плана по прочитанному тексту, пересказ текста, определение основных частей, указанных в тексте, написание творческого проекта и др.
Методы инновационного обучения условно делят на два вида:
• инновация обновления это метод улучшения учебного процесса, направленного на успех в традиционной творческой ориентации. Основой данной инновации является технологический способ, направленный на творческий, ценностный ориентир на высоком уровне;
• инновация-носитель - методы, направленные на обеспечение учебно-познавательной деятельности на основе поиска и исследования. Образование классифицируется по качеству, влиянию, содержанию.
В ходе нашего исследования были учтены три правила в составлении структуры методов, применяющихся в формировании профессиональной культуры будущих педагогов:
- методы формирования профессиональной культуры будущих педагогов не должны предоставляться в готовом виде;
- совершенствование значимости использующихся методов;
- совершенствование деятельности методов системы отношений преподавателя и студента. Использование различных методов в процессе инновационного обучения предоставляет
возможности освоения культурных мер в формировании всех видов педагогических отношений.
Инновационные методы обучения по содержанию учебных материалов направлены на развитие исследовательских навыков и самостоятельного обучения будущих педагогов на основе внедрения новых видов и методов организации учебного процесса, характера и уровня организации инновационного обучения.
В практической педагогической деятельности можно применять на занятии следующие инновационные методы: метод мозгового штурма, фундаменталистский метод, кейс-стади метод, метод «грозди», метод кубика, метод проектов, портфолио, метод экспертной оценки и др.
А также, при выборе технологий и методов обучения в процессе формирование профессиональных культуры будущих педагогов учитывается сущностная характеристика педагогических специальности в образовательном процессе.
Список литературы / References
1. Подласый И. П. Педагогика. Учеб. для студентов высших пед.учеб.заведений. М.: Просвещение «ВЛАДОС», 1996. 432 с.
2. Образование и наука. Энциклопедический словарь / Гл. редактор Ж. К. Туймебаев; редкол.: А. Е. Абылкасымова, И. Б. Бекбоев, М. В. Рыжаков, Н. Б. Калабаев, С. Ж. Пралиев, Г. М. Мутанов, Г. М. Кусаинов. Алматы, 2008. 448 с.
3. Практический интеллект / Р. Стернберг, Дж. Форсайт, Дж. Ходланд, Дж. А. Хорвард, Р. К. Вагнер, В. М. Вильямс, С. А. Снук, Е. Л. Григоренко. СПБ.: Питер, 2002. 243 с.
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА» В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ» ДЛЯ СПО
Шипоша М. А.
Шипоша Марина Александровна — студент, кафедра социально-экономических дисциплин, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Кубанский государственный университет (филиал), г. Славянск-на-Кубани
Аннотация: учреждения среднего профессионального образования (СПО) призваны выполнять ответственные задачи по подготовке профессионалов своего дела, реализуя при этом основные функции - воспитания, обучения и содействия развитию личности студента. В процессе обучения студенты приобретают как общие, так и профессиональные компетенции, что очень важно для их дальнейшей профессиональной деятельности. В данной статье рассмотрим, в какой степени и какими компетенциями могут обладать студенты среднего профессионального образования на примере профиля «Право и организация социального обеспечения» в ходе изучения курса «Теория государства и права».
Ключевые слова: общие компетенции, профессиональные компетенции, образование, среднее профессиональное образование, закон, право, государство, теория государства и права.
THE FORMATION OF COMPETENCES IN THE DISCIPLINE «THEORY OF STATE AND LAW» IN THE FRAMEWORK OF THE PROGRAM «LAW AND SOCIAL SECURITY ORGANIZATION» FOR SPO
Shiposha M.
Shiposha Marina — student, DEPARTMENT OF SOCIOECONOMIC DISCIPLINES, FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION «KUBANSTATE UNIVERSITY» BRANCH, SLAVYANSK-ONKUBAN
Abstract: institutions of secondary professional education (SPO) are designed to perform the responsible task of training professionals, thus implementing the main functions - education, training and development of the individual student. In the process of learning students acquire both General and professional competence, which is very important for their further professional activities. In this article we will consider to what extent and what competencies may be eligible students of secondary vocational education on the example of the profile «law and social security organization» in the course of the study course «Theory of state and law».
