УДК 502 (07)
А.В. ЗУЛХАРНАЕВА1, Н.Ф. ВИНОКУРОВА1
'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОГУМАНИСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ 6-7 КЛАССОВ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема образования в целом и географического образования в частности - формирование экогуманистического мировоззрения. В его основе лежит система ценностей коэволюционного характера, призванная стать решением глобальных экологических проблем и обеспечить устойчивое развитие. Анализ психолого-педагогических исследований позволил выделить этапы формирования экогуманистического мировоззрения: образно-ассоциативный, логически-смысловой и творчески-практический. Представлена характеристика каждого из этапов, в которой раскрываются задачи, специфика познавательной, коммуникативной, практической деятельности, уровни сформированности экогуманистического мировоззрения. Учитывая эти особенности, подобраны педагогические технологии, включающие систему - личностная мировоззренчески ориентированная ситуация и экогуманистический модуль, - которая реализуется в форме погружений. Представлено содержание географического образования, реализующее экогуманистический потенциал географии 6-7 классов и способствующее выполнение поставленной задачи.
Ключевые слова: устойчивое развитие, экогуманистическое мировоззрение, географическое образование, образно-ассоциативный этап, логически-смысловой этап, творчески-практический этап, личностная мировоззренчески ориентированная ситуация, экогуманистический модуль, географическая оболочка, ландшафт своей местности.
A.V. ZULHARNAEVA1, N.F. VINOKUROVA1
' Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation
SEQUENCE FORMING EKOGUMANISTICHESKOGO OUTLOOK IN SCHOOL GEOGRAPHY 6-7 CLASSES: PSYCHO-PEDAGOGICAL AND METHODICAL ASPECTS
Annotation. In the article the actual problem of education in general and education in particular geographic - forming ekogumanisticheskogo outlook. It is based on a system of values coevolutionary nature, designed to be the solution of global environmental problems and achieve sustainable development. Analysis of psychological and educational research allowed to identify the steps of forming ekogumanisticheskogo outlook: figurative-associative, logical-semantic and creative and practical. The characteristics of each stage, which revealed the problem, the specifics of the cognitive, communicative, practical activity, levels of formation ekogumanisticheskogo outlook. Given these characteristics, selected educational technology, including system - personal situation philosophically oriented and ekogumanistichesky module - which is implemented in the
form of diving. Submitted content of geographical education, realizing the potential of geography ekogumanistichesky June 7 classes and contribute to the execution of the task. Keywords: sustainable development, ekogumanisticheskoe world, geographical education, figurative-associative stage, logical-semantic stage, creative and practical phase of ideologically oriented personal situation ekogumanistichesky module geographic shell, the landscape of the district.
Современная система взаимоотношений человека и окружающего его мира строится на признании приоритета все возрастающих потребностей общества, удовлетворение которых ведет к деградации природной составляющей мира. Становится очевидным, что подобные необратимые изменения угрожают возможности выживания человеческой цивилизации. Следовательно, на современном этапе развития общества возникает потребность в формировании личности, способной разрешить противоречия в социоприродной среде. Это актуализирует становление экогуманистической мировоззренческой парадигмы, в основе которой - паритет сторон мироотношения, сотворчество человека и природы [8, 11]. Решение отмеченной стратегической задачи предполагает модернизацию системы образования, которая заключается в переориентации ценностных основ от потребительских и природопокорительских к созидательным и сотворческим. Следствием данного процесса является обновление всех образовательных дисциплин с целью формирования экогуманистического мировоззрения подрастающего поколения.
Данная идея учитывается в стратегии модернизации географического образования, которое обладает значительным потенциалом в ее реализации. Курс школьной географии, отражая современные направления в науке, предполагает взаимосвязанное изучение социальной и природной составляющих в пределах ландшафтов различного территориального ранга, а также способствует формированию мировоззрения личности.
Под экогуманистическим мировоззрением в настоящем исследовании понимается субъект-субъектные отношения человека и мира, онтологического, гносеологического, праксиологического и аксиологического характера [7,20]. Онтологический компонент включает современную общенаучную картину мира, базисная структура которой подразумевает не только совокупность фундаментальных знаний, но и отличается гуманистической и экологической направленностью. Гносеологический компонент учитывает «человековключающие» модели познания. К подобным моделям познания относят геоэкосоциосистему - она позволяет изучать современный ландшафт и географическую оболочку (предельный объект географии) с учетом идей сотворчества человека и природы. Праксиологический компонент экогуманистического мировоззрения исходит из постоянной потребности личности в преобразовании мира в соответствии с экогуманистическими ценностями и мировоззренческой позицией созидателя. Аксиологический компонент имеет системообразующую роль, определяет ценностное наполнение мировоззрения и основывается на идеях коэволюции, ноосферы, экологической этики и устойчивого развития.
