УДК: 331.5
Лебедько Е. Я.
профессор, директор Института повышения квалификации кадров агробизнеса и международных связей (Брянский ГАУ)
ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ АПК В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье приведены материалы, освещающие становление и развитие системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов сельского хозяйства Брянской области. Уделено внимание значимости повышения квалификации специалистов в современных условиях хозяйствования. Акцентировано внимание на методах подбора персонала на крупных агрохолдингахрегиона.
Ключевые слова: переподготовка, повышения квалификации, учебный центр, задание, аттестация, диплом, персонал.
Agris subject categories: C10
Дополнительное профессиональное образование сегодня — это одна из стремительно развивающихся форм непрерывного образования. Это связано со значительным качественным и количественным ростом информационных потоков, повышением мобильности специалистов под воздействием рынка трудовых ресурсов. Дополнительное профессиональное образование становится одним из ключевых элементов непрерывного образования (long life educational). Это единственная возможность оперативно и коренным образом обновлять знания, сферу профессиональной деятельности и карьерный рост [1, 3].
Особую роль и значение играет система профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов в аграрном секторе экономики страны. Связано это в первую очередь с внедрением в сельское хозяйство высокотехнологичного оборудования в производстве продукции в рыночных условиях.
В каждом регионе имеется ряд передовых сельскохозяйственных предприятий с европейскими технологиями и комплексной автоматизированной системой управления и связи. На базе таких хозяйств создаются «Аграрные центры образования». Примером создания такого центра может служить племенной завод «Ручьи» Ленинградской области.
В течение последних 5-7 лет в Брянской области эффективно работают племенные заводы «Красный Октябрь», «Память Ленина», «Прогресс», «Дятьково» и др. Институт повышения квалификации кадров агробизнеса ФГБОУ ВО «Брянский ГАУ» на базе этих и других ведущих сельскохозяйственных предприятий организовал учебные центры. Как показывает опыт, центры, учитывая их инновационность и материально-техническую оснащенность, позволяют подготовить специалистов, на практике освоивших передовой опыт по вопросам внутрихозяйственной организации агропредприятий в рыночных условиях, современных технологий в молочном и мясном скотоводстве, свиноводстве, птицеводстве, утилизации отходов животноводства, интенсивного ведения отрасли кормопроизводства, овощеводства открытого и закрытого грунта и т. д. [2].
Недостаточная квалификация кадров является во многих случаях главным препятствием при внедрении инноваций в сельскохозяйственных предприятиях. Поэтому в условиях рыночной экономики переподготовка и подготовка специалистов АПК должна соответствовать международным стандартам и отвечать самым высоким требованиям производства [4].
Свою значимость и специализированную миссию в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов сельского
хозяйства Брянской области выполняет Институт повышения квалификации кадров агробизнеса и международных связей Брянского ГАУ.
Деятельность Брянского ГАУ немыслима без его участия в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов АПК Брянской области. С 1986 по 1996 год в структуре ВУЗа функционировало специальное подразделение по повышению квалификации преподавателей, руководителей и специалистов сельского хозяйства. Проректором по повышению квалификации в это время работал кандидат технических наук, профессор Варывдин Владимир Васильевич, внесший большой вклад в развитие системы непрерывного образования специалистов в Брянской области.
В январе 1986 года в Брянском сельскохозяйственном институте был образован факультет повышения квалификации специалистов и резерва руководящих кадров колхозов и совхозов (ФПК). К этому времени созрела острая потребность непрерывного образования: школа, учебные заведения профессионального образования и система повышения квалификации работающих специалистов.
Для организации работы на факультете повышения квалификации был создан штаб во главе с проректором по повышению квалификации Варывдиным В. В., методистом факультета Панченко Л. И. и секретарем Щербаковой Т. П.
Назначение на должность проректора Варывдин В. В. получил в Москве, в Главке ВУЗов МСХ СССР.
В ближайших сельскохозяйственных вузах, где подобные факультеты уже существовали, были позаимствованы учебные программы, на основе которых профильные кафедры готовили свои программы занятий для слушателей.
На факультете повышали свою квалификацию в основном главные специалисты экономической службы хозяйств и руководители отраслей. У нас также велась подготовка резерва руководящих кадров колхозов и совхозов. Это обстоятельство придавало особый статус нашему факультету. Не все ФПК имели такое направление работы по подготовке специалистов.
Контингент слушателей формировался областным агропромышленным комитетом в отраслевых отделах под руководством заместителя председателя комитета Крутилина В. И.
Хозяйства командировали слушателей для прохождения учебы на различные сроки. Подготовка резерва руководящих кадров колхозов и совхозов была рассчитана на 3 месяца, главных специалистов хозяйств — 3-4 недели, узкие специалисты — агрономы-агрохимики, зоотехники по селекции животных — 2 недели.
Учёбу каждого потока организовывала профильная кафедра. Там готовили учебные планы, разрабатывали методические указания, издавали учебно-методическую литературу. Работа на факультете учитывалась выдачей кафедрам учебных поручений, она включалась в учебную нагрузку.
Кроме преподавателей института, к учебному процессу привлекались специалисты областного агропромышленного комитета, руководители и главные специалисты передовых хозяйств (совхозов «Красный Октябрь», «Первомайский», колхоза им. К. Маркса Жуковского района и др.). Привлечением специалистов с производства занимались совместно с областным агропромышленным комитетом.
От областного комитета учебу слушателей курировал заместитель начальника областного агропромышленного комитета, кандидат с.-х. наук Е. П. Чирков. Он же проводил занятия с резервом руководящих кадров.
Все службы областного агропромышленного комитета с разной долей внимания следили за учебой своих специалистов, участвовали в формировании учебных групп, встречались со слушателями для обсуждения общих для них вопросов, проводили отдельные занятия, участвовали в выпуске специалистов. Особенно активным в работе со слушателями
ФПК института был начальник отдела планирования и социально-экономического развития агропромышленного комитета области Лейбович Я. М.
Дыхание надвигающегося коллапса 90-х гг. высшая школа ощутила за несколько лет до обрушения экономики. Финансирование работ, связанных с повышением квалификации, сворачивалось, возникли трудности с командированием слушателей, сроки обучения сокращались и к середине 90-х ФПК пришлось закрыть.
Приказом Министерства сельского хозяйства РФ в октябре 1977 года на базе школы управления сельским хозяйством (школы управления агропромышленным комплексом) в п. Мичуринский Брянского района был организован институт повышения квалификации кадров агробизнеса, который в июне 1997 года стал филиалом Брянской ГСХА. С 1997 года это учебное заведение возглавлял до 2007 года Георгий Алексеевич Дубовой.
В 2002 году Институт опять приобрел самостоятельный статус учебного заведения в системе дополнительного профессионального образования. С 01 октября 2007 года по настоящее время Институт повышения квалификации кадров агробизнеса и международных связей является структурным подразделением Брянского ГАУ.
Сегодня Институт ПККА и МС занимает достойное место в информационном обеспечении технологических процессов в сельском хозяйстве Брянской и других смежных областей.
Институт располагает обширной учебно-материальной базой, необходимой для качественного проведения учебного процесса. Проходят выездные тематические занятия по изучению передового опыта в лучших сельскохозяйственных предприятиях области.
Институт — это:
• уникальные технологии и программы обучения;
• высококвалифицированные штатные и внештатные преподаватели;
• организованный и отвечающий требованиям квалифицированный персонал;
• высокие стандарты обслуживания;
• комфортабельная учебная база в п. Кокино и в учебных центрах на производстве;
• более 1000 слушателей ежегодно.
Основные направления деятельности института:
• профессиональная переподготовка специалистов АПК региона по лицензионным программам;
• повышение квалификации руководителей и специалистов АПК по типовым и специально разработанным программам корпоративного обучения;
• проведение семинаров, конференций, симпозиумов профильной направленности;
• формирование, организация работы и сопровождение рабочих групп по решению задач развития АПК региона;
• получение рабочих профессий студентами университета.
Перечень типовых учебных программ (рекомендованы Департаментом научно-технологической политики и образования Министерства сельского хозяйства Российской Федерации 29 апреля 2008 г.)
Для работников органов управления АПК
1. Ресурсосберегающие технологии в растениеводстве и животноводстве.
2. Организация и обеспечение кадровой работы в органах государственной власти.
3. Менеджмент в государственном и муниципальном образовании.
4. Менеджмент в социальной сфере.
5. Аудит в организациях АПК.
Для руководителей сельхозорганизаций:
1. Стратегия развития сельхозпредприятий. Бизнес-планирование.
2. Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
3. Бухгалтерский учет в крестьянских (фермерских) хозяйствах.
4. Организация и функционирование крестьянских (фермерских) хозяйств.
5. Охрана труда на предприятиях АПК. Безопасность технологических процессов и производств.
6. Владение, пользование и распоряжение земельными участками при изменении земельного законодательства.
7. Порядок оформления земельной документации при постановке земельных участков сельскохозяйственных организаций на кадастровый учет и регистрации земель.
Для специалистов агрономической службы:
1. Современные технологии возделывания технических культур.
2. Современные технологии возделывания кормовых культур.
3. Современные технологии возделывания масличных культур.
4. Современные технологии возделывания зерновых культур.
5. Современные технологии возделывания овощных культур.
6. Современные технологии возделывания картофеля.
7. Прогрессивные технологии производства и переработки продукции растениеводства.
8. Защита растений. Мониторинг засоренности посевов.
9. Совершенствование отрасли растениеводства.
10. Управление отраслью растениеводства. Для специалистов зоотехнической службы:
1. Перспективные энергосберегающие технологии в животноводстве.
2. Технология воспроизводства сельскохозяйственных животных.
3. Организация пчеловодческого хозяйства и особенности практического использования продуктов пчеловодства.
4. Современные методы содержания, кормления сельскохозяйственных животных.
5. Управление зоотехнической службой предприятий АПК в современных условиях.
6. Племенное дело в животноводстве.
7. Современные технологии заготовки, хранения, оценки и использования кормов.
8. Переработка и применение продуктов пчеловодства. Для специалистов инженерной службы:
1. Ресурсосбережение в техническом сервисе и ремонте машин.
2. Охрана труда и техника безопасности на предприятиях АПК.
3. Оптимизация состава машинно-тракторного парка в современных условиях.
4. Инженерно-техническое обеспечение интенсивных ресурсосберегающих технологий в АПК
5. Повышение эффективности работы службы Гостехнадзора.
6. Агросервисное обслуживание техники. Для специалистов ветеринарной службы:
1. Ветеринарно-санитарная экспертиза.
2. Профилактика бесплодия и яловости коров.
3. Современные методы лечения сельскохозяйственных животных.
4. Организация ветеринарного дела в условиях рынка.
5. Организация государственного ветеринарного надзора.
6. Интенсивные методы воспроизводства сельскохозяйственных животных.
7. Трасплантация эмбрионов сельскохозяйственных животных.
8. Правовые аспекты фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных.
Для специалистов экономической службы:
1. Экономика и управление на предприятии АПК.
2. Экономический финансовый анализ и планирование хозяйственной деятельности.
3. Бизнес-планирование.
4. Налогообложение сельскохозяйственной организации.
5. Оздоровление экономики предприятия.
6. Аграрный менеджмент.
7. Земельно-ипотечное кредитование.
8. Современный земельный рынок и операции с недвижимостью.
Для специалистов бухгалтерской службы:
1. Бухгалтерский учет затрат в сельскохозяйственных организациях.
2. Основы маркетинга и ценообразования в деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативах.
3. Бухгалтерский учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях.
4. Организация бухгалтерского учета инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений в сельскохозяйственных организациях.
5. Организация и функционирование кредитной кооперации в системе АПК.
6. Система налогообложения для сельхозтоваропроизводителей.
7. Практика применения единого сельскохозяйственного налога.
Для руководителей ИКС:
1. Организация планирования консультационных программ.
2. Нормативная база создания и деятельности организаций системы сельскохозяйственного консультирования.
3. Квалификационные требования к полевым консультантам.
4. Структура системы сельскохозяйственного консультирования АПК России.
5. Организация подготовки кадров в системе ИКС.
6. Управление персоналом консультационного центра.
7. Система построения и функционирования зарубежных консультационных служб.
Для консультантов:
1. Сущность информационно-консультационной службы и её значение.
2. Базы данных для сельскохозяйственного производства.
3. Опыт работы региональных служб сельскохозяйственного консультирования.
4. Создание электронных презентаций с помощью персонального компьютера и цифровых фото.
5. Методы работы консультантов. Групповые методы работы.
6. Консультирование по имущественным отношениям в аграрной сфере.
7. Применение современных Интернет-технологий в информационных системах
АПК.
8. Инвентаризация земель и оформление земельных долей в собственность юридических и физических лиц.
Миссия. Институт вносит вклад в развитие сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий Брянской области, умело применяя лучшие образовательные технологии, консультационную практику и исследования в подготовке профессиональных кадров.
Целевая аудитория. Учебные программы ориентированы на руководителей и специалистов предприятий системы АПК региона.
Ключевая компетенция. Преподавание в Институте ведут высокопрофессиональные специалисты в области аграрного производства, основную часть которых составляют практикующие профессора, ведущие специалисты комитетов, департаментов, управлений администрации Брянской области.
Качество. К подготовке и проведению каждого образовательного мероприятия мы предъявляем очень строгие требования, ведь наши слушатели не только опытные специалисты, которым необходимы качественные знания, но и просто люди (личности), которым нравятся забота и внимание.
Критериями качества работы Института считается внутрифирменный стандарт реализации образовательных программ. Он регламентирует весь учебный процесс, от разработки до проведения мероприятия, а также комплекс дополнительных услуг.
Структура. Институт является крупным структурным подразделением ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет». В его составе функционируют: кафедра инновационных технологий в АПК; кафедра агробизнеса в специализированном мясном скотоводстве; научно-исследовательская лаборатория по селекционно-племенной работе и инновационным технологиям в животноводстве; учебно-научно-методический и информационно-аналитический центр по развитию сельского туризма в Брянской области.
Институт ведет обучение по трем основным учебным направлениям (в зависимости от продолжительности учебных программ):
- профессиональная переподготовка;
- профессиональное обучение;
- повышение квалификации;
- краткосрочные специализированные курсы и семинары.
В процессе профессиональной переподготовки и повышения квалификации слушатели имеют возможность систематизировать практические знания и получать новую информацию, позволяющую эффективно принимать комплексные управленческие решения в своей повседневной профессиональной деятельности.
Свидетельством стабильности работы ИПККА и высокого качества организации учебного процесса являются, с одной стороны, наличие в календарном плане фиксированных дат начала обучения на весь учебный год. С другой стороны, тот факт, что по окончании программ многие слушатели получают дополнительные возможности карьерного роста, а предприятия и фирмы, обучающие своих сотрудников, — возможность формирования команд высокопрофессиональных специалистов, говорящих и работающих на современном бизнес-языке и способных обеспечить долгосрочное успешное функционирование организации (предприятия).
Результаты работы института по повышению квалификации представлены в таблицах
1 и 2.
Таблица 1 — Среднегодовой плановый и фактический контингент слушателей повышения квалификации в Брянском ГАУ (в динамике)_
Годы План Факт % выполнения
2008 800 814 101,7
2009 663 663 100,0
2010 663 663 100,0
2011 663 663 100,0
2012 672 672 100,0
2013 663 663 100,0
2014 - 1013 -
2015 - 1008 -
Таблица 2 — Численность слушателей повышения квалификации специалистов и объемы оказания образовательных услуг по договорам_
Годы Количество слушателей, получивших образовательные услуги на договорной основе, чел. Объем средств на который оказаны образовательные услуги на договорной основе, млн. руб.
2008 288 0,925
2009 99 0,796
2010 130 0,670
2011 131 0,733
2012 113 0,791
2013 196 1,259
2014 734 4,006
2015 758 3,700
Система повышения квалификации и переподготовки служит прежде всего для оперативного удовлетворения потребностей органов управления АПК, иных организаций в высокопрофессиональных кадрах для обеспечения эффективного социально-экономического развития отрасли, освоения работниками новейших методов хозяйствования и управления на основе экономического анализа и хозрасчета.
В этом направлении Институт проводит работу по подготовке резерва руководящих кадров из числа работающих молодых специалистов и студентов 4-5-х курсов сельскохозяйственной академии. Слушатели обучаются по разработанной и утвержденной учебной программе. Обязательным условием освоения и реализации учебной программы считается проведение выездных практических занятий на производстве.
Обучение слушателей в Институте проводится очно, очно-заочно, заочно по перечню более 40 учебных программ для специалистов всех профилей аграрного производства.
Об актуальности и необходимости системы повышения квалификации специалистов АПК свидетельствует тот факт, что НИИ РАСХ за последние годы разработали и усовершенствовали 400 технологий производства и переработки сельскохозяйственной продукции. В рыночных условиях довольно часто возникает необходимость специалисту переквалифицироваться, т.е. получить новую профессию или специализацию. Память человека имеет свойство забывать и поэтому надо восстанавливать или возобновлять полученные ранее знания. Актуальность системы ДПО еще более эффективно связана с внедряющейся системой сертификации кадров.
В настоящее время приходит понимание того, что конкуренция в инновационной сфере определяется лидерами, «штучными» специалистами, их знаниями и профессиональными компетенциями. При переходе к инновационной экономике доминирующим фактором становится наука. Многие аналитики отмечают, что сегодня время административного управления отходит на второй план, на первый выходят тенденции управления на основе сотрудничества и партнерских отношений.
Необходимо определить для достижения этих целей критерии деловых качеств специалистов, входящих в резерв руководителей, создать электронную базу данных кадрового резерва, совершенствовать формы и методы конкурсного отбора, перестроить образовательные программы.
Для повышения эффективности и динамичности учебного процесса необходимо активно внедрять прогрессивные формы и методы обучения: занятия по обмену опытом, проведение круглых столов (с приглашением специалистов-производственников), защитой курсовых работ по проблемным вопросам и т.д.
После завершения обучения кандидатов на руководящие должности необходимо отслеживать их производственную деятельность, т.е. вести системный мониторинг, по результатам которого можно дать оценку качества отобранного кандидата.
С каждым годом становится все более востребованной информация о современных научно-технических разработках, передовом опыте хозяйствования, рынках сбыта продукции, налогообложении.
В нынешних условиях экономического хозяйствования как никогда необходима интеграция науки, образования и производства в направлении эффективного проведения профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов АПК.
Литература
1. Белоус Н. М., Ториков В. Е., Лебедько Е. Я. Брянский институт повышения квалификации кадров агробизнеса. — Брянск: Издательство Брянской ГСХА, 2009. — 24 с.
2. Белоус Н. М., Ториков В. Е. Концепция развития животноводства Брянской области //Вестник Брянской ГСХА. — 2015. — № 3-2. — С. 59-61.
3. Белоус Н. М., Ториков В. Е. Стратегия инновационного развития научных исследований в Брянской ГСХА //Вестник Брянской ГСХА. — 2010. — № 2. — С. 4-16.
4. Маловастый К. С., Лебедько Е. Я., Малявко И. В. Методические рекомендации по аттестации ветеринарных специалистов. — Брянск: Издательство Брянского ГАУ, 2015. — 96 с.