Научная статья на тему 'Формирование компетентности магистров по профилю «Педагогический менеджмент» в области инноваций в сфере образования'

Формирование компетентности магистров по профилю «Педагогический менеджмент» в области инноваций в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
504
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАГИСТР / МЕНЕДЖЕР ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / MASTER'S STUDENTS / HIGHER EDUCATION IN THE HUMANITIES / EDUCATION MANAGER / COMPETENCE / COMPETENCY / INNOVATION IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крулехт Мария Вадимовна

В статье рассматривается проблема повышения качества, модернизации образовательных технологий для высшего гуманитарного образования, и в частности процесс формирования профессиональных компетенций магистров. Автор раскрывает технологические подходы к определению содержания компетенций по учебной дисциплине «Инновационная деятельность в современном образовании». Рассматриваются используемые образовательные технологии и диагностический инструментарий, который позволяет отслеживать успешность формирования всех групп компетенций применительно к профилю «Педагогический менеджмент». Несмотря на активную декларацию идей компетентностного подхода, его внедрение в педагогическую практику происходит медленно. Это обусловливает актуальность исследования, проведенного автором на кафедре педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета. В статье показано, что инновационный путь развития современного отечественного образования неразрывно связан с запросом на формирование профессиональной компетентности магистра как менеджера образования. В формировании компетенций акцент сделан на понимание магистрами инновационного характера модернизации российского образования, развитие личностных качеств, обеспечивающих успешность инновационной деятельности. Все виды занятий ориентированы на формирование у магистрантов позиции субъекта учебно-исследовательской деятельности, общей способности мотивировать действия, использовать информационные технологии, мобилизовать знания, умения, обобщенные способы действий для решения вариативных, нестандартных задач. Это подразумевает способность анализировать ситуацию, выбрать альтернативный способ решения, оценить его риски, эффективность, отдаленные последствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крулехт Мария Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competency Building of Master’s Students in the Profile of Pedagogical Management in Educational Innovation

The article considers the problem of improving the quality and modernizing educational technologies for higher education in the humanities, and in particular, the process of forming students’ professional competencies. The author describes technological approaches to defining the competencies required for the discipline of “Innovative activities in modern education”. The article takes stock of educational technologies and diagnostic tools which help track the success of building all groups of competences related to the “Educational management” profile. Although the ideas of competence-based approach have been declared very actively, its introduction into pedagogical practice is slow. This explains the relevance of the research conducted by the author at the Higher School Department of Moscow University for the Humanities. The article shows that the innovative way of development of modern national education is inextricably linked with the request for the formation of professional competence of an education manager with a master’s degree. We emphasize the master’s students’ understanding of the innovative nature of modernization of Russian education, and personal development to ensure the success of the innovation as key factors for competency building. All activities are focused on forming the undergraduates’ position as the subject of teaching and research activity, their overall capability to motivate action, use information technology and solving non-standard tasks. This also implies the capability to analyze the situation, to choose alternative ways of decision-making, evaluate risks, efficience and long-term effects.

Текст научной работы на тему «Формирование компетентности магистров по профилю «Педагогический менеджмент» в области инноваций в сфере образования»

Формирование компетентности магистров по профилю «Педагогический менеджмент» в области инноваций в сфере образования

М. В. Крулехт (Московский гуманитарный университет)

В статье рассматривается проблема повышения качества, модернизации образовательных технологий для высшего гуманитарного образования, и в частности процесс формирования профессиональных компетенций магистров. Автор раскрывает технологические подходы к определению содержания компетенций по учебной дисциплине «Инновационная деятельность в современном образовании». Рассматриваются используемые образовательные технологии и диагностический инструментарий, который позволяет отслеживать успешность формирования всех групп компетенций применительно к профилю «Педагогический менеджмент».

Несмотря на активную декларацию идей компетентностного подхода, его внедрение в педагогическую практику происходит медленно. Это обусловливает актуальность исследования, проведенного автором на кафедре педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета.

