нального труда. Среди наиболее волнующих были выделены: тяжелое материальное положение сотрудников и преподавателей (87 %), рост числа коммерческих студентов с низким уровнем успеваемости (50 %), неудовлетворительные условия труда, связанные с материально-технической базой вуза (47 %), снижение качества высшего образования (40 %). Среди других проблем преподавателей волнует коррупция (14 %) и встречающиеся случаи несправедливости (10 %).
Отмечается достаточно развитая вторичная занятость преподавателей (76,8 %). Около половины всех опрошенных (47,0 %) как форму вторичной занятости используют совместительство в университете. Совмещают в другом вузе — 9,0 %, вне высшей школы — 16,0 %. Вместе с тем около четверти опрошенных (23,2 %) не имеют возможности совмещения где-либо (в университете и других организациях).
Предложения по изменению мотивации профессорско-преподавательского состава были сгруппированы по частоте упоминания: первая и самая многочисленная группа ты» (44 %) — не вносит никаких предложений; вторая группа — «материалисты» (41 %) — предлагает повысить заработную плату; третья группа — «реформаторы»
«пессимис-
Поступила 9.04.07.
(15 %) — мотивирующим фактором считает обеспечение необходимым социальным пакетом. Кроме того, преподаватели предлагают изменить систему повышения квалификации, снизить учебную нагрузку, изменить рейтинговую систему оценки результативности деятельности, которая позволит связать заработную плату с качеством труда.
Результаты исследования показывают, что в университетском сообществе большая часть профессорско-преподавательского состава имеет мотивационную структуру, сформированную еще в дореформенное время, где основное место занимали ценности коллективного труда, способствующие осуществлению деятельности на достаточно высоком профессиональном
уровне. Значительная часть профессорско-пре-
1 >
подавательского состава неравнодушна к проводимым в вузе изменениям и готова активно включиться в них. Однако такие факторы, как снижение статуса преподавателя и ученого в обществе в целом, недостаточная материально-техническая база, коммерциализация
4
высшего образования, сужение социальной базы университета отрицательно влияют на профессиональную деятельность преподавателя и поэтому требуют качественно иных мотивирующих правил и установок.
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ НАУЧНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
И. Н. Краковская, кандидат экономических наук
Творческие способности выпускников вузов не менее важны, чем теоретические знания, и высоко ценятся на современном рынке труда. Научно-техническая и исследовательская работа студентов (НТРС и НИРС) являются
неотъемлемой частью процесса подготовки специалистов с высшим профессиональным обра-
зованием.
В соответствии с Государственными образовательными стандартами в учебные планы
© И. Н. Краковская, 2007
подготовки специалистов с высшим образова-
подсистема форм организации НИРС и
нием наряду с учебными аудиторными заняти- НТРС в процессе учебной и внеучебной деятельности;
— подсистема организационного и информационного обеспечения участников НИРС (инфраструктурная подсистема);
— подсистема мониторинга научной работы
ями включены определенные виды научно-исследовательской деятельности: написание курсовых и дипломных работ и проектов. Во вне-учебное время студенты пишут научные рефераты, статьи, участвуют в работе научных круж-
ков и клубов, выступают с докладами на науч- студентов, дающая достаточно полную количе-
ных конференциях, привлекаются к выполнению НИР, выполняемых на кафедрах и в рамках структурных научных подразделений факультетов и вузов. Вместе с тем «внеучебная» научно-исследовательская работа студентов, как правило, не носит системного и регулярного характера, отсутствуют четкие целевые установки, не продуманы механизмы мотивации и стимулирования участников и организаторов НИРС. Это приводит к тому, что интеллекту-
ственную и качественную оценку состояния НИРС и ее результативности на кафедрах, факультетах и в целом по университету;
подсистема мер материального и морального стимулирования участников и организаторов НИРС.
В методических целях все формы организации НИРС можно разграничить следующим образом [1; 2]:
подготовка студентов к выполнению НИР
альный потенциал студентов и аспирантов ис- (предметные и проблемные кружки, лекции
пользуется недостаточно, студенты старших курсов испытывают затруднения с выбором направления специализации, выпускники вузов
О
в дальнейшем не реализуют в полной мере свои творческие способности в профессиональной деятельности. В связи с этим необходима разработка концептуальных и методологических
подходов к формированию комплексной системы управления НИРС в вузе.
