_ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ_
УДК 338.43
ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ В АГРОБИЗНЕСЕ
А.В. Немченко, кандидат экономических наук О.Л. Шепитько, ассистент
Волгоградский государственный аграрный университет
Предложен методический подход к формированию конкурентных преимуществ в сельскохозяйственном производстве в границах управления бизнес-процессом, обоснованы инструменты (технико-технологические, экономические, качественные), механизм и алгоритм реализации. Предложенный подход ориентирует товаропроизводителей на рыночную оценку бизнес-процесса.
Ключевые слова: конкурентные преимущества, хозяйствующий субъект, сельскохозяйственное производство, бизнес-процесс, инструменты, механизм, алгоритм, социально-экономическое партнерство.
Адаптация сельского хозяйства России в условиях ВТО предполагает оптимальное сочетание государственных регуляторов и инструментов внутрисистемного характера на уровне хозяйствующего субъекта. Только их комплексное использование обеспечит переход к инновационному типу воспроизводства в отрасли как условию формирования конкурентных преимуществ отечественной продукции.
В настоящее время такие инструменты на микроуровне реализуются через составляющие экономического механизма функционирования агропредприятий. Если подходить к его раскрытию в историческом ракурсе, то он развивался в границах внутрихозяйственного расчета [1]. С переходом на рыночные отношения и изменением институциональной среды агробизнеса экономический механизм хозяйствующих субъектов стал проявляться в форме коммерческого и предпринимательского расчета. Изменилась и идеология экономических отношений. Теперь они направлены на реализацию конечной цели производства - создание конкурентоспособной продукции. И весь технологический процесс, использование всех ресурсов подчинено этой цели.
В основе достижения данной цели лежат факторы и условия управления бизнес-процессом на уровне субъекта хозяйствования. При этом следует иметь в виду, что в бизнес-процессе участвуют собственники, менеджеры и наемные работники, отношения которых основаны на теории интересов. Интересы собственников состоят в получении прибыли и достижении уровня рентабельности, необходимых для обеспечения инновационного типа воспроизводства. На конкурентном рынке этого можно достичь только за счет конкурентных преимуществ производимой продукции. Интересы менеджеров совпадают с интересами собственников, если они, т.е. интересы, обеспечены материально и социально и поставлены в зависимость от конечной цели. Интересы наемных работников заключаются в получении дохода, достаточного для воспроизводства рабочей силы, содержания семьи и развития как личности. Увязать интересы всех социальных групп и нацелить их на реализацию конечной цели бизнес-процесса и есть задача механизма формирования конкурентных преимуществ. Основными принципами, на которых он должен строиться, являются инновационность, системность, технологичность, эргономичность, конкурентоспособность, гармонизация интересов участников бизнес-процесса, разделение рисков между
ними, увязка материального вознаграждения с результатами предпринимательской деятельности, социально-экономическое партнерство.
Бизнес-процесс - это процесс по производству и продвижению продукции (товара) на рынок, поэтому он изначально нацелен на производство конкурентоспособной продукции. Его основными этапами на уровне хозяйствующего субъекта являются: производство - логистика - рынок, а этапами, где непосредственно формируются конкурентные преимущества, - производство и логистика. Именно на стадии технологического процесса закладываются такие составляющие конкурентоспособности, как трудоемкость, землеемкость, материалоемкость, фондоемкость, проявляющиеся на поверхности хозяйственной деятельности в форме издержек производства, производительности труда и энергоемкости производимой продукции. Логистика как процесс управления материальными запасами на уровне предприятия применительно к исследуемой проблеме рассматривается нами с позиций управления затратами, которое само по себе является элементом системы управления технологическим процессом в части обеспечения его материальными ресурсами и их оптимизации [2].
Таким образом, исследование механизма формирования конкурентных преимуществ сельскохозяйственного производства в границах бизнес-процесса позволяет трактовать его как систему взаимосвязанных, взаимозависимых методов, способов, рычагов, регламентов, условий, правил, воздействующих на процесс производства сельскохозяйственной продукции.
