ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РАБОЧЕЙ СИЛЫ
НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
М.А. Меньшикова, Аббас Анмар Бадр Аббас
Аннотация. Рассмотрена проблематика формирования конкурентных стратегий повышения качества рабочей силы. Исследован термин «ключевая компетенция». Выделены основные модели управления развитием ключевых компетенций. Определены этапы процесса управления ключевыми компетенциями рабочей силы.
Ключевые слова: компетенции, ключевая компетенция, рабочая сила, конкурентная стратегия.
Современные усложнившиеся условия функционирования экономики региона требуют серьезных изменений в структуре качества рабочей силы посредством создания ключевых компетенций у работников. Традиционная конкурентная стратегия повышения качества рабочей силы весьма сузила роль рабочего, упростив и удешевив его наем, обучение, содержание, контроль и замену. Чрезмерный контроль и узкая специализация обнаружили свою несостоятельность в динамичной среде, требующей гибкости, расширения производственных функций сельскохозяйственных предприятий, умений, экономических и гуманитарных знаний. Современная конкурентная стратегия повышения качества рабочей силы в сфере сельскохозяйственного производства, по нашему мнению, должна строиться на формировании у работников ключевых компетенций, обусловленных отраслевой спецификой.
Термин «компетенция» (ключевая компетенция) в настоящее время используется преимущественно в правовой и экономической сферах. Понятие «компетенция», как оно применяется в контексте менеджмента, первоначально употреблялось в психологии труда и психологии мотивации. Важно отметить, что понятие «ключевая компетенция» включает в себя два понятия - это «ключевая» и «компетенция». Рассмотрим их подробнее (таблица 1).
Как видно из таблицы 1, понятие ключевых компе-тентностей еще не устоялось. Ряд ученых рассматривают понятие «компетенции» с позиции «полномочия», другие - с позиции «знание, опыт». Можно отметить, что рассмотрение понятия «компетенции» с первой позиции больше свойственен юридической направленности, а со второй позиции - педагогике. В связи с тем,что мы рассматриваем понятие «компетенция» с позиции менеджмента персонала, то мы будем рассматривать его ключевые дефиниции с позиции конкурентоспособности.
Таким образом мы считаем, что «ключевые компетенции» - наиболее выгодная совокупность необходимых для конкурентоспособности качеств, о которых сотрудники должны быть осведомлены, и по которым они должны иметь практический опыт работы, открывающий возможности для достижения определенных целей и задач.
С целью формирования современной конкурентной стратегии повышения качества рабочей силы, основанной на выделении ключевых компетенций, считаем целесообразным исследование процесса развития ключевых компетенций. По нашему мнению, опираясь на исследования, проведенные по проблемам формирования компетенций работников с учетом специфики развития региона [7. - С. 102] и оценки критериев идентификации компетенций в отраслевых кластерах [8. - С. 254], целесообразно расширить поле исследования с целью формирования современных конкурентных стратегий повышения качества рабочей силы.
Совокупность процедур, связанных с планированием, формированием, развитием компетенций и контролем результатов, образует процесс управления компетенциями. Можно выделить ряд типичных моделей управления развитием ключевых компетенций рабочей силы предприятия, примеры которых приведены в таблица 2.
Таблица 1 - Сравнительный анализ понятия «ключевые компетенции»
Автор / Источник | Определение | Ключевая дефиниция
Ключевой
Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка наиболее выгодный в каком-либо отношении, открывающий возможности для каких-либо действий открывающий возможности
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка открывающий возможности овладения, управления чем-нибудь открывающий возможности
Компетенция
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен 2) круг чьих-то полномочий, прав. 1) осведомленность 2)полномочия
Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка (латин. competential) (книжн.) 1) круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом 2) круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений 1) авторитетность, познание, опыт 2)полномочия
Фокин Н.И. Экономический словарь Необходимые для конкурентоспособности качества конкурентоспособность
Федеральный государственный образовательный стандарт 1) круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов 2) совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы 1) полномочия, права 2) знания, умения, навыки
Словарь бизнес-терминов. Акаде-мик.ру. Круг полномочий, право принятия решений государственного органа, должностного лица, оговариваемое законами, нормативными актами, положениями, инструкциями полномочия
Большой энциклопедический словарь (от лат. Competo - добиваюсь; соответствую - подхожу), 1) круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу, 2) знания, опыт в той или иной области 1) полномочия 2) знания, опыт
Источник: составлено автором на основе [1], [5], [6].
