УДК 331 ББК 65.04
ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В РЕГИОНЕ
Е.В. Кучина
В статье рассматриваются проблемы обеспечения экономики региона рабочей силой. Проанализированы основные факторы, влияющие на формирование конкурентоспособной рабочей силы. Предложены практические рекомендации по регулированию демографических процессов, обеспечению сбалансированности спроса и предложения на рабочую силу, сокращению дисбаланса между системой профессиональной подготовки и реальными потребностями работодателей.
Ключевые слова: рабочая сила, демографическая ситуация, рынок труда, система образования, профессиональная подготовка кадров, ресурсный центр.
Уровень конкурентоспособности страны в целом как сложной социально-экономической системы должен обеспечиваться и поддерживаться конкурентоспособностью элементов этой системы, к которым в первую очередь относятся производительные силы. Одним из препятствий на пути развития производительных сил является проблема нехватки квалифицированной рабочей силы, способной к эффективной деятельности в условиях непрерывно меняющихся рынков и ужесточения внутренней и международной конкуренции.
Острый дефицит квалифицированных работников уже сейчас стал тормозом развития экономики большинства регионов РФ и может негативно повлиять на темпы экономического роста в будущем.
Опыт развитых стран показывает, что в наши дни расположение территорий или их природные богатства перестают быть ключевыми факторами успеха. Причина заключается в том, что традиционная ресурсозатратная экономика постепенно уступает место «новой экономике», основанной на знаниях. В такой экономике высокие шансы на динамичное развитие имеет любой регион, даже тот, который лишен природных преимуществ и
отдален от финансовых центров. Его успех будет зависеть от способностей, талантов, квалификации жителей, а также от умения властей создавать соответствующие условия для формирования, развития и эффективного использования трудового потенциала [1].
Для Курганской области, относящейся к категории депрессивных регионов, проблема формирования и развития конкурентоспособной рабочей силы является особенно актуальной.
Процесс формирования трудовых ресурсов Зауралья находится под воздействием большого количества различных факторов: как внешних, так и внутренних. Наиболее значимыми являются демографические, факторы рынка труда, качества профессионального образования и подготовки кадров.
Демографическая ситуация
Анализ статистических данных показывает, что численность постоянного населения Курганской области неуклонно снижается [2]. Стабильное сокращение - следствие «двойного давления»: отрицательного естественного прироста и миграционного оттока (рис. 1).
Основные причины естественной убыли - это
■ - естественная убыль
—■— миграционная убыль
Рис. 1. Естественная и миграционная убыль населения Курганской области за 2006-2012 гг., чел.
старение населения, высокая смертность среди мужчин трудоспособного возраста, недостаточно высокие темпы рождаемости. Такая ситуация характерна для большинства субъектов УрФО за исключением Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов. Более серьезной проблемой является миграционная убыль населения, показатели которой в Зауралье самые высокие по УрФО. Несмотря на то, что в 2012 г. миграционная убыль снизилась на 13,5 %, по сравнению с предыдущим годом, уровень ее остается очень высоким. Только за первое полугодие 2013 г. миграционное сальдо составило (-2,43) тыс. человек [2]. Уменьшение численности населения трудоспособного возраста негативно отражается на формировании трудовых ресурсов, способствует возникновению дефицита рабочей силы. Структура мигрантов по уровню образования свидетельствует о том, что более половины из них имеют высшее профессиональное или среднее специальное профессиональное образование (рис. 2). Можно предположить, что дальнейший отток за пределы Курганской области квалифицированных кадров в трудоспособном возрасте повлечет за собой ослабление научного, творческого и экономического потенциала региона.
Анализ демографической ситуации в регионе позволяет сделать вывод о том, что характер развития, в основном, миграционных процессов по-
8%
следних лет не позволяет осуществить замещение естественной убыли населения и предопределяет дальнейшее его сокращение. В случае сохранения существующих тенденций численность населения Курганской области будет и дальше сокращаться, а в возрастной структуре населения будет увеличиваться доля старших возрастных групп.
Рынок труда
Рынку труда принадлежит ведущая роль в решении проблемы адаптации процессов воспроизводства рабочей силы, занятости и трудовых отношений к рыночным условиям хозяйствования. Сложная ситуация на рынке труда, связанная с экономическим кризисом 2008-2009 гг., постепенно нормализовалась: заметно уменьшилось количество безработных, снизился уровень регистрируемой безработицы. Вместе с тем наблюдается неуклонное уменьшение численности экономически активного населения, которая за последние три года сократилась на 20,9 тыс. человек (табл. 1) [2].