Данное определение дефиниции «механизм формирования конкурентных преимуществ» значительно шире понятий «экономический механизм внутрихозяйственных отношений» за счет включения в него в качестве элементов технических и технологических регламентов, стандартов качества производимой продукции, правовых норм и организационных мер и «хозяйственный механизм» за счет технических, технологических регламентов, стандартов качества продукции (рис. 1).
Рисунок 1 - Сегменты механизма формирования конкурентных преимуществ
Экономические инструменты в системе механизма формирования конкурентных преимуществ выполняют стимулирующую функцию, обеспечивают реализацию интересов всех участников бизнес-процесса и их ответственность посредством соответствующих экономических отношений. Они являются экономическим базисом, определяющим порядок функционирования механизма конкурентных преимуществ в сельскохозяйственном производстве.
Каждый сегмент механизма формирования конкурентных преимуществ на уровне субъекта хозяйствования представлен совокупностью инструментов:
• экономический - планирование, контроль и анализ, учетная политика, внутренний аудит, цена, информационное обеспечение, экономические нормы и нормативы, экономические стимулы, экономические санкции, управление издержками, условия оплаты труда и другие;
• технико-технологический - система машин, качественные параметры технологических приемов возделывания сельскохозяйственных культур и ухода за животными (нормы высева, качество используемых ресурсов, нормы полива, кормления животных, глубина обработки почвы, нормы удобрений и др.), сроки проведения технологических приемов, периодичность, технологическая схема, сорт (порода), продуктивность земли и животных, севообороты;
• качество продукции - внешний вид, влажность, сорность, стекловидность, содержание белка, клейковины, сахаристость, жирность, кислотность, масляничность и другие;
• правовые нормы (правила взаимоотношений) - содержание контрактов, условия и порядок из заключения, правила распределения полученного дохода (выручки, прибыли), взаиморасчетов, регулирования установленных экономических и технико-технологических норм и нормативов, качественных параметров производимой продукции, ответственности и другие;
• организационный - выделение подразделений в соответствии с организационно-производственной структурой, выявление лидеров подразделений, открытие лицевых счетов, обоснование производственной программы, обоснование ресурсного обеспечения, выбор модели оплаты труда, распределительных отношений, обоснование трансфертных цен на продукцию и услуги внутреннего оборота, разработка методики определения, распределения его между работниками.
Суть данного подхода состоит в том, что бизнес-процесс производства сельскохозяйственной продукции разбивается на отдельные элементы: стадии, приемы, операции, которые управляются как самостоятельные объекты. При этом работа по анализу и оценке технических, технологических и других альтернатив признается одной из стадий этого процесса. Например, бизнес-процесс в растениеводстве можно представить как оценку альтернативных материальных ресурсов, технических средств, технологических приемов, рынков сбыта, ценовой конъюнктуры; непосредственно технологический процесс производства продукции; реализация. На каждой стадии используются соответствующие инструменты. Алгоритм реализации механизма формирования конкурентных преимуществ на уровне хозяйствующего субъекта в границах бизнес-процесса представлен рисунком 2.
Такой подход позволяет оценку эффективности бизнес-процесса осуществлять с позиций рынка. Действительно, на рынке покупатель оценивает конкурентные пре-
имущества товара через качественные и ценовые предпочтения, что выражается в росте объема продаж, выручки и прибыли. Однако наиболее полно конкурентные преимущества проявляются через прибыль. Прибыль улавливает расширение продаж в силу производства высококачественной продукции, снижение издержек производства и как следствие, лидерство в ценовой конкуренции. Это даёт основание в качестве распределяемого дохода на уровне хозяйствующего субъекта принять чистую прибыль и распределительные отношения строить исходя из ее величины. Именно через прибыль реализуются такие выделенные автором принципы, как социально-экономическое партнерство, гармонизация интересов участников бизнес-процесса, разделение рисков между всеми его участниками, устранение противоречий на всех стадиях бизнес-процесса, увязка материального вознаграждения с результатами предпринимательской деятельности.