В статье показано, что инновационный путь развития современного отечественного образования неразрывно связан с запросом на формирование профессиональной компетентности магистра как менеджера образования. В формировании компетенций акцент сделан на понимание магистрами инновационного характера модернизации российского образования, развитие личностных качеств, обеспечивающих успешность инновационной деятельности. Все виды занятий ориентированы на формирование у магистрантов позиции субъекта учебно-исследовательской деятельности, общей способ-

ности мотивировать действия, использовать информационные технологии, мобилизовать знания, умения, обобщенные способы действий для решения вариативных, нестандартных задач. Это подразумевает способность анализировать ситуацию, выбрать альтернативный способ решения, оценить его риски, эффективность, отдаленные последствия.

Ключевые слова: гуманитарное образование, магистр, менеджер образования, компетентность, компетенция, инновации в образовании.

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Инновационный путь развития современного общества неразрывно связан с запросом на формирование профессиональной компетентности. Компетентност-но ориентированное высшее образование — требование времени, законов постиндустриального, информационного общества, которому необходимы современно мыслящие, хорошо образованные специалисты, способные к продуктивным инновациям в своей сфере профессиональной деятельности. В современном мире компетентность является желаемым результатом профессионального образования, показателем его качества. Компетентность рассматривается как интегральная характеристика эффективности деятельности (поведения) человека, мера успешности достижения цели, связанной с инновационными процессами в разных сферах жизни современного человека.

Система отечественного гуманитарного образования, ориентированная на компетентность, все более активно переходит на многоуровневую систему высшего профессионального образования. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 — Пси-холого-педагогическое образование — квалификация (степень) «магистр» — представляет собой совокупность требований, обязательных для реализации основных образовательных программ магистратуры по данному направлению. Документ определяет область профессиональной деятельности магистров, виды профессиональной деятельности, а также требования к результатам освоения основных образовательных программ магистратуры. В документе указано, что выпускник должен обладать одиннадцатью общекультурными компетенциями (ОК); девятью общими профессиональными компетенциями (ОПК); девятью профессиональными компетенциями в научно-исследовательской деятельности (ПКНИ); десятью профессиональными компетенциями в области научно-методической деятельности (ПКНМ) и семью профессиональными компетенциями в организационно-управленческой деятельности (ПКУД).

Профильная направленность магистратуры и конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки. Это требует при разработке рабочих программ дисциплин тщательного определения (раскрытия) тех компетенций, которые данная дисциплина обеспечивает, а также проектирования образовательных технологий и разработки диагностического инструментария, позволяющего отслеживать успешность формирования всех групп компетенций у студентов.

Базовым условием, позволяющим преподавателю справиться с поставленными задачами, является понимание сущности компетентностного подхода к высшему гума-

нитарному образованию. Поэтому определим его сущностные характеристики применительно к профилю «Педагогический менеджмент».

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ

Трудно переоценить значимость формирования профессиональной компетентности в психолого-педагогическом образовании в процессе подготовки магистров по данному профилю. Именно они как профессионалы должны обеспечить новое качество управления системой образования на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости образования и мониторинга его качества, когда сущностной основой управления становятся принципы признания приоритетности образования, его гуманистического характера.

Модернизация российского образования неразрывно связана с инновационными образовательными технологиями. Вместе с тем российские педагоги не всегда в достаточной мере знакомы не только с мировой практикой инновационных образовательных технологий, но и с отечественным образовательным полем (Ильинская, 2013); не готовы к разработке и внедрению инноваций, не осознают их противоречивость, важность глубокого изучения последствий инновационных решений для развития личности (Ильинский, 2011). Названные обстоятельства побудили нас включить в систему подготовки магистров по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» и профилю «Педагогический менеджмент» учебную дисциплину «Инновационная деятельность в современном образовании».

Теоретический анализ, базирующийся на исследованиях В. И. Байденко (Байден-ко, 2006), А. А. Вербицкого (Вербицкий, Ларионова, 2009), Э. Ф. Зеер (Зеер, Сыманюк, 2011), И. А. Зимней (Зимняя, Земцова, 2008), И. В. Преображенской (Преображенская, 2013) и др., позволил рассматривать компетентность в инновационной деятельности как интегральное качество личности магистра образования, интериоризиро-ванную им систему профессионального опыта, обеспечивающую способность эффективно выполнять свои функциональные обязанности в новой модели социума в информационной цивилизации, а компетентности — как ее составляющие аспекты формирования в процессе профессионального образования.