Таблица 2 - Модели управления развитием ^ ключевых компетенций рабочей силы
Название модели | Авторы модели | Содержание модели
Модель распределенного управления компетенциями Бродская Э.Г. (на примере Philips) [3, с. 12] Все разработки распространяются как через формальные, так и неформальные сети (каналы). Основным инструментом является стимулирование, создание благоприятного климата. Компетенции развиваются в тех структурных единицах организации, где они и возникли
Модель управления ключевыми компетенциями промышленного предприятия Белякова Г.Я., Сумина Е.В. [2, с. 37] Включает комплекс последовательных управленческих мероприятий на этапах «инвентаризации», «поиска», «разработки», «углубления» и «сохранения» ключевых компетенций, направленных на рост рыночного капитала и достижение устойчивого конкурентного преимущества предприятия
Модель формирования и развития ключевой компетенции предприятия Сепиашвили Д.С. [4, с. 55] Организация в зависимости от ситуации, сложившейся в окружающей среде, и от наличия информации о рынке аккумулирует необходимые ресурсы, в том числе персонал, обладающий определенными знаниями и способностями. Посредством процессов реорганизации, обусловленных требованиями рынка, формируются организационные компетенции, обеспечивающие стабильное развитие различных сфер деятельности предприятия
Как видно из таблицы 2, в представленных моделях управления развитием ключевых компетенций не учитывается обстоятельство, обеспечивающее эффективность управления, то есть чередование двух периодов: стабильного (рабочая сила может использовать наработанные компетенции), и нестабильного (рабочая сила должна отойти от старых компетенций и освоить новые). Анализ литературы показал, что не исследованы модели управления компетенциями в отраслях экономики, и в частности в сельском хозяйстве.
По нашему мнению, методологическую основу моделирования процесса управления развитием ключевых компетенций рабочей силы может составить теория бифуркаций. В соответствии с данной теорией, модель процесса управления ключевыми компетенциями рабочей силы должна включать следующие этапы:
1. Мониторинг тенденций развития среды и ключевых компетенций рабочей силы.
2. Определение этапа развития ключевых компетенций рабочей силы.
3. Формирование стратегии трансформации ключевых компетенций рабочей силы.
4. Реструктурирование предприятия в соответствии с новым набором ключевых компетенций рабочей силы.
5. Оценка эффективности управления ключевыми компетенциями рабочей силы.
В итоге отметим, что данный процесс формирования и удержания ключевых компетенций рабочей силы позволит сформировать современную конкурентоспособную стратегию повышения качества рабочей силы в сельском хозяйстве.
Список использованной литературы
1 Федеральный государственный образовательный стандарт / Глоссарий [Электронный ресурс] URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx? CatalogId=797 (дата обращения: 15.03.2014г.).
2 Белякова Г.Я., Сумина Е.В. Формирование и развитие ключевых компетенций промышленного предприятия. -Красноярк: СибГТУ, 2006. - 112с.
3 Бродская Э.Г. Управление компетенциями диверсифицированных организаций: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - M.: МГУ, 2008. - 24 с.
4 Сепиашвили Д.С. Модель формирования и развития ключевой компетенции предприятия // Креативная экономика. - 2006. - №9 (81). - С. 54-56.
5 Официальный сервер поисковой системы Яндекс словари [Электронный ресурс] URL: http://www.yandex.ru. (дата обращения: 14.03.2014г.).
6 Фокин Н.И. Экономический словарь / Н.И. Фокин, П.Н. Фокин [Электронный ресурс] URL: http://dictionary-economics.ru/about.php (дата обращения: 15.03.2014г.).
7 Ходыревская В.Н., Сезонова О.Н. Обоснование необходимости формирования профессиональных компетенций с учетом особенностей развития региона // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2013. -№1(45). - С. 102-107.
8 Ходыревская В.Н., Сезонова О.Н. Оценка конкурентной устойчивости и рисков как критериев идентифика-
ции компетенций в кластере пищевой и перерабатывающей промышленности региона // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2013. - №4. - С. 254-264.
Информация об авторах Меньшикова Мария Алексеевна, доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга и управления персоналом ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет».
Аббас Анмар Бадр Аббас, аспирант ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет».