УДК 338
Шубина Н.С.
Аспирант, МГТУ «Станкин»
ФОРМИРОВАНИЕ КЛАСТЕРОВ: ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В работе рассматривается современная российская и международная практика государственного регулирования формирования промышленных кластеров, в том числе в условиях различных экономических укладов. В результате анализа показано автором было показано, что с помощью инструментов государственного регулирования могут как непосредственно создаваться промышленные и определяться траектория их развития, так и создаваться условия для хаотичного создания кластеров в результате реализации экономических свобод осуществления предпринимательской деятельности.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, промышленные кластеры, государственное регулирование, реальный сектор экономики, институциональная среда предпринимательской деятельности.
С начала 20-х годов в СССР был накоплен значительный опыт реализации подходов к экономическому районированию с последующим созданием прообразов современных кластеров — территориально-производственных комплексов (ТПК), структура которых аналогична ряда промышленным кластерам, за исключением условий рыночной экономики, как было показано в теоретической части данного исследования. С 1927 года на основе работ Колосовского Н.Н. был реализован кластерный подход к развитию сельского хозяйства, при котором было осуществлено комбинирование общественного земледелия с другими видами сельского хозяйства и дальнейшей переработкой продукции на промышленных предприятиях1. В дальнейшем фактически все отрасли реального сектора экономики были сформированы по аналогичному принципу, однако рассматривая практику их функционирования в середине 60-х годов XX века Яминов Р. И указал, что единственное и основное их отличие он видит в том, что ТПК были созданы в условиях централизованного планирования, а кластеры в реальности должны действовать на основе применения в хозяйственной деятельности предприятий принципов экономической свободы2, что подтверждает выводы автора.
Однако необходимость наличия рыночных отношений оспаривается в ряде различных исследований, в том числе в работах Гордеева В.А. отмечено, что в Японии и Франции практикуется центральное общегосударственное планирование экономики на основе использования опыта СССР, разрабатывая пятилетние планы, нацеленные на реализацию социальных задач3, однако данные программные документы не определяют развитие реального сектора экономики, ограничивая конкурентные отношения, а определяют необходимость создания кластеров инновационных производств, что не противоречит выводам автора.
Аналогичной позиции придерживаются Важенина И. С. и Важенин С.Г., которые указывают на то, что в ряде случаев в странах с рыночной экономикой существуют примеры, когда промышленные кластеры не самопроизвольно складывались в процессе развития мировой экономики, разделения, специализации и кооперации производства. Например, в
1Фалькович, Е. Б. Роль аграрных кластеров в инновационном развитии агропромышленного производства [Текст] /Е. Б. Фалькович // Финансовый вестник. -2013. — № 1(27). — С. 45-51.
2Яминов Р.И. Особенности мирового и отечественного корпоративного управления: проблема формирования промышленных кластеров.// Интеллект.инновации.инвестиции. 3/2010. с. 18-23.
3Гордеев В.А. Тенденция к взаимодействию и сотрудничеству вместо конкуренции: новое подтверждение идей Т.С. Хачатурова.//Экономическая теория. Вестн. Моск. Ун-Та. Сер. 6 Экономика 2007 №2. с. 16-27.
США к таким кластерам можно отнести Силиконовую Долину, где сосредоточено около половины всего научно-технического потенциала страны в области электроники и вычислительной техники, или винодельческое производство Калифорнии4.
Следует отметить, что Трещевский Ю.И. и Гаджиметов Б.Э. 5 в своих исследованиях доказали, что в конце 1980-х годов в СССР стали складываться промышленные кластеры в области высоких технологий. Их создание началось в электронной промышленности в Зеленограде, Калуге, Воронеже, кроме того возникли пространственно-локализованные центры атомной промышленности — «закрытые города». Некоторым своеобразием отличается создание «проектных» кластеров на основе объединения предприятий общего машиностроения. Эти кластеры, созданные административным путем, обеспечили, по мнению А. Зуева и Л.Мясниковой, высокое качество советского оружия, качество которого соответствует и превосходит имеющиеся в мировой торговле аналоги6.
