УДК 378:377
Картешкина Ольга Леонидовна Kartyoshkina Olga Leonidovna
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ АГРАРНОГО ВУЗА
FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF AGRARIAN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION GRADUATES
Рассматривается проблема формирования профессиональной компетентности выпускников аграрного вуза, которая включает не только профессиональные знания и умения, а также личностные жизненноактивные качества человека. Показано, что введение в учебный процесс предмета регионального компонента «Технология карьеры» способствует успешному формированию конкурентоспособности, карьерных компетенций, готовности к обучению и построению карьеры для успешной деятельности выпускников по окончании вуза
The article considers the problem of professional competence formation among graduates of agrarian higher educational institution, which includes not only professional skills and knowledge, but also personal vitally active qualities. The results of the research presented that introduction of regional component subject "Career Technology" favors to successful competitive ability, career competence, preparedness to training and making a career for successful activity of graduates on graduating from institute of higher education
Ключевые слова: профессиональное образование, Key words: vocational training, competence, career tech-
компетентность, технология карьеры, профессио- nology, professional competence, career competence, com-
нальная компетентность, карьерная компетент- petitiveness
ность, конкурентоспособность
В современных условиях вопрос о том, каким должен быть специалист-профессионал, получивший диплом о высшем сельскохозяйственном образовании, является актуальным. Анализ литературы позволяет однозначно определить, что это должна быть жизнеустойчивая личность, обладающая карьерными компетенциями и имеющая в своей структуре такие характерологические качества, как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, лидерство, патриотизм, кон -курентоспособность. Механизм конкурентоспособности как состязательности за высокое ка -
чество жизни - это личностная активность, а основа формирования конкурентоспособности
- это профессиональная компетентность [4].
Существуют различные точки зрения на определение профессиональной компетентности . Так, И. И. Проданов [5], И .А. Зимняя [2] оп -ределяют профессиональную компетентность как совокупность знаний, умений, обеспечи-вающих человеку способность адекватного решения требуемых профессиональной дея-тельностью задач. Дж. Равен [7] определяет компетентность как специфическую способность, необходимую для эффективного выпол-
нения конкретного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия. Компетентность в широком смысле слова [6] предполагает общее интеллектуальное развитие личности и, в частности, формирование базовых компонентов ментального (умственного) опыта человека.
Компетентность предполагает постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного решения профессиональных задач в данное время и в данных условиях, предполагает не только понимание сути проблемы, но и умение ее решать практи -чески. Компетентного специалиста отличает способность среди множества решений про -блемы выбирать наиболее оптимальное, аргументированно опровергать ложные, подвергать сомнению неэффективные решения.
Таким образом, компетенции - это общие способности, основанные на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря образованию и самообра -зованию и которые определяют социальную мобильность человека.
Перечень компетенций бесконечен и для каждого профессионала специфичен. Необхо-димо расширять свои личностные возможно -сти, нарабатывать определенные профессио-нальные качества. К высшему профессиональному образованию при высоком интеллектуальном, нравственном и физическом развитии желательно добавить свободное владение компьютером, вождение автомобиля, знание иностранных языков, владение экономической грамотой, умение оказать первую помощь человеку до прибытия врачей, умение написать исковое заявление в суд, не обращаясь к юри -стам и т.д.
Все эти компетенции, по своей сути, позитивные житейские ценности, влияющие на качество жизни и определяющие социальную мобильность выпускника вуза. Названные со -ставляющие компетенции тесно переплетают-
ся, образуя сложную структуру, формирующую «идеальную модель» специалиста, определяя его личностно-деятельностную характеристику.
На наш взгляд, к перечисленным компетенциям необходимо добавить умения и навыки построения карьеры. Карьерная компетенция становится социально востребованным качеством специалиста любого профиля. Имеется в виду способность выпускника вуза выстоять, не сломаться под обстоятельствами реальной жизни и победить в конкурентной борьбе, четко представлять свои цели и стремиться к их достижению, поскольку профессиональная компетентность проявляется только в ходе профессиональной деятельности и может быть оценена в рамках конкретной про -фессии отдельно взятой личности.