Как отмечается в психолого-педагогических исследованиях [15], формирование ценностного «наполнения» экогуманистического мировоззрения связано с трансформацией объективно существующих ценностей в личностные смыслы, которые в свою очередь
выступают регулятором его поведения в окружающем мире. Таким образом, трансформация отношения во внутреннюю норму поведения личности проходит три стадии отношений: условно-рефлекторную (неосознанность, положительная или отрицательная оценка), конкретно-эмоциональную (доминирование эмоциональной компоненты отношений), конкретно-личностную (внешние ситуативные эмоциональные мотивы отношений сменяются интеллектуально-волевыми). Так, на первой стадии доминируют личные потребности и побуждения человека, его поведение регулируется принципом «хочу», на второй стадии происходит разделение личных побуждений и общественных объективных требований «не хочу, а нужно», на третьей стадии - принятие должного - «должно, хочу». Самый высший уровень связан не только с осознанием «должно», но и с осознанием формулы «нужно» [9].
Последовательность формирования экогуманистической картины мира как составляющей экогуманистического мировоззрения осуществляется на основе использования принципа системной дифференциации [3,22]. Так, на первом этапе изучения выделяется первичная мало определенная целостность, которая заключается в представлении об изучаемом предмете, его состоянии и проблемах - происходит формирование «образа-каркаса», здесь же закладывается мотивационно-ориентировочная основа. На втором этапе происходит дифференциация, расчленение первичной целостности, анализ, разделение единого процесса, явления на составляющие, причем важно указать как на связи частей целого, так и на их противоречивость, то есть на созданный первоначально образ-каркас нанизываются более частные эмпирические знания и конкретные примеры, их подтверждающие. На третьем этапе обозначается органическое единство всех элементов внутри целого за счет их связей. Происходит конкретизация взаимоотношений дифференцированных частей, формируется переход от частного к всеобщему. Знания на этом этапе имеют более высокий уровень обобщения, формируется целостная картина мира и место личности в ней.
Использование принципа системной дифференциации ведет к формированию принципов объяснения и понимания социоприродной действительности, имеющих обобщенный теоретический характер, на их основе формируются модели экологически грамотного поведения и деятельности человека в окружающем мире [9].
Становление праксиологического компонента экогуманистического мировоззрения связано с активностью преобразования мира как высшей формы жизненных отношений субъекта. В деятельности реализуется отношение человека к миру: «Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; но в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить, что он есть» [14].
В ряде психолого-педагогических исследований [6,10,13,14,15] отмечается, что мировоззрение существует в неразрывной связи с сознанием личности - как особое образование, форма индивидуального сознания личности. Так, в трудах С.Л. Рубинштейна отмечается: «Человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему... поэтому для человека как личности такое фундаментальное значение имеет сознание не только как знание, но и как отношение» [ 15, с. 345]. В современном понимании сознание представляет собой страстное отношение к знанию о себе
и мире. С этой точки зрения процесс становления мировоззрения связан с компонентами сознания личности: значением, смыслом, чувственной тканью, биодинамической тканью [6].
Анализ исследований [6, 8,11,12,13,14,19], связанных с процессом и результатом формирования мировоззрения, позволил составить следующую схему, включающую три уровня (рисунок 1).
На первом уровне доминирует переживание и определение значений. На отмеченном уровне происходит переживание, эмоциональное восприятие мира в форме образных представлений, вплетенных в чувственную ткань сознания личности в виде культурных символов и знаков, а затем - означивание, укоренение личностью себя внутри некоторого культурного целого. В процессе означивания субъект ощущает свою связь, сопричастность с миром, тем самым идентифицирует себя в мире, ставит личностные доминанты на знаниях, ценностях, идеях, понятиях, житейских и научных знаниях, которые существуют объективно, которые необходимо усвоить и присвоить и построить затем на их основе стратегию своего взаимодействия с миром. Позиция личности на данном этапе будет существовать в виде модели «Я созерцаю мир» [6].