Среди основных причин, тормозящих развитие регионального рынка труда, можно выделить следующие:
- диспропорция спроса и предложения рабочей силы;
- невостребованность большого числа специалистов с высшим профессиональным образованием;
________22%
- .............—1--л 3%
32%
□ высшее профессиональное
□ неполное высшее профессиональное
□ среднее профессиональное
□ начальное профессиональное
□ среднее общее
□ основное общее
Рис. 2. Структура мигрантов по уровню образования
Таблица 1
Экономическая активность населения (в среднем за год; на основе материалов выборочных обследований населения по проблемам занятости)
Показатель 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Численность экономически активного населения, тыс. чел. в том числе: занятые в экономике безработные 519,5 452,2 67,3 482,4 427.2 55.2 455,6 400.3 55.3 444,7 400,3 44,4 434.7 397,0 37.7
Среднегодовой уровень общей безработицы, в % от экономически активного населения 13,0 11,4 12,1 10,0 8,7
Управление социально-экономическими системами
- структурный дефицит кадров в ряде отраслей, в частности по профессиям рабочих;
- ограничение профессиональной мобильности кадров.
Особенно остро стоит вопрос с кадровым обеспечением промышленных предприятий. Притока молодых кадров не наблюдается, постоянно увеличивается количество длительное время не заполняемых вакансий. Из общей потребности в работниках, заявленной в службу занятости, более 65 % составляют заявки на рабочие профессии [3].
Профессиональное образование и подготовка кадров
Связь между качественным профессиональным образованием и построением эффективной экономики региона очевидна. Ориентация на инновационные изменения требует особой организации подготовки специалистов для каждого сектора экономики. Ужесточение внутренней и внешней конкуренции вынуждает руководство компаний устанавливать более высокие профессиональные стандарты для своих работников и, соответственно, предъявлять высокие требования к их образовательному и квалификационному уровню.
Анализ ситуации в системе профессионального образования в регионе показывает, что численность студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, в 2,2 раза превышает численность обучающихся в учреждениях системы среднего профессионального образования (рис. 3). Как следствие, наблюдается разбалансированность спроса и предложения на рынке труда. В 4,5 раза перегружен рынок специалистами с высшим образованием, со средним специальным - в 2 раза меньше требуемого, а с начальным профессиональным - в 6-7 раз [3]. Диспропорции между спросом и предложением на рынке труда молодых специалистов приводят к безработице среди выпускников вузов, работе не по специальности.
Нередко рынок труда и образовательных услуг посылают друг другу ложные сигналы. В ре-
зультате происходит перепроизводство специалистов в области экономики, юриспруденции и дефицит по ряду технических и менее престижных гуманитарных профессий, спрос на которых сегодня значительно выше. До 40 % расходов работодателей (государственных и частных) идет на доучивание принятых специалистов внутри предприятия, что свидетельствует о неэффективном распределении ресурсов общества.
В неудовлетворительном состоянии находится и система профессионально-технической подготовки кадров на производстве. Она явно не справляется с возрастающими потребностями промышленного сектора экономики и отстает от технологического развития производства (оборудование, технологии, компьютеризация). Требуется ее существенная реорганизация, приведение в соответствие с требованиями рынка и мировой практикой.
Таким образом, большинство предприятий по ряду как объективных, так и субъективных причин не может в настоящее время подготовить специалистов, отвечающих требованиям производства и рынка, обеспечивать им дальнейшее повышение квалификации и переподготовку.
Результаты проведенного анализа позволяют сформулировать следующие практические рекомендации по выстраиванию механизма взаимодействия рынка труда и профессионального образования в процессе формирования конкурентоспособной рабочей силы в регионе.
1. Обеспечение комплексного решения демографических проблем региона, включая все компоненты воспроизводства и миграции населения.
Предлагаемые меры по регулированию региональных демографических процессов можно условно охарактеризовать как сдерживающие и стимулирующие.
Сдерживающие должны быть направлены на улучшение демографического потенциала региона: повышение рождаемости, сокращение смертности,
500
450
400
350
300
250
200
150
100
50
0
Численность обучающихся в высших и учебных заведениях
Численность обучающихся в средних профессиональн ых учебных заведениях
Рис. 3. Численность обучающихся в высших и средних профессиональных учебных заведениях Курганской области (на 10 тыс. населения)
увеличение продолжительности жизни, уменьшение неконтролируемой миграции. Стимулирующие призваны создать условия для привлечения квалифицированных молодых кадров в регион: помощь молодым семьям, развитие инфраструктуры, строительство жилья, детских садов, беспроцентные кредиты на приобретение жилья, обустройство в районах вселения, оплата проезда, поддержка реализации ипотечных программ и образовательных проектов, внедрение системы доступного социального страхования.
