6. Купер, К. Роль аэробных упражнений в восстановительном периоде / К. Купер, Р. Хедман. - М. : Физкультура и спорт, 1980. - 149 с.
7. Раменская, Т. И. Лыжный век России / Т.И. Раменская. - М. : Советский спорт, 1998. - 216 с.
8. Раменская, Т. И. Россия - великая лыжная держава XX столетия (спортивные итоги минувшего века по лыжным гонкам) / Т.И. Раменская. - М. : СпортАкадемПресс, 2002. - 174 с.
9. Янин, Ю. Б. Золото для России / Ю.Б. Янин // Азимут. - 1998. - № 2. - С. 4-5.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378:796.01
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Азат Масгутович Имашев, кандидат педагогических наук, доцент, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,
г. Набережные Челны
Аннотация
В статье показан положительный эффект применения концептуальной модели формирования функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры. Статья является частью результатов диссертационного исследования по обозначенной теме и может быть интересна специалистам высшей физкультурно-спортивной профессионально-педагогической школы, изучающим данную проблему.
Ключевые слова: концепция, функциональные, компетентности, игровые технологии, будущий учитель физической культуры.
FORMATION OF THE COMMUNICATIVE FUNCTIONAL COMPETENCE OF FUTURE PHYSICAL CULTURE TEACHERS
Azat Masgutovich Imashev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Povolzhskaya State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism,
Naberezhnye Chelny
Annotation
The article shows the positive effect of conceptual model of Functional Competence formation application for the future physical education teachers. The article is the part of dissertation research on the given topic and may be useful for the specialists of higher professional school involved in this problem.
Keywords: concept, functional, competence, playing methods, communicative pedagogical function, future physical education teachers.
ВВЕДЕНИЕ
Коммуникативная функциональная компетентность рассматривается нами как операциональная часть профессиональной компетентности, характеризующаяся сформи-рованностью комплекса функциональных элементов по установлению педагогически целесообразных субъект-объектных отношений.
Задачи исследования: 1) разработать концептуальную модель формирования функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры; 2) выявить эффективность применения концептуальной модели формирования функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выборка испытуемых: 40 студентов (по 20 в контрольной и экспериментальной) академических групп специализации «Теория и методика физического воспитания» специальности 033200 - «Физическая культура и спорт», обучавшиеся на 1-5 курсах факуль-
тета дневной формы обучения КамГИФК (соответственно в 1999-2004 г.г. и 2004-2009 г.г.).
Диагностический инструмент и методика исследования авторская: «Портативная Карта диагностики функциональной компетентности учителя физической культуры», включающая (фрагментарно) 10 элементарных компонентов коммуникативной педагогической функции [2]. Констатирующий эксперимент проводился в 1-м полугодии, в учебных аудиториях, во внеучебное время, в соответствии с методическими указаниями и рекомендациями, предлагаемыми в специальной литературе, с соблюдением принципов научной этики. В контрольной группе образовательный процесс осуществлялся традиционно. В экспериментальной группе проведены одноактный фронтальный и лонгитюдный эксперименты по технологиям, включающим функционально-компетентностный материал.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Предлагаемая концепция, как исследовательский и практический инструмент, состоит из системы теоретических положений, в упрощённой праксиологической проекции называемой моделью. Наиболее адекватной и позволяющей конкретизировать и реализовать концепцию исследуемого процесса является её структурно-логическая модель, ха-растеризующаяся взаимосвязями блочно-модульных компонентов (рис.1)._____________
Блоки методологического модуля
Фон (социальный заказ): повышение качества ВПО будущего учителя физической культуры
Замысел: функционально-компетентностный подход - доминирующая парадигма Идея: приобщение будущего учителя физической культуры к профессионально-педагогической деятельности
Подход: функционально- компетентностный Закономерности: повышение качества ВПО детерминировано уровнем функционально-компетентностной направленности Принцип: функционально-компетентностная направленность
Цель: формирование функционально-компетентного учителя физической культуры
Субъект: профессорско-преподавательский состав (коллектив) Объект: будущий учитель физической культуры
Блоки содержательного модуля
Функциональные компетенции: основные педагогические функции Уровни: знание, умение, навык (владение) Диагностика: «Портативная карта диагностики функциональных компетентностей учителя физической культуры»
Блоки процессуально-технологического модуля
Этапы: 1.адаптивный - установление направленности; 2. формирующий - формирование функциональных компетентностей; 3. диагностический - самооценка; 4. коррекционный - активизация. Игровая деятельность: средства: действия-операции-приемы; методы: информационно-репродуктивные, проблемно-творческие (мозговой штурм, развернутые конспекты, сбивающие факторы, анонимное взаимооценивание); формы: академические, инновационно-практические (микропреподавание в поточно-круговой эстафете).
Рис.1. Концептуальная модель формирования функциональных компетентностей будущего учителя физической культуры
Для отработки в условиях Деловой игры выявлено системообразующее ядро коррекционного процесса, рассматриваемое как отправная точка в организации и проведении работы с акцентом на дидактические технологии повышения качества ВПО будущих учителей физической культуры. На основе анализа результатов начального констатирующего эксперимента мы разработали и внедрили в процесс вариант Деловой игры «Открытый урок», которая явилась Учебно-методическим сопровождением технологии реализации концепции [1].
Констатирующая экспериментальная работа дала возможность получить 2000 «че-ловеко-замеров», характеризующих коммуникативные функциональные компетентности будущих учителей физической культуры.