По классификации профессий, данной Е.А. Климовым [3], на первом месте находится «Человек - живая природа». Цивилизация, культура человечества - это, прежде всего, культура сельскохозяйственного производства, земледелия, животноводства и т.п. Условия сельскохозяйственного труда нестандартны. Важно не просто видеть, но и предугадывать события, причем делать это своевременно, так как возможны необратимые последствия. Представителям этого типа нельзя следовать по стереотипу поведения частного случая -это живая природа, требуется глубоко вникать в конкретные ситуации и иметь не просто научное, а конкретно-полезное знание [3; С. 269].
Следовательно, профессиональная ком -петентность выпускников аграрного вуза включает знания и эрудицию, позволяющие специалисту квалифицированно судить о вопросах сферы профессиональной деятельности, быть сведущим в определенной области, а также качества личности, дающие возможность действовать ответственно и самостоятельно.
Чтобы проявить профессиональную компетентность, необходимо трудоустроиться после окончания вуза. Вчерашнему студенту -молодому специалисту необходимо не просто усвоить набор знаний и профессиональных инструментов по конкретной специальности,
воспитывать личностные качества, а также необходимо наработать определенные способности и качества, называемые карьерной компетентностью.
Карьерная компетентность является одной из важных составных частей профессиональной компетентности. В современном мире, с учетом существующего рынка труда, необхо -димо приобрести компетенции карьерного роста, умение самопрезентации, адаптации в но -вых производственных условиях. Названная составляющая отечественными исследователями (Е.А. Могилевкин, Л.Б. Мусаткина, О.В. Смирнова и др.) [8] понимается как умение специалиста виртуозно оперировать знаниями и инструментами, дающими возможность решать, помимо профессиональных, карьерные задачи, а также эффективно выстраивать свой карьерный путь. В итоге при самооценке моло -дой специалист должен опираться не только на отдельный набор профессиональных знаний и навыков, а на слияние ряда ключевых качеств личности со знаниями, умениями, на -выками и высокой мотивацией на творческую работу. Карьерная компетентность является своего рода психологическим показателем, который определяет какие именно из нарабо-танных качеств, умений и способностей требуются для решения сложных, не поддающихся простому алгоритму комплексных задач.
Наработка необходимого уровня компетентности является стратегической задачей развивающегося специалиста. Чтобы успешно планировать и строить свою карьеру, молодому профессионалу необходимо получить детальную информацию о степени развитости его основных деловых и личностных профессионально-значимых качеств, развивать самостоятельность, инициативность, конкурентоспособность, знать из чего состоят и как практически моделировать этапы карьерного роста , получить теоретические знания и практически их закрепить через тренинги и практические задания и упражнения.
Как показали исследования, одна из первых трудностей, с которыми встречаются
современные выпускники вузов, это поиск ра-боты и успешное трудоустройство. Отсутствие навыков самопрезентации, незнание основных требований при трудоустройстве, неуверен -ность в себе провоцируют проблемы большин -ства молодых людей.
В 2005 г. в Дальневосточном государственном аграрном университете (ДальГАУ) в рамках регионального компонента был введен предмет «Технология карьеры». Цель данного курса предполагает формирование знаний, умений и личностной готовности к действиям, способствующим достижению успеха в трудоустройстве и профессиональной карьере [8]. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) сформировать у студентов устойчивую мотивацию к изучению дисциплины и потребность в систематизированных знаниях в данной области;
2) на основе теоретических знаний сформировать практические умения и навыки поиска работы, трудоустройства и построения карьеры;
3) сформировать целостные представления о ситуации на рынке труда;
4) сформировать умение определять наиболее эффективные пути, средства и ме-тоды достижения успеха в профессиональном и должностном росте;
5) сформировать мотивацию к развитию карьеры;
6) обучить приемам эффективной само -презентации.
В ходе освоения курса студенты опира-ются на ранее полученные знания в процессе изучения социологии, психологии, правоведе -ния, русского языка и культуры речи, культуры общения и др. В результате выполнения учебной программы курса «Технология карьеры» студент должен знать реальную ситуацию на рынке труда, содержание понятия «карьера» и ее виды, этапы и принципы планирования и управления; получить знания о возможных способах поиска работы, агентствах по трудоустройству, принципах и методах их работы. А
также правовые аспекты взаимоотношения с работодателем, принципы составления резюме, правила поведения в организации. Студент должен анализировать изменения, происходящие на рынке труда, и учитывать их в своей профессиональной деятельности, планировать и контролировать изменения в своей карьере, эффективно использовать полученные теоре-тические знания при поиске работы, выбирать наиболее эффективную стратегию и тактику поведения в коллективе.
