Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО СОСТАВА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК НАПРАВЛЕНИЕ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА'

ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО СОСТАВА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК НАПРАВЛЕНИЕ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
органы внутренних дел / кадровая политика / кадровая работа / подготовка кадров / кадровый резерв / internal affairs bodies / personnel policy / personnel work / personnel training / personnel reserve

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Е А. Кравцова, Е Н. Гулак

согласно современному толкованию, термин «политика» означает деятельность государственной власти, партии или общественной группы в области внутригосударственного управления и международных отношений, определяемую классовыми интересами этой власти, партии, группы. Государство осуществляет свою политику по различным направлениям развития общества и государства. Одно из направлений политики – кадровое обеспечение деятельности государства. Отдельного документа, устанавливающего основные направления общегосударственной кадровой политики, в настоящее время не существует. Однако направления работы с государственными служащими закреплены в различных нормативных актах, в том числе и федеральных законах, что указывает на важность данного направления деятельности. Основным нормативным актом в данной сфере является Федеральный закон «О государственной службе в Российской Федерации», который устанавливает общие направления работы с кадрами, осуществляющими деятельность в государственных органах. Особенности государственной политики по формированию кадрового состава в отдельных видах государственных органов отражаются в специализированных нормативных правовых актах. Имеют такую специфику и органы внутренних дел. В статье рассматриваются общие направления работы с кадрами в государственных органах, выявляются особенности кадровой работы в органах внутренних дел

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PERSONNEL IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES AS A DIRECTION OF THE PERSONNEL POLICY OF THE STATE

according to the modern interpretation, the term «politics» means the activity of a state power, party or public group in the field of domestic government and international relations, determined by the class interests of this power, party, group. The State implements its policy in various areas of development of society and the state. One of the policy directions is the staffing of the state’s activities. There is currently no separate document setting out the main directions of the national personnel policy. However, the areas of work with civil servants are fixed in various regulations, including federal laws, which indicates the importance of this area of activity. The main regulatory act in this area is the Federal Law «On Public Service in the Russian Federation», which establishes general areas of work with personnel engaged in activities in government agencies. The specifics of the state policy on the formation of personnel in certain types of state bodies are reflected in specialized regulatory legal acts. The internal affairs bodies also have such specifics. The article discusses the general areas of work with personnel in government agencies, identifies the features of personnel work in the internal affairs bodies

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО СОСТАВА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК НАПРАВЛЕНИЕ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА»

публично-правовые (государственно-правовые) науки

ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО СОСТАВА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК НАПРАВЛЕНИЕ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ

ГОСУДАРСТВА

FORMATION OF PERSONNEL IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES AS A DIRECTION OF THE PERSONNEL POLICY OF THE STATE

УДК 342.5

Е.А. КРАВЦОВА,

доктор юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]

Е.Н. ГУЛАК

(Межмуниципальное МВД России по ЗАТО г. Железногорск, Россия, Железногорск) [email protected]

ELENA A. KRAVTSOVA,

Doctor of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

EVGENIY N. GULAK

(Intermunicipal Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the city of Zheleznogorsk, Zheleznogorsk, Russia)

Аннотация: согласно современному толкованию, термин «политика» означает деятельность государственной власти, партии или общественной группы в области внутригосударственного управления и международных отношений, определяемую классовыми интересами этой власти, партии, группы. Государство осуществляет свою политику по различным направлениям развития общества и государства. Одно из направлений политики - кадровое обеспечение деятельности государства. Отдельного документа, устанавливающего основные направления общегосударственной кадровой политики, в настоящее время не существует. Однако направления работы с государственными служащими закреплены в различных нормативных актах, в том числе и федеральных законах, что указывает на важность данного направления деятельности. Основным нормативным актом в данной сфере является Федеральный закон «О государственной службе в Российской Федерации», который устанавливает общие направления работы с кадрами, осуществляющими деятельность в государственных органах. Особенности государственной политики по формированию кадрового состава в отдельных видах государственных органов отражаются в специализированных нормативных правовых актах. Имеют такую специфику и органы внутренних дел.