Также в СССР возникли такие кластеры как, автомобильный — в Самарской области, туристический — в Краснодарском крае, нефтегазовый — в Тюменской области и др7. При этом в ряде исследований показано, что промышленные кластеры в различных формах существовали еще в 19-м веке. Так, например, в работах Бушуевой М.А. показано, что инструменты государственного регулирования, в том числе таможенно-тарифного стали причиной формирования в указанное время экспортного текстильного кластера в Ивановской области8.
В 90-е годы XX века кластеры национальной экономики, как и вся российская промышленность, испытали сильнейший внешний шок дезорганизации, но уже к концу 90-х годов прошлого века предприятия, активно включились в процессы вертикальной интеграции, осознавая необходимость усиления неформального взаимодействия в пределах данного региона, т.е. развития кластеров на новой экономической основе9.
Развивая эту тему, Новиков В.А. пишет, что с 2000 года, в ряде регионов страны было начато формирование инновационных кластеров на основе интеграции смежных производств, в различных отраслях экономики. Так, в настоящее время активно осваиваются инновационные проекты создания различных инновационных кластеров в Воронежской, Владимирской, Иркутской, Калужской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Омской, Свердловской и Томской областях, в Краснодарском крае и в ряде других регионов страны. В начале 2000-х был сформирован в районах Московской и Владимирской областей классический инновационный аграрно-промышленный кластер «МОРТАДЕЛЬ» на основе создания и горизонтального объединения деятельности предприятий каждой из указанных выше сфер АПК10.
В настоящее время в Ульяновской области, согласно работам Булярской С.А. и Синицына А.О. 11, сформировано несколько промышленных кластеров в высоко-
4Важенина И. С. и Важенин С. Г. Алгоритм конструирования региональных аграрно-промышленных кластеров в модернизируемой экономике.// Экономика Региона №1/2010. с. 129-136.
5Трещевский Ю.И. и Гаджиметов Б.Э. Формирование инновационных промышленных кластеров на основе дистанцирования продукции.// Известия ЮЗГУ. Серия Экономика. Социология. Менеджмент. 2011. № 2. С. 87-91.
6Зуев А., Мясникова Л. Стартовые позиции и ориентиры // РИСК. 2003. 11. С. 25.
7 Андреева, А. Кластерная политика: самарская инициатива / А. Андреева// Бюджет: электр. науч.журн. — [Электронный ресурс]. — Москва: ИД «Бюджет», 2007. — № 8. — Режим доступа к журн.: http ://www.buj et. ru
8 Бушуева М.А, Ретроспективный анализ ивановского текстильно-промышленного кластера// Теория и практика общественного развития, 2011г. № 4 273-276 с.
9Захаров В.Я. Устойчивое экономическое развитие предприятий на основе формирования промышленных кластеров//ИННОВАЦИИ № 6 (93) 2006 с.91-92.
10Новиков В.А. Создание региональных аграрно-промышленных кластеров — генеральное направление модернизации аграрного сектора экономики России //Научно-практический журнал МИР март-май 2012. С.4-9.
11Булярская С.А., Синицин А.О. Управление экономическим промышленным кластером//Вестник Дагестанского государственного университета 2011 вып. 5 с. 36-40.
технологичных областях: автомобильный, авиационный, атомный, нанотехнологический, при этом предприятиями — лидерами являются: ОАО «УАЗ», ОАО «Авиастар», ОАО «НИИ Атомных реакторов». Также, в данном исследовании было показано, что кластеры формируются с участием управляющих компаний, которые создаются в экономико-правовых формах ЗАО, некоммерческих партнерств и автономных учреждений. При этом предпочтение отдаётся форме некоммерческих организаций. Управление осуществляется при участии администрации региона, что позволяет ей эффективно участвовать в процессах экономического развития и следить за исполнением кластерами социальных функций, связанных с повышением уровня благосостояния жителей региона.
