Научная статья на тему 'Формирование конкурентоспособности региона на основе кластеризации машиностроения'

Формирование конкурентоспособности региона на основе кластеризации машиностроения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / МАШИНОСТРОЕНИЕ / ФОРСАЙТ / ИННОВАЦИИ / CLUSTER / THE MECHANICAL ENGINEERING / FORESIGHT / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Немчинов Олег Александрович

В статье отмечены перспективы использования новых организационных технологий для решения задач модернизации и инновационного развития машиностроительной отрасли. Основное внимание уделяется использованию кластеризации и форсайта при формировании новой системы планирования деятельности предприятий промышленного комплекса. Показано, что именно им принадлежит ключевая роль в обеспечении инновационной ориентации региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE COMPETITIVENESS OF REGION BASED ON THE CLUSTERING OF MECHANICAL ENGINEERING

In the article are noted prospects of use of new organizational technologies for the decision of problems of modernization and innovative development of machine-building branch. The basic attention is given to use clusters and foresight at formation of new system of planning activities of the industrial enterprises. It has been proved that exactly belongs to them a key role in maintenance of innovative orientation of region

Текст научной работы на тему «Формирование конкурентоспособности региона на основе кластеризации машиностроения»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРИЗАЦИИ МАШИНОСТРОЕНИЯ О.А. Немчинов, аспирант

Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева (национальный исследовательский университет), г. Самара

В статье отмечены перспективы использования новых организационных технологий для решения задач модернизации и инновационного развития машиностроительной отрасли. Основное внимание уделяется использованию кластеризации и форсайта при формировании новой системы планирования деятельности предприятий промышленного комплекса. Показано, что именно им принадлежит ключевая роль в обеспечении инновационной ориентации региона

Основой развития любого региона, залогом его процветания и достойной жизни граждан является промышленность. Промышленный комплекс - это платформа для функционирования всех других отраслей хозяйства, главный источник наполнения регионального бюджета.

Несмотря на положительную динамику промышленного производства в последнее время, положение важнейшей сферы региональной экономики остается тяжелым. В связи с этим вопрос управления промышленным комплексом является весьма актуальным. Одним из наиболее перспективных направлений в этой области является изучение системы постановки плановых показателей деятельности промышленного комплекса.

Современное планирование и прогнозирование промышленного комплекса не отвечает потребностям региона в формировании высокого промышленного потенциала и потребностям промышленных предприятий в условиях, обеспечивающих доходность их деятельности.

Мировой финансовый кризис, обострение конкуренции на рынке товаров и услуг, ресурсные ограничения, падение спроса, технологический застой заставили отечественных теоретиков и практиков обратиться к вопросу инновационности, которая позволит территориальному образованию получить конкурентное преимущество в долгосрочной перспективе через активное развитие отдельных предприятий того или иного территориального образования.

Можно утверждать, что не существует универсальной концепции развития предприятий и отдельных территориальных образований. Поскольку каждое из них выделяется своими характерными особенностями, то особое значение приобретает локальная политика, и прежде всего локальная стратегия инновационного прогресса, которая часто формируется именно благодаря кластерному подходу [1, с. 112].

Именно процесс создания машиностроительного кластера и на его основе усовершенстование системы планирования развития промышленности региона будет являться той движущей силой, которая поможет скорейшему выходу машиностроения из наметившегося кризиса и перевод всей отрасли на инновационный путь развития.

Для упрощения процесса создания кластера в первую очередь нами предлагается создать на территории региона Комитет по управлению и контролю процесса планирования, в состав которого должны входить представители власти, бизнеса, науки и т.д. Комитет утверждает цели проекта, его основные акценты, методологию, рабочую программу действий, стратегию и инструменты коммуникации, и обеспечивает продвижение результатов.

Для концентрации усилий Комитета на определенной отрасли (в нашем случае, на машиностроении) проводим кластеризацию машиностроения региона.

Результатом создания машиностроительного кластера будет являться сеть, функционирующая на основе долгосрочных взаимоотношений, согласование стратегии развития и координации деятельности. Именно создание единого пространства, как базы для внедрения усовершенствованной системы планирования, поможет успешно достичь поставленных целей, четко координировать участников проекта и оперативно вносить изменения.

