Государственное и муниципальное управление
УДК 331.108
ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО СОСТАВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ КАК НЕОБХОДИМОГО УСЛОВИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
© 2014 Полушкина Татьяна Михайловна
доктор экономических наук, профессор
© 2014 Седова Ксения Сергеевна
студент
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва E-mail: Polushkinatm@gmail.com; sedova_kseniya@bk.ru
Ключевые слова: муниципальная служба, кадровый состав, система подготовки, переподготовки и повышения квалификации, муниципальное управление, управление карьерой.
Раскрыты общие характеристики муниципальной службы, особенности формирования кадрового состава муниципальных служащих, а также выявлены проблемы организации работы с персоналом управления на примере муниципальных служащих Администрации городского округа Саранск. Проведен анализ нормативно-правовой базы муниципальной службы, и на его основании предложены некоторые рекомендации по совершенствованию управления карьерой муниципальных служащих как фактора устойчивого развития региона.
HUMAN RESOURCES MANAGEMENT MUNICIPAL SERVICE AS A NECESSARY CONDITION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGION EXAMPLE REPUBLIC OF MORDOVIA
© 2014 Tatyana Mikhaylovna Polushkina
Doctor of Economics, Professor
© 2014 Ksenia Sergeevna Sedova
Student
State and Municipal Management Department of Ogarev Mordovia State University E-mail: Polushkinatm@gmail.com; sedova_kseniya@bk.ru
Keywords: municipal service, staffing, system of training, retraining and skills development, municipal management, career management.
In the article the general characteristics of municipal services, formation of personnel of municipal employees, as well as to identify problems with the organization of the management staff by the example of municipal employees Urban District Administration Saransk. The analysis of the regulatory framework of the municipal service and on the basis proposed some recommendations to improve the career management of municipal employees as a factor of sustainable development in the region.
В настоящее время многие теоретики разных уровнях: государственном, региональ-и практики занимаются проблемами ном, местном. Поэтому существует множество устойчивого развития территорий на определений понятия "устойчивое развитие".
40
Государственное и муниципальное управление
Первое и наиболее часто цитируемое содержание термина "устойчивое развитие" предложено Всемирной комиссией по окружающей среде и развитию (комиссия Брундтланд): это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
Устойчивое развитие, по законодательству РФ, - это гармоничное развитие производства, социальной сферы, населения и окружающей природной среды1.
На наш взгляд, наиболее точным и многогранным является определение устойчивого развития, данное академиком В.П. Коптю-гом и включающее в себя:
1) сбалансированность экономики и экологии, т.е. достижение такой степени развития, когда люди в результате своей производственной или иной экономической деятельности перестают разрушать среду обитания;
2) сбалансированность экономической и социальной сфер, обеспечение максимального использования в интересах населения тех ресурсов, которые дает экономическое развитие;
3) решение задач, связанных с развитием, не только для текущих ситуаций, но и перспективных, с ориентацией не только на ныне живущих граждан, но и на будущие поколения. Анализируя существующие подходы к содержанию понятия "устойчивое развитие", можно сделать вывод о том, что оно преимущественно рассматривается применительно к глобальным или региональным системам2.
Исходя из вышеперечисленных определений, приоритетными факторами устойчивого развития территории, в частности региона, следует считать развитие экономической, социальной и природной среды. Тем не менее, в данной статье нам бы хотелось обратить внимание на такой немаловажный фактор устойчивого развития региона, как формирование кадрового состава муниципальной службы. Это особенно необходимо и актуально сейчас, когда активизация "человеческого фактора", наращивание и рациональное использование кадрового потенциа-
ла страны становится одной из первоочередных стратегических задач государства. Рассмотрим данный вопрос на примере муниципальных служащих Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия.
Постановлением правительства Республики Мордовия от 08.10.2012 г. № 363 была принята Республиканская целевая программа развития Республики Мордовия на 2013-2018 гг. Главной целью данной программы является повышение уровня и качества жизни населения республики на основе модернизации экономики и обеспечения ее инновационного развития, повышения инвестиционной привлекательности и создания положительного имиджа Мордовии в мире. Реализация Программы включает в себя множество задач: создание инновационной диверсифицированной экономики, повышение ее конкурентоспособности, рост экономического благосостояния населения и увеличение доли среднего класса, а также формирование динамичной системы государственного и муниципального управления3.
Муниципальное управление представляет собой особый тип управленческой деятельности, осуществляемой органами и должностными лицами местного самоуправления, направленной на удовлетворение коллективных интересов и потребностей населения. Объектом муниципального управления выступают вопросы местного значения, а целью - создание благоприятных условий жизнедеятельности населения. В значительной степени эффективность муниципального управления зависит от выбора организационной структуры управления, а также от подбора, грамотной расстановки кадров и создания благоприятных условий их деятельности.