Сравнительно-сопоставительный анализ данных, полученных в результате формирующего эксперимента показал, что динамика функциональных компетентностей в экспериментальной группе более прогрессивна, чем в контрольной. (Таблица 1).
Таблица 1
Средние уровни коммуникативных функциональных компетентностей будущих
учителей физической культуры
гр. курс №№ коммуникативных компетентностей
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Ср.
КГ 1 2,6 1,8 1,4 1,2 1,2 1,7 1,7 2,1 1,8 1,6 1,71
2 2,4 1,9 1,3 1,4 1,3 1,8 1,8 1,9 1,9 1,9 1,76
3 2,6 2,9 1,7 1,6 1,5 2,1 1,9 1,9 2,1 1,9 2,02
4 2,8 2,2 1,8 1,7 1,7 2,2 2,2 2,0 2,3 2,0 2,09
5 2,8 2,4 1,9 1,7 2,0 2,1 2,1 2,6 2,2 2,1 2,19
ЭГ 1 2,8 1,8 1,5 1,7 1,5 1,7 1,9 2,2 2,1 2,0 1,92
2 2,8 1,9 1,9 1,7 1,6 2,0 1,4 2,4 2,2 2,1 2,00
3 2,9 2,1 2,3 1,9 2,0 1,5 1,8 2,0 2,2 1,8 2,05
4 2,5 2,5 1,9 1,6 2,2 2,0 2,2 2,4 2,4 2,3 2,20
5 2,4 2,3 2,4 1,9 2,1 2,4 2,5 2,4 2,6 2,0 2,29
Вертикально-горизонтальные различия в показателях статистически значимы по 1-критерию Стьюдента на уровне а=0,01, что означает достаточно стабильное изменение от относительно высокого уровня «знание» до относительно невысокого уровня «умение» от курса к курсу в каждой из групп без наличия тенденции приближения к уровню «навык». Однако, экстремальные значения функциональных компетентностей имеют более рассеянный характер (табл.1).
Наиболее сформированным (2,9 балла) оказался функциональный элемент № 1 -«Следить за внешностью» в экспериментальной группе на 3 курсе, максимально приближенный к уровню «навык».
Наименее сформированным - «западающим» (1,2 балла) проявил себя функциональный элемент № 4 - «Учитывать состояние обучаемых, воспитуемых» в контрольной группе на 1 курсе, со значением не многим выше уровня «знание».
Более прогрессирующим (1,5-2,4 балла) проявил себя функциональный элемент № 3 - «Находить уместную форму требовательности».
Менее прогрессирующим проявил себя функциональный элемент № 10 - «Самокритично оценивать собственную деятельность» (2,0-2,0 балла).
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Эффективность предлагаемой системы достигает уровня 10% (0,3 балла), т.е. кривую роста динамики функциональных компетентностей можно изменить в сторону большего прогресса. Это означает, что будущие учители физической культуры достигают традиционного уровня функциональной компетентности раньше и к окончанию вуза иметь её на качественно более высоком уровне, что может доказывать высокую эффек-
тивность предлагаемой концептуальной модели.
Рекомендации. Формировать функциональные компетентности будущего учителя физической культуры в коммуникативной педагогической функции в ВПО необходимо и возможно в направлении концептуализации процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Имашев, А.М. Деловая игра «Открытый урок» : методические рекомендации / А.М. Имашев, С.В. Кузнецов. - Набережные Челны : Изд-во Камского гос. политехнического института, 1999. - 20 с.
2. Имашев, А.М. Функциональная компетентность будущего учителя физической культуры : монография / А.М. Имашев. - Набережные Челны : Изд-во Камской гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма, 2008. - 104 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796:338.28
ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОК УНИВЕРСИТЕТА СРЕДСТВАМИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ
Елена Николаевна Карасева, аспирант,
Светлана Александровна Смирнова, аспирант,
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, (ЕГУ им. Бунина),
Елена Николаевна Чернышева, кандидат педагогических наук, доцент, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта (ВЛГАФК),
Великие Луки
Аннотация
Включение в процесс физического воспитания студентов методики, направленной на формирование двигательной активности, способствует повышению качества учебного процесса. Обосновывается целесообразность разработки системных механизмов обеспечения студентов оптимальными двигательными режимами, раскрываются педагогические аспекты двигательной активности.
Ключевые слова: оздоровительная физическая культура, двигательная активность, функциональное состояние, физическая подготовленность, мотивы, студенческая молодежь.
FORMATION OF THE UNIVERSITY FEMALE STUDENT’S PHYSICAL CULTURE BY MEANS OF RECREATIVE GYMNASTICS
Yelena Nikolayevna Karaseva, the post-graduate student,
Svetlana Aleksandrovna Smirnova, the post-graduate student,
Ylets State University Named after I.A.Bunin,
Yelena Nikolayevna Chernysheva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Velikie Luki State Academy of Physical Education and Sports
Annotation
Including the methods directed to the formation of motor activity of students into the process of physical training contributes to the improving of the academic process quality. Expedience for the development of system mechanisms for providing the students with optimal motor conditions has been justified, the pedagogical aspects of motion activity have been revealed.
Keywords: health-improving physical culture, motor activity, functional condition, physical preparedness, motives, student youth.
ВВЕДЕНИЕ
В системе высшего профессионального образования перед специалистами стоит задача поиска новых эффективных привлекательных форм занятий физическими упраж-