Согласно определению М. Портера, под региональным кластером следует понимать группу географически сконцентрированных компаний из одной или смежных отраслей и поддерживающих их институтов, расположенных в определенном регионе, производящих схожую или взаимодополняющую продукцию и характеризующихся наличием информационного обмена между предприятиями-членами кластера, за счет которого повышается конкурентоспособность кластера [2, с.258].

Для формирования и развития регионального промышленного кластера необходимо проведение кластерной политики, направленной на разработку принципов, целей и методов стимулирования предприятий и их сетевых взаимодействий. Инициатива ее реализации должна исходить со стороны местных органов власти и объединений бизнес-сообщества.

В перспективе кластер будет представлять собой сеть независимых производственных и сервисных фирм (включая их поставщиков), создателей технологий, связующих рыночных институтов и потребителей, взаимодействующих друг с другом.

Задачами машиностроительного кластера являются:

- формирование единой технологической платформы машиностроения на базе инновационных технологий;

- создание условий для непрерывного роста уровня имеющихся технологий, расширения спектра имеющихся технологических возможностей;

- формирование эффективной системы взаимодействия как между предприятиями, являющимися членами кластера, так и со сторонними организациями.

В практических аспектах кластерная политика реализуется в кластерной стратегии, которая определяет конкретные мероприятия по достижению целей кластерной политики. Их состав, исполнители, сроки, источники и средства реализации в комплексе образуют кластерную стратегию.

Стоит отметить важность создания единой информационной системы, которая позволит повысить эффективность принятия управленческих решений, а также обеспечить информационную открытость деятельности кластера. Суть данной системы сводится к созданию информационной базы производственных операций, оборудования и технологий с последующим использованием этих ресурсов участниками кластера на основе субконтрактинга.

Необходимо внедрение в структуру кластера образовательных учреждений и научноисследовательских институтов. Образовательные учреждения должны обеспечить подготовку квалифицированных кадров при совместной реализации образовательных программ с предприятиями кластера. Привлечение НИИ необходимо для внедрения инновационных программ в развитие производственных технологий. Должен быть обеспечен доступ со стороны предприятий кластера к результатам НИОКР.

При прогнозировании темпов развития данного комплекса следует иметь в виду, что на нынешнем

этапе явно заметна отсталость российских машиностроительных предприятий от выпускающих подобную продукцию зарубежных предприятий. Российские предприятия выпускают, в основном, продукцию четвертого, частично пятого технологического уклада (некоторые продолжают выпускать продукцию третьего технологического уклада), тогда как западные предприятия давно выпускают продукцию пятого технологического уклада и наращивают мощности для выпуска продукции шестого технологического уклада.

Учитывая вышеперечисленные проблемы функционирования машиностроительного предприятия, также принимая во внимание сложную производственную специфику машиностроительной промышленности, нами предлагается модель построения машиностроительного кластера (рисунок 1).

В планировании развития промышленного комплекса региона большое значение имеет прогнозирование научно-технического прогресса (НТП). Это связано с тем, что он оказывает непосредственное влияние на прогнозные показатели всех отраслей экономики и в первую очередь промышленности. В научнотехническом прогнозе должно содержаться обоснование перспектив развития науки и техники, решения научно-технических проблем, возможных последствий.

На наш взгляд, созданный Комитет по внедрению новой технологии планирования должен использовать следующую схему прогнозирования и планирования НТП в регионе и связанных с ним инвестиций (рисунок 2).

Рис. 1. Модель машиностроительного кластера

Анализ перспективных направлений развития современной науки и техники

Рис. 2. Схема планирования инновационной деятельности в промышленности региона

При составлении научно-технического прогноза должен быть обоснован состав целей научнотехнического прогноза, выявлены приоритетные цели (на основе прогноза необходима разработка целевых комплексных программ НТП), осуществлены расчеты показателей прогноза, произведена оценка результатов внедрения научно-технических достижений.

Для измерения НТП в промышленном комплексе региона можно использовать следующие основные группы показателей: 1) средний возраст основных производственных фондов, скорость их обновления, технологическая структура фондов; 2) уровень фон-

довооруженности; 3) показатели механизации, автоматизации производства; 4) показатели качества производимой продукции и др. В прогнозных расчетах должна быть определена динамика этих показателей.