Морозов С. указывает, что в Ульяновской области осуществляется развитие технологического предпринимательства: поддержка традиционного производства при параллельном формировании новой индустриально-технологической политики, предполагающей формирование научно-исследовательской базы для трансферта технологий, вовлечение в производственную деятельность небольших семейных компаний, из которых
необходимо выращивать серьёзных игроков. Подобное развитие должно происходить в
12
условиях международной кооперации. 12
Автор разделяет позицию ряда ученых, что в современной экономике России к настоящему времени использование кластерного подхода уже заняло одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономического развития ряда субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Примерами служат Самарская и Нижегородская области, Пермский и Красноярский края, а также ряд других субъектов Российской Федерации13.
В свою очередь Павликов И.Л. отражает в России в настоящее время сохранились и переформировались внепространственные промышленные кластеры: это нефтегазовый кластер, черная и цветная металлургия, пищевой и лесной кластеры. А аэрокосмический кластер Самарской области составили такие предприятия как ФГУП «ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс», ОАО «Кузнецов», ОАО «Авиакор — авиационный завод», ОАО «Авиаагрегат», ОАО«Агрегат», ОАО «Гидроавтоматика», ОАО «Завод авиационных подшипников», ФГУП НИИ «Экран». В г. Железногорске Красноярского края преобразованы ФГУП «ГХК», Открытое акционерное общество «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» (ОАО «ИСС»), Химический завод — филиал ОАО «Красноярский машиностроительный завод», ФГУП «Главное управление специального строительства по территории Сибири при Федеральном агентстве специального строительства России» (ФГУП «ГУССТ №9 при Спецстрое России»). Эти предприятия имеют статус градообразующих. В г.Димитровграде Ульяновской области на базе ОАО «ГНЦ НИИАР» создается Центртехнологического и кадрового превосходства Госкорпорации «Росатом». В Нижегородской области на базе ЗАТО «город Саров» развивается Саровский инновационный кластер. Всего, как уже было сказано в работе, в перечень инновационных территориальных кластеров включены 14 проектов и еще 11 рекомендованы к участию в последующих этапах конкурсного отбора14.
Таким образом, кластерное развитие является ключевым направлением для развития национальной экономики в Российской Федерации, при этом подходы к формированию кластеров изменились, если в СССР их создание было определено планом развития, то в современной экономике их генезис вызывает как потребности национальной экономики, реализованные посредством инструментов государственного и муниципального управления, так и стихийно, под воздействием региональной аккумуляции ресурсов.
12Яковенко Д. Рецепты Кейнса, Гелбрейта и Фридмана — в нашу жизнь!// ЭКСПЕРТ 26 октября-1 ноября 2015 № 44 (963) с.26-29.
13Важенина И. С. и Важенин С. Г. Алгоритм конструирования региональных аграрно-промышленных кластеров в модернизируемой экономике.// ЭКОНОМИКА РЕГИОНА №1/2010. с. 129-136.
14Павликов И.Л. Формирование институциональных условий кластерного развития// TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №1 2014 | с. !8-!9.
Рассмотрим международный опыт формирования промышленных кластеров. Анализ современных исследований указывает на то, что фактически во всех странах мира данный метод развития производства. Например, Правительство Японии организовало создание и развитие территориально промышленных систем в 60-е годы XX века, что дало ощутимые результаты на базе инновационного развития уже с 90 -х годов прошлого века и по сегодняшнее время.
Согласно утверждению Фалькович Е.Б. и Котлярова Д.А. США только в середине 80-х годов XX века начали активные крупномасштабные исследования роли территориально промышленных систем в повышении конкурентоспособности национальной экономики. А в 90-е года прошлого века американский экономист Майкл Портер, осуществляющий исследования в данной области ввел термин «кластер», получивший повсеместное распространение в научной и деловой литературе и нормативных документах в области промышленной политики.
Горбачевский Е.В. и Поникаров В.А. также утверждают, что ключевые промышленные кластеры в Германии (химия, машиностроение) и Франции (производство продуктов питания, косметики) сформировались в 50—60-е гг. прошлого столетия. В результате, взаимодействие целых групп отраслей внутри кластеров способствовало росту занятости, инвестиций и ускорило распространение передовых технологий в национальной экономике15.
В Упсале (Швеция) кластер биотехнологий развивался с начала 20-х гг. прошлого века и к настоящему времени окончательно оформился как инновационный. Являясь одним из крупнейших мировых научно-технических центров, специализирующихся на медицине и биотехнологиях, включая предприятия, производящие медицинское оборудование и инструменты, исследовательское оборудование16.
