УДК 378.1 ФОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВ ЛИДЕРА У БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
Вьюнова Д.С.
В статье предложена модель формирования качеств лидера у будущего учителя в воспитательном пространстве вуза. Выделены качества лидера необходимые для подготовки компетентного учителя. При помощи моделирования воспитательного пространства вуза выявлен комплекс педагогических условий формирования лидерских качеств. Предложена педагогическая технология подготовки компетентного учителя на основе формирования качеств лидера. Содержательным ядром технологии является программа «Три ступени лидерства», подразумевающая последовательную смену ролевых позиций участников. Представлены результаты апробации технологии, позволяющие сделать заключение о ее эффективности.
Ключевые слова: моделирование; педагогическое образование;
профессиональная подготовка; качества лидера; воспитательное пространство.
THE FUTURE TEACHERS' LEADER' QUALITIES FORMATION IN THE UNIVERSITY EDUCATIONAL SPACE
Vyunova D.S.
The article proposed the model for the future teachers' leader' qualities formation in the university educational space. Necessary leadership qualities were identified for the competent teachers' preparation. It is disclosed their structure, is defined meaningful components. It was identified a complex of pedagogical
conditions of formation of leadership qualities with the modeling of the university educational space. It was offered educational technology training of competent teachers based on the formation leader’ qualities. Meaningful core technology is the "three stages of leadership", implying a sequential alternation of participants' role positions. The article presents the results of the implementation of technology to make a conclusion about its effectiveness.
Keywords: modeling; pedagogic education; professional training; leader’ qualities/ leadership qualities; educational space.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о необходимости целенаправленного стимулирования и развития проявлений лидерства у будущих учителей путем создания комплекса педагогических условий. Важным условием успешности рассматриваемого процесса, является наличие правильно организованного воспитательного пространства вуза. Для достижения поставленной цели была разработана логико-содержательная модель, предполагающая структурированное отражение педагогического процесса формирования качеств лидера у будущего учителя в воспитательном пространстве вуза.
При проектировании модели мы опирались на методологические подходы, представленные в трудах В.П.Беспалько, Ф.Ф.Королева,
Н.В.Кузьминой, В.П.Симонова и др. [1, 2, 3, 4] Модель формирования качеств лидера у будущего учителя в воспитательном пространстве вуза понимается как взаимосвязанный и взаимообусловленный комплекс, состоящий из трех компонентов: целевого, содержательно-процессуального и контрольно-
диагностического, обеспечивающих формирование качеств лидера и дифференцирующих уровни их сформированности (См. Схему 1).
Схема 1. Логико-содержательная модель формирования качеств лидера у будущего учителя в воспитательном пространстве вуза
Целевой компонент
Цель: достижение психолого-педагогической готовности к профессиональной деятельности на основе формирования качеств лидера у будущего учителя в воспитательном пространстве вуза
У <\
Задачи: 1) обеспечить освоение коммуникативных компетенций в процессе взаимодействий в воспитательном пространстве вуза
2) обеспечить получение организаторских компетенций, значимых в педагогической деятельности
3) обеспечить формирование уверенности в профессиональной подготовке, основанной на педагогической компетентности будущего учителя
/• V Принципы: системности, преемственности, активности, деятельности г \ Функции: 1) воспитательная 2) профессиональная 3) адаптивная
Содержательно-процессуальный компонент
Содержание
1)выявление сущности и назначения качеств лидера в педагогической профессии
2) изучение основных подходов к формированию качеств лидера у будущих учителей
3) освоение коммуникативных компетенций в процессе взаимодействия в воспитательном пространстве
4)получение организаторских компетенций лидера, значимых в педагогической деятельности;
Г N
5) самостоятельная творческая деятельность по выстраиванию собственного
стиля лидерства в педагогических ситуациях, на основе качеств лидера значимых для будущего учителя (уверенности в профессиональной
Методы:
продуктивные и репродуктивные
Формы:
аудиторные и внеаудиторные
л
Формы организации учебного и воспитательного процесса:
Ступени освоения содержательных задач:
>------------------<
Роль «Участник»
Обучение:
Лекции
Проблемные
семинары
Дискуссии
Круглые столы
Проектирование
Воспитание:
Лагерь студ. актива: мастер-классы, плен. заседания, тренинги, игры, КТД. Участие в работе студ.совета и мероприятиях вуза
Роль «Куратор»
Роль
«Организатор»
<
Контрольно-диагностический компонент Критерий - психолого-педагогическая готовность будущего учителя к профессиональной деятельности.
Показатели психолого-педагогической готовности
Коммуникативные компетенции -7^- Организаторские компетенции Уверенность в профессиональной подготовке
Уровни сформированности готовности к профессиональной деятельности
1) Низкий - сравнение «Я-реального» и «Я-идеального» и конструирование «Я-образа»
2) Средний - сопоставление «Я-образа» и «Я-идеального»
3) Высокий - баланс «Я-образа», «Я-реального» и «Я-идеального»
Целевой компонент отражает цель, задачи, принципы и функции процесса формирования качеств лидера важных в педагогической деятельности. Модель ориентирована на достижение психолого-педагогической готовности к профессиональной деятельности на основе формирования качеств лидера у будущего учителя в воспитательном пространстве вуза и включает в себя комплекс задач. Для достижения цели необходимо:
• обеспечить освоение студентами коммуникативных компетенций в процессе взаимодействия в воспитательном пространстве вуза;
• способствовать получению организаторских компетенций, значимых для педагогической деятельности;
• обеспечить формирование уверенности в профессионализме, основанное на педагогической компетентности будущего учителя.