Keywords: general competence, professional competence, education, secondary vocational education, law, the right of the state, the theory of state and law.
УДК 340.12:377.5
Актуальность преподавания теории государства и права (ТГП) на СПО основана на результатах освоения учебной дисциплины, после которой обучающиеся должны иметь практический опыт. Данный опыт позволит в последующем учащимся адаптироваться к новым условиям, применяя новые подходы к решению возникающих проблем. В профессиональной сфере опыт полезен с точки зрения взаимодействия со структурными подразделениями организации, применения способов и методов разрешения конфликтов, организации деятельности структурных подразделений, а также принятия решений по организации выполнения задач, стоящих перед будущими специалистами. Помимо этого, данная дисциплина позволяет сформировать у студентов системные знания, которые выпускники смогут применять в жизни. Теория государства и права предоставляет базу для изучения других юридических дисциплин, содержит специально-юридические знания, фактическое применение которых и отличает настоящего юриста.
- В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся приобретают навыки и умения, в числе которых: знание основных государственно-правовых понятий и терминов, определение видов норм права и правоотношений, исследование структуры правовой нормы и выделение ее составных частей, приобретение навыков дискуссии по основным проблемам государственно-правового регулирования, а также оперирование юридическими понятиями и категориями, применение на практике норм различных отраслей права [2, с. 264].
- По итогу изучения дисциплины «Теория государства и права» у обучающихся образуется слаженная система знаний по изучаемому предмету, в которой структурированы особенности современного правотворчества, функции, виды и психология правоотношений, основы права, принципы права, особенности законодательной деятельности, а также информационные технологии в правовой сфере.
Компетенции
Темы ОК- ОК- ОК- ОК- ОК- ОК- ОК- ОК- ПК- ПК- ПК-
1 2 3 4 5 8 10 11 1.1 1.2 2.3
Тема 1.
Происхождение + + + +
государства и права.
Тема 2. Теории
происхождения + +
государства и права.
Тема 3. Личность, + +
право, государство.
Тема 4. Механизм государства. + + + + + + +
Тема 5. Сущность и типы государства. + + + + + + +
Тема 6. Государство
в политической + + + + + + +
системе общества.
Тема 7. Формы права. + + + + +
Тема 8. Толкование
права. Коллизии в + + + + + + + +
праве.
Тема 9.
Правосознание и + + + + + + + + + + +
правовая культура.
Тема 10. Механизм
правового + + + + + + + + + + +
регулирования.
Тема 11.
Юридическая + + + + + + + + + + +
ответственность.
Тема 12. Правовая
политика и правовая + + + + + + + + + + +
жизнь.
При этом, несмотря на такой обширный «багаж знаний», получаемый студентами в ходе изучения дисциплины, максимальная учебная нагрузка обучающихся - 82 часа, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающихся - 56 часов, а самостоятельная работа составляет 26 часов. Рассмотрим формирование, заложенных в стандарте компетенций в дисциплине «Теория государства и права» (таблица 1).
Анализируя данные таблицы, можно сказать, что в большинстве преподаваемых тем доминируют общие компетенции, в числе которых ОК-1 (Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес), ОК-2 (Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество), ОК-3 (Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность). Среди профессиональных компетенций наибольшую значимость при преподавании отдельных тем из курса «Теории государства и права» имеет ПК-1.1 (Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты) и ПК-2.3 (Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите).
Продолжая рассмотрение структуры формируемых компетенций, можно заметить, какие общие и профессиональные компетенции в меньшей степени преобладают в изучаемых темах [1, с. 108]. Среди общих компетенций, наименее часто встречающихся, можно выделить ОК-4 (Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития), ОК-5 (Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности), ОК-8 (Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации), ОК-11 (Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения). В число
профессиональных компетенций, наименее часто встречающихся, входит ПК-1.2 (Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты).