Целью создания Комплексной системы стимулирования научной и другой творческой работы студентов и их научных руководителей (КСС НИРС) в высшем учебном заведении является совершенствование организационно-экономических механизмов активизации, повышения эффективности научно-исследовательской и научно-технической работы студентов и аспирантов вуза с учетом задач реформирования высшей школы в России. КСС НИРС должна предоставить каждому хорошо успевающему студен- ному руководству студентами;
«Основы научных исследований», школы молодого автора);
— организация научных, исследовательских, проектных, экономических и других работ, включаемых в учебные планы (выполнение рефератов, курсовых и дипломных работ и проектов, заданий на лабораторных и практических занятиях, прохождение производственной практики);
— организация выполнения НИР и НТР во внеучебное время (участие в научных конференциях, выставках, конкурсах НИР, госбюджетных и хоздоговорных НИР кафедр индивидуально и в составе студенческих исследовательских групп и др.);
— выделение внутривузовских и, возможно, факультетских (институтских) грантов для студентов и аспирантов;
— привлечение профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников к науч-
ту возможность раскрыть свои научные и творческие способности в процессе как самостоятельной, так и групповой научной работы, под руководством опытных и заинтересованных педагогов. Комплексность системы НИРС предполагает последовательность усвоения методов вы-
проведение организационно-массовых
и
и
полнения научных исследовании, преемственность научно-исследовательской работы по курсам обучения. НИРС должна вестись на всех курсах и на всех уровнях учебного процесса: кафедральном, факультетском и вузовском [2].
Элементами КСС НИРС, на наш взгляд, являются:
мероприятии, стимулирующих развитие системы НИРС (студенческих конференций, семинаров, олимпиад, «круглых столов», «Недель науки», выставок технического творчества и др.);
повышение результативности НИРС (публикации, патенты, внедряемые работы, награды за лучшие работы).
Подсистема организационного обеспечения НИРС, как показывает опыт российских вузов, реализующих системный подход к организации НИР и НТР студентов [4; 5], должна включать следующие структуры:
1) лица, ответственные за НИРС в админист- няют молодых исследователей вуза (студентов,
рации вуза, и подчиненные им подразделения;
2) общественные научные организации;
3) фонды поддержки НИР-
аспирантов и кандидатов наук).
Фонд поддержки НИР университета и его составная часть — Фонд поддержки студенчес-
К первой группе относятся проректор по ких научных инициатив — могут быть созда-научной работе, Научно-технический совет уни- ны решением администрации вуза с целью сти-верситета, Совет по НИРС университета, научный отдел (в составе секторов НИРС, госбюд-
мулирования научно-исследовательской актив-
жетных и хоздоговорных исследовании, мониторинга НИР и НТР), отдел докторантуры и аспирантуры, заместители деканов и заведующих кафедрами по научной работе, научный сектор студенческого совета, информационный центр НИРС.
Совет по НИРС университета, возглавляемый ректором, совместно с проректорами по научной и учебной работе осуществляет методическое и организационное руководство системой НИРС в университете, совершенствование системы стимулирования студентов, успешно ведущих НИР, а также преподавателей университета, руководящих научной работой студентов. На факультетах организационная работа возлагается на секции Совета по НИРС, руководимые деканами. К функциям секций относятся подготовка к проведению массовых научных мероприятий, организация издания сборников научных работ, содействие изданик^нэтдельных
* -4
работ студентов.
Деканы факультетов, заведующие кафедрами и преподаватели университета обеспечивают выполнение студентами НИР, включаемых в учебные планы, а также выполняемых сверх учебных планов. Выпускающие и ведущие кафедры осуществляют непосредственное руководство научной работой студентов в соответствии с рабочими программами учебных дисциплин, а также в соответствии с тематикой научных работ кафедры. Кафедры подбирают и утверждают руководителей конкретных работ студентов.
Научный отдел координирует НИРС, финансируемые как за счет бюджетных средств, так и за счет внебюджетных источников.
Центр НИРС регулярно сообщает о проделанной работе через свой сайт, тематический стенд, университетскую газету.
Общественные научные организации в вузе могут быть представлены Советом молодых ученых и Научно-техническим обществом студентов (НТОС), включающим научные клубы и отделения НТОС на факультетах, которые объеди- преподавателей.
ности преподавателей, студентов и аспирантов университета, оказания содействия развитию прогрессивных форм НИРС в интересах приращения научного потенциала университета.
Средства подобных фондов в университетах формируются за счет отчислений от выполненных факультетами госбюджетных и хоздоговорных НИР, специальных средств, выделяемых научными фондами и организациями, благотворительных взносов и пожертвований, других законных источников. Средства расходуются на конкурсной основе на финансирование внутри-вузовских грантов, организацию конференций, семинаров и выставок, выплату премий студен-там-исследователям и аспирантам года, лучшим организаторам и руководителям НИРС.
Информационное обеспечение НИРС реализуется, в первую очередь, через оповещение научным отделом лиц, ответственных за организацию НИРС на факультетах, и через сайт научной работы университета, который выполняет также важную функцию морального поощрения участников НИРС, так как на его страницах публикуется информация о научно-технических достижениях студентов и сотрудников.