В статье рассматриваются общие направления работы с кадрами в государственных органах, выявляются особенности кадровой работы в органах внутренних дел.

Ключевые слова: органы внутренних дел, кадровая политика, кадровая работа, подготовка кадров, кадровый резерв.

Для цитирования: Кравцова Е.А., Гулак Е.Н. Формирование кадрового состава в органах внутренних дел как направление кадровой политики государства // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. - 2024. - № 3. - С. 10-15.

Abstract: according to the modern interpretation, the term «politics» means the activity of a state power, party or public group in the field of domestic government and international relations, determined by the class interests of this power, party, group. The State implements its policy in various areas of development of society and the state. One of the policy directions is the staffing of the state's activities. There is currently no separate document setting out the main directions of the national personnel policy. However, the areas of work with civil servants are fixed in various regulations, including federal laws, which indicates the importance of this area of activity. The main regulatory act in this area is the Federal Law «On Public Service in the Russian Federation», which establishes general areas of work with personnel engaged in activities in government agencies. The specifics of the state policy on the formation of personnel in certain types of state bodies are reflected in specialized regulatory legal acts. The internal affairs bodies also have such specifics. The

публично-правовые

(государственно-правовые) науки

2024'3

article discusses the general areas of work with personnel in government agencies, identifies the features of personnel work in the internal affairs bodies.

Keywords: internal affairs bodies, personnel policy, personnel work, personnel training, personnel reserve.

For citation: Kravtsova E.A., Gulak E.N. Formation of personnel in the internal affairs bodies as a direction of the personnel policy of the state // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. - 2024. - № 3. - P. 10-15.

Подготовка профессионалов, которые будут успешно решать стоящие перед государством задачи, является актуальной в любое время в любом государстве. Отмечая важность данного направления деятельности, М.Н. Тонян высказывает мнение, что «кадровая политика -это главная составляющая государственной политики» [1, с. 183]. Представляется, что данная точка зрения несколько категорична, поскольку все направления развития государства, закрепленные в действующих нормативных правовых актах, являются важными и значимыми для государства. Однако ставшая крылатой фраза «кадры решают все»1, без сомнения, является по-прежнему актуальной, поскольку за реализацию любого направления государственной политики отвечают конкретные люди, от профессионализма которых зависит решение государственно важных задач. При этом следует полностью согласиться с высказыванием А. Ка-листратова, который указал, что «все решают только те кадры, которые по уровню интеллекта и психофизическим данным соответствуют требованиям... имеют высокий уровень профессиональной подготовки и обладают опытом практической деятельности» [2, с. 1].

Учитывая важность формирования высокопрофессионального кадрового состава, МВД России утвердило Концепцию кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации в органах внутренних дел (далее - Концепция)2. Данный документ понятия кадровой политики не расшифровывает, но оно становится очевидным, исходя из тех целей проведения политики, которые в нем обозначены. Согласно Концепции проведение политики в системе МВД России направлено на формирование профессионального состава кадров, повышение его качества путем образования и воспитания личности сотрудника, формирования его професси-

1 Выступление И.В. Сталина 4 мая 1935 года в Кремлевском дворце перед выпускниками военных академий [Электронный ресурс]. - URL: https://army.ric.mil.ru/

2 Концепция кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации в органах внутрен-

них дел [Электронный ресурс]. - URL: https://17.мвд.рф/ slujba/Gosudarstvennaja_grazhdanskaja_sluzhba/Koncepcija_ kadrovoj_politiki_Ministerstv

ональной культуры, включая антикоррупционное поведение, проведения социального обеспечения сотрудников.