Улучшение демографической ситуации тесно связано с решением целого комплекса социальноэкономических проблем, дающего возможность обеспечить воспроизводство населения и сформировать его качество на таком уровне, который позволяет осуществлять развитие трудовых ресурсов региона и эффективное их использование.
2. Обеспечение сбалансированности спроса и предложения на рабочую силу.
Поскольку рынок труда по своей структуре инерционен и не может измениться в один момент, ключевым инструментом в решении проблемы обеспечения региональной экономики рабочей силой должна стать эффективная система мониторинга и прогнозирования рынка труда. Запустив сегодня определенный механизм, направленный на достижение баланса спроса и предложения на рынке труда, в будущем можно будет избежать негативного влияния целого ряда факторов. С этой целью долгосрочные тенденции в демографической сфере и на рынке труда, прогнозируемые на федеральном уровне, должны детализироваться в рамках региона и учитываться при разработке региональной программы социально-экономического развития. Прогноз спроса на труд должен разрабатываться в тесном взаимодействии с бизнесом, учитывая инвестиционные программы, видение перспективных направлений, потребность в персонале требуемой квалификации. Его разработка должна вестись по укрупненным группам профессий, специальностей, по видам экономической деятельности региона и увязываться с объемами подготовки специалистов в системе профессионального образования.
3. Приведение в соответствие структуры профессионального образования потенциальному спросу на подготавливаемые кадры, ресурсной базе региона и потребностям работодателей.
Уровень системы подготовки кадров должен способствовать повышению конкурентоспособности существующих и вновь открывающихся производств. Для этого необходимо разработать сводный прогноз потребности в кадрах предприятий и организаций в профессионально-квалификационном разрезе, который и должен стать основой для определения объемов и структуры подготовки рабочих и специалистов в учреждениях системы профессионального образования города и области. В этой связи актуальным является согласование
политики вузов города по выпуску специалистов, как между собой, так и с местными работодателями. Система образования должна быть гибкой, адаптационной, своевременно реагирующей на изменение спроса на рабочую силу. Эта задача может решаться в двух направлениях:
1) приведение существующей системы образования и подготовки кадров, ориентированной на молодежь, в соответствие с требованиями работодателей и рынка труда;
2) развертывание системы качественной переподготовки потенциальных работников и профессиональной сертификации молодежи по востребованным рынком труда специальностям, в первую очередь по рабочим специальностям высокого уровня.
Решить проблему нехватки квалифицированных рабочих кадров возможно путем модернизации профессионального образования. С этой целью предлагается на базе учреждений среднего профессионального образования создание ресурсных центров как инновационных структур подготовки высококвалифицированных кадров для предприятий и организаций города. С этих позиций ресурсный центр как объект права представляет собой имущественный комплекс, включающий оборудование, программно-аппаратные средства, информационные, кадровые, учебнометодические ресурсы, обеспечивающий подготовку кадров, востребованных рыночной экономикой. Являясь центром дополнительных квалификаций, он позволяет любому потенциальному потребителю в зависимости от базового уровня образования либо повысить свою квалификацию по профессии, либо пройти профессиональную подготовку по другой специальности, либо получить дополнительное профессиональное образование.
В настоящее время в Кургане создан ресурсный центр на базе Курганского промышленного техникума, который готовит квалифицированных рабочих-сварщиков, а также отраслевой ресурсный центр на базе Курганского государственного колледжа, где готовят рабочих для строительной отрасли. Вместе с тем предприятия и организации региона испытывают нехватку рабочих кадров и по другим профессиям. Достаточно динамично развивается не только сфера производства и строительства, но и коммунальное хозяйство, электроэнергетика, транспорт, розничная торговля, необходимы квалифицированные кадры и для бурно развивающей отрасли - связи. Стратегия реформирования системы профессионального образования должна тесно увязываться с изменениями в экономике региона и ориентироваться не столько на текущие, сколько на перспективные потребности. Поэтому при создании новых ресурсных центров и развитии уже существующих необходимо формировать образовательные программы, учитывая специфику и приоритетные задачи региона и города (табл. 2).