В конце 90-х годов XX века кластерный подход стал повсеместно применяться в европейских странах. Так, во Франции в 1997 году была организована работа по формированию теоретических и практических исследований по организации кластеров в экономике, итогом которой явился международный конгресс по производственным системам (кластерам) в 2001 году. Эта идея широко распространилась в экономике и других странах Европы — Германии, Австрии, Финляндии, Швеции, Великобритании, Швейцарии, Нидерландах, в которых сформировались разнообразные модели государственной системы инновационного развития экономики на основе кластерного подхода, на принципе «тройной спирали». Он заключается в тесном взаимодействии фирм и научных учреждений с последующим взаимодействием с органами государственной власти, которые оказывают вновь сформированным кластерам существенную поддержку, способствуя формированию благоприятных исходных условий посредством налоговой, кредитной, бюджетной и таможенной политики. Во Франции кластеры создаются на базе партнерства между локальными промышленными группами, университетами и исследовательскими институтами. В Германии, согласно результатам эмпирических исследований, большинство кластеров образовалось в условиях реализации государственной политики по поддержке и развитию уникальных черт кластеров способствовала созданию ряда новых кластеров. В Великобритании политика государства направлена на использование существующих региональных отраслей промышленности (например, большое внимание уделяется биотехнологиям).
В Китае были образованы особые зоны развития высокотехнологичных отраслей. В этих зонах Министерство науки и технологий и региональные власти совместно занимаются
15 Горбачевский Е.В., Поникаров В.А.Международный опыт формирования кластеров. //Инноватика и экспертиза 2010 Выпуск 2(5)
16 Источник: http://www.slu.se, Jeker Porath, Per Flodin, Bertil Gelotte: изобретение фильтров очистки протеинов и пептидов, Gunnar O. Johansson, Hans Bennich, Leif Wide: открытие иммуноглобулина (immunoglobulin E (IgE antibody)).
созданием и развитием кластеров. В 1985 г. образована первая особа зона высоких технологий — высокотехнологичный Индустриальный парк в Шеньжене, а к 2002 г. создали уже 53 особые зоны, в которых находится 28 388 фирм с 3,49 млн сотрудников и уровнем продаж на 1 трлн юаней. В настоящее врем в процесс создания и развития кластеров вовлечены власти трех уровней: центральное правительство, правительства муниципалитетов и развитых зон17.В работах Горбачевского Е.В. и Поникарова В.А. утверждается, что одним из важных шагов, предпринятых Правительством Великобритании, стал заказ на выявление и картографию всех региональных кластеров в стране. «Белая книга» 2001 г. поощряет учреждение агентств по региональному развитию в качестве организаций, оказывающих поддержку развивающимся региональным кластерам. Следует отметить специфику распределения британских кластеров по регионам, исходя из их специализации. Кластеры на юге Великобритании в большей степени относятся к сфере услуг (программное обеспечение, деловые и консультационные услуги и т. п.), тогда как на севере кластеры в основном развиваются на базе товарного производства. Лондон и юго-восток страны отличаются самыми высококонцентрированными и успешно развивающимися кластерами.
Многие страны мира, по утверждению Гакашева М.М., в том числе Австралия, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Испания, Италия, Канада, Малайзия, Норвегия, Республика Корея, Сингапур, Словения, США, Финляндия, Франция, Швеция, Япония, целенаправленно стимулируют развитие инновационных территориальных кластеров на основе государственной кластерной политики.
Также, в реализации кластерной политики участвуют и международные организации ОЭСР, Всемирный банк, Азиатский банк развития, Европейская комиссия18, в том числе в разработке рекомендаций по проведению национальной кластерной политики и ведущие международные организации, в том числе. Воронина Л.А. и Яровский Э.В. в своих работах указывают, что исследование влияния кластеров на региональную и национальную экономику, проведенное Европейской Комиссией, выявило то, что кластеры внесли значительный вклад в улучшение экономических условий во многих странах. Например, в Дании повысили производительность и рентабельность, в Италии стимулировали экономический рост, при этом промышленные кластеры определены как базы инженерных знаний в Португалии и как центры инноваций — в США. В Финляндии кластеры сформировали образовательные комплексы19.В свою очередь Федотова А.Ю.20 группирует направления кластеризации в мире по следующим направлениям (таблица).