Важным элементом дисциплины «Технология карьеры» является составление «портфолио». «Паспорт/портрет» профессио-нальной карьеры в настоящее время желательно иметь всем выпускникам системы про -фессионального образования. Это индивидуальный портфель официальных документов, отражающих знания, умения и навыки студента , которые могут быть востребованы на рынке труда. Основное назначение паспорта - помочь выпускникам совершить переход от учебы к трудовой деятельности или продолжению обучения на более высоком уровне и представить работодателям наиболее полные сведе-ния о квалификации, а также академических знаниях, умениях и навыках молодых людей -претендентов на будущее место работы.
Содержание дисциплины «Технология карьеры» дает большие возможности использовать разнообразные методы и средства обучения . Оптимальный выбор и их сочетание является обязательным для современного высшего учебного заведения, позволяет повышать эффективность обучения, формиро-вать личностные качества студентов, их само -стоятельность, инициативность, стремление к постоянному самосовершенствованию, а также влияет на ценностные, морально-этические представления студентов об окружающем мире и себя в этом мире. Для расширения пове -денческого репертуара студентов, формирова -ния личностных характеристик наряду с рациональными методами используются активные и инновационные методы обучения. Выбор именно этих методов подготовки обуслов-
лен характером дисциплины, ее содержанием и имеющимися материальными возможности-ми вуза. Программа курса «Технология карье -ры» рассчитана на аудиторные занятия, состоящие из лекционных и практических, а также самостоятельную работу, выполнение заданий творческого и реферативного характера.
Традиционно при чтении лекции, где излагается значительный объем информации, например, на вводной лекции «Деловая карье -ра в современном мире» или обзорной «Осо -бенности современного рынка труда» используются объяснительно-иллюстративные мето -ды. При изучении нескольких тем курса используются методы проблемного изложения. Так, например, тема «Технология трудоустройства» содержит в себе вопросы, связанные с поиском работы, его этапами, способами и приемами. Перед студентами ставится проблема: «можно ли успешно найти работу за короткое время?». В начале лекции ни один студент не способен дать точный ответ, четко определить этапы действий по порядку.
Путь решения проблемы трудоустройства преподаватель показывает сам, но с посто -янной опорой на знания и уже, как показывает практика, опыт студентов. В ходе такой лекции происходит постоянный контакт с аудиторией, студенты вовлечены в процесс обучения на протяжении всей лекции. Проблемные ситуации-демонстрации могут «подаваться» и в хо -де самой лекции. Так, например, при изложе -нии темы «Успешный стиль организационного поведения» используется прием проблемной ситуации-оценки. Приводится пример спорного поведения молодого специалиста на новом месте работы, студенты должны продолжить сюжет. Ситуация с помощью студентов рассматривается в разных вариантах развития событий и с разными последствиями. Цель такого приема: провести критический анализ на основе полученной информации в ходе лекции и сделать вывод о правильности действий человека и выбора оптимальной модели поведения. Здесь присутствует принудительная активизация мышления, студенты во вре-
мя лекции проигрывают ситуацию, высказывают свое мнение, что дает нам право отнести этот метод к активным.
Практические занятия курса имеют ярко выраженную специфику, так как основой явля -ется практическая работа с тестовым мате -риалом, различные упражнения и тренинги. Педагогическая задача заключается в преобразовании совокупности индивидов в единый деятельный организм, формирующий у студентов способности быть субъектами групповой деятельности. Вместе с тем, каждый студент должен остаться самостоятельным субъ -ектом. На практических работах решается задача воспитания коммуникативных качеств будущего специалиста, включающих умение работать в коллективе, поддерживать атмосферу инициативы, творчества и содружества, принимать на себя ответственность за деятельность группы в целом. Активность выпускников в ходе выполнения практических заданий возможна при наличии эффективной мо-тивации. Студенты понимают значимость работы, социальные последствия, которые могут наступить, если они не будут владеть необходимыми навыками и умениями.