Второй уровень - осознания и осмысления - исходит из понимания личностного смысла как «живого знания», которое не может быть усвоено, а только построено самим человеком, отражая индивидуальность в сознании и отношение личности к жизненным ценностям. На отмеченном этапе личность осознает и осмысляет знания и ценности, они становятся ее личным достоянием, принимают субъективную форму. Определение ценности какого-либо объекта происходит в результате его смысловой оценки как субъективного отношения к ценности. Смысл извлекается из конкретной ситуации, в которой представлен спектр потенциальных смыслов, сознанием избирается лишь тот, который согласуется с внутренними ценностями [6]. Позиция личности данного уровня характеризуется моделью «Я познаю мир».
Рисунок 1 - Последовательность формирования мировоззрения
Третий уровень - саморегуляции и созидания - связан с осуществлением личностных смыслов, так как смысл должен быть не только найден, но и реализован, его реализация связана с реализацией человеком самого себя [6]. Реализация смыслов проявляется в действии и движении в сознании, которые составляют биодинамическую ткань и формируются на основе когнитивных, эмоциональных, оценочных, смысловых образований. Ценности в данном контексте принимают регулятивную форму, на основе которой личность формирует стратегию своего поведения в мире. Позиция личности на отмеченном этапе выражена моделью «Я созидаю в мире».
Данные выводы положены в основу разработки последовательности формирования экогуманистического мировоззрения, которая включает три этапа - образно-ассоциативный, ценностно-смысловой, творчески-практический [20]. Каждый из этапов характеризуется уровнем сформированности структурных единиц экогуманистического мировоззрения, в том числе мировоззренческой позиции. Подчеркнем, что особое внимание уделено подбору педагогических технологий и методов обучения, которые имеют свою
специфику на каждом этапе [7]. Среди технологий наиболее адекватной считаем применение системы личностных мировоззренчески ориентированных ситуаций [5] и экогуманистических модулей [ 17, 20], взаимосвязанно реализованных в форме погружений. Личностная мировоззренчески ориентированная ситуация обеспечивает переход ценностей от объективной формы в субъективно-регулятивную. Экогуманистический модуль реализует принцип познания, переживания, действия, обеспечивающие единство объекта и субъекта познания и вовлечение учащихся в познавательную, коммуникативную, практическую деятельность в рамках логически завершенного экогуманистического информативного блока.
Для реализации последовательности нами был выбран начальный курс школьной географии, закладывающий основы общеземлеведческих знаний (6 класс), и курс физической географии материков и океанов, посвященный страноведению (7 класс). Данные курсы соответствуют поставленной цели и разработанной последовательности, так как содержательной основой курсов является географическая оболочка, ее вертикальная и горизонтальная дифференциация и ландшафт своей местности как ее локальный уровень [2,3]. Содержание курсов позволяет обеспечивать усвоение мировоззренческих идей, которые выступают инструментарием для поиска личностного смысла и оценки действия; обеспечивают эмоционально-ценностное отношение.
Первый этап - образно-ассоциативный - направлен на формирование представлений, целостного обобщенного образа географической оболочки, составляющего чувственную опору для формирования знаний о ней. На данном этапе происходит развитие эмоционально-образной составляющей современной географической картины мира. Формируется образ-каркас географической оболочки как объективно существующей целостности мира, в котором живет человечество и сам школьник. Личность рассматривает различные виды значений географической оболочки и ставит доминанты на те, которые обладают более сильным эмоционально-ценностным потенциалом. Аксиологический аспект отражает уровень переживания личностью ценности географической оболочки. На данном этапе происходит означивание, актуализация своей «причастности» к изучаемому. Субъект идентифицирует себя в географической оболочке на основе раскрытия ее значения и универсальной ценности для личности, формирует ценностное отношение к географической оболочке, включающее отражение непосредственной связи с ней. В результате означивания и отношения оцениваются и регулируются интересы и потребности, учитывая те значения, которые приобретает для личности географическая оболочка. Позиция учащегося на данном этапе выражена моделью «Я созерцаю мир» .
Основу этапа составляет погружение «Я создаю образ географической оболочки», способствующее восприятию разнообразия значений и ценностей географической оболочки, и воплощение в рисунок, метафору, символ. Погружение проводится при изучении темы «Взаимосвязь компонентов природы», так как она раскрывает мировоззренческий потенциал географии, идею целостности мира.