При разработке рабочей программы дисциплины преподавателю вуза важно не только определить компетенции обучающихся, но и тщательно разработать их составляющие, позволяющие студенту овладеть конкретной компетенцией и одновременно быть своеобразным индикатором, свидетельствующим о ее освоении. Для современного этапа модернизации гуманитарного образования характерна попытка представить индикаторы компетентности в терминах «знать», «уметь», «владеть». По сути, это реализация функционального подхода к пониманию профессиональных компетенций как способности действовать, решать профессиональные задачи, для которых необходимы определенные знания, умения и способности. А с другой стороны — отражение традиционного для отечественной педагогики подхода к определению содержания образования через базовые компоненты социального опыта — знания, способы деятельности, ценностные ориентации.

Проиллюстрируем названный способ представления индикаторов компетенций на примере дисциплины «Инновационная деятельность в современном образовании». Процесс изучения данной дисциплины ориентирован на формирование общекультур-

ных (ОК-3; ОК-4) и профессиональных компетенций в организационно-управленческой деятельности (ПКОУ-1; ПКОУ-4). В результате их освоения магистр должен уметь решать следующие профессиональные задачи педагогического менеджмента:

— реализовывать психолого-педагогическое обеспечение процесса внедрения инновационных образовательных программ и технологий в педагогический процесс образовательной организации;

— осуществлять работу с педагогическим коллективом образовательной организации по изменению стереотипного поведения в направлении формирования готовности к изменениям и инновациям;

— уметь осуществлять проектирование совместно с педагогами образовательной организации индивидуальных траекторий повышения их квалификации для участия в инновационной деятельности и реализации инновационных проектов в сфере образования;

— принимать участие в экспертизе образовательных проектов и инновационных педагогических технологий с точки зрения их соответствия современным научным подходам и требованиям к экспертизе качества образовательных услуг.

Для формирования заявленных компетенций будущему магистру важно знать требования к экспертизе образовательных программ, педагогических проектов инновационной деятельности в образовательных организациях (ОО); психолого-педагогиче-ские условия обеспечения процесса внедрения инноваций в образовательный процесс; особенности работы с педагогическим коллективом ОО по изменению стереотипного поведения в направлении формирования готовности к изменениям и инновациям; стратегию совместной деятельности руководителя ОО с педагогами и родителями в определении планов инновационного развития ОО на основе маркетингового исследования рынка образовательных услуг. Магистр должен уметь анализировать и проектировать инновационные проекты по созданию психологически комфортной и безопасной образовательной среды; повышению эффективности образовательного процесса с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся; участвовать в коллективной проектно-исследовательской инновационной деятельности, ориентированной на обеспечение качества образовательных услуг, повышение педагогической компетентности педагогов и родителей. Магистр должен владеть технологией разработки психолого-педагогических проектов инновационной деятельности в ОО, обеспечивающих эффективное взаимодействие участников образовательного процесса, высокое качество образования; практическими способами поиска инновационных образовательных программ и технологий, научной и профессиональной информации для разработки педагогических проектов с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных по инновационной деятельности ОО; способностью принимать участие в профессиональных дискуссиях по инновациям в сфере образования, логически аргументируя свою точку зрения.

Данные индикаторы рассматриваются нами как ожидаемые и измеряемые конкретные достижения магистрантов, выраженные на языке компетенций.