Возможно включение и других компетенций, не предусмотренных планом, но имеющих место быть. К числу таких профессиональных компетенций можно отнести ПК 1.5 (Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат), ПК 1.6 (Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты), ПК 3.1 (Анализировать практические ситуации, устанавливать признаки правонарушений и правильно их квалифицировать, давать им юридическую оценку, используя периодические и специальные издания, справочную литературу, информационные справочно-правовые системы), ПК 3.4 (Формировать с использованием информационных справочно-правовых систем пакет документов, необходимых для принятия решения правомочным органом, должностным лицом), а также ПК 4.1 (Планировать работу по социальной защите населения, определять ее содержание, формы и методы) и ПК 4.4 (Исследовать и анализировать деятельность по состоянию социально-правовой защиты отдельных категорий граждан).
Учитывая то, что учебная нагрузка, которая приходится на практические занятия, равна двум часам на каждую тему практического занятия, можно предложить переформировку часов внутри тем [3, с. 97]. Рассматривая часовую нагрузку на каждую из 12 тем изучаемой студентами дисциплины с позиции формирования у них определенных компетенций, как общих, так и профессиональных, можно подобрать максимально оптимальную, необходимую для наиболее полного усвоения, часовую нагрузку для каждой отдельной темы практических занятий изучаемой дисциплины «Теория государства и права», студентами среднего профессионального образования по профилю «Право и организация социального обеспечения».
Так, исходя из данных таблицы 1, можно подобрать максимально оптимальную часовую нагрузку, а именно в темы с наименьшим числом формируемых компетенций (тема 1 «Происхождение государства и права»; тема 2 «Теории происхождения государства и права» и тема 3 «Личность, право, государство») можно объединить в одно практическое занятие, включающее в себя элементы всех трех тем, с другой стороны, эти темы являются базовым вступлением и, поэтому, их логичнее «подавать» в виде лекционного материала, что позволит их легко усвоить обучающимся и освободит время для более глубокого изучения отдельных тем дисциплины, формирующих достаточно большое число общих и профессиональных компетенций.
К таким темам относятся: тема 6 «Государство в политической системе общества», разбор ситуаций; тема 8 «Толкование права. Коллизии в праве»; тема 9 «Правосознание и правовая культура», а также тема 10 «Механизм правового регулирования»; тема 11 «Юридическая ответственность» и тема 12 «Правовая политика и правовая жизнь». Эти темы затрагивают практически все формируемые у обучающихся компетенции, поэтому в данном случае имеет место быть увеличение отведенного учебного времени на каждую из этих тем в рамках проведения практического занятия с целью детального, более полного, глубокого изучения учебного материала, возможно с применением, помимо традиционных форм ведения занятий, альтернативных подходов в виде игр, дискуссий, викторин, конференций, проблемных ситуаций и т. д.
Таким образом, изучение теории государства и права студентами среднего профессионального образования является важной и неотъемлемой составляющей частью образовательного процесса, так как студентам, обучающимся по специальности «Право и организация социального обеспечения», требуются аналитические способности, внимательность и хорошая память, умения быстро разыскивать необходимую информацию. Ведь, рассматривая каждую конкретную ситуацию, студентам необходимо не просто выразить свое мнение по ее поводу, а дать предельно точное, грамотное разъяснение, правовую оценку. Кроме того, желательно наличие коммуникативных способностей и эмоциональной устойчивости. Необходимо обладать и развивать в себе такие качества как, гуманность и доброжелательность, тактичность, выдержка и самообладание, наблюдательность, инициативность и ответственность, эрудиция, профессиональная честность, так как именно они являются связующим звеном в достижении будущего успеха в работе. Помимо вышеуказанных качеств, студенты, изучая теорию государства и права, приобретают значимые правовые знания, которые являются фундаментом всего процесса обучения по данному направлению профессиональной подготовки. Именно всем этим качествам и знаниям в совокупности студенты учатся обладать в процессе изучения дисциплины «Теория государства и права»,
по окончании которой все приобретенные качества складываются в профессиональные компетенции, необходимые учащимся в своей будущей трудовой деятельности.
Список литературы / References
1. Ершов В. А. Право социального обеспечения // В. А. Ершов, И. А. Толмачева. М.: ГроссМедиа, 2009. 312 с.
2. Лушникова М. В. Курс права социального обеспечения // М. В. Лушникова, А. М. Лушников. М.: «Юстицинформ», 2012. 636 с.
3. Бордовская Н. В. Педагогика: учебник для вузов // Н. В. Бордовская, А. А. Реан. СПб.: Питер, 2000. 304 с.