Важным элементом КСС НИРС является подсистема мониторинга научной работы студентов, аспирантов, их научных руководителей и организаторов НИР, выполняющая функции контроля и оценки результативности НИРС на основе сбора аналитической информации о НИРС и проведения рейтинговой оценки.
Целью рейтинговой оценки результатов НИРС в университете является стимулирование роста квалификации и профессионализма студентов, аспирантов и их научных руководителей, развитие их творческой инициативы, повышение продуктивности научной работы. Результаты рейтинговой оценки являются информационной базой для материального и морального поощрения участников НИРС, а также могут быть использованы при определении срока действия трудового договора (контракта)
Основными задачами рейтинговой оценки являются:
1) создание фактографической информационной базы, всесторонне отражающей деятельность как отдельных участников и организаторов НИРС, так и кафедр, факультетов (институтов) и университета в целом;
2) совершенствование деятельности и развитие университета на основе критического и объективного анализа и оценки коллективом результативности собственного труда;
3) стимулирование видов деятельности, способствующих повышению рейтинга университета;
4) формирование единой системы критериев для оценки и контроля уровня и эффективности работы подразделений и участников НИРС.
Анализ результатов рейтинговой оценки НИРС может проводиться сектором НИРС научного отдела университета, на который возлагается выполнение следующих функций.
1) организация и координация научно-исследовательской деятельности, связанной с разработкой критериев, требований, методик и инструментария рейтингового анализа;
2) оказание содействия участникам и организаторам НИРС в проведении самообследования и подготовке к рейтинговой оценке;
3) формирование банка данных и рейтингов подразделений, участников НИРС и их научных руководителей;
4) подготовка аналитической и статистической информации для руководства университета.
Рейтинговая оценка проводится на основе данных, полученных в ходе самообследования участников НИРС и их научных руководителей, собранных и представленных в сектор НИРС заместителями деканов по научной работе, сектором научной работы студенческого совета и
нтос.
Подсистема мер материального и морального стимулирования участников и организаторов НИРС, по нашему мнению, должна включать такие элементы:
1. Гарантии обеспечения прав участников
НИРС.
В соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ, каждый научный работник, каждый участник НИР в вузе имеет право на:
— признание его автором научных и (или) научно-технических результатов, объективную
оценку его научной или научно-технической деятельности и получение вознаграждений, поощрений и льгот, соответствующих его творческому вкладу;
— подачу заявок на участие в научных дискуссиях, конференциях и симпозиумах и иных коллективных обсуждениях, на участие в международном научном и научно-техническом сотрудничестве (стажировки, командировки, публикации научных и (или) научно-технических результатов за пределами территории РФ);
— участие в конкурсе на финансирование научных исследований за счет средств соответствующего бюджета, фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством РФ;
— доступ к информации о научных и научно-технических результатах и публикацию в открытой печати результатов исследований, не содержащих государственной или коммерческой тайны;
— повышение научной квалификации [6].
2. Меры материальной поддержки и морального поощрения участников и организаторов
НИРС:
1) учет результатов, полученных в процессе выполнения научной работы, при оценке знаний (зачеты, экзамены и т. п.) на различных этапах обучения;
2) поощрение участия в конференциях публикацией докладов, грамотами и призами;
3) представление лучших студенческих работ на конкурсы, выставки и другие мероприятия, предусматривающие награждение победителей;
4) выдвижение наиболее одаренных студентов и аспирантов на соискание государственных научных и именных стипендий, стипендий Ученого совета вуза, стипендий различных фондов;
5) командирование для участия в различных отечественных и зарубежных форумах, престижных конференциях и олимпиадах;
6) рекомендации для обучения и стажировки в ведущих учебно-научных центрах РФ и за рубежом;
7) рекомендации к поступлению в аспирантуру с преимущественным правом зачисления в нее и зачетом в качестве научных рефератов при поступлении научных публикаций в ведущих журналах и работ, получивших призна-
Таблица 1
Формы поощрения студентов и аспирантов-участников НИР
Форма НИРС Меры поощрения
Выполнение реферата с элементами научного творчества 1,2
Выполнение курсовых проектов по специальному научно-техническому заданию 1,3
Выполнение дипломных работ и проектов, результаты которых получили внедрение на предприятии 3,6,7,8,11,12 1
Участие в научных кружках 1,3,5
Участие в научных конференциях, семинарах, олимпиадах 1,2,4,5,6,9,12