Таблица
Направление кластеризации Страны
Электронные технологии и связь, информатика Швейцария, Финляндия
Биотехнологии и биоресурсы Нидерланды, Германия, Франция, Великобритания, Норвегия
Фармацевтика и косметика Дания, Швеция, Франция, Италия, Германия
Агропроизводство и пищевое производство Финляндия, Бельгия, Франция, Италия, Нидерланды
17Семенова Н. Кластеризация — новое явление в мировой экономике и политике. Режим доступа: www.nanonewsnet.ru.
18Гакашев М.М. Модели организации региональных промышленных. Обзор международного опыта. //Вектор науки ТГУ №4 86-89
19Воронина Л.А.,Яровский Э.В Развитие инновационных промышленных кластеров//ДАИДЖЕСТ ФИНАНСЫ. 7(223) — 2013. с. 13-19.
20Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Структурная и промышленная политика в системе технологических укладов: механизмы и направления модернизации», проект №12-32-
Нефтегазовый комплекс и химия Швейцария, Германия, Бельгия
Машиностроение, электроника Нидерланды, Италия, Германия, Норвегия, Ирландия, Швейцарии
Здравоохранение Швеция, Дания, Швейцария, Нидерланды
Коммуникации и транспорт Нидерланды, Норвегия, Ирландия, Дания, Финляндия, Бельгия
Энергетика Норвегия, Финляндия
Легкая промышленность Швейцария, Австрия, Италия, Швеция, Дания, Финляндия
Лесобумажный комплекс Финляндия
Кластерный подход в Финляндии для разработки промышленной политики страны в 1991-1993 гг. XX века помог преодолеть глубокий экономический кризис. Эффективное государственное вмешательство на основе кластерного подхода привело к тому, что во второй половине 1990-х начался бурный рост экономики. В настоящее время лесной, информационный и телекоммуникационный кластеры обеспечивают основной объем экспорта. Целлюлозно-бумажные и деревообрабатывающие компании лесного кластера реализуют глобальную стратегию развития, активно приобретая компании за рубежом, и имеют один из самых высоких уровней производительности труда в промышленности как внутри страны, так и в мире.
Подход к кластеризации в Дании во многом идентичен британскому. Здесь выявлены 13 региональных и 16 национальных так называемых «компетентных» кластеров. Данная идентификация рассматривалась в качестве первого этапа в формировании политической стратегии, адаптированной под потребности датских кластеров. Региональные кластеры объединяются как на основе традиционных отраслей промышленности (производство тканей, одежды, мебели, садоводство), так и вокруг новых технологий (мобильная и спутниковая связь).
В Португалии изучение отраслей промышленности показывает высокую степень географической концентрации, естественно образованных кластеров с низким уровнем взаимодействия между входящими в их состав фирмами и предприятиями. Политическая стратегия ориентирована на усиление позиций естественных кластеров и создание благоприятных условий для повышения их конкурентоспособности.
Во Франции исследование, выполненное по заказу Национального агентства планирования (DATAR), позволило идентифицировать 144 существующих региональных кластера и около 82 кластеров, находящихся в процессе становления.
В Норвегии на основе социологического исследования были выявлены 62 потенциальных, региональных кластера. При этом 55 кластеров были образованы на базе традиционных промышленных секторов и предоставляли 63 тыс. рабочих мест (22 % от уровня занятости по всей стране). В целом развитие региональных кластеров проходило весьма успешно, хотя были и исключения, касающиеся кластеров в Осло и Бергене.
В Испании были идентифицированы 142 региональных кластера, специализирующихся, главным образом, на традиционных отраслях промышленности. Региональные кластеры отличались более высокими показателями занятости и более высоким уровнем дохода, чем в среднем по стране.
Выявленные в Австрии 76 региональных кластеров были условно поделены, исходя из их специализации, на 6 категорий: промышленные, технологические, образовательные, экспортные, смешанные, кластеры сферы услуг.
