Экономика
зарубежного опыта сельскохозяйственного кредитования можно выделить следующие особенности организации сельскохозяйственного кредита в зарубежных странах, которые в определенной мере могут быть учтены при развитии кредитного дела и совершенствовании на этой основе кредитования отечественного аграрного сектора.
Характерной особенностью, безусловно, выступает активное участие государства в вопросах финансового обеспечения сельского хозяйства. В разных странах финансовым обслуживанием фермеров занимается разветвленная сеть
коммерческих, кооперативных и специализированных банков, страховых компаний, сберегательных касс и других кредитных институтов. В ряде стран широко развиты различные формы небанковского кредитования, через которые осуществляется целевое кредитование. Также необходимо отметить наличие развитой системы кредитных кооперативов, члены которых объединены общими интересами и совместной кооперативной собственностью.
Банковская система в АПК зарубежных стран — это сложный механизм, при этом практически в каждой стране имеется
своя специфика в организации обеспечения финансовыми ресурсами предприятий. Например, во Франции, Японии, Нидерландах и Израиле большинство финансовых операций в агропромышленном комплексе осуществляется посредством одного-двух крупных специализированных банков. В США и ФРГ финансовая система АПК включает разнообразные финансовые институты.
В целом государственное регулирование аграрной сферы через механизм сельскохозяйственного кредитования является важнейшей составляющей экономической политики развитого государства.
Литература
1. Коробейников М. Зарубежная практика кредитования сельского хозяйства и ее позитивное использование в условиях современной России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2001. № 4.
2. Нехамкин А. Н., Зайцев И. И. Кредитование аграрного сектора: проблемы, перспективы развития : монография. Брянск : Ладомир, 2008.
3. Ольшаный А. И. Банковское кредитование (рос. и зарубежный опыт): предоставление кредита, обеспечение возврата, предупреждение преступлений. М. : Рус. деловая лит., 1997.
4. Солодкина Л. А. Совершенствование инвестиционного механизма в агропромышленном комплексе : монография. Челябинск, 2007.
5. URL: http://www.farmcreditnetwork.com
формирование кадров регионального АПК в условиях становления информационной экономики
в. п. черданцее,
кандидат экономических наук, профессор,
П. е. КОБЕЛЕЕ, аспирант, Пермская ГСХА
г. Пермь, ул. Коммунистическая, д. 23
Ключевые слова: кадровый потенциал региона, информационная экономика, закольцованная система образования, рынок труда, инновационно-информационный центр.
Keywords: personnel potential of region, the information economy, the girdled education system, a labor market, it is innovative-information center.
Кадровая ситуация последнего десятилетия в сельском хозяйстве России характеризуется отсутствием системности, нерациональным использованием высококвалифицированных руководителей, специалистов, включая кадры массовых профессий, неравномерностью распределения трудовых ресурсов, в том числе по отраслям, общим снижением уровня образования.
Одним из важнейших направлений развития агропромышленных предприятий и АПК в целом является адаптивная, гибкая, мобильная кадровая политика, включающая совершенствование путей формирования кадрового потенциала, методов и средств повышения эффективности его реализации и развития.
Для постиндустриального общества важную роль играют информационные технологии, компьютеризированные системы, производственные разработки в различных областях науки и основанные на них инновационные технологии, инновационные системы управления предприятиями, которые обеспечивают переход к новому витку развития экономических отношений — информационной экономике.
Под «информационной экономикой» следует понимать стадию развития
экономики, характеризующуюся преобладанием роли творческого труда и информационных продуктов, которая функционирует посредством использования современных технологий сбора, обработки, создания и обмена информационными ресурсами. Новые экономические условия и тенденции требуют нововведений в кадрах, что должно способствовать формированию работника современного типа, обладающего целой группой качеств, в т. ч. инновационного характера.
Сельское хозяйство Пермского края имеет огромный ресурсный потенциал, но нуждается в механизме регулирования и повышения эффективности использования
кадрового потенциала. Однако сегодняшняя ситуация в сельском хозяйстве края способствует усилению миграции специалистов из сел в города (табл. 1) [2].
Несмотря на то, что количество выпускников высших и среднеспециальных учебных заведений края постоянно увеличивается, агропромышленный комплекс региона испытывает острую нехватку квалифицированных специалистов (табл. 2) [1].
По данным анализа прослеживается планомерное снижение штатного состава руководителей и специалистов.
Повышение квалификации работников имеет важное значение для роста и повышения эффективности предприятий
Таблица 1
Численность населения Пермского края, занятого в экономике
Наименование показателя 2000 2005 2006 2007 2008 2009
Среднегодовая численность занятых в экономике — всего 1319,3 1318,9 1333,8 1343,4 1339,1 1316,2
в том числе сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 155,8 131,9 132,7 123,3 113,8 109,1
в % к итогу 11,8 9,8 10,2 10 8,5 8,3
в том числе сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях 107,8 106,8 98,8 88,5 83,6
в % к итогу 8,2 8 7,4 6,6 6,4
Экономика
сельского хозяйства, однако перестает иметь смысл без должного уровня закре-пляемости молодых специалистов на селе (табл. 3) [1].
Укомплектованность сельскохозяйственных организаций высококвалифицированным персоналом является важным фактором роста эффективности аграрного производства. Сегодня нужны не только технологи, хорошо знающие производство, но и умелые организаторы-менеджеры, способные анализировать, прогнозировать и эффективно управлять деятельностью руководимого ими предприятия. Иначе говоря, преобразования в сельскохозяйственном производстве необходимо начинать с подготовки кадров, хорошо знающих законы рыночной экономики, умело ориентирующихся в складывающейся обстановке и обладающих навыками создания новых, а также использования уже существующих технологии и инноваций.
В вопросе формирования кадрового потенциала АПК особое значение в нынешний период приобретают три взаимосвязанные проблемы. Первая — создание непрерывного потока подготовки кадров для покрытия потребностей рынков труда в специалистах разных уровней. Вторая связана с подготовкой управленческих кадров. Третья проблема — это создание целостной системы по отбору и выращиванию одаренной молодежи [3].
По нашему мнению, решение этих задач должно быть нацелено на технологическое обновление, перевод российской экономики на инновационные рельсы, интеграцию участников рынка труда в единую систему подготовки и развития кадров — закольцованную систему образования АПК (рис. 1).
Основной целью закольцованной системы образования является непрерывное обеспечение агропредприятий квалифицированными работниками, обладающими достаточным уровнем компетенций для осуществления мероприятий по адаптации федеральных и региональных программ развития под специфику конкретных предприятий, а также создания новых средств и методов повышения эффективности и функционирования как отдельного предприятия, так района и края в целом.
Для этого нужна принципиально иная организация всего учебного процесса в аграрных учебных заведениях, направленная на индивидуализацию образовательной траектории студента. Необходимо создание инфраструктуры, обеспечивающей возможность работы над реальными проектами, активизацию и развитие инновационного потенциала, подготовку специалистов, способных инициировать и реализовывать инновационные проекты, обеспечивающей формирование регламентов и стандартов взаимодействия субъектов рынка труда.
Возникает необходимость создания структуры, внутри закольцованной системы образования, деятельность которой была бы направлена на создание, регламентацию и оптимизацию связей между субъектами системы. Схожие функции осуществляют в различных регионах консультационные и информационные центры. В нашем исследовании мы предлагаем расширить спектр задач, решаемых данными
Таблица 2
Квалификационный состав руководителей и специалистов сельскохозяйственных
предприятий
Наименование показателя 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Руководители и специалисты, всего по штату 9501 8713 8238 8185 7931 6911 6336
дипломированные специалисты 6900 6128 5929 6007 5584 4767 4807
% обеспеченности 72,60 % 70,30 % 72,00 % 73,40 % 70,40 % 69,00 % 75,90 %
с высшим образованием 2722 2185 2139 2363 2299 1880 1944
в % 31,00 % 27,70 % 27,90 % 31,40 % 31,90 % 31,30 % 33,40 %
со средним проф. образованием 4178 3943 3790 3644 3285 2887 2863
в % 47,60 % 50,00 % 49,50 % 48,50 % 45,60 % 48,00 % 49,10 %
в возрасте до 30 лет 761 750 849 851 713 681 555
в % 8,70 % 9,50 % 11,10 % 11,30 % 9,90 % 11,30 % 9,50 %
Таблица 3
Закрепляемость молодых специалистов на сельскохозяйственных предприятиях Пермского
края
Наименование показателя, категории работников 2002 г. 2005 г. 2008 г.