Формирование профессиональных кадров осуществляется преимущественно в образовательных учреждениях, которые готовят специалистов по востребованным государством направлениям деятельности. Однако кадровая работа продолжается и далее, в процессе осуществления лицами своей профессиональной деятельности. Так, ст. 44 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон № 79-ФЗ)3 устанавливает основные направления кадровой работы, которые должны в обязательном порядке вестись в государственных учреждениях. К ним относятся формирование кадрового состава государственных служб, подбор претендентов на занятие должностей государственной службы, исходя из их профессиональных качеств; составление нормативных правовых актов государственных органов, регулирующих порядок поступления на службу и увольнения с нее, особенности осуществления служебных обязанностей; ведение реестра сотрудников, их трудовых книжек, личных дел, выдача им удостоверений, а также осуществление их страхования в соответствии с законодательством; проведение конкурсов на занятие вакантных должностей госслужбы; организация их аттестации, повышение квалификации и должностного роста; формирование кадрового резерва государственных служащих; проведение проверок государственных служащих, в том числе относительно сведений, ими предоставляемых, при допуске их к государственной тайне на предмет соблюдения ими ограничений, установленных законодательством, а также при совершении ими различного рода нарушений; консультирование служащих по вопросам госслужбы. Важным направлением кадровой работы является также заключение договоров на целевое обучение.

3 Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.03.2024) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

публично-правовые (государственно-правовые) науки

Органы внутренних дел - это государственные органы, а служба в органах внутренних дел -федеральная государственная служба. Поэтому вышеприведенные положения о проведении кадровой работы в отношении государственных служащих распространяются и на сотрудников органов внутренних дел. Однако их деятельность имеет свою специфику, которая выдвигает дополнительные требования к сотрудникам органов внутренних дел и требует особых подходов при подготовке кадрового состава.

Общие положения по проведению кадровой работы в системе МВД России закреплены в гл. 11 Федерального закона № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел» (далее - Закон № 342-Ф3)4. В данной главе установлены принципы и основные направления формирования кадрового состава органов внутренних дел, а также обозначены основы кадровой работы по указанным направлениям.

Сравнение направлений кадровой работы, обозначенных в Законах № 79-ФЗ и № 342-Ф3 показывает, что Закон № 342-ФЗ устанавливает такие особенности работы с кадровым составом в органах внутренних дел, как обязательную подготовку кадров на плановой основе, обязательное формирование кадрового резерва, создание для сотрудников условий для профессионального и должностного роста, применение современных кадровых технологий. Рассмотрим подробней указанные составляющие.

Как отмечает В.Е. Шинкевич [3, с. 5], формирование профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел - это длительный процесс, который требует наличия специализированной системы подготовки кадров, включающей в себя различные виды подготовки. Он выделяет такие виды подготовки, как первоначальная профессиональная подготовка, обучение в образовательных организациях системы МВД России, дополнительная профессиональная подготовка в процессе несения службы. Если обратиться к Закону № 342-Ф3 (ст. 76), то становится очевидным, что подготовка кадров для системы МВД России может рассматриваться несколько шире, поскольку обучение кадров, пригодных для несения службы, может осуществляться не только в образовательных организациях системы МВД России, но также в общеобразовательных организациях. Однако, как устанавливает Закон № 342-Ф3, подготовка должна осуществляться преимущественно в образовательных организа-

4 Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-Ф3 (ред. от 26.02.2024) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

циях высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Закрепленное в Законе № 342-ФЗ положение о преимущественном обучении сотрудников органов внутренних дел в специализированных организациях, несомненно, имеет под собой основания, поскольку в образовательных организациях системы МВД России обучающиеся не только получают знания о правовой системе России, в том числе в области уголовного и административного права, но и дополнительную подготовку, направленную на формирование качеств, необходимых для сотрудников органов внутренних дел, знакомятся с особенностями несения службы. Так, ст. 76 Закона № 342-Ф3 прямо указывает, что привлечение курсантов к охране общественного порядка и выполнение ими других обязанностей, возложенных на органы внутренних дел, является частью их подготовки, которая способствует развитию их профессиональных навыков.

Помимо основного образования, которое получают сотрудники органов внутренних дел, при необходимости они могут получить дополнительное образование. При этом получение дополнительного образования поощряется и является фактором, который дает преимущественное право включения такого сотрудника в кадровый резерв на занятие более высоких должностей. Следует отметить, что получение дополнительного образования сотрудниками органов внутренних дел является не только их правом, но и обязанностью. Учитывая, что современные технологии и методы работы постоянно развиваются, в Законе № 342-ФЗ закреплена обязанность сотрудников повышать свою квалификацию путем получения дополнительного профессионального образования не реже чем раз в пять лет.