Участие в конкурсах на лучшую научно-исследовательскую работу и выставках научно-технического творчества 1,4,5,6,9,12
Участие в научно-производственных отрядах, экспедициях 1,3,4,6,7,8,9,11,12
Участие в студенческих исследовательских группах 1,3,4,5,6,7,8,9,11,12
Участие в выполнении госбюджетных и хоздоговорных тем, ведущихся на кафедрах 4,5,6,7,9,11
Поданные заявки на гранты и патенты, выигранные гранты и полученные патенты 4,5,6,7,9,10,11
Получение наград за результаты НИР, победу в конкурсах 2,4,5,6,7,8,9, 10, 11,12
Выполнение новых, уникальных научных разработок, имеющих коммерческую ценность для народного хозяйства, науки, образования 4,5,6,7,8,9, 10, 11, 12, 13 |
Обучение в ведущих научных центрах в РФ и за рубежом 1,4,5,7,8,11,12
Выполнение административных функций в научном секторе студсовета, 1 НТОС или совете НИРС 4,6,7,9, 10, 11,12,13 |
Таблица 2
Формы поощрения руководителей и организаторов НИР
студентов и аспирантов
Форма НИРС Меры поощрения
Руководство и организация учебно-исследовательской работы студентов на факультете* 2,3, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 13, 14
Организация НИР студентов и аспирантов на межвузовском и региональном уровне** 5, 9, 10, 11, 13, 14
Организация НИР студентов и аспирантов на всероссийском уровне** 5, 6, 9, 10, 11, 13, 14
Организация НИР студентов и аспирантов на международном уровне** 5, 6,9, 10, 11, 13, 14
Руководство госбюджетными и хоздоговорными НИРС, работой студенческих исследовательских групп и научных отрядов*** 5, 6, 9, 10, 11, 13,14
* меры 2, 3, 5, 6, 7 применяются как поощрение студентов и моральный стимул их научного руководителя; меры 9, 10 используются в зависимости от затраченных на руководство НИРС часов, а меры И, 13, 14 — в зависимости от качества организации научного мероприятия.
** размер материального вознаграждения за организацию НИРС по формам 2 — 4 зависит от уровня мероприятия и количества его участников, а поощрение мерами 5, 6, 11, 13, 14 — от качества организации научного мероприятия.
*** по форме 5 поощрение мерами 5, 6, 11, 13, 14 зависит от значимости выполненной работы для народного хозяйства, науки и образования (определяются экспертной комиссией НТС университета), а размер материального вознаграждения за руководство НИРС — от количества разрабатываемых тем, их экономического эффекта, заработанного и освоенного объема средств, количества студентов-участников.
ние на всероссийских и международных конкурсах;
8) поощрение денежными премиями;
9) награждение ценными подарками, бесплатными путевками для отдыха;
10) публикация статей об участниках НИРС на сайте университета, в университетской газете;
11) направление благодарственного письма родителям студента, аспиранта;
12) представление к награждению почетными грамотами;
13) учет и компенсация педагогических нагрузок за руководство и организацию НИРС, рецензирование, защиты и т. п.
В табл. 1 и 2 представлены рекомендации по использованию стимулирующих мер участников и организаторов НИРС в зависимости от формы работы.
Научно-исследовательская деятельность студентов является важнейшей составляющей
процесса формирования высококвалифицированных, творческих специалистов. Обеспечение единства обучения и научного творчества создает реальные предпосылки для повышения уровня подготовки выпускаемых специалистов, позволяет реализовать индивидуальный подход в учебном процессе и отобрать наиболее талантливых студентов для дальнейшего обучения в магистратуре и аспирантуре. Важнейшим требованием к построению системы НИРС в вузе является ее комплексность, позволяющая студентам осваивать в соответствии с учебными планами и сверх них методы выполнения научных, исследовательских и проектно-конструкторских работ. Системная организация НИРС в вузе помогает раскрыть интеллектуальные способности студентов, реализовать их потенциальные творческие возможности, способствует развитию их самостоятельности, инициативы в учебе и будущей специальности.
Библиографический список
1. Галиуллина Ф. Ш. К проблеме совершенствования готовности студентов вузов к научно-исследовательской деятельности / Ф. Ш. Галиулина // http://www.subschet.ru/clients/subschet.nsf/ Articles
2. Максимов Ю. М. Научно-исследовательская работа студентов в образовательном процессе. Нижегородский государственный технический университет / Ю. М. Максимов, Б. Д. Забегалов / / http: / / www.nntu.sci-nnov.ru
3. Положение о Совете по НИРС Нижегородского государственного технического университета // http: / / www.nntu.sci-nnov.ru
4. Положение о студенческом научном обществе Белгородского государственного университета / / http:/ / www.bsu.edu.ru :8818/nauka.htm
5. Положение о научно-исследовательском рейтинге студента Белгородского государственного университета // http://www.bsu.edu.ru:8818/nauka.htm
6. ФЗ ♦О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 года. № 127-ФЗ / / Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
Поступила I5.0J.07.