УДК 991.375.5; 502(07)
Н.Ф. ВИНОКУРОВА, доктор педагогических наук, профессор, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, [email protected]
О.В. ГЛЕБОВА, кандидат географических наук, доцент, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, [email protected]
О.Е. ЕФИМОВА, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ КОЭВОЛЮЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГОРОДСКОГО ЛАНДШАФТА В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
N. F.Vinokurova, О.^ Glebova, O.E. Efimova
FORMATION OF CULTURAL AND ECOLOGICAL VALUES OF THE STUDENTS IN THE SPACE OF THE URBAN LANDSCAPE IN THE IMPLEMENTATION OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT IDEAS
В статье раскрыты актуальные проблемы современного образования, связанные с формированием коэволюционных ценностей, отражающих идеи устойчивого развития средствами изучения городского ландшафта. Обосновывается коэволюционный потенциал экологического ландшафтоведения в целом, и городского ландшафта как объекта геоэкологического образования, в частности. Формулируются содержательные линии, отражающие коэволюционный потенциал ландшафта. Рассмотрена авторская программа по данной тематике, которая реализуется с использованием модульного подхода. Он предусматривает разработку проблемы в более широком контексте личного опыта, способствуя развитию коэволюционных ценностей в соответствии с идеями устойчивого развития. Данный модуль осуществляет интеграцию междисциплинарного проблемно-системного, личностно-ориентированного подходов к формированию коэволюционных ценностей как мировоззренческого ядра экологической культуры школьников, раскрывая взаимосвязь объективных и субъективных условий образовательного процесса. Формирование коэволюционных ценностей у учащихся в пространстве родной городской среды выступает как новая реальность, связанная с преданием образованию опережающей функции в реализации идей устойчивого развития человека и природы.
Ключевые слова: коэволюционные ценности, устойчивое развитие, городской ландшафт, модульное обучение.
In the article actual problems of modern education are disclosed, which are related to the formation of co-evolutionary values, reflecting the idea of sustainable development by means of the study of the urban landscape. Co-evolutionary potential environmental landscape science is substantiated in general and the urban landscape as an object of geo-environmental education, in particular. Content lines are formulated, reflecting the potential of the co-evolutionary landscape. We consider the author's program on this subject, which is implemented by using a modular approach. It includes the development of the problems in the wider context of personal experience, contributing to the development of co-evolutionary values in accordance with the ideas of sustainable development. This module integrates an interdisciplinary problem-system, individually oriented approaches to the formation of co-evolutionary worldview values as the core of ecological culture of pupils, revealing the relationship of objective and subjective conditions of educational process. Formation of co-evolutionary values among pupils in the space of native urban environment acts as a new reality related to the tradition of the education of advanced functions in the implementation of the idea of sustainable development of man and nature.
Keywords: Co-evolutionary values, sustainable development, urban landscape, modular training. «Вестник Мининского университета» 2015 - № 2
Образование выступает одним из ключевых факторов достижения устойчивого развития.
Стратегии ООН по ОС и развитию
Каждый ландшафт в большей или меньшей степени очеловечен.
В.С. Жекулин
Идея устойчивого развития, предполагающая баланс экономического, экологического и социального развития, возникла как ответная реакция общества на необходимость преодоление экологических проблем, угрожающим самим основам существования цивилизации. Эта идея, являясь системообразующей в выработке стратегии выживания человечества, базируется на коэволюционной системе ценностей и предполагает новое восприятие, понимание и освоение социокультурного окружения [12,13]. Коэволюционная система ценностей связана с осознанием единства человека и природы, необходимости гармонии и «сотворчества» в их отношениях.
Анализ исследований отечественных и зарубежных учёных позволил сделать вывод, что реализация идей устойчивого развития, аксиологическую основу которой составляют коэволюционные ценности, превращается в наиболее «передовой блок» инновационной деятельности в образовании [4, 10, 11, 20]. Происходит становление образования в интересах устойчивого развития, которое является глобальным цивилизационным проектом и выступает основным приоритетом в построении инновационной модели образования XXI века.