Второй этап - логически-смысловой. На данном этапе формируется теоретическая основа географической картины мира. Ориентирован на процесс понимания и осмысления знаний о географической оболочке на основе выявления системной организации ее частей, логической упорядоченности компонентов, ландшафтов, отдельных объектов, взаимосвязей между ними, ключевых геоэкологических проблем. Аксиологический аспект предполагает
наделение содержания личностным смыслом, направляя познавательную активность с учетом ценностных отношений, формируя осмысленное «отражение» географической оболочки. Познание содержания знания, опредмечивание действительности осуществляется с позиции ценностей, приобретающих личностный смысл [16]. Познавательная деятельность на данном этапе частично-поискового и продуктивного характера, следовательно, вводятся методы эвристической беседы и исследовательский. Коммуникативная деятельность направлена на приобретение опыта сотрудничества, коллективного взаимодействия в процессе критического, конфликтного диалогов [1].
На данном этапе происходит трансформация значений в личностные смыслы, отражающие «живое знание» о географической оболочке, которое не может быть усвоено, а только построено самим человеком, отражая индивидуальность в сознании, направляя познавательную активность с учетом ценностных отношений, формируя осмысленное «отражение» географической оболочки и ее частей [8,11]. Позиция личности отражена в модели «Я познаю мир», ведущей будет познавательная деятельность продуктивного характера и приобретение опыта сотрудничества, коллективного взаимодействия в процессе диалога.
Логически-смысловой этап осуществляется в 7 классе в процессе изучения второго раздела «Земля - уникальная планета», отражающего главные закономерности природы Земли в форме погружения «Я познаю тайны географической оболочки».
Третий этап - творчески-практический. Состоит в преобразовании мира личностью с учетом ценностей, имеющих личностный смысл. На данном этапе ценности становятся нормами, в соответствии с которыми личность регулирует свое поведение в ближайшем окружении - ландшафте своей местности. Субъект оценивает свою деятельность в географической оболочке и при несоответствии с новыми личностными смыслами формирует новую стратегию регуляции своего поведения в направлении обеспечения коэволюционных взаимоотношений личности и географической оболочки. В результате формируется мировоззренческая позиция, отражающая значение, смысл, который приобретает географическая оболочка через призму человека. На основе этой позиции осуществляется проектирование своей жизненной стратегии во взаимодействии с ландшафтом свой местности. На данном этапе происходит обобщение знаний о географической оболочке и ландшафте своей местности, отмечается необходимость единой стратегии гармоничного развития, ее социальной и природной составляющей. Познавательная деятельность на данном этапе имеет творческий характер. Диалогический опыт определяется высоким уровнем самоорганизации личности, что предполагает участие учащихся в рефлексивном, самореализующем диалогах [1]. Целесообразно использование методов обучения, включающих учащихся в деятельность, результатом которой является получение «нового познавательного продукта» [4] (метод гипотез, метод «Если бы...»), метод проектов. Особое значение приобретает метод создания «Я-образа» в будущем как идеального психологического образа-модели человека, способного обеспечить устойчивое развитие и выступающего ориентиром и регулятором поведения личности [20].
Таким образом, представленная последовательность является важным условием формирования экогуманистического мировоззрения в курсе школьной географии 6-7 классов, так как обеспечивает трансформацию объективно существующих ценностей в субъективную форму, которые в свою очередь регулируют познавательную,
коммуникативную и практическую деятельность личности. Особая роль принадлежит педагогическим технологиям, методам и формам обучения, которые «запускают» психологические механизмы отмеченной трансформации и, как следствие, имеют свою специфику на каждом из выделенных этапов последовательности. Содержательное наполнение ценностей составляют экогуманистические идеи, отражающие гармоничное взаимодействие и со-развитие человека и природы в пределах социоприродных систем жизнеобеспечения человека (географической оболочки и современного ландшафта).
Представленная методика реализована в практике школы: издано учебное пособие для подготовки учителя, ряд программ, учебные пособия для учащихся, в том числе электронный учебник.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белова С.В. Диалог - основа профессии педагога: учебно-методическое пособие. М., 2002.
2. Винокурова Н.Ф. Геоэкологическое образование для устойчивого развития: теоретико-концептуальный аспект // Андреева Н.Д., Соломин В.П., Касьян А.А. Методология и теоретические основы эколого-педагогического образования: коллективная монография. Н. Новгород, 2002. С. 93-114.
3. Винокурова Н.Ф. Культурно-экологический подход в модернизации географического образования // Теория и методика обучения географии: материалы межвузовской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им.А.И. Герцена. СПб., 2004. С.12-15.
4. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д, 2006.
5. Жохов А.Л., Володарская А.А. Личностно и мировоззренчески ориентированные ситуации в образовательном процессе профессиональной школы (на примере естественнонаучных и общетехнических дисциплин): методические рекомендации. М., 2002.
6. Зинченко В.П. Живое знание. Материалы к курсу лекций. Самара, 2008.
7. Зулхарнаева А.В., Винокурова Н.Ф. Педагогические технологии формирования экогуманистического мировоззрения в курсе школьной географии // Современные наукоёмкие технологии. 2016. №2-3. С.486-490.
8. Каган М.С. Общее представление о культуре // Введение в культурологию: Курс лекций. СПб., 2003. С. 6.
9. Каропа Г.Н. Теория и методы экологического образования школьников. Гомель, 2000.
10. Карпинская Д.С. Философия природы. М., 1995.
11. Леонтьев А.А. Психология общения: учебное пособие. М., 2009.
12. Мамедов Н.М., Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н. Феномен культуры устойчивого развития в образовании XXI века [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2015. №2(10). С.6. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/fenomen-kultury-ustoychivogo-razvitiya-v-obrazovan (дата обращения: 26.09.2016).
13. Мещеряков Б.Г. Современный психологический словарь. М., 2009.
14. Мясищев В.Н. Психология отношений. М. - Воронеж, 2004.
15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Спб., 2002.
16. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 2008.
17. Теория и методика геоэкологического образования: учебное пособие / под ред.
H.Ф. Винокуровой, Н.Н. Демидовой. Н. Новгород, 2013. 130 с.
18. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: практико-ориентированная монография. М.,2001.
19. Фельдштейн Д.И. Человек в современном мире: тенденции и потенциальные возможности развития. М. - Воронеж, 2008.
20. Хахина А.В. Методика формирования экогуманистического мировоззрения в курсе школьной географии 6-7 классов: дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2006.
21. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. СПб., 2001.
22. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. К обоснованию системно-структурного подхода. М. - Воронеж, 2003.
REFERENCES
I. Belova S.V. Dialog - osnova professii pedagoga: Uchebno-metodicheskoe posobie. [Dialogue - the basis of the profession of the teacher: Training Toolkit]. Moscow, 2002. (In Russian)
2. Vinokurova N.F. Geojekologicheskoe obrazovanie dlja ustojchivogo razvitija: teoretiko-konceptual'nyj aspekt [Geoecological education for sustainable development: theoretical and conceptual aspect]. Andreeva N.D., Solomin V.P., Kas'jan A.A. Metodologija i teoreticheskie osnovy jekologo-pedagogicheskogo obrazovanija: kollektivnaja monografija. Nizhniy Novgorod, 2002. Pp. 93-114. (In Russian)
3. Vinokurova N.F. Kul'turno-jekologicheskij podhod v modernizacii geograficheskogo obrazovanija [Cultural and ecological approach to the modernization of geographical education]. Teorija i metodika obuchenija geografii: materialy mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im.A.I. Gercena [Theory and methods of teaching geography: Materials interuniversity scientific-practical conference. Russian State Pedagogical University im.A.I. Herzen] . St. Peterburg, 2004. Pp.12 -18. (In Russian)
4. Derjabo S. D. Derjabo S.D. Jekologicheskaja pedagogika i psihologija [Environmental education and psychology]. Rostov -na -Donu, 2006. (In Russian)
5. Zhohov A.L., Volodarskaja A.A. Lichnostno i mirovozzrencheski orientirovannye situacii v obrazovatel'nom processe professional'noj shkoly (na primere estestvennonauchnyh i obshhetehnicheskih disciplin): metodicheskie rekomendacii [Personally and ideologically-oriented situation in the educational process of the professional school (for example, the natural sciences and technical disciplines. Methodical recommendations]. Moscow, 2002. (In Russian)
6. Zinchenko V.P. Zhivoe znanie. Materialy k kursu lekcij [Living knowledge. Materials for the course of lectures]. Samara, 2008. (In Russian)
7. Zulharnaeva A.V., Vinokurova N.F. Pedagogicheskie tehnologii formirovanija jekogumanisticheskogo mirovozzrenija v kurse shkol'noj geografii [ Pedagogical technology of formation of ekogumanisticheskogo world aware of school geography]. Sovremennye naukojomkie tehnologii, 2016, no. 2-3, pp. 486-490. (In Russian)
8. Kagan M.S. Obshheepredstavlenie o kul'ture [Understanding culture]. Vvedenie v kul'turologiju: Kurs lekcij [ Introduction to cultural studies: Lectures.]. St. Peterburg, 2003. Pp. 6-48. (In Russian)
9. Karopa G.N. Teorija i metody jekologicheskogo obrazovanija shkol'nikov [Theory and methods of environmental education of schoolchildren]. Gomel', 2000. (In Russian)
10. Karpinskaja D.S. Filosofijaprirody [ Philosophy of nature]. Moscow, 1995. (In Russian)
11. Leont'ev A.A. Psihologija obshhenija: uchebnoe posobie [Philosophy of communication: a training manual]. Moscow, 2009. (In Russian)
12. Mamedov N.M., Vinokurova N.F., Demidova N.N. Fenomen kul'tury ustojchivogo razvitija v obrazovanii XXI veka [The phenomenon of the culture of sustainable development in education XXI century]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2015, no. 2(10), p.6. Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/fenomen-kultury-ustoychivogo-razvitiya-v-obrazovan/. (accessed 26.09.16) (in Russian).