В Германии исследование по выявлению кластеров пока не завершено. Результаты получены только по Северной Вестфалии, где были идентифицированы 11 кластеров.
Однако эти образования носят не столько экономический, сколько политический характер, так как используются в качестве инструмента для продвижения структурных преобразований в регионе.
В Финляндии ключевые национальные кластеры выявлены в 9 отраслях промышленности.
В Ирландии сложившихся кластеров пока нет, отмечаются лишь возможные предпосылки для их создания [2].
В Нидерландах исследование региональных кластеров проводилось с применением двух подходов. Метод Портера позволил выявить 12 крупных взаимосвязанных конгломератов, тогда как социологические исследования дали основание говорить о 60 региональных кластерах, существующих в голландской деловой среде.
В Бельгии применялись различные подходы к количественному выявлению кластеров, в результате чего данные колеблются в диапазоне от 18 до 40 региональных кластеров.
В Швеции были выявлены 6 конкурентоспособных на международном уровне национальных кластеров.
Согласно исследованиям Новикова В.А. в мировой практике наиболее распространенными инструментами государственной поддержки развития вот таких инновационных производственных кластеров являются:
- прямое финансирование (субсидии, займы) расходов на создание новой продукции и технологий (Франция, США, Россия и другие страны);
- налоговые льготы для предприятий, университетов и НИИ, участвующих в формировании производственных кластеров, в том числе исключение из налогооблагаемой базы затрат на НИОКР (Япония);
- законодательное обеспечение надежной защиты интеллектуальной собственности и авторских прав;
- предоставление ссуд, в том числе безвозмездных (Швеция, Германия);
- целевые дотации на научно-исследовательские разработки (практически во всех развитых странах);
- создание специальных фондов поддержки инновационного предпринимательства с разделением возможного коммерческого риска (Англия, Германия, Франция, Швейцария, Нидерланды, Россия и другие страны);
- снижение государственных пошлин и предоставление налоговых льгот для индивидуальных изобретателей (Австрия, Германия, США, Япония и другие страны);
- государственные программы по возмещению рисковых убытков (Япония);
- программы привлечения иностранных специалистов, включающие достойную оплату труда, стипендии для обучения и комфортабельные условия для работы и проживания (Япония, США, Германия, Великобритания, Австралия и другие страны) 21.
Таким образом, в современной российской и международной практике широко используются методы государственного регулирования с целью формирования промышленный кластеров, при этом отдельно указывается что ряд методов применяется для созданий условий появления кластеров в различных отраслях без применения инструментов планирования.
Литература
1. Андреева, А. Кластерная политика: самарская инициатива / А. Андреева// Бюджет: электр. науч.журн. — [Электронный ресурс]. — Москва: ИД «Бюджет», 2007. — № 8. — Режим доступа к журн.: http://www.bujet.ru
21Новиков В.А. Создание региональных аграрно-промышленных кластеров — генеральное направление модернизации аграрного сектора экономики России //Научно-практический журнал МИР март-май 2012. С.4-9.
2. Булярская С.А., Синицин А.О. Управление экономическим промышленным кластером//Вестник Дагестанского государственного университета 2011 вып. 5 с. 36-40.
3. Бушуева М.А, Ретроспективный анализ ивановского текстильно-промышленного кластера// Теория и практика общественного развития, 2011г. № 4 273-276 с.
4. Важенина И. С. и Важенин С. Г. Алгоритм конструирования региональных аграрно-промышленных кластеров в модернизируемой экономике.// Экономика Региона №1/2010. с. 129-136.
5. Важенина И. С. и Важенин С. Г. Алгоритм конструирования региональных аграрно-промышленных кластеров в модернизируемой экономике.// ЭКОНОМИКА РЕГИОНА №1/2010. с. 129-136.
6. Воронина Л.А.,Яровский Э.В Развитие инновационных промышленных кластеров//ДАЙДЖЕСТ ФИНАНСЫ. 7(223) — 2013. с.13-19.