Анализ опубликованных работ позволяет сделать вывод о том, что формирование коэволюционных ценностей у учащихся в контексте идей устойчивого развития отражает приоритетное направление модернизации современного образования. Сегодня наступает новый этап, когда заявленные общие принципы и методологические установки образования для устойчивого развития должны найти отражение в различных образовательных областях. Это в полной мере относится к географии и геоэкологии как научным и образовательным областям знания. При этом важно выявить такое научно-образовательное направление, которое имеет значительный потенциал для становления у учащихся коэволюционных ценностей в контексте идей устойчивого развития.
Научная новизна и теоретическая значимость настоящего исследования определяется тем, что в нём обосновывается коэволюционный потенциал экологического ландшафтоведения в целом и городского ландшафта, в частности. Формулируются содержательные линии мировоззренческого характера, которыми важно обогатить методику географического геоэкологического образования. Практическая значимость связана с разработкой конкретного модуля, обеспечивающего развитие экологической культуры и ее мировоззренческого ядра - коэволюционных ценностей.
Установлено, что для формирования коэволюционных ценностей центральное место в содержании географического образования должны занять такие области знания, в которых объект изучения и познавательная модель отражают диалектику взаимоотношений человека с целостным природным окружением, раскрывают органическую включенность человека в природные системы, изменение природных систем человеком не только деструктивного, но в первую очередь конструктивного характера как образцов сотворчества человека и природы.
Эти обстоятельства определяют исключительную приоритетность мировоззренческих идей и научных основ современного ландшафтоведения в развитии коэволюционных ценностей [1, 2].
Объектом изучения ландшафтоведения является ландшафт как реально существующая природная, природно-антропогенная и антропогенная (в том числе городской ландшафт) пространственно дифференцированная система, которая легко ложится на карту,
является основой ГИС и базой для разработки каркаса экологической устойчивости, характеризуется коэволюционной сущностью, комплексным характером связей между компонентами. Ведущими географами страны, в частности В.А. Николаевым, Ю.А. Ведениным, В.С. Преображенским, Б.Б. Родоманом, подчеркивается мощный образовательно-воспитательный потенциал изучения современных ландшафтов, что связано с необходимостью погружения ребенка в окружающий жизненный мир, знакомством с реальными жизненными проблемами, необходимостью создания условий для самопознания и самореализации личности. В.А. Николаев, в свою очередь, отмечает, что ландшафт надо изучать и познавать «и мыслью, и сердцем». В этом контексте городской ландшафт можно рассматривать как реальную образовательную среду, в рамках которой могут быть реализованы различные интересы и потребности учащихся, сформированы коэволюционные ценности.
Коэволюционный потенциал экологического ландшафтоведения возможно реализовать в практике географического и геоэкологического образования на основе ряда содержательных линий:
- целостность ландшафта, включающего природу, человека и результаты его деятельности;
- культура как регулятор отношений человека и природы в современных ландшафтах;
- универсальная ценность ландшафта (познавательная, ресурсная, нравственно-эстетическая);
- пространственно-временной вектор развития современного ландшафта и качество жизни человека в нём;
- окультуривание ландшафта, сотворчество человека и природы в ландшафте;
- культурный ландшафт как образец устойчивого природопользования, «доминант ноосферы».
Названные содержательные линии могут найти отражение в изучении экологии города, что придаст учебному материалу ярко выраженный коэволюционный, конструктивный, позитивно-созидательный характер. Городской ландшафт в русле этих содержательных линий отражает идеологию единства и партнерства человека и природы, а культурный городской ландшафт являет материальное воплощение ноосферных идей.