13. Meshherjakov B.G. Sovremennyjpsihologicheskij slovar' [Modern psychological Dictionary]. Moscow, 2009. (In Russian)
14. Mjasishhev V.N. Psihologija otnoshenij [Psychology of relations]. Moscow - Voronezh, 2004. (In Russian)
15. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshhejpsihologii: v 2 t. [Fundamentals of general psychology: in 2 volumes. St. Petersburg, 2002. (In Russian)
16. Serikov V.V. Obrazovanie i lichnost'. Teorija i praktika proektirovanija pedagogicheskih sistem [Education and identity. Theory and practice of designing of educational systems]. Moscow, 2008. (In Russian)
17. Teorija i metodika geojekologicheskogo obrazovanija: uchebnoe posobie [Theory and methods of environmental education: Textbook]. Pod red. N.F. Vinokurovoj, N.N. Demidovoj. N. Novgorod, 2013. (In Russian)
18. Tret'jakov P.I., Sennovskij I.B. Tehnologija modul'nogo obuchenija v shkole: praktiko-orientirovannaja monografija [Modular training technology at school: practice oriented monograph]. Moscow, 2001. (In Russian)
19. Fel'dshtejn D.I. Chelovek v sovremennom mire: tendencii ipotencial'nye vozmozhnosti razvitija [The man in the modern world: trends and potential for development]. Moscow-Voronezh, 2008. (In Russian)
20. Hahina A.V. Metodika formirovanija jekogumanisticheskogo mirovozzrenija v kurse shkol'noj geografii 6-7 klassov. Diss. kand. ped. nauk [Methodology of ekogumanisticheskogo world aware of school geography classes 6-7. Cand. ped. sci. diss.]. N. Novgorod, 2006. (In Russian)
21. Hutorskoj A.V. Sovremennaja didaktika: uchebnik dlja vuzov [A Textbook for high schools]. St. Petersburg, 2001. (In Russian)
22. Chuprikova N.I. Umstvennoe razvitie i obuchenie. K obosnovaniju sistemno-strukturnogo podhoda [Mental development and training. On the justification of the system-structural approach]. Moscow-Voronezh, 2003. (In Russian)
© Зулхарнаева А.В., Винокурова Н.Ф., 2016
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ INFORMATION ABOUT AUTHORS
Зулхарнаева Анастасия Васильевна - кандидат Zulharnaeva Anastasia V. - Ph.D., Associate Professor,
педагогических наук, доцент кафедры географии, Department of Geography, geographical and geo-
географического и геоэкологического образования, environmental education, Minin Nizhny Novgorod State
Нижегородский государственный педагогический Pedagogical University (Minin University), Nizhny
университет имени Козьмы Минина (Мининский Novgorod, Russian Federation e-mail: avhahina@mail.ru университет), Нижний Новгород, Российская Федерация e-mail: avhahina@mail.ru
Винокурова Наталья Федоровна - доктор педагогических наук, профессор кафедры географии, географического и геоэкологического образования, заведующая лабораторией экологического образования, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация e-mail: eco@bk.ru.
Vinokourova Natalya F. - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Geography, geographical and geo-environmental education, Head of the Laboratory of Environmental Education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation email:: eco@bk.ru.