Разработку развития промышленности региона необходимо проводить в комплексе с разработкой рекомендаций по улучшению организации планирования на отдельных предприятиях отрасли. Применительно к организации управления необходимо применять трехуровневую модель системы планирования на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях управления (рисунок 3).

Планирование

Уровни управления

Стратегический

Стратегические планы и прогнозы

Планы и бюджеты Тактический по направлениям и СП

Оперативный

Планы и бюджеты подразделений, задания, графики поставок

Ежедневная деятельность по исполнению планов и бюджетов

Контроль

Реализация стратегических целей предприятия

Стратегические отчеты руководству о деятельности предприятия в целом

Отчеты и аналитические материалы по направлениям и СП

Сводки и отчеты, составляемые на основе первичных документов, регистрирующих факт исполнения бизнес-процессов

Рис. 3. Трехуровневая модель системы планирования

Предполагается реализовать данную модель методом частичной децентрализации процесса планирования путем включения руководителей всех структурных подразделений (СП) в состав плановобюджетной группы.

Основные направления развития машиностроительного предприятия можно связать с ключевыми факторами, влияющими на эффективность его работы (рисунок 4).

Рис. 4. Взаимосвязь основных направлений развития машиностроительного предприятия и ключевых факторов

деятельности

Таким образом, остается ряд нерешенных проблем развития машиностроительных предприятий, которые являются причиной отставания российской машиностроительной промышленности по сравнению с западными конкурентами. Следует уделять больше внимания развитию системы планирования и управления предприятием, инвестировать средства в совершенствование управления.

Развитие машиностроительного комплекса должно происходить не просто в рамках обновления и расширения производств, но и в плане инновационного развития. Можно смело утверждать, что будущее только за теми предприятиями и производственными комплексами, которые реализуют грамотную маркетинговую стратегию, ориентированную на спрос, при этом производимая ими продукция должна не только пользоваться спросом на текущий момент, но и значительно его опережать. Для достижения данного условия необходимо проводить постоянное усовершенствование продукции с точки зрения внедрения технических инноваций и высоких технологий.

Проблема сотрудничества науки и производства стоит в данный момент особенно остро: предприятия не могут предложить на рынок никаких новинок по производимой продукции, т.к. просто не располагают информацией о научных разработках; научные предприятия вынуждены изобретать и разрабатывать «в стол», т.к. не имеют выходов на производственные

предприятия, либо получают эту возможность с трудом.

В современном, все более и более глобализирующемся мире возможностей эффективного развития при сохранении закрытости практически нет. Ключевым фактором является наличие открытой и разнообразной среды, способствующей высокой миграции научных и прикладных знаний [3, с.209].

Формирование единой информационной сети в рамках единого кластерного пространства позволит участникам повысить эффективность и снизить издержки в текущей деятельности, повысить инновационный потенциал при создании новых продуктов и технологий, обеспечить координацию предпринимательской деятельности на высоком уровне.

В данной связи целесообразно создать Единый каталог инновационных продуктов и технологий. Он будет включать в себя как уже созданные продукты и технологии, так и инновационные идеи, которые при активном вливании капитала в дальнейшем смогут принести прибыль и разработчикам и инвесторам.

Проведение кластеризации машиностроения региона, единая информационная сеть (в состав которой будут входить представители государства, бизнеса, научной среды), а также Единый каталог инновационных продуктов и технологий позволят в дальнейшем построить на их базе инновационную систему планирования и прогнозирования на основе давно

применяемых на западе, но, к сожалению, мало используемых в России, технологий индикативного планирования и форсайта.

Мы должны создать все условия для поддержания конкурентоспособности региона и создания всех необходимых условий для благополучного существования каждого его жителя. Содержание термина «конкурентоспособность» для региона имеет многоуровневый характер в соответствии с его ключевыми участниками. Конкурентоспособность региона для населения означает возможность иметь достойный уровень жизни; для бизнеса - возможность прибыльного использования своих ресурсов; для регионального правительства - инвестиционная привлекательность, бездефицитность бюджета.