Граждан, имеющих соответствующее профессиональное образование и подготовку, муниципальное образование принимает (нанимает) на работу для реализации публичных функций. При этом муниципальный служащий наделяется определенным кругом служебных обязанностей в соответствии с занимаемой им должностью, т.е. фактически выполняет в этом органе соответствующую трудовую функцию, которая согласно ст. 15 ТК РФ определяется как работа по опре-
41
Региональное развитие • № 1 • 2014
деленной специальности, квалификации или должности. Принципиальных различий межДУ трудовой деятельностью работника и профессиональной деятельностью муниципального служащего, позволяющих говорить о специальном роде деятельности, отличной от трудовой, не существует4.
Имеется некая особенность, заключающаяся в том, что трудовая деятельность муниципального служащего связана с реализацией функций муниципального образования, т.е. специфическим содержанием функционирования муниципальной службы в целом, а значит, и специфической сферой реализации статуса муниципальных служащих являются цели и задачи местного самоуправления, а также интересы муниципальных образований.
Стоит отметить и такую особенность, как двойной отраслевой статус муниципального служащего. С одной стороны, он обычный гражданин, поступающий на службу и выполняющий за вознаграждение трудовую функцию. С другой - замещая должность муниципальной службы, он участвует в осуществлении функций местного самоуправления и потому действует как представитель публичной власти, способный оказать влияние на издаваемые властные обязательные решения. Соответственно, статус муниципального служащего как работника определяется нормами трудового права, а его статус как агента публичной власти обусловливается частью публичного права - муниципальным правом.
На пути к устойчивому социальноэкономическому развитию одной из приоритетных задач является обеспечение государственных и местных органов власти высококвалифицированными специалистами, способными эффективно трудиться в условиях рыночной экономики, быстро сменяющихся реалий, т.е. непосредственное формирование эффективной системы государственной и муниципальной службы.
Уровень профессиональных знаний и подготовки муниципальных служащих в настоящее время является одним из определяющих аспектов эффективного осуществления местного самоуправления. Определенная база знаний -
это, безусловно, основа профессионализма всех кадров и развития социальной структуры общества. Для большинства муниципальных служащих сегодня характерно то, что базовые знания были получены ими в стране с иным государственным устройством, с другой административной экономической системой, с тоталитарным и авторитарным управлением, при полном отсутствии самостоятельности органов местного самоуправления. Муниципальным служащим, даже при осознании произошедших изменений в различных сферах жизнедеятельности общества, не хватает знаний о работе государственного механизма и местного самоуправления в современных условиях. Развитие управленческого труда определяется усложнением его содержания, нововведениями в трудовых функциях, а следовательно, в требованиях и обязанностях, которые предъявляются к управленческому персоналу. Все это определяет многогранность и разносторонний характер управленческого труда, который требует специальной профессиональной подготовки, особенно в настоящее время, когда происходит активное реформирование системы управле-ния5. Таким образом, в связи с проблемой несоответствия уровня подготовки кадров муниципальной службы изменившимся социальноэкономическим и политическим условиям перед органами местного самоуправления ставится задача актуализации имеющихся знаний и навыков управленческой работы. Именно поэтому сегодня имеет большое значение уровень квалификации, образования должностных лиц и муниципальных служащих.
До принятия Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" вопросам кадровой работы в муниципальном образовании не уделялось достаточно внимания. В законе отведена отдельная глава, которая включает в себя шесть статей. Особый интерес в рамках данной темы вызывает ст. 32 " Приоритетные направления формирования кадрового состава муниципальной службы". Согласно ей приоритетными направлениями формирования кадрового состава муниципальной службы являются:
42
Государственное и муниципальное управление
1) назначение на должности муниципальной службы высококвалифицированных специалистов с учетом их профессиональных качеств и компетентности;
2) содействие продвижению по службе муниципальных служащих;
3) повышение квалификации муниципальных служащих;
4) создание кадрового резерва и его эффективное использование;
5) оценка результатов работы муниципальных служащих посредством проведения аттестации;
6) применение современных технологий подбора кадров при поступлении граждан на муниципальную службу и работы с кадрами при ее прохождении6.
Законодатель осознает актуальность вопросов формирования кадрового потенциала региона и страны в целом, а также его постоянного развития и совершенствования.
Для обеспечения высокого уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих необходимо создавать системы их непрерывного обучения и повышения квалификации. Именно это является одной из задач программы Республики Мордовия "Развитие муниципальной службы в Республике Мордовия (2011 - 2014 годы)", которая была утверждена указом главы Республики Мордовия от 08.02.2011 г. В рамках программы в соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" Совет депутатов утвердил муниципальную целевую программу "Развитие муниципальной службы в Администрации городского округа Саранск на 2011-2014 годы". Такие же программы разработаны и на уровне муниципальных районов республики.