Управление социально-экономическими системами
Таблица 2
Проект создания сети ресурсных центров в Курганской области
Отрасль Организационноправовая форма Базовое учреждение профессионального образования Учредители Имущество
Электроэнергетика Государственное образовательное учреждение -структурное подразделение (лаборатория, мастерская, полигон) ГОУ СПО «Курганский промышленный техникум» Правительство Курганской области Использует оборудование и технологии, имеющиеся в собственности ГОУ СПО. Возможно использование оборудования сторонних организаций, передаваемой на условиях аренды
Строительство (дорожное строительство, ремонт дорог, благоустройство) Государственное образовательное учреждение -структурное подразделение (лаборатория, мастерская, полигон) ГБОУ СПО «Курганский государственный колледж» Правительство Курганской области Использует оборудование и технологии, имеющиеся в собственности ГБОУ СПО. Возможно использование оборудования сторонних организаций, передаваемой на условиях аренды
Транспорт и связь Автономное государственное учреждение профессионального образования Правительство Курганской области, представители бизнеса (государственночастное партнерство) Учредитель закрепляет имущество за автономным учреждением на праве оперативного управления
Жилищно- коммунальное хозяйство Автономное государственное учреждение профессионального образования Правительство Курганской области, представители бизнеса (государственночастное партнерство) Учредитель закрепляет имущество за автономным учреждением на праве оперативного управления
Значительная роль в формировании конкурентоспособной рабочей силы должна принадлежать и высшим учебным заведениям области. В основу должен быть положен принцип тесного взаимодействия образовательных учреждений высшего профессионального образования и бизнес-структур, что позволит согласовать потребности производства и возможности образования в подготовке кадров для различных отраслей экономики. В этой связи наиболее эффективны следующие направления взаимодействия:
- привлечение работодателей к разработке образовательных стандартов, учебных планов, формированию перечня необходимых для экономики профессий и специальностей;
- обеспечение участия бизнеса в процессе подготовки кадров через совместную реализацию научно-исследовательских проектов, систему производственных практик и стажировок;
- привлечение руководства компаний к участию в финансировании подготовки нужных им специалистов;
- включение системы трудоустройства выпускников высших профессиональных учебных заведений в институциональную структуру регионального рынка труда.
Территориальные органы власти совместно с профессиональными учебными заведениями и заинтересованными бизнес-структурами должны разработать систему сотрудничества, которая позволит оптимизировать структуру подготовки молодых специалистов в соответствии с реальной и перспективной потребностью экономики региона. С целью повышения конкурентоспособности рабочей силы предлагается использовать следующие формы взаимодействия бизнеса и власти:
- конференции, научно-практические семинары, круглые столы;
- совместные программы переобучения и повышения квалификации;
- государственно-частное партнерство;
- информационно-правовые консультационные центры при органах регионального управления и местного самоуправления;
- издание справочно-информационных и аналитических материалов;
- создание совместных некоммерческих организаций.
Таким образом, реализация предложенных мер будет способствовать формированию конкурентоспособной рабочей силы, обладающей современным экономическим мышлением и инновационной восприимчивостью, что позволит более высокими темпами развивать экономику региона.
Литература
1. Нижегородцев, Р.М.. Факторы экономического роста российских регионов: регрессионнокластерный анализ / Р.М. Нижегородцев, М.Ю. Архипова //Вестник УГТУ-УПИ. - 2009. - № 3.
2. Территориальный орган Федеральной государственной статистики по Курганской области.
- www.kurganstat.ru.
3. Главное управление по труду и занятости
населения Курганской области. - http://
czn.kurganobl. ru.
Кучина Елена Вячеславовна. Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и финансов, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов - управление человеческими ресурсами. Контактный телефон: (8-919)592-78-22, e-mail: [email protected]
COMPETITIVE LABOR FORMATION IN THE REGION
E.V. Kuchina
Problems of providing labor economy in the region are considered in article. The major factors influencing formation of competitive labor are analyzed. Practical recommendations on demographic processes control, which ensure labor balance of supply and demand, imbalance reduction between system of vocational training and real needs of employers, are given.
Keywords: labor, demographic situation, labor market, education system, personnel vocational training, resource center.
Kuchina Elena Viacheslavovna, Doctor of Science (Economics), Professor of Economics and Finance Department, South Ural State University. Research interests: human resource management. Contact phone: (8-919)592-78-22; e-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 8 октября 2013 г.