Среди активных методов стимулирования учебно-познавательной деятельности на практических занятиях следует выделить деловые игры, практические упражнения, метод стимулирования занимательным содержани-ем, творческие задания. Студентов необходи -мо систематически ставить в такие условия, которые позволили бы упражняться в том или ином виде профессиональной деятельности. Ролевая игра проводится по теме: «Интервью» [8; С. 107]. Цель и задача игры: развитие у студентов навыков прохождения интервью, формирование умения вести деловую беседу, сня -тие «стресса собеседования» путем проигрывания ситуации интервью. Студенты выступают в роли «соискателя», «работодателя» и «эксперта», получают возможность более объ-ективно оценить свои сильные и слабые сто -роны, значимые для успешного трудоустройства и дальнейшей трудовой деятельности. По
предложенному сценарию студенты самостоятельно готовятся: «работодатели» намечают вопросы интервью и задания, «соискатели» готовят резюме, готовятся к интервью (продумывают ответы на предполагаемые вопросы, составляют список вопросов, которые хоте -лось бы задать «работодателю»). «Эксперты » готовят и то, и другое, организуют пространство. После проведения игры «соискатели» де-лятся своими впечатлениями, «работодатели» принимают и объясняют решение, указывают благоприятные моменты и негативные. «Эксперты » высказывают свой взгляд на происхо-дящее. В конце занятия подводятся общие итоги, где учитываются: уровень делового общения, поведение, уровень речевой культуры, компетентность и эффективность вопросов, корректность в ходе проведения интервью. Важным оценочным компонентом является эффективность самопрезентации, подача се -бя, убедительность приводимых доводов. Во всех предлагаемых ролях студенты участвуют поочередно.
Практика проведения ролевых игр имеет особое значение, так как итоговое занятие курса «Технология карьеры» проводится в форме мини -ярмарки с приглашением настоящих работодателей по профилям специальностей институтов. Для студентов это реальный шанс получения предложения о месте работы еще в стенах вуза.
Четкость целей и ценностных ориентаций, творческое отношение к делу, способность быть лидером, стремление к непрерывному саморазвитию, стрессоустойчивость,
стремление к профессиональному росту. В целом все эти качества определяют и характе -ризуют конкурентоспособность человека. Они формируются на протяжении всего процесса обучения, но именно в курсе «Технология карьеры» на формирование этих качеств особенно акцентируется внимание.
Исследование конкурентоспособности у выпускников ДальГАУ проводилось по принци -пу «до» и «после» преподавания курса «Технология карьеры» на протяжении трех лет, т.е.
у выпускников 2005/06; 2006/07; 2007/08 учебных годов. Всего за три года обследовано 144 выпускника.
Уровень конкурентоспособности (по ме-тодике «Оценка уровня конкурентоспособности личности» [1]) определялся как:
1) очень низкий;
2) низкий;
3) ниже среднего;
4) чуть ниже среднего;
5) средний;
6) чуть выше среднего;
7) выше среднего;
8) высокий;
9) очень высокий;
10) наивысший.
Результаты представлены в табл. 1.
Таблица 1
Уровень конкурентоспособности у выпускников ДальГАУ до проведения курса «Технология карьеры», %
Учебный год Кол-во студентов, чел. Очень низкий Низкий Ниже среднего Чуть ниже среднего Средний Чуть выше среднего Выше среднего Высокий Очень высокий Наивысший
2005/06 46 - 8 15 21 34 12 8 2 - -
2006/07 47 4 11 19 24 20 10 10 - - 2
2007/08 51 - 4 13 25 28 18 7 3 2 -
Характерно, что выпускники разных лет обладают в определенной мере конкурента -способностью, т.е. в преобладающем числе имеют возможности к самоутверждению в обществе в средней мере. Об этом свидетельствуют полученные результаты по уровням «чуть ниже среднего», «средний». Это означает, что интеллектуальные и волевые качества соответствуют так называемым общим стандартам поведения, но этого недостаточно для форми-
рования карьерной компетенции и успешного трудоустройства в будущем.
Введение в учебный план подготовки студентов выпускного курса дисциплины «Технология карьеры» способствует повышению их конкурентоспособности, приобретению умений и навыков, необходимых для решения вопро -сов трудоустройства и построения карьеры, что подтверждают данные табл. 2.