Как справедливо указывает И. В. Преображенская, несмотря на активную декларацию идей компетентностного подхода, их внедрение в педагогическую практику происходит медленно (там же: 17). Это обусловливает особый интерес к поиску эффективных образовательных технологий, обеспечивающих формирование компетентностей.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

ФОРМИРУЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Разрабатывая данную педагогическую технологию применительно к дисциплине «Инновационная деятельность в современном образовании», мы исходили из концепции целостного развития человека как неповторимой индивидуальности, где интегрируются индивидные особенности и личностные качества при освоении человеком позиции субъекта деятельности. В связи с этим акцент делался на понимании магистрантами важности и развитии личностных качеств, обеспечивающих успешность инновационной деятельности, — лидерство и партнерство с коллегами, разумность действий руководителя, его способность к конструктивному мышлению, рефлексии, сочетанию инноваций и мировых тенденций в сфере образования с бережным отношением к отечественным традициям. Все виды занятий были ориентированы на формирование у студентов-магистрантов позиции субъекта учебно-исследовательской деятельности, формирование общей способности мобилизовать в профессиональной деятельности свои знания, умения, обобщенные способы действий для решения вариативных, нестандартных задач, решение которых требует способности анализировать ситуацию, выбрать альтернативный способ решения, оценить его риски, эффективность, отдаленные последствия.

Лекции носят ориентировочный и проблемный характер, что обеспечивает широкую эрудированность, методологическую культуру будущего менеджера как руководителя и эксперта инновационной деятельности в образовательных организациях.

Научно-исследовательская работа студентов-магистрантов предусматривает самостоятельный анализ результатов инновационной деятельности образовательных организаций, представленный на интернет-сайтах, в сборниках научных работ, журналах. На основании изучения содержания инновационной деятельности, максимально связанной с темой магистерской диссертации, студенты пишут реферат «Инновации в современном образовании», где представляют их содержательный анализ, делая выводы о целесообразности внедрения в практику и возможных рисках. Публичная защита реферата открывает возможности для формирования способности принимать участие в профессиональных дискуссиях по инновациям в сфере образования, позволяет учиться аргументировать и отстаивать свою точку зрения, а также вставать на позицию оппонента и принимать ее.

Особый акцент в предлагаемой технологии сделан на решении практических задач, требующих анализа проектов и результатов инновационной деятельности; проектирования способов преодоления «внутриличностного антиинновационного социального барьера» и вовлечения педагогического коллектива в инновационную деятельность. В этих целях студенты проводят мини-исследование, связанное с изучением отношения педагогов-практиков к инновационному пути развития современного российского образования. Работая в малой группе, студенты-магистранты самостоятельно разрабатывают анкету, позволяющую получить интересующий материал. Результаты исследования обобщаются и представляются в виде содержательного доклада на семинарском занятии по теме «Инновационная деятельность в образовательной организации».

Итоговая аттестация по дисциплине позволяет не только преподавателю, но и самому магистранту оценить свою компетентность в проблеме организации инновационной деятельности в современном образовании. Индикатором теоретической компетентности выступают тесты, а практической — способность решить профессиональ-

ную задачу в этой области. К зачету, который проводится в форме собеседования, студенты-магистранты готовят проекты, представляющие возможности использования современного опыта отечественных и (или) зарубежных инноваций в российском образовании применительно к теме своего магистерского сочинения. Итоговая аттестация предполагает оформление доклада, его мультимедийную презентацию в соответствии с принятыми стандартами и форматами профессионального сообщества; участие в научной дискуссии.

Степень сформированности компетенции является скрытым (латентным) параметром и непосредственно измерена быть не может (там же: 18). Поэтому дальнейшее исследование в данном направлении требует разработки комплекса нестандартных педагогических задач, контрольных работ, творческих заданий, обеспечивающих формирование и развитие готовности к инновационной деятельности в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся, имеющегося опыта включения в инновационную деятельность в сфере образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Байденко, В. И. (2006) Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения : метод. пособие. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 72 с.

Вербицкий, А. А., Ларионова, О. Г. (2009) Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции. М. : Логос. 336 с.

Зеер, Э. Ф., Сыманюк, Э. Э. (2011) Компетентностный подход как фактор реализации инновационного образования // Образование и наука. № 8. С. 3-14.

Зимняя, И. А., Земцова, Е. В. (2008) Интеграционный подход к оценке социально-профессиональной компетентности выпускников вузов // Высшее образование сегодня. № 5. С. 14-19.

Ильинская, Н. И. (2013) Создание программного обеспечения для информационно-исследовательской системы «Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом» // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 20-24.

Ильинский, И. М. (2011) Куда идет отечественное образование // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 4-13.

