Помимо этого образовательная организация вправе дополнять набор компетенций выпускников с учетом профилей обучения бакалавра.
Формирование общекультурных компетенций предполагает, что выпускник не только обладает общетеоретическими знаниями в области философии, истории, математики, естественных наук, владеет иностранными языками, является активным участником коммуникации, но и осмысливает культуру своей страны, умеет соотносить ее с традициями и обычаями других стран, видит себя частью своего народа и культуры и толерантно относится к представителям других народов.
Общепрофессиональные компетенции помогают выпускнику видеть себя частью социальной структуры государства, осмысливать значимость своей профессии, осознавать необходимость качественного и профессионального выполнения возложенных на него обязанностей.
Сформированные профессиональные компетенции в области педагогической деятельности позволяют выпускнику быть не только учителем-ретранслятором знаний, но и выполнять функцию наставника и воспитателя. Компетенции в области проектной деятельности формируют способности к составлению прогнозов личностного развития. Реализация научно-исследовательских компетенций позволяет выполнять исследовательскую деятельность в области развития педагогической науки. Компетенции, связанные с культурно-просветительской деятельностью, дают возможность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы.
Таким образом, Федеральные государственные образовательные стандарты в области педагогического образования предусматривают, что выпускник, освоивший программу, является разносторонней личностью, обладающей глубокими теоретическими знаниями, которые он эффективно применяет на практике; имеющей широкий, всесторонний взгляд на проблемы и явления как общего социального,
политического и экономического жизнеустройства, так и конкретных вопросов образовательной политики государства; позиционирующей себя как неотъемлемая часть общества, готовой не только к реализации образовательного процесса, ной к активной исследовательской, научной и практической деятельности по его совершенствованию и преобразованию.
Примечания:
1. Кабанова Т.А., Новиков В.А. Тестирование в современном образовании : учебное пособие. - М., 2010.
2. Караваева Е.В., Богословский В.А., Харитонов Д.В. Принципы оценивания уровня освоения компетенций по образовательным программам ВПО в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 18 (156). - Вып.12. -С.155-162.
3. Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ-ком-петентность студентов педагогического университета и как ее формировать? // Информатика и образование. - 2014. - №3. - С.95-100.
4. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе : учеб. пособие. - М., 2010.
5. Попов А.И., Пучков Н.П. Балльно-рейтинговая система в условиях реализации компетентност-ного подхода в обучении // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. - 2016. - №2(60). - С.122-130
6. Приказ Минобрнауки №1426 от 04.12.2015г. "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)". [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_ 192459/
7. Приказ Минобрнауки №91 от 09.02.2016г. "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата)". [Электронный ресурс]. http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194939/
8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации". [Электронный ресурс], http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174.
9. Чернявская А.П., Гречин Б.С. Современные средства оценивания результатов обучения : учебно-методическое пособие. - Ярославль, 2008.
FORMATION OF COMPETENCES ON HEALTH PHYSICAL CULTURE OF FUTURE TEACHERS
Golyakova Natalya Nikolaevna, PhD of Pedagogical sciences, Stavropol State Pedagogical Institute (branch), Yessentuki, Russia
E-mail: [email protected]
Alexeeva Elena Nikolaevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Physical Education, institute of Service, Tourism and Design (branch) of North-Caucasus Federal University, Pyatigorsk, Russia E-mail: [email protected]
This article presents the main points of the interdisciplinary course "Theory and Methods of Physical Culture." The course shows theoretical and practical sections, aimed at training professionals in the field of adaptive physical culture.
Keywords: adaptive physical education; competence; self-education students; fitness- training methodology; propulsion of health improvement system.
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬ ТУРЕ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
В статье освещены основные положения междисциплинарного курса "Теория и методика оздоровительной физической культуры". Курс представлен теоретическим и практическим разделами, направлен на подготовку специалистов в области адаптивной физической культуры.
Ключевые слова: адаптивная физическая культура; компетенции; самообразование студентов; методология оздоровительной тренировки; двигательные системы оздоровления.
В современном мире наблюдается рост инвалидности, что приводит к необходимости разработки новых учебных дисциплин, комплексных программ, областей знаний в сфере социальной защиты этой категории населения [3, с. 10].
В филиале Ставропольского государственного педагогического института г. Ессентуки в вариативную часть учебного плана специальности среднего профессионального образования 49.02.02 Адаптивная физическая культура включен междисциплинарный курс "Теория и методика оздоровительной физической культуры". Междисциплинарный курс входит в профессиональный модуль ПМ 2 - "Организация адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам".
Цель курса: формирование знаний по теоретическим основам и методике преподавания оздоровительных видов физической культуры.
Задачи курса:
- формирование комплекса знаний и умений в области традиционных и нетрадиционных оздоровительных систем;
- обеспечение контроля психофизического состояния на занятиях;
- осуществление диагностики организма человека;
- умение планировать и регулировать физкультурно-оздоровительную деятельность с учетом морфофункциональных особенностей занимающихся [2,36].