Главная цель данной программы - это формирование высококвалифицированного кадрового состава муниципальных служащих, которые отвечают современным требованиям управленческой деятельности, способны эффективно исполнять свои должностные обязанности, активно используя современные технологии, а также внедрение
системы непрерывного обучения муниципальных служащих. На этой основе разработан перечень мероприятий по реализации программы. В него входит несколько блоков, включающих в себя наименование мероприятия, срок его исполнения, объем финансирования, ответственных за выполнение мероприятия и отчетные показатели:
1) повышение эффективности муниципальной службы и результативности профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих;
2) совершенствование системы управления муниципальной службы;
3) внедрение на муниципальной службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы;
4) совершенствование системы непрерывного обучения муниципальных служащих в Администрации городского округа Саранск7.
С момента принятия Программы прошло около двух лет, поэтому можно подвести некоторые итоги:
- на базе института дополнительного образования ФГБОУ ВПО "МГУ им. Н.П. Огарёва" МБУ "Учебно-методический центр" было организовано обучение муниципальных служащих Администрации городского округа Саранск по 72-часовой программе "Основы эффективного управления";
- на базе института дополнительного образования ФГБОУ ВПО "МГУ им. Н.П. Огарёва" прошли 120-часовые курсы повышения квалификации гражданских и муниципальных служащих по дополнительной профессиональной образовательной программе "Управление заказами на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ для государственных и муниципальных нужд", организованные по заказу Администрации главы Республики Мордовия. Целью данной программы является формирование современных знаний и навыков в области закупочной деятельности, позволяющих эффективно управлять системой размещения государственных и муниципальных заказов, удовлетворять потребности государства и муниципальных образований, государственных и муници-
43
Региональное развитие • № 1 • 2014
пальных заказчиков, бюджетных учреждений в товарах, работах, услугах. Слушателям в торжественной обстановке 29 марта 2013 г. были вручены свидетельства о прохождении курса. В церемонии принимали участие заведующий отделом по работе с органами местного самоуправления Администрации главы РМ А.Н. Фокин, проректор по дополнительному образованию С.Г. Пилипенко, декан факультета экономики и финансов Института дополнительного образования А.И. Кутляев;
- 5 апреля 2013 г. в Институте дополнительного образования состоялось вручение дипломов о профессиональной переподготовке гражданских и муниципальных служащих по программе "Финансы и кредит", организованной по заказу Администрации главы Республики Мордовия8.
Здесь приведена только малая часть мероприятий в рамках реализации Программы, которые были освещены в республиканских СМИ.
В Плане обучения муниципальных кадров, специалистов в сфере жилищнокоммунального хозяйства и предпринимателей городского округа Саранск на 2013 г. МБУ "Учебно-методический центр" отражены следующие мероприятия для муниципальных служащих Администрации городского округа Саранск:
- курсы повышения квалификации по 72-часовой программе "Актуальные вопросы организации местного самоуправления" с частичным отрывом от муниципальной службы (май-июнь);
- курсы повышения квалификации по 36-часовой программе "Управление многоквартирными домами" (июнь);
- курсы повышения квалификации по 72-часовой программе "Изучение английского языка" (октябрь-ноябрь)9.
Организация и проведение подобных курсов повышения квалификации свидетельствуют о разносторонней работе с муниципальными служащими в Республике Мордовия, что, несомненно, оказывает положи-
тельное влияние на формирование кадрового состава органов местного самоуправления.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что устойчивое развитие территории, безусловно, зависит от множества факторов различного характера. Но только определив стратегию и тактику формирования, а также качественного обновления и развития управленческого персонала, мы сможем ожидать запланированных результатов многомерного устойчивого развития не только региона, но и страны в целом. 1
1 О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: указ Президента РФ от 01.04.1996 г. № 440 / Гарант: справ.-правовая система. - URL: http://base.garant.ru/ 1548498. -Загл. с экрана.
2 Глобалистика на пороге ХХ! века // Философия, культура, общество. - URL: http://boris.tay lashev.com/global.htm.
3 Официальный сайт Администрации городского округа Саранск - URL: http://www.adm-saransk.ru. - Загл. с экрана.
4 Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИКЦ "Март"; Ростов н/Д: Издат. центр "МарТ", 2007.
5 Проведение переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих / Ассоциация "Совет муниципальных образований" Хабаровского края. - URL: http://cmo.khabkrai.ru/ tema-59-provedenie-perepodgotovki-i-povysheniya-kv/ -Загл. с экрана.
6 О муниципальной службе в РФ: федер. закон от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ / Консультант Плюс: справ.-правовая система. - URL: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base =LAW;n=138621. - Загл. с экрана.
7 Развитие муниципальной службы в Администрации городского округа Саранск на 20112014 годы: муниципальная целевая программа / правовая система нового поколения "Референт". -URL: http://www.referent.ru/220/ 9714?actual. -Загл. с экрана.
8 Официальный сайт Администрации городского округа Саранск.
9 Там же.
44