7. Гакашев М.М. Модели организации региональных промышленных. Обзор международного опыта. //Вектор науки ТГУ №4 86-89
8. Горбачевский Е.В., Поникаров В.А.Международный опыт формирования кластеров. //Инноватика и экспертиза 2010 Выпуск 2(5)
9. Гордеев В.А. Тенденция к взаимодействию и сотрудничеству вместо конкуренции: новое подтверждение идей Т.С. Хачатурова.//Экономическая теория. Вестн. Моск. Ун-Та. Сер. 6 Экономика 2007 №2. с. 16-27.
10. Захаров В.Я. Устойчивое экономическое развитие предприятий на основе формирования промышленных кластеров//ИННОВАЦИИ № 6 (93) 2006 с.91-92.
11. Зуев А., Мясникова Л. Стартовые позиции и ориентиры // РИСК. 2003. 11. С.
25.
12. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Структурная и промышленная политика в системе технологических укладов: механизмы и направления модернизации», проект №12-3213. Источник: http://www.slu.se, Jeker Porath, Per Flodin, Bertil Gelotte: изобретение
фильтров очистки протеинов и пептидов, Gunnar O. Johansson, Hans Bennich, Leif Wide: открытие иммуноглобулина (immunoglobulin E (IgE antibody)).
14. Каплина А. В. Инфраструктурный базис и алгоритм принятия решения о финансировании кластерной инициативы// Крымский научный вестник. — №4 — 2015 г., Том 1. «Экономические науки», с. 149-163. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://krvestnik.ru/pub/2015/09/KaplinaAV.pdf
15. Кушнаренко Т. В. Типологизации территорий регионов по экономическому потенциалу хозяйственных укладов// Крымский научный вестник. — №4 — 2015 г., Том 1. «Экономические науки», с. 124-138. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://krvestnik.ru/pub/2015/09/KushnarenkoTV.pdf
16. Новиков В.А. Создание региональных аграрно-промышленных кластеров — генеральное направление модернизации аграрного сектора экономики России //Научно-практический журнал МИР март-май 2012. С.4-9.
17. Новиков В.А. Создание региональных аграрно-промышленных кластеров — генеральное направление модернизации аграрного сектора экономики России //Научно-практический журнал МИР март-май 2012. С.4-9.
18. Павликов И.Л. Формирование институциональных условий кластерного развития// TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №1 2014 | с. !8-!9.
19. Семенова Н. Кластеризация — новое явление в мировой экономике и политике. Режим доступа: www.nanonewsnet.ru.
20. Смирнова С. М. Кластерная политика как инструмент экономического развития: на примере развивающихся и наименее развитых стран //Таврический научный обозреватель. — № 2 С. 48.
21. Смирнова С. М. Формирование промышленных кластеров: российская и международная практика //Таврический научный обозреватель. — №. 1.
22. Смирнова С.М. Генезис промышленных кластеров: подходы к оценке и методы регулирования// Вестник Самарского государственного экономического университета. 2015. № 5 (127). С. 70-72.
23. Трещевский Ю.И. и Гаджиметов Б.Э. Формирование инновационных промышленных кластеров на основе дистанцирования продукции.// Известия ЮЗГУ. Серия Экономика. Социология. Менеджмент. 2011. № 2. С. 87-91.
24. Фалькович, Е. Б. Роль аграрных кластеров в инновационном развитии агропромышленного производства [Текст] /Е. Б. Фалькович // Финансовый вестник. -2013.
— № 1(27). — С. 45-51.
25. Щепакин М. Б., Томилко Ю. В. Задачи программно-целевого управления инновационными процессами на региональном уровне// Крымский научный вестник. — №4
— 2015 г., Том 1. «Экономические науки», с. 88-98. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:кйр://к™е81шк.гц/риЬ/2015/09/8кскерактМВ-Тош11коУУ.рёГ
26. Яковенко Д. Рецепты Кейнса, Гелбрейта и Фридмана — в нашу жизнь!// ЭКСПЕРТ 26 октября-1 ноября 2015 № 44 (963) с.26-29.
27. Яминов Р.И. Особенности мирового и отечественного корпоративного управления: проблема формирования промышленных кластеров.// Интеллект.инновации.инвестиции. 3/2010. с. 18-23.