Процесс формирования качеств лидера опирается на принципы системности, преемственности, активности и деятельности, обеспечивающие логическую взаимосвязь, взаимодополняемость и обусловленность всех элементов этого процесса (ступеней модели - ролевых позиций «Участник», «Куратор», «Организатор»), взаимозависимый и взаимопроникающий характер обучения и воспитания, интеграцию теоретического и практического аспектов подготовки, а также активизирует целенаправленную деятельность, которая отражает сущность лидерской позиции.
Процесс формирования качеств лидера у будущего учителя обеспечивает слаженное функционирование воспитательного пространства вуза для создания оптимальных условий подготовки учителей-лидеров (воспитательная функция), отвечает за становление педагогической компетентности, в основе которой лежат не только профессиональные знания и умения, но и качества лидера, важные для успешной реализации молодым учителем педагогических задач (профессиональная функция), способствует обеспечению успешности будущего учителя в профессиональной деятельности путем создания условий
для самостоятельного принятия решений в нестандартных ситуациях (адаптивная функция).
Содержательно-процессуальный компонент объединяет в себе содержание, методы и формы работы, способствует прохождению будущими учителями ступенчатой системы ролевых позиций, что и обеспечивает определенный уровень формирования качеств лидера.
Содержание отражает сущность процесса формирования качеств лидера, необходимых педагогу:
1) выявление сущности и назначения качеств лидера в педагогической профессии;
2) изучение основных подходов к формированию качеств лидера у будущих учителей;
3) освоение коммуникативных компетенций в процессе взаимодействия в воспитательном пространстве;
4) получение организаторских компетенций лидера, значимых в педагогической деятельности;
5) самостоятельную творческую деятельность по выстраиванию собственного стиля лидерства в педагогических ситуациях, на основе качеств лидера важных для профессиональной успешности будущего учителя.
Формирование качеств лидера служит основой для профессиональной компетентности и происходит в процессе решения задач содержательного блока, предусматривающего последовательное прохождение ролевых позиций («Участник», «Куратор», «Организатор»).
Результат процесса формирования качеств лидера оценивается при помощи контрольно-диагностического компонента. Критерием успешности формирования качеств лидера принимается психолого-педагогическая готовность будущего учителя к профессиональной деятельности. Она объединяет в себе качества лидера, которые могут быть оценены при помощи показателей (коммуникативные и организаторские компетенции, уверенность
в профессиональной подготовке), имеющих количественное выражение, а также уровней сформированности (низкий, средний, высокий). Уровни характеризуются сравнением, сопоставлением или балансом определенных эгосостояний (Я-реальное, я-идеальное и Я-образа)[4], соответствующих последовательному прохождению позиций программы «3-ступени лидерства» («Участник», «Куратор», «Организатор»).
Первая ступень (роль - «Участник») определяется развитием коммуникабельности и способностью принятия ответственности за порученное дело. На основе переосмысления этих изменений в структуре личности происходит сравнение «Я-реального» с «Я-идеальным» и конструированием «Я-образа», воплощающего качества идеала в индивидуальном преломлении и отражает низкий уровень сформированности качеств [5]. В рамках лекционных и семинарских занятий, дискуссий и круглых столов будущий учитель получает представление о необходимых качествах лидера в педагогической профессии.
На второй ступени (роль «Куратор») развиваются умения работы в команде и способность формирования общей цели, а также по выработке и реализации коллективных путей ее достижения. Отражением изменений в структуре личности будущего учителя характерным для данного этапа, является сопоставление «Я-образа» и «Я-идеального», что отражает успешность поступательного продвижения к профессиональной компетентности. Метод проектов и коллективного творческого дела предоставляют будущему учителю возможность «примерить» на себя роль педагога, заняв позицию «Куратора», отражая средний уровень сформированности качеств лидера.
Третья ступень формирования качеств лидера (роль «Организатор») характеризуется следующими личностными образованиями: формируются ораторские и коммуникативные компетенции, что способствует становлению успешности в управлении коллективом. Эти изменения способствуют повышению самооценки, и, в тоже время, благодаря приобретению
достаточного опыта, позволяет приблизиться к идеалу и найти баланс между «Я-реальным», «Я-идеальным» и «Я-образом», достигая высокого уровня готовности. Тренинговая работа, игротерапия и моделирование социально значимых проектов дает возможность закрепить организаторские и коммуникативные компетенции, а также уверенность в профессиональной подготовке.
Моделирование позволило определить комплекс педагогических условий и разработать технологию, охватывающую все сферы жизнедеятельности студентов: формирование качеств лидера происходит в процессе
внеаудиторной и аудиторной работы по ступенчатой системе смены ролевых позиций. Внеаудиторная форма - подразумевает формирование качеств лидера в лагере студенческого актива, а также в ходе разработки, организации и реализации волонтерских, научных, досуговых, спортивных и СМИ-проектов в воспитательном пространстве вуза. Педагогическая практика, также являющаяся частью воспитательной работы, дает возможность увидеть и оценить сформированность качеств лидера и их влияние на компетентность учителя. Аудиторная работа при реализуется на занятиях по дисциплинам педагогического цикла, где применяