pp. 3-7.
2. Nikiforov, Yu.B. (1987), “Efficiency of training of boxers”, Boxing: year-book, Physical culture and sports, Moscow, pp. 191.
3. Nikiforov, Yu.B. (1975), “About one of approaches to development of tests according to special readiness of boxers”, Boxing: year-book, Physical culture and sports, Moscow, pp. 39-42.
4. Taymazov, V.A., Mokeev, G I., Mokeeva, E.G., Bakulev, S.E., Maksimov, G.M. (2013), “Reserves of innovative improvement of precompetitive preparation in savate”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 105, No. 11, pp. 160-165.
5. Shestakov, K.V. (2009), Creation of training of kickboxers juniors of the highest categories at a stage of precompetitivepreparation, dissertation, St. Petersburg.
Контактная информация: mokeevgi@mail.ru
Статья поступила в редакцию 04.06.2014.
УДК 378.147
СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
Андрей Александрович Муралев, адъюнкт,
Пермский военный институт внутренних войск МВД России
Аннотация
В статье раскрывается структура профессиональной компетентности выпускников вузов внутренних войск МВД России, включающая в себя общекультурные, профессиональные и военнопрофессиональные компетенции входящие в состав Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения. Учитывая сложность и многогранность процесса формирования профессиональной компетентности в военном вузе, из состава профессиональной компетентности необходимо выделить документоведческую компетентность, состоящую из документоведческих компетенций сформулированных в ФГОС ВПО (третьего поколения), для упрощения основ и принципов обучения. Документоведческая компетентность является одной из основных составляющих профессиональной компетентности выпускников вузов внутренних войск МВД России. Документоведческие компетенции захватывают область разработки, оформления и редактирования служебных документов, организацию и контроль документооборота по различным направлениям профессиональной деятельности внутренних войск.
Ключевые слова: документ, документоведение, документоведческая компетентность, компетенции, компетентность, профессиональная компетентность.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.06.112.p122-125
STRUCTURE OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF GRADUATES OF THE INSTITUTES OF INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL
AFFAIRS OF RUSSIA
Andrey Aleksandrovich Muralev, the post-graduate military student,
Perm Military Institute ofInternal Troops of the Ministry ofInternal Affairs ofRussia
Annotation
Article is opening the structure of the professional competence of graduates of institutes of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, which consists from common cultural, professional and military-professional competences. Process of formation of the professional competence in the military institute is complex and many-sided by its nature. For simplification of the teaching principles, it is necessary to separate documentation competence consisting from the competences formulated in Federal Educational Standards from the structure of the professional competence. Documentation competence is one of the basic components of the professional competence of the graduates of the institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Documentation competence covers the area of working out, registration and editing of office documents, document management in various directions of pro-
fessional work in internal troops.
Keywords: competence, documents, documentation competence, professional competence.
Залогом успешного выполнения задач военной службы является качественное освоение различных дисциплин, владение навыками и умениями по направлениям служебной деятельности. Для улучшения и оптимизации образовательного процесса в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО) обозначена новая парадигма образования, такая как компетентностный подход. По этому поводу А. И. Субетто пишет, что «компе-тентностный подход является ключевым элементом новизны ФГОС третьего поколения и составляет один из главных принципов проектирования профессиональных образовательных программ» [4, с. 28]. Компетентностный подход в своей основе предполагает четкую формулировку специальных и универсальных качеств личности, которые необходимы выпускнику для профессиональной деятельности.
Анализ педагогических исследований следующих авторов: Ю.В. Аманского, А.В. Буданова, И.В. Горлинского, В.И. Вдовюка, А.В. Киевского, О.И. Кравцова, М. А. Дементьева, Ю.В. Лаптева, А.В. Мурыгина, М.М. Тарасова и др. предполагает, что выпускник вуза МВД России, защищающий права и свободы граждан РФ должен обладать окончательно сформированной профессиональной компетентностью. В вузах внутренних войск профессиональная подготовка ориентирована на обеспечение войск офицерами, уровень компетентности которых отвечает требованиям современной конкурентоспособности [1]. На данный момент в вузах внутренних войск осуществляется подготовка специалистов по основным образовательным программам созданным на базе ФГОС ВПО (третьего поколения) в основе которых заложено формирование общекультурных, профессиональных и военно-профессиональных компетенций, в совокупности представляющих профессиональную компетентность будущего офицера ВВ МВД России.
Общекультурные компетенции (ОК) дают выпускникам вузов возможность самореализоваться в таких сферах деятельности которые зачастую не связанны с военной службой или с квалификацией полученной в вузе. Эти компетенции призваны формировать логическое мышление, способность обрабатывать и систематизировать полученную информацию. Общекультурные компетенции в своей основе представляют систему гуманитарных знаний, которые призваны формировать профессиональную компетентность, индивидуальное творчество, мастерство и профессионализм. Таким образом, общекультурная компетенция составляет основу для формирования грамотного и высокоразвитого специалиста [3].
Профессиональные компетенции (ПК) призваны формировать саму основу профессиональной компетентности офицера-специалиста, которая заключается в выполнении профессиональных задач как служебной, так и общепрофессиональной деятельности.
Наиболее важным аспектом профессиональной компетентности офицера-специалиста является формирование военно-профессиональных компетенций (ВПК), которые включают навыки, знания и умения в военно-профессиональной сфере, обусловленные спецификой военной службы. В результате их формирования у будущего офицера должны формироваться командные, специальные, управленческие, исполнительские и адаптивные качества.
Проведя аналогию компетенций ФГОС ВПО (третьего поколения) в каждой из этих трех групп присутствуют компетенции, напрямую или тесно связанные со знаниями, навыками или умениями в области разработки, оформления или редактирования, служебных документов по различным направлениям профессиональной деятельности. На примере образовательной программы Пермского военного института внутренних войск МВД России по специальности 170400 выделим группу компетенции:
- свободно владеть литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи, умением создавать и редактировать
тексты профессионального назначения (ОК-5);
- умением работать с научно-технической литературой и электронными средствами доступа и хранения информации (ПК-10);
- умением технически грамотно оформлять результаты научных исследований в форме отчетов и публикаций (ПК-12);
- умением правильно, в соответствии с требованиями нормативных документов, оформлять проектную документацию (ПК-14);
- способностью применять требования документов по планированию и организации повседневной деятельности, обеспечивать правильное ведение делопроизводства и служебной переписки (ВПК-23).
Учитывая значимость вышеперечисленных компетенций, и принимая во внимание упрощение основ и принципов обучения, без потери качества обучения мы объединяем данный набор компетенций в документоведческие компетенции, которые структурно входят в состав документоведческой компетентности выпускников вузов внутренних войск МВД России. Документоведческая компетентность является одной из основных составляющих профессиональной компетентности будущих выпускников вузов МВД России [2]. Для того чтобы проанализировать эти компетенции недостаточно установить только их связи, необходимо понимание сущности целостных объектов вместе с установлением взаимосвязей и характеристикой их структуры.
Взяв во внимание документоведческие компетенции у выпускников вузов МВД России должны сформироваться такие качества как: умение планировать и эффективно реализовывать собственную деятельность; умение создавать, редактировать и оформлять служебные документы; знание процесса документооборота в воинской части; умение диагностировать процесс документационного обеспечения управления; способность применять на практике и организовывать ведение делопроизводства и служебной переписки и др. Это означает, что документоведческая компетентность представляет собой комплекс документоведческих компетенций практической направленности.
Документоведческая компетентность выпускников вузов МВД России нами рассматривается в контексте развития современных процессов административного общества, которое актуализирует личностные свойства человека в качестве основного компонента профессиональной компетентности.
В настоящее время процесс формирования компетентности у выпускников военных вузов зачастую сложен и многогранен, он сопряжен со многими специфическими особенностями военной службы в рядах внутренних войск. Учитывая эти факторы необходимо постоянно дополнять и корректировать компетентность будущих офицеров с учетом складывающейся социально-экономической и военно-политической обстановки в стране и в мире.
ЛИТЕРАТУРА
1. Крылов, М.В. Педагогика и перспективы её развития в военных вузах внутренних войск МВД России / М.В. Крылов, Л.Н. Бережнова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 12 (106). - С. 32-36.
2. Муралев, А.А. Актуальность формирования документоведческой компетентности у будущих офицеров МВД России / А.А. Муралев // Дискуссия: журнал научных публикаций, - 2014. -№ 4 (38). - С. 128-132.
3. Синякова, М. Г. Основные подходы к определению сущности общекультурной компетентности бакалавра менеджмента / М. Г. Синякова // Международный журнал экспериментального образования, - 2010. - № 9. - С. 24-25.
4. Субетто, А. И. Компетентностный подход: онтология, эпистемология, системные ограничения, классификация / А. И. Субетто. - М.; Уфа : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, - 2007. - 96 с.
REFERENCES
1. Krylov, M.V. and Berezhnova, L.N. (2013), “Pedagogics and prospects of its development in military higher schools of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 106, No. 12, pp. 32-36.
2. Muralev, A.A. (2014), “Urgency of formation documentation competence at the future officers of the Ministry of Internal Affairs of Russia”, Discussion: magazine of scientific publications, Vol. 38, No. 4, pp. 128-132.
3. Sinykova, M.G. (2010), “The Basic approaches to definition of essence of common cultural competence of the bachelor of management”, International magazine of experimental formation, No. 9, pp. 24-25.
4. Subetto, A.I. (2007), “The competence approach: system restrictions, classification”, The Research center ofproblems of quality ofpreparation of experts, Moscow.
Контактная информация: muralev-a@mail.ru
Статья поступила в редакцию 09.06.2014.
УДК 796.01:612
ВЛИЯНИЕ АКТИВНОЙ ОРТОСТАТИЧЕСКОЙ ПРОБЫ НА
СТАБИЛОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СТАТОКИНЕТИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ БОРЦОВ И ФУТБОЛИСТОВ
Андрей Сергеевич Назаренко, кандидат биологических наук, старший преподаватель,
Наиль Шарибдянович Хаснутдинов, кандидат биологических наук, доцент, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (Поволжская ГАФКСиТ), Казань
Аннотация
Показано, что в пробе Ромберга с открытыми глазами различий в системе поддержания равновесия между борцами и футболистами практически не выявлялось. Наиболее значимые сдвиги стабилометрических показателей нами наблюдались при активной ортостатической пробе в тесте с открытыми глазами, которые статистически значимо меньше изменялись у борцов, что возможно связано со спецификой их двигательной деятельности и адаптацией статокинетической системы к постоянно меняющимся условиям поддержания вертикальной позы. В контроле выявлен низкий уровень поддержания равновесия тела, по сравнению со спортсменами, который в значительно большей степени ухудшался под влиянием ортостатической пробы.
Ключевые слова: статокинетическая устойчивость, стабилометрические показатели, ортостатическая проба, равновесие тела, спортсмены.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.06.112.p125-129
INFLUENCE OF ACTIVE ORTHOSTATIC TEST ON STABILOMETRIC
INDICATORS OF STATOKINETIC STABILITY OF THE FIGHTERS AND
FOOTBALL PLAYERS
Andrey Sergeevich Nazarenko, the candidate of biological sciences, senior teacher,
Nail Sharibdyanovich Khasnutdinov, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan
Annotation
The facts indicate that in Romberg sample with open eyes there are no disparities in maintaining the balance between wrestlers and footballers. The most significant shifts of stabilometric indices were observed during the active orthostatic test in the test with the open eyes, where wrestlers had significantly less changes that are possibly related to their specific motor activity and adaptation of the statokinetic system to constantly changing conditions of maintaining the upright posture. In the control group, a low level of maintaining the body balance was revealed, in comparison with athletes, which was much more deterio-