Рассматривая процесс формирования квалифицированных кадров в системе МВД России, М.В. Ходжич справедливо отмечает, что выполнять служебные обязанности способен любой сотрудник, прошедший обучение, однако формирование высококвалифицированного специалиста возможно только в процессе осуществления профессиональной деятельности [4, с. 107]. Поэтому кадровая политика МВД России направлена не только на обучение сотрудников органов внутренних дел, подготовку их к выполнению обязанностей по поддержанию правопорядка, охране жизни и собственности граждан, но и на удержание их на рабочих местах. Конституция Российской Федерации провозглашает право на труд и на выбор рабочего места. Учитывая данную норму Конституции

публично-правовые (государственно-правовые) науки

Российской Федерации, граждане России вправе менять место работы и уходить со службы в любое время. В то же время для формирования кадров правоохранительных органов, способных эффективно решать поставленные задачи, необходимо достаточно длительное время подготовки. Поэтому для стимулирования сотрудников к несению службы государством используются различные методы. Так, п. 12 ст. 76 Закона № 342-ФЗ устанавливает обязанность сотрудников органов внутренних дел отработать пять лет в структуре МВД России после обучения либо вернуть денежные средства, затраченные на его обучение. Данное правило, широко используемое в трудовом законодательстве, нашло свое закрепление в ст. 199 Трудового кодекса Российской Федерации и даже стало предметом неоднократного рассмотрения в су-дах5, которые подтверждают, что данная норма не ограничивает право человека на свободный труд, и успешно взыскивают с граждан суммы, потраченные работодателем на их обучение.

В качестве стимулирующих методов, побуждающих сотрудников продолжать службу в органах внутренних дел, можно рассматривать нормы закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел»6.

Несмотря на меры, принимаемые для удержания кадров, кадровый состав в органах внутренних дел в силу различных причин постоянно обновляется. Такими причинами могут выступать достижение сотрудниками предельного возраста нахождения на службе, различного рода травмы, препятствующие выполнению служебных обязанностей, профессиональное выгорание, неспособность сотрудников в силу своих психологических данных справляться с поставленными задачами и т.д., поэтому для привлечения в случае необходимости на службу лиц, которые наиболее подходят к выполнению служебных задач, в органах внутренних дел формируется кадровый резерв.

Основные положения, касающиеся ведения кадрового резерва, установлены в ст. 78 Закона № 342-ФЗ. Порядок формирования кадрового резерва и исключения из него установлены при-

5 Решение суда по делу № 2-2030/2023 от 21.08.2023; по делу № 2-7287/2023 от 18.08.2023 и т.д. [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты Российской Федерации. - URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 20.03.2024).

6 Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О социальных гарантиях сотрудникам ор-

ганов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».

казом МВД России от 2 июня 2023 г. № 3637. Однако определение понятия «кадровый резерв» в указанных актах не дается.

Удачное определение понятия резерва для назначения на руководящие должности в органах внутренних дел, на наш взгляд, предложил О.А. Галанин: «...это специально сформированная на основе установленных критериев группа перспективных сотрудников, обладающих необходимыми для выдвижения профессиональными, деловыми, личностными и нравственными качествами, положительно зарекомендовавших себя на занимаемых должностях и предназначенных для замещения руководящих должностей в органах внутренних дел» [5, с. 12]. Однако согласно приказу МВД России от 2 июня 2023 г. № 363 в кадровый резерв могут включаться как лица, которые осуществляют службу в системе МВД России, но в силу своих профессиональных и личностных качеств претендуют на занятие более высоких должностей, так и лица, не являющиеся служащими системы МВД России, но желающие служить. Поэтому предлагаем дать обобщенное определение кадрового резерва системы МВД России: это систематизированный свод данных о лицах, которые претендуют на занятие должностей в системе МВД России.