В совокупности всех знаний именно знание того, как осуществлять коммуникации, как сотрудничать и взаимодействовать друг с другом, становятся гораздо более важным. В современных условиях необходимо стремительно реагировать на изменения, иметь в распоряжении нужные ресурсы в нужное время, а также находить компетентных партнеров - и все это так быстро, как только возможно.

В то же время традиционные схемы взаимодействия предприятий бизнеса между собой, с научными организациями и органами регионального управления

- словом, взаимодействие ключевых участников регионального развития - не отличается высоким доверием и коммуникационной компетентностью. В условиях нашей постсоветской экономики это связано с тем, что система горизонтальных связей формируется впервые, и предприятия тратят огромные трансакционные издержки на поиск партнеров, на закрепление отношений.

Таким образом, необходим диалог между разными участниками экономического взаимодействия, в котором происходит обучение в процессе создания товаров, услуг, знаний. Необходимы институты, обеспечивающие среду для диалога, распространения нововведений, которые имеются как в фирмах региона, так и в разработках научно-исследовательского сектора.

С этой точки зрения мы полагаем, что форсайт является тем институтом, который развивает среду диалога региональных сил между собой и помогает ознакомлению и передаче инновационных подходов, мыслей, технологий [4, с.278].

Нами разработана схема, определяющая взаимосвязь всех элементов планирования развития отрасли промышленности. В данном случае, планирование можно определить как процесс определения целей и значений экономических показателей по основным, наиболее важным направлениям промышленного развития региона на длительную перспективу на основе

прогноза будущего состояния системы, формирования механизма их реализации и представляет собой элемент государственного управления по достижению поставленных целей.

Предложенная принципиальная схема, выделяющая основные этапы подготовки плана стратегического развития машиностроительной отрасли региона, позволяет комплексно оценить процесс управления развитием с позиций планирования (рисунок 5).

Выделенные этапы процесса следуют один из другого, позволяя в итоге осуществить разработку прогнозно-аналитического документа стратегического развития промышленности региона с заданными временными параметрами.

На этапе стратегического анализа проведение аналитических работ является ключевой процедурой отраслевого планирования, значение которой определяется тем фактом, что перспективное развитие отрасли в значительной мере зависит от достигнутого в предплановый период уровня развития технологий, состояния и эффективности использования инновационного потенциала, уровня развития экономики и т.д. На этом этапе предусмотрено использование методик форсайта, упрощающих задачу выявления проблемных мест развития отрасли и организацию успешного взаимодействия участников процесса.

В форсайт-исследованиях нет универсальных методов. Чаще всего используют сочетание различных категорий методов (количественных и экспертных).

Порой при описании методологии форсайта пользуются условным треугольником методов (рисунок 6). Каждый угол треугольника соответствует определенному элементу, который содержит комплекс методов и техник планирования и принятия решений, показанный внутри треугольника. Определение сбалансированной комбинации трех элементов представляет собой критическую важность для методологии форсайта [5, с.165].

Но новизна форсайта, по нашему мнению, не в методах, а в сущности форсайта. Эта сущность имеет социогуманитарный характер и состоит в выработке общего согласованного видения относительно будущего. Кроме того, форсайт по своей сути направлен на выявление и передачу знаний и инноваций, т.е. в определенной мере заменяет рыночный ценовой механизм выявления и передачи инноваций.

Форсайт является организационной технологией, которая выполняет именно задачу выявления и объединения компетенций, направления их на выработку общего видения перспектив, новых технологий, проблем и путей их решения.

Рис. 5. Принципиальная схема процесса планирования развития машиностроения региона

Творчество

Мозговой штурм Трактаты-Эссе Рабочие группы '

N

\

ч

Комбинация ' Перспективы

техник 1

I

/ Матрица влияния

*

ч ^ ^

''------Семинары

Специализация

Взаимодействие

Рис. 6. Треугольник методов форсайта

Но это только часть проблемы создания условий сил, развитие сетевого взаимодействия, развития

долгосрочного инновационного процесса как основы норм, образцов, стандартов взаимного доверия. Носовременной конкурентоспособности. Важна нара- вые организационные технологии, такие как кластер-

ботка опыта взаимодействия разных общественных ная организация и форсайт, помогают создать образ-

цы и нормы взаимодействия и доверия через опыт В таблице представлен ряд существенных отли-

взаимодействия [4, с.279]. чий процесса форсайта от применяемых ранее техно-

логий прогнозирования.