Изучение данного курса направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных ОК-1 - ОК-12 и профессиональных ПК-2.1 - ПК-2.6 компетенций [4].
В результате освоения курса "Теория и методика оздоровительной физической культуры" студент должен:
-знать основные принципы оздоровительной физической культуры, правила дозирования нагрузки, отличительные особенности и методику составления тренировочных программ различной направленности;
- уметь разрабатывать методику и осуществлять необходимую коррекцию физкультурно-оздоровительной деятельности с учетом психофизического состояния занимающихся, составлять программы тренировочных занятий различных режимов, проводить консультации по вопросам оздоровления;
УДК 376.1 ВАК РФ 13.00.04
© Голякова H.H., 2017 ©Алексеева E.H., 2017
О
CÜ
-О X
9
со
CU
си
S
17
ГОЛЯКОВА Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, кафедра Физической культуры, Ставропольский государственный педагогический институт (филиал), Ессентуки, Россия [email protected]
АЛЕКСЕЕВА Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Физической культуры, Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) Северо-Кавказского федерального университе та, Пятигорск, Россия h eilen -1 Wyan dex. ru
- владеть методами организации и проведения физкультурно-оздоровительных занятий, контролем за состоянием здоровья занимающихся, методическими приемами современных оздоровительных систем.
Теоретический раздел курса включает следующую тематику [2, 5]:
1. Понятие о факторах оздоровления: человек как биосистема; способность к самоорганизации, саморазвитию, самовоспроизведению; основные факторы оздоровления; влияние физических упражнений на организм человека.
2. Средства, методы и принципы оздоровительной тренировки.
3. Организация и проведение физкультурно-оздоровительной тренировки.
4. Дозирование нагрузки: принципы и способы дозирования нагрузки; объем и кратность оздоровительной физической тренировки.
5. Разновидности традиционных двигательных систем оздоровления: ритмическая гимнастика; оздоровительная аэробика; оздоровительная растягивающая гимнастика (стретчинг); атлетическая гимнастика, бодибилдинг; система "Шейпинг"; характеристика методик изотонических упражнений: изотон, калланетика, пилатес.
6. Характеристика восточных систем оздоровления: системы оздоровительной гимнастики в Китае; йога - оздоровительная система Индии.
7. Характеристика авторских систем: система естественного оздоровления П. Брэгга; система здоровья Кацудзо Ниши; программа аэробного оздоровления организма К. Купера; программа "1000 движений" академика Н.М. Амосова; методика закалки-тренировки П.И. Иванова "Детка"; система естественного оздоровления Г.С. Шаталовой; циклические упражнения.
8. Оздоровительные методики дыхательных упражнений: дыхательная гимнастика в системе "Хатха-йога"; парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой; методика волевой ликвидации глубокого дыхания К.П. Бу-тейко; биоэкономический психомоторный тренинг (БЭПМТ) [1,7].
9. Психическое оздоровление организма: аутогенная тренировка, медитация.
Освоение широкого круга знаний оздоровительного характера позволит студентам понять закономерности и механизмы оздоров-
ления, проводить отбор средств и методов управления здоровьем.
Практические занятия дадут возможность студентам овладеть методическими основами традиционных и нетрадиционных оздоровительных систем, научиться составлять различные комплексы физическихупражнений и программ оздоровительной направленности.
Программа курса "Теория и методика оздоровительной физической культуры" включает самостоятельную работу студентов. Помимо закрепления теоретического материала студентам предлагается практиковаться в освоении оздоровительных систем и методик в свободное от занятий время.
Теоретический и практический разделы являются фундаментом, который позволит студенту повысить компетентность в вопросах использования средств физической культуры в оздоровлении населения, физической реабилитации детей, относящихся к разным нозологическим группам:
По нашему мнению, включение данного курса в учебный план по специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура будет способствовать более качественной подготовке учителей адаптивной физической культуры.
Литература:
1. Алексеева E.H. К вопросу здоровьесберегающих технологий в образовании // Международный научно-исследовательский журнал. - Екатеринбург, 2014. - Часть 4. - № 1 (20). - С. 6-7.
2. Стрельченко В.Ф., Коваль Л.Н., Алексеева E.H. О профессиональной деятельности учителя физической культуры // Научно-исследовательские публикации. - 2014. - № 9 (13). - С. 34-39.
3. Теория и организация адаптивной физической культуры : учебник. В 2 т. Т.1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры / под общей ред. проф. С.П. Евсеева. - 3-е изд., стереотип. - М.: Советский спорт, 2010. - 291 е.: ил.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура. Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2014 г. № 977. [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.garant.ru/ produets/ipo/prime/ (дата обращения 07.04.2017).
5. Физкультурно-оздоровительные технологии : курс лекций / сост. И.А. Ивко. - Омск : Изд-во Сиб-ГУФК, 2009,- 152 с.