Прибыль является обобщающим критерием эффективности бизнес-процесса и деятельности сельхозпроизводителя в целом. Основная ее часть направляется на расширение производства, использование достижений научно-технического прогресса. За счет прибыли формируется резерв, обслуживающий форс-мажорные обстоятельства, фонды социального развития и материального стимулирования, обеспечивается выплата дивидендов. Размеры отчислений по соответствующим направлениям могут быть самыми разными исходя из состояния материально-технической базы, уровня ее модернизации, социальных гарантий, других факторов и ежегодно уточняться.
Постановка целей и задач
У -
Оценка конъюнктуры рынка
^ -
Анализ бизнес-процесса
V -
Разработка инструментов управления конкурентными позициями
О —
Оценка технических и технологических альтернатив
-
Организация и структурирование бизнес-процесса
V -
Контроль за формированием конкурентных преимуществ
-
Анализ, диагностика конкурентных позиций
У -
Разработка и принятие управленческих решений
V -
Контроль за исполнением управленческих решений
V -
Разработка предложений по совершенствованию управления конкурентными преимуществами
Рисунок 2 - Алгоритм формирования конкурентных преимуществ на уровне хозяйствующего субъекта
При таком подходе оплата труда делится на базовую и стимулирующую. Базовая оплата труда обеспечивает воспроизводственные условия рабочей силы и зависит от качества и количества затраченного труда (нормы выработки, расхода ресурсов, качество выполненных работ в установленные технологическим процессом сроки и других нормативов и регламентов).
Стимулирующая часть оплаты труда зависит от конечного результата - прибыли от реализации продукции - за счет отчислений, от которой она формируется. Данный подход к управлению бизнес-процессом был реализован в ООО «Быково-Агротранс» Быковского района Волгоградской области. Средняя оплата труда механизатора составила около 20 тыс. руб. в месяц при соотношении базовой и стимулирующей части 49 : 51. При этом возросла производительность труда на 12 %, а издержки снизились на 16 % за счет прироста урожайности и экономии ресурсов.
Ориентация стимулирующей части оплаты труда на прибыль меняет саму идеологию управления трудом и бизнес-процессом в целом, так как изначально направлена на конечную цель - производство конкурентоспособной продукции и увеличение на этой основе прибыли.
Важным в реализации социального партнерства и формирования психологического климата при осуществлении бизнес-процесса является обеспечение оптимальных соотношений в уровне доходов всех его участников. При этом важно выявить центральную «фигуру» (единицу), от деятельности которой зависят конечные результаты бизнес-процесса. Такой единицей может стать механизатор или оператор животноводства, а оплата труда всех других работников (специалистов, руководителей, обслуживающего персонала) устанавливаться по коэффициентам от уровня дохода механизатора (оператора). Например, в ОАО «Колос» Еланского района Волгоградской области это соотношение колеблется от 55 % (водитель) до 150 % (начальник производственного участка) оплаты механизатора.
Оплата труда генерального директора и его заместителя поставлена в зависимость от оплаты труда начальника производственного участка, а главных специалистов - в процентах от уровня генерального директора, поэтому важно обосновать оплату труда центральной «фигуры», которая является «внутренним эквивалентом» оценки труда всех других работников,
Подводя итог вышеизложенному, следует заключить: на уровне хозяйствующего субъекта повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции целесообразно осуществлять в границах управления бизнес-процессом посредством соответствующих инструментов. В данных целях предлагается реализовать механизм формирования конкурентных преимуществ, элементами которого являются: технико-технологические регламенты, регламенты качества продукции, экономические инструменты, организационные меры и правовые нормы (правила взаимоотношений).
Библиографический список
1. Гриценко, Г. Генезис категории «механизм внутрихозяйственных отношений на сельхозпредприятиях» [Текст]/ Г. Гриценко, И. Щербаков // АПК: экономика, управление. -2011. - №1. - С. 48-53.
2. Немченко, А.В. Формирование системы управления затратами на предприятии [Текст]/ А.В. Немченко // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. -2009. - №8. - С. 109-112.
3. Ушачев, И.Г. Конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции и продовольствия России в условиях присоединения к ВТО [Текст] / И.Г. Ушачев, А.Серков, С. Сиптиц и др. // Аграрная политика России: проблемы и решения. - М.: ВНИИЭСХ, 2013. - С. 480-496.
5
E-mail: [email protected]