Различия прогнозирования и предвидения

Параметр Прогнозирование Форсайт (предвидение)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Содержание Формулировка научно-обоснованных суждений о возможных состояниях в будущем некоторого объекта на основе сложившихся на сегодня тенденций, без учета партикулярных интересов игроков Выработка видения будущего, определение зон исследований и появления технологий, которые могут принести наибольшие экономические и социальные выгоды исходя из желаемого будущего

2. Участники и эксперты Ученые, политики Представители всех ключевых участников развития: научно-технической сферы, бизнеса, правительства, общественности

3. Назначение Предсказание вариантов будущего Выработка образа будущего; осуществление ранней концентрации ресурсов на нужных для его достижения направлениях

4. Характер реализации Принуждать отдельные слои исполнять предписанное прогнозом под предлогом того, что всем будет хуже Побуждать к реализации достигнутого путем консенсуса партикулярных интересов выбора

5. Активность воздействия на процессы Констатирует существующие тенденции Показывает возможные пути корректировок существующих тенденций

6. Результат Отчеты - завершенные документы, которые можно сравнивать с результатом по истечению определенного срока Отчеты; Сети экспертов; Процедуры взаимодействия; Процедуры оценки; Культура предвидения в обществе

Процесс разработки стратегических целей развития отрасли предусматривает определение стиля поведения и на основе этого формирование задач развития, которые базируются на информации, полученной на этапе стратегического анализа.

Следующий этап планирования непосредственно связан с разработкой стратегии развития промышленности региона. Он предполагает формирование и оценку альтернативных направлений развития, а также выбор наиболее предпочтительного его варианта. Разработка сценариев развития - широко применяемый в последнее время властями различного уровня прием, однако, в рамках нашего исследования сценарии будут разрабатываться с учетом специфики форсайт-технологии.

Формирование и оценка альтернативных вариантов развития промышленности региона представляет самостоятельную ценность для управления. При этом выделяются временные рамки, мероприятия, ресурсы, объемы и источники финансирования, а также ответственные за реализацию намеченных мероприятий.

В рамках четвертого этапа обосновывается выбор разрабатываемого прогнозно-аналитического документа стратегического развития отрасли. Разрабатываемый прогнозно-аналитический документ является инструментом реализации политики субъекта управления; раскрывает цели и направления его развития; определяет этапы развития; выступает в качестве меры. Он обосновывается конкретным цифровым материалом и соответствующими расчетами на основании прогнозирования деятельности отрасли. При этом осуществляется многовариантность расчетов прогнозов, и выбираются наиболее эффективные стратегические альтернативы.

Воплощение всех вышеперечисленных мероприятий в машиностроительной отрасли позволит удовлетворить требования рынка, нуждающегося в

регулярных поставках промышленных товаров и услуг, производимых в рамках предприятий кластера и отвечающим самым современным требованиям качества; получить эффект от масштаба закупок материалов; обеспечить обучение персонала, исследование рынка, а также логистически и технологически охватывать новые рынки сбыта продукции на основе маркетинговой деятельности и политики инноваций; достичь устойчивых контактов с государственными, финансовыми и кредитными организациями на основе сформированного имиджа кластера.

Литература

1. Евстигнеев Р. Макроэкономические аспекты региональной политики // Экономическая политика. М., 2006. - №4. С. 110 - 127.

2. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 445 с.

3. Княгинин В.Н., Мовилы В.В., Фадеев В.Ю. Перспективы научно-технологического развития регионов Российской Федерации // Наука. Инновации. Образование. М., 2008. - №5. С. 201 - 218.

4. Калюжнова Н.Я. Роль форсайта в повышении конкурентоспособности региона в «новой экономике» // Наука. Инновации. Образование. М., 2008. - №5. С. 271 - 279.

5. Третьяк В.П. Организационное обеспечение применения технологии форсайта // Наука. Инновации. Образование. М., 2008. - №5. С. 155 - 172.

® 8(846)267-46-74

E-mail: [email protected]

Ключевые слова: кластер, машиностроение, форсайт, инновации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.