выбрать ту, реализация которой зависит от выполнения остальных менее важных целей. Поэтому можно утверждать, что главная цель заключается в создании условий для прироста трудового потенциала до уровня, определенного страте гией социально-экономического развития;
2) приоритеты наращивания трудового потенциала региона должны быть согласованы со стратегическими приоритетами регионального развития, которые выступают по отношению к нему как приоритеты более высокого порядка. Приоритеты наращивания трудового потенциала должны отражать специфику потребностей и интересов в сфере труда и занятости основных субъектов региональной экономики. Это требует усиления взаимодействия
7. Корректировка приоритетов
стратегии наращивания трудового потенциала
между участниками региональной системы наращивания трудового потенциала, к числу которых относятся население, бизнес, органы регионального управления и общественные объединения региона, с целью согласования их интересов;
3) возможности прироста трудового потенциала должны быть лимитированы ресурсными ограничениями со стороны других составляющих социально-экономического потенциала региона. Это обусловливает необходимость выявления локальных потенциалов, ограничивающих рост социально-экономического потенциала региона в целом и трудового потенциала в частности, и определения возможностей преодоления выявленных дефицитов ресурсов за счет внутренних и внешних для региона источников. В целом возможности прироста трудового потенциала определяются масштабами и интенсивностью использования уже сформированного потенциала, а также перспективами его увеличения в процессе реализации региональной стратегии социально-экономического развития;
4) дальнейшее развитие института регионального управления, который должен играть ведущую роль в процессе наращивания трудового потенциала в соответствии с потребностями и интересами субъектов региональной экономики, ее ресурсными возможностями, а также целями долгосрочного социально-экономического развития региона.
Предложенная концептуальная модель наращивания трудового потенциала региона позволяет сформулировать следующие основные положения принципиально новой концепции стратегического управления регионом на основе наращивания его трудового потенциала:
1) взаимосвязанность и взаимозависимость факторов, влияющих на успешность региональной стратегии социально-экономического развития, предопределяет рассмотрение трудового потенциала региона в качестве основного ресурса, главного целевого ориентира и важнейшего конечного результата развития территории. Это позволяет использовать трудовой потенциал региона в качестве обобщающего критерия результативности управленческих решений в системе регионального управления;
2) взаимообусловливающий характер развития социально-экономического потенциала региона и трудового потенциала как его важнейшей части определяется, с одной стороны, спецификой потребностей и интересов в сфере труда и занятости
основных субъектов региональной экономики, с другой стороны, возможностями региональной экономики, обусловленными ресурсными ограничениями со стороны социально-экономического потенциала региона;
3) применительно к процессу наращивания в составе трудового потенциала региона целесообразно выделить две взаимосвязанные составляющие — фактический и стратегический потенциалы, что позволяет рассматривать управление трудовым потенциалом региона как процесс перехода от исходного к заданному состоянию трудового потенциала региона;
4) наращивание трудового потенциала следует рассматривать как циклически повторяющийся процесс, включающий дополняющие друг друга процессы формирования и реализации. Обеспечение его целевого характера требует построения иерархии целей управления трудовым потенциалом региона, дифференцированной по этапам наращивания, формирование которой позволит своевременно выявлять отклонения от заданного региональной стратегией режима наращивания трудового потенциала;
5) оценка трудового потенциала, позволяющая учитывать его динамику в процессе разработки и реализации стратегии социально-экономического развития региона, требует формирования системы показателей и индикаторов, которая может быть положена в основу принятия стратегических управленческих решений в области наращивания трудового потенциала региона;
6) многоаспектный характер управления трудовым потенциалом региона требует разработки и реализации стратегии его наращивания, обеспечивающей условия для прироста трудового потенциала в соответствии со стратегией социально-экономического развития региона;
7) непрерывный характер управления трудовым потенциалом требует осуществления мониторинга наращивания трудового потенциала региона, позволяющего отслеживать изменение ключевых социально-экономических показателей развития региона. Это будет способствовать повышению эффективности деятельности органов регионального управления трудом и занятостью на основе своевременного предоставления им необходимого объема информации для принятия управленческих решений.
Список литературы
1. Большая советская энциклопедия. Изд. 3 (1969—1978 гг.). URL: http://slovari.yandex.ru.
2. Выступление В.В. Путина на расширенном заседании Государственного совета Российской Федерации «О стратегии развития России до 2020 г.» от 08.02.2008. URL: http://www.rosnation.ru.
3. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2006—2007 гг. / под общей ред. проф. С.Н. Бобылева и А.Л. Александровой. М.: Весь мир. 2007.
4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. URL: http://www. gks.ru.
5. Социальное и демографическое развитие России. Каирская программа действий: 15 лет спустя. М.: ЮНФПА. 2010. С. 29—35.
6. Федорова Е.А. Сычева И.В., Иватанов Н.П., Болдырева Р.Ю., Сорокина НЮ., Левина В.В., Преображенский Д.И. Теоретико-методологические аспекты разработки программ социально-экономического развития муниципальных образований: монография. Тула: Изд-во ТулГУ. 2008.
X Юбилейная Международная научная конференция
«ЭКОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, КОНТРОЛЯ, ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА: ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ВЫЗОВЫ»
13-15 октября 2011 г.
Житомирская научная бухгалтерская школа на базе Житомирского государственного технологического университета при поддержке Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины проводит Х Юбилейную Международную конференцию «Эколого-социальные ориентиры бухгалтерского учета, контроля, экономического анализа: цивилизационные вызовы».
Рабочие секции конференции:
* бухгалтерский учет как инструмент социальной политики;
* бухгалтерский учет как информационная система социально-ориентированной концепции управления;
* бухгалтерское отражение социальных процессов на предприятии;
* социальная компонента годовой отчетности предприятия;
* социальная ответственность бизнеса через призму бухгалтерского учета;
* бухгалтерское отражение социального капитала предприятия;
* экология и экономика - взаимосвязь и противоречия;
* бухгалтерский учет как инструмент сохранения природно-ресурсного потенциала;
* бухгалтерский учет экологической деятельности хозяйствующего субъекта в рамках концепции устойчивого развития;
* охрана природной среды как объект экономического анализа и контроля;
* учет экологической деятельности: гармонизация микро- и макроуровней экономики.
В программе конференции предусматривается выступление участников по тематическим проблемам, работа дискуссионных центров по обозначенным проблемам, встреча участников со студентами Житомирского государственного технологического университета, проведение экскурсий.
К участию приглашаются ученые и практики в области бухгалтерского учета, контроля и анализа, аспиранты и соискатели.
Заявку на участие и следует направить до 10 сентября 2011 г. на E-mail: [email protected]
По итогам конференции предполагается издание сборников материалов.
Тезисы выступлений направлять по электронной почте до 15 сентября 2011 г. в соответствии с установленными требованиями. Оплата проезда и проживания за счет направляющей стороны. к Телефоны для справок: +38 (0412) 24-09-91 - кафедра бухгалтерского учета ЖГТУ.
http://zsas.zhitomir.org/ У