Особенно актуальна это проблема в образовании городских школьников. Утрата ценных природных ландшафтных элементов города, исчезновение многих раритетов культурного городского ландшафта, общее снижение пейзажной ценности, ухудшение рекреационных и экологических свойств предполагает объединение усилий горожан по изучению, охране и воссозданию городских ландшафтов в различных функциональных зонах города как материального воплощения ноосферных идей. Недалек тот день, когда будущее города окажется в руках наших детей. От того как они будут изучать, охранять и воссоздавать природно-культурное наследие, будет зависеть их собственная жизнь и будущее города. Важный шаг в этом направлении - введение в практику школьного обучения модуля «Городские ландшафты».
Как показало проведенное исследование, успешное формирование коэволюционных ценностей как мировоззренческого ядра экологической культуры учащихся осуществляется с помощью программно-модульного подхода. Главной идеей программно-модульного подхода является то, что учащиеся включаются в различные виды деятельности, чтобы изучаемый материал выступал не просто как совокупность социокультурного опыта, достигнутого человеком, а как средство пробуждения в ученике творца культуры, обустраивающего свой дом, улицу, школу, город, как поле возможной самоактуализации поколения XXI в. В соответствии с отмеченными выше особенностями нами разработан модуль «Городские ландшафты».
Модуль состоит из следующих компонентов: 1 компонент - ориентирование, который включает темы: «Культура и городской ландшафт», «Проблемы формирования городского ландшафта», «История формирования ландшафта Нижнего Новгорода. Этапы становления современного ландшафта города»; 2 компонент - осмысление и оценка, который включает темы: «Экологическая политика в городском ландшафте», «Природное и историко-культурное наследие - составляющие экологической культуры»; 3 компонент -преобразование, который реализуется в темах: «Городской ландшафт и качество жизни», «Дизайн и эстетика ландшафтов города - нравственные меры экологической культуры». Ориентирование как первый компонент предполагает актуализацию содержания и определение базы для изучения городского ландшафта (информационной, эмоционально-ценностной, деятельностной). В рамках данного компонента создаются ситуации, которые вызывают интерес к изучению городских ландшафтов и создают условия для восприятия последующих этапов. Формами и методами обучения в рамках этого компонента является беседа, урок работы с различными средствами обучения, экскурсия. Второй компонент направлен на включение учащихся в различную деятельность (диалоговую, коммуникативную, познавательную) и позволяет использовать методы познания для поиска причин, сущности и путей решения проблем городского ландшафта. Формами и методами обучения в рамках этого компонента является ролевое моделирование и различные практикумы, способствующие общению, взаимопониманию и экологической деятельности. Третий компонент - это определение собственного отношения, ценностной ориентации, обеспечивающий саморазвитию мотива и экологической деятельности. Форма обучения -поисковая исследовательская деятельность. Данный модуль обеспечивает логически последовательное, всестороннее изучение городского ландшафта.
Научную основу модуля составляют теоретические и прикладные аспекты экологического ландшафтоведения, связанного с изучением городских ландшафтов. Данный модуль осуществляет интеграцию междисциплинарного проблемно-системного, личностно-ориентированного подходов к формированию коэволюционных ценностей как аксиологической основы экологической культуры школьников.
Данный модуль способствует формированию коэволюционных ценностей, базирующихся на утверждении гармоничного, партнерского события человека и городского ландшафта.
Теория и методика использования коэволюционного потенциала ландшафта Нижнего Новгорода нами представлены в ряде исследований [3, 9, 15, 17, 18]. В них крупный мегаполис рассматривается как реальный объект социоприродной среды, изучение которого в геоэкологическом образовании обеспечивает становление коэволюционных ценностей.
Таким образом, формирования коэволюционных ценностей у учащихся в пространстве родной городской среды выступает как новая реальность, связанная с преданием образованию опережающей функции в реализации идей устойчивого развития человека и природы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Винокурова, Н.Ф. Биогеографический аспект изучения экологического краеведения в старших классах/ Н.Ф. Винокурова, Н.Н. Демидова, Е.Н. Нестерова //Биология в школе. -2013. - № 1. - С. 42-47.