Подготовлено, всего, чел 1541 2241 1170
Прибыло в хозяйства всего, чел 87 163 127
с высшим проф. образованием 30 49 59
из них по целевой контрактной подготовке 8 2 11
со средним проф. образованием 57 114 68
из них по целевой контрактной подготовке 0 10 6
Осталось работать, всего, чел. 74 115 105
с высшим проф. образованием 24 47 48
в % к числу прибывших 27,59 28,83 37,8
со средним проф. образованием 50 68 57
в % к числу прибывших 57,47 41,72 44,88
Бизнес - структуры
Агропредприятия
/•''V
Инновационноконсультационный центр (ИКЦ)
к—N
Губернатор
Министерство сельского хозяйства
Министерство
регионального
развития
Министерство промышленности, инноваций и науки
Министерство образования
Министерство здравоохранения
Министерство культуры
Министерство развития предпринимател ьства
Система непрерывного агрообразования
Дошкольные
образовательные
учреждения
Профильные
школы
Дополнительные
образовательные
учреждения
Профессиональные учебные заведения
Агро-
колледж
Агро-вуз Бакалавриат Пермский
—►
Магистратура НИИСХ,
Институт повышения квалификации
Рисунок 1
Модель взаимодействия структур «закольцованной системы образования
Экономика
структурами, в результате чего целесообразно создание организации, объединяющей в себе набор функций консультационной службы и возможностей инновационного центра, так называемого инновационно-консультационного центра.
К основным задачам центра в рамках формирования кадрового потенциала относятся:
— содействие объединению и реализации интересов участников рынка труда;
— разработка и внедрение дополнительных образовательных программ, нацеленных на формирование компетенций в сфере разработки комплексных проектов развития предприятий;
— отбор талантливых студентов, организация их дополнительного образования и содействие в трудоустройстве на предприятия;
— содействие реализации концепции непрерывного профессионального образования в течение всей профессиональной деятельности специалиста.
Основываясь на принципах и технологиях информационной экономики, целесообразно создание коммуникативной площадки профессионального сообщества, реализованной с помощью технологий и сервисов сети Интернет, способствующей повышению эффективности процессов формирования кадрового потенциала АПК региона. К ее основным задачам в рамках рассматриваемого вопроса можно отнести:
— обеспечение АПК комплексным учебно-методическим материалом, в том числе нормативно-правовой документацией, российскими и зарубежными стандартами в различных областях знаний, статистическими данными и т. д.;
— реализацию поддержки новых образовательных междисциплинарных взаимодействий: студент-студент, студенты-пре-пода вател ь, препод авател ь-работод ател ь; работодатель-студент;
— предоставление возможности предварительной компетентной экспертизы нормативных актов, проектов
и идей через средства коммуникации;
— осуществление интерактивного консультирования и участие в on-line форумах и конференциях;
— обеспечения нового эффективного канала конструктивного общения с профессиональным сообществом [4].
В качестве основных результатов функционирования закольцованной системы образования АПК нам видится создание комплексной системы подготовки и развития кадрового потенциала агропредприятий; формирование механизмов обеспечения предприятий высококвалифицированными кадрами; генерация новых знаний, подготовка специалистов, способных разрабатывать комплексные программы развития предприятий, создавать новые и эффективно внедрять существующие инновационные технологии. В итоге кадры нового поколения станут стержнем и проводником наиболее рентабельных инноваций, что повысит эффективность функционирования АПК региона.