Таблица 2
Уровни конкурентоспособности у выпускников ДальГАУ после проведения курса «Технология карьеры», %
Учебный год Кол-во студентов, чел. Очень низкий Низкий Ниже среднего Чуть ниже среднего Средний Чуть выше среднего Выше среднего Высокий Очень высокий Наивысший
2005/06 46 - - - 5 12 32 27 12 11 1
2006/07 47 - - 2 9 18 24 26 14 5 2
2007/08 51 - - 3 6 16 30 26 10 9 -
Анализ полученных данных за три учебных года (с 2005 по 2008 гг.) позволяет прийти к следующим выводам:
- низкий уровень конкурентоспособности («очень низкий», «низкий», «ниже среднего») у студентов после изучения курса «Технология карьеры» снизился до 1 %, т.е., в целом низкий уровень конкурентоспособности у студентов отмечается в единичных случаях;
- основные показатели начинаются с уровня «чуть ниже среднего». Наибольшие показатели (74 %) отмечаются в уровнях «выше среднего» и «чуть выше среднего», кото -рые свидетельствуют об уверенности в собственных силах у молодых людей и являются механизмом их личностной активности;
- высокий уровень конкурентоспособно -сти («выше среднего», «высокий», «очень высокий») возрос до 25 % от общего количества. Таким образом, все показания конкурентоспособности «до» изучения предмета и «после» изменились в сторону повышения конкурента -способности. Показательно то, что эти изменения в сторону повышения конкурентоспособности стабильно наблюдаются в течение трех лет работы с выпускниками.
Результатом изучения курса «Техноло-гия карьеры» является также расширение поведенческого репертуара выпускников в си -туации решения проблемы занятости, форми-
1. Андреев В.И. Педагогика / В.И. Андреев. -Казань, 2000. - С. 349.
2. Зимняя И.А. Компетентность человека -новое качество результата образования. Проблемы качества образования /И.А. Зимняя - Уфа, 2003. - 319 с.
3. Климов Е.А. Введение в психологию труда /Е.А. Климов. - М.: МГУ, 1988. - 517 с.
4. Лазарева Л .П. Психология жизнеустой-чивости / Л .П. Лазарева. - Хабаровск: ДВГУПС, 2002. - 106 с.
рование гибких жизненных профессиональных стратегий, осознание собственной профессио -нальной позиции, выстраивание индивидуальной модели профессионального становления, вхождения и адаптации на рынке труда, а также формирование личностных характеристик, таких как конкурентоспособность, самостоятельность, инициативность.
Использование в ходе преподавания данного курса активных методов обучения, таких как деловые игры, тренинги, обучение студентов навыкам самообследования, выполнение заданий творческого и реферативного характера, составление и представление «портфолио», ярмарка-вакансий и т.д., способствует не только усвоению теоретического материала, но и формированию личностно значимых профессиональных качеств, обеспечивающих возможность для будущих специа-листов более успешного построения карьеры. Именно поэтому учебный курс «Технология карьеры» является практико-ориентированным и носит выраженный развивающий характер.
Таким образом, выпускник вуза, получивший диплом о высшем образовании как «качественный продукт» образовательной системы, должен быть профессиональноквалифицированным и образованным специалистом, иметь профессиональные компетенции, наработки карьерной компетенции.
________________________________Литература
5. Проданов И .И. Управление инновационными процессами / И.И. Проданов. - Сочи: СРЦУ-РО, 1997. - 49 с.
6. Проданов И.И. Современные подходы к анализу профессионализма учителя / И.И. Проданов. - Сочи: СРЦУРО, 1997. - 53 с.
7. Равен Джон. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. - М., 1999. - 144 с.
8. Технология карьеры: учебное пособие / Под общ. ред. Н.Н. Богдан, Е.А. Могилевкина. -Владивосток: ВГУЭС, 2003. - 156 с.
Коротко об авторе____________________________________
Картешкина О.Л., старший преподаватель кафедры культуры, Дальневосточный государственный аграрный университет (ДальГАУ), Институт гуманитарного образования
каПвБИкта olga@mail.ru
Научные интересы: изучение особенностей личности студентов, формирование и развитие их личностных жизненно важных активных качеств, поиск новых приемов и методов для формирования и развития профессиональной компетентности
___________________________________Briefly about author
Kartyoshkina O.L., Lecturer of Culture Department, Far Eastern State Agricultural University (FESAU), Institute of Scholarship
Scientific interests: study of peculiarities of students' personalities, formation and development of their personal vitally important active qualities, retrieval of new methods and ways for professional competence formation and development