Кадровые резервы формируются и ведутся как на федеральном уровне, так и в территориальных органах. При этом в федеральный кадровый резерв попадают только те лица, которые претендуют на замещение должностей высшего начальствующего состава.

Граждане, желающие осуществлять службу в системе МВД России, включаются в кадровый резерв на конкурсной основе. Объявление о приеме документов для участия в конкурсе и результаты конкурса размещаются в сети Интернет. Действующие сотрудники органов внутренних дел, которые наилучшим образом справляются со своими обязанностями и имеют потенциал для должностного роста, включаются в кадровый резерв для замещения вышестоящих должностей.

Включение лиц в кадровый резерв оформляется приказом МВД России по личному составу с указанием группы должностей гражданской службы, на которые они могут быть назначены. Включение в кадровый резерв действующего сотрудника органов внутренних дел отражается также в его личном деле и документах учета.

7 Приказ МВД России от 02.06.2023 № 363 «Об утверждении Положения о кадровом резерве Министерства внутренних дел Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте России 10.07.2023 № 74175) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2024'3

публично-правовые

(государственно-правовые) науки

Рассматривая вопросы формирования кадрового резерва, Е.В. Рудобелец отмечает его важность и необходимость, указывая на то, что, поскольку «служба в органах внутренних дел построена на принципе единоначалия, а сама структура представляет собой определенную иерархию, личность руководителя и формирование кадрового резерва является основополагающим механизмом в работе по профессиональному становлению органов внутренних дел МВД России» [6, с. 190].

Соглашаясь с данным высказыванием, хотелось бы отметить, что в настоящее время в России наблюдается отток кадров из органов внутренних дел. Так, в ноябре 2022 года министр МВД России В.А. Колокольцев заявил, что правоохранительным органам не хватает 90 тыс. сотрудников8, указывая на то, что ситуация с кадрами пока не критическая. Однако в августе 2023 года, по его словам, дефицит кадров в органах внутренних дел стал критическим9.

8 Колокольцев сообщил о большом оттоке кадров из МВД. Информационное агентство ТАСС. 16.11.2022 [Электронный ресурс]. - URL: https://tass.ru/obschestvo/16343249 (дата обращения: 22.03.2024).

9 Глава МВД заявил о критической нехватке полицейских

и следователей. РИА Новости. 10.08.2023 [Электронный

А при рассмотрении бюджета на 2024 г. глава финансово-экономического департамента МВД России И. Кальбфляйш отметила, что в системе МВД России не хватает уже 100 000 сотрудников10. Возникший дефицит она связала с низким уровнем заработной платы и указала на то, что в проекте бюджета на 2024 г. индексация зарплаты сотрудников органов внутренних дел опять не предусмотрена.

Учитывая экономическую ситуацию в России и сопоставляя ее с уровнем средней зарплаты полицейских, представляется, что без принятия дополнительных мер социальной поддержки полицейских, включая повышение их денежного довольствия, работа с кадрами не может быть эффективной, поэтому при формировании кадровой политики системы МВД России необходимо учитывать не только организационные способы достижения поставленных целей, но и экономическую составляющую.

ресурс]. - URL: https://ria.ru/20230810/mvd-1889293603.html (дата обращения: 22.03.2024).

10 Скоро останетесь одни в своих креслах: МВД не хватает 100 тысяч сотрудников [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.gazeta.ru/social/2023/10/11/17718175.shtml (дата обращения: 22.03.2024).

Литература

1. Тонян М.Н., Сычанина С.Н. Сущность государственной кадровой политики и ее цели // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - № 9. - С. 182-185.

2. Калистратов А. Кадры решают все. Армейский сборник // Журнал Министерства обороны Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: https://army.ric.mil.ru/

3. Шинкевич В.Е. Подготовка кадров в образовательной организации органов внутренних дел как предмет акмеологического внимания // Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. - 2023. - № 50 (50). - С. 1-7.

4. Ходжич М.В. Вопросы стратегического планирования деятельности по формированию кадровых резервов в органах внутренних дел Российской Федерации // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. - 2016. - № 1 (6). - С. 107-111.