Литература
1. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю (Пермьстат). URL: http://permstat. gks.ru.
2. Козлов А. В. Сборник аналитических материалов обеспечения кадрами специалистов организаций сельского хозяйства Российской Федерации (2002-2008 гг.). М. : РАКО, 2008.
3. Черданцев В. П., Шадрина Е. В., Попович Н. А. Кадровое планирование на предприятии. Пермь, 2005.
4. Черданцев В. П., Кобелев П. Е. Формирование единого информационного пространства регионального АПК // Аграрный вестник Урала. 2010. № 11-1. С. 102-104.
РЕСУРСОСБЕРЕгАЮЩАЯ МОДЕЛь ИННОВАЦИОННОгО РАЗВИТИЯ МОЛОЧНОгО СКОТОВОДСТВА КУРгАНСКОй ОБЛАСТИ
и. А. КУЧинА, аспирант, Курганская ГСХА
Курганская область, Кетовский район, с. Лесниково, д. 4, кв. 27; тел. 89091785601; e-mail: [email protected]
Ключевые слова: инновационные системы, модернизация, модель, ресурсный потенциал, критерий эффективности. Keywords: innovative systems, modernization, model, raw materials potential, effectiveness measure.
Молочное скотоводство вносит довольно значительный вклад в объем валового регионального продукта и обеспечение продовольственной безопасности региона, поэтому необходимо изыскивать пути эффективного использования потенциала данной отрасли для стабилизации экономики.
Анализ группировки сельскохозяйственных организаций, занимающихся производством молока (таблица), показал, что сложившаяся система ведения молочного скотоводства является ресурсозатратной и функционирует в экстенсивном режиме. Экстенсивные факторы не работают на производительность живого и овеществленного труда и экономию ресурсов.
Наибольший объем потерь ресурсов в системах и их нерациональное использование приходится на процессы кормления, перемещения животных и сырья внутри системы, содержания основных средств, тепло и энергоснабжение, трудоиспользо-вание, организацию и управление.
Оптимальная специализация,
концентрация, конкурентоспособность, ресурсосбережение, стабильность, культура, качество системы в совокупности с факторами интенсификации, модернизации и инновативными преобразованиями являются основополагающими в оздоровлении финансового состояния предприятий [1].
Необходима такая модель ведения молочного скотоводства, которая позволила бы реализовать комплекс мер по воспроизводству высокопродуктивного стада, наращивая его генетический потенциал селекционными методами и уровнем кормления, минимизировать затраты за счет оптимизации потребляемых ресурсов и обеспечила высокий уровень воспроизводства ресурсного потенциала. Простое увеличение затрачиваемых ресурсов приведет только к необоснованному росту затрат и снижению эффективности молочной отрасли.
Для оптимизации и регламен-
тации модельных характеристик сложную биосистему мы предлагаем расчленить на составляющие: производственно-агротехническую — «агро»
(производство кормов), производственнозоотехническую — «зоо» (производство молока). Зоосистему после модернизации и инновативных преобразований будем исследовать как ресурсосберегающую зоо-инносистему. Потенциал зооинносистемы реализуется эффективно только при тесном взаимодействии с агроинносистемой, используя ее ресурсы.
В зооинносистеме животное, генерируя свой ресурс, находится в локальном замкнутом пространстве, ограниченном фондо- и энергоемкими объектами, необходимыми для его содержания, обеспечения жизнедеятельности, обработки продуктов и отходов. Ресурсной основой этих объектов являются биологические, физические, химические, механические, энергетические, трудовые, интеллектуальные процессы, имеющие различный уровень инно-вативности. Зоосистема весьма чувствительна и восприимчива к любым изменениям и отклонениям параметров пространства, и от уровня откликов на эти изменения зависит ее продуктивность. В зоосистеме