Преображенская, И. В. (2013) Педагогические условия оценки сформированности компетенций // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 15-20.

Дата поступления: 10.03.2014.

COMPETENCY BUILDING OF MASTER’S STUDENTS IN THE PROFILE OF PEDAGOGICAL MANAGEMENT IN EDUCATIONAL INNOVATION

M. V. Krulekht (Moscow University for the Humanities)

The article considers the problem of improving the quality and modernizing educational technologies for higher education in the humanities, and in particular, the process of forming students’ professional competencies. The author describes technological approaches to defining the competencies required for the discipline of “Innovative activities in modern education”. The article takes stock of educational technologies and diagnostic tools which help track the success of building all groups of competences related to the “Educational management” profile.

Although the ideas of competence-based approach have been declared very actively, its introduction into pedagogical practice is slow. This explains the relevance of the research conducted by the author at the Higher School Department of Moscow University for the Humanities.

The article shows that the innovative way of development of modern national education is inextricably linked with the request for the formation of professional competence of an education manag-

er with a master’s degree. We emphasize the master’s students’ understanding of the innovative nature of modernization ofRussian education, and personal development to ensure the success of the innovation as key factors for competency building. All activities are focused on forming the undergraduates’ position as the subject of teaching and research activity, their overall capability to motivate action, use information technology and solving non-standard tasks. This also implies the capability to analyze the situation, to choose alternative ways of decision-making, evaluate risks, efficience and long-term effects.

Keywords: higher education in the humanities, master’s students, education manager, competence, competency, innovation in education.

REFERENCES

Baidenko, V. I. (2006) Vyiavlenie sostava kompetentsii vypusknikov vuzov kak neobkhodimyi etap proektirovaniia GOS VPO novogo pokoleniia [Determining the competencies of graduates in higher education institutions as a necessary stage in the design ofthe new generation SES HPE]: metod. poso-bie. Moscow, Issledovatel’skiitsentr problem kachestvaspetsialistov. 72 p. (In Russ.).

Verbitskii, A. A. and Larionova, O. G. (2009) Lichnostnyi i kompetentnostnyi podkhody v obra-zovanii. Problemy integratsii [Personal and competence-based approaches in education. Problems of integration]. Moscow, Logos. 336 p. (In Russ.).

Zeer, E. F. and Symaniuk, E. E. (2011) Kompetentnostnyi podkhod kak faktor realizatsii innovat-sionnogo obrazovaniia [Competence-based approach as a factor of realization of the innovative education]. Obrazovanie i nauka, no. 8, pp. 3-14. (In Russ.).

Zimniaia, I. A. and Zemtsova, E. V. (2008) Integratsionnyi podkhod k otsenke sotsial’no-profes-sional’noi kompetentnosti vypusknikov vuzov [Integrative approach to the assessment of graduates’ unifled socio-professional competency]. Vysshee obrazovanie segodnia, no. 5, pp. 14-19. (In Russ.).

Il’inskaia, N. I. (2013) Sozdanie programmnogo obespecheniia dlia informatsionno-issle-dovatel’skoi sistemy «Innovatsionnye obrazovatel’nye tekhnologii v Rossii i za rubezhom» [Software development for the information and research system “Innovative educational technologies in Russia and abroad”]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 20-24. (In Russ.).

Il’inskii, I. M. (2011) Kuda idet otechestvennoe obrazovanie [Where is the national education system heading?]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no.1, pp. 4-13. (In Russ.).

Preobrazhenskaia, I. V. (2013) Pedagogicheskie usloviia otsenki sformirovannosti kompetentsii [The pedagogical conditions for the evaluation of competencies development]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 15-20. (In Russ.).

Submission date: 10.03.2014.

Крулехт Мария Вадимовна — доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 3. Тел.: +7 (499) 374-74-59. Эл. адрес: [email protected]

Krulekht Maria Vadimovna, Doctor of Science (pedagogy), professor of the Pedagogy and Psychology of the Higher School Department at Moscow University for Humanities. Postal address: B. 3, Iunosti St., 5, Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-74-59. E-mail: krulekht@ rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.