5. Галанин О.А. Организация работы с резервом для назначения на должности руководящего состава органов внутренних дел Российской Федерации в свете требований административной реформы: автореф. ... дис. канд. юрид. наук. - Москва: Академия управления МВД России, 2010. - 25 с.

6. Рудобелец Е.В. Организация и проблемы формирования кадрового резерва для замещения руководящих должностей территориальных органов МВД России // Полиция и общество: проблемы и перспективы взаимодействия. - 2020. - № 2. - С. 190-194.

7. Кофтина Ю.Н. Управленческий аспект деятельности руководителя (начальника) органа внутренних дел по реализации кадровой политики МВД России // Труды Академии управления МВД России. - 2023. - № 2 (66). - С. 31-40.

8. Азимова У.А. Кадры и кадровое обеспечение органов внутренних дел: понятие и сущность // Труды Академии МВД Республики Таджикистан. - 2018. - № 1 (37). - С.106-114.

9. Ерышева С.Б. Актуальные вопросы кадрового обеспечения органов внутренних дел // Управление полицией в современных условиях: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, 2020. - Москва: АУ МВД России. С. 44-47.

10. Кубаханова Э.А., Лоскутов Н.В. Направления совершенствования кадрового обеспечения в органах внутренних дел // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - № 1-2 (59). - С. 14-17.

публично-правовые (государственно-правовые) науки

References

1. Tonyan M.N., Sychanina S.N. Sushchnost' gosudarstvennoi kadrovoi politiki i ee tseli // Ekonomika i biznes: teoriya i praktika.

- 2019. - № 9. - S. 182-185.

2. Kalistratov A. Kadry reshayut vse. Armeiskii sbornik // Zhurnal Ministerstva oborony Rossiiskoi Federatsii [Elektronnyi resurs].

- URL: https://army.ric.mil.ru/

3. Shinkevich V.E. Podgotovka kadrov v obrazovatel'noi organizatsii organov vnutrennikh del kak predmet akmeologicheskogo vnimaniya // Vestnik Vostochno-Sibirskoi otkrytoi akademii. - 2023. - № 50 (50). - S. 1-7.

4. Khodzhich M.V. Voprosy strategicheskogo planirovaniya deyatel'nosti po formirovaniyu kadrovykh rezervov v organakh vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii // Vestnik Tyumenskogo instituta povysheniya kvalifikatsii sotrudnikov MVD Rossii. - 2016. - № 1 (6). - S. 107-111.

5. Galanin O.A. Organizatsiya raboty s rezervom dlya naznacheniya na dolzhnosti rukovodyashchego sostava organov vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii v svete trebovanii administrativnoi reformy: avtoref. ... dis. kand. yurid. nauk. - Moskva: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2010. - 25 s.

6. Rudobelets E.V. Organizatsiya i problemy formirovaniya kadrovogo rezerva dlya zameshcheniya rukovodyashchikh dolzhnostei territorial'nykh organov MVD Rossii // Politsiya i obshchestvo: problemy i perspektivy vzaimodeistviya. - 2020. - № 2. - S. 190-194.

7. Koftina Yu.N. Upravlencheskii aspekt deyatel'nosti rukovoditelya (nachal'nika) organa vnutrennikh del po realizatsii kadrovoi politiki MVD Rossii // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. - 2023. - № 2 (66). - S. 31-40.

8. Azimova U.A. Kadry i kadrovoe obespechenie organov vnutrennikh del: ponyatie i sushchnost' // Trudy Akademii MVD Respubliki Tadzhikistan. - 2018. - № 1 (37). - S.106-114.

9. Erysheva S.B. Aktual'nye voprosy kadrovogo obespecheniya organov vnutrennikh del // Upravlenie politsiei v sovremennykh usloviyakh: sbornik statei po materialam Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, 2020. - Moskva: aU MVD Rossii. S. 44-47.

10. Kubakhanova E.A., Loskutov N.V. Napravleniya sovershenstvovaniya kadrovogo obespecheniya v organakh vnutrennikh del // Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. - 2020. - № 1-2 (59). - S. 14-17.

(статья сдана в редакцию 25.06.2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.