2. Винокурова, Н.Ф. Геоэкологическое образование: преемственность и инновации. / Н.Ф. Винокурова // География в школе. - 2012. - № 5. - С. 21-26.
3. Глебова, О.В. Городские ландшафты как средство формирования экологической культуры. / О.В. Глебова// География и экология в школе XXI века. - 2004. - № 4. - С.48-52.
4. Грачев, В.А. Экологическая культура и ноосферное мировоззрение - основа решения экологических проблем / В.А. Грачев // Экологический ежегодник. - 2014. - №7. - С. 2-5.
5. Замятин, Д.Н. Гуманитарная география: пространство и язык географических образов / Д.Н. Замятин. - Спб.: Алетейя, 2003. - 331 с.
6. Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. - Спб.: Петрополис, 1996. - 415 с.
7. Каганский, В.П. Пространство в теоретической географии школы Б.Б. Родомана: итоги, проблемы, программа / В.П. Каганский // Изв. РАН, сер. географ. - 2009. - № 2. - С. 54-62.
8. Концепция экологического образования учащихся Нижнего Новгорода в контексте идей устойчивого развития / Под ред. В.А. Глуздова, Н.Ф. Винокуровой, В.В.Николиной. -Н.Новгород: ВВГАС, 2002. - 79 с.
9. Кочуров, Б.И. Культура природопользования: научный и образовательный аспект / Б.И. Кочуров, Н.Ф. Винокурова, В.М. Смирнова, О.В. Глебова, В.А. Лобковский // Проблемы региональной экологии. - 2014. - № 4. - С. 159-168.
10. Кочуров, Б.И. Программа курса «Основы геоэкологии (для учащихся 9 класса общеобразовательной школы, 64 часа) / Б.И. Кочуров, Н.Ф. Винокурова. - 2002 - № 3. - 52 с.
11. Лещинская, В.В. Экологическая культура для устойчивого развития / В.В. Лещинская // Научные и технические библиотеки. - 2006. - №3. - С. 8.
12. Мамедов, Н.М. Культура, экология, образование / Н.М. Мамедов. - М. 1996. - 151 с.
13. Моисеев, Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование / Н.Н. Моисеев - М.: МНЭПУ, 1995. - 64 с.
14. Николаев, В.А. Ландшафтоведение: Эстетика и дизайн ландшафта: учебное пособие / В.А. Николаев - М.: Аспект - Пресс, 2003. - 176 с.
15. Природный комплекс большого города (ландшафтно-экологический анализ). / Э.Г. Коломыц, Г.С. Розеньерг, О.В. Глебова и др..- М.: Наука, 2000. - 286 с.
16. Смирнова, О.В. Методологические основы изучения природного и культурного наследия в школьном геоэкологическом образовании в контексте устойчивого развития// Вестник Мининского университета. - 2014. - № 2.- URL: http:// http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/no6 (дата обращения: 23.03.2015).
17. Степанов, С.А. Рио +20 и модернизационный потенциал России: образовательный аспект / С.А. Степанов // Всетник экологического образования в России. - 2012. - №3. - С. 5-8.
18. Экология Нижнего Новгорода: Методическое пособие / Под ред. Н.Ф. Винокуровой. -Н.Новгород: Изд-во ВВАГС, 2002. - 44 с.
19. Я в городском ландшафте. Методическое пособие / под ред. Н.Ф. Винокуровой. -Н.Новгород: ВВАГС, 2002. - 68 с.
20. Ясвин, В.А. Психология отношения к природе / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2000. - 456 с.
21. Ress, В. Bridging human and nature sciences inlandscape research / В. Ress, G. Tress, H. Decamps, A.-M. d'Hauteserre // Landscape and Urban Planning. - 2001. - № 57. - Р. 114-202.
22. Salter, C.L. Geographers. / C.L. Salter // The Cultural Landscape - 1974. - Vol. 64. - № 2197. -P. 189-192.
© Винокурова Н.Ф., Глебова О.В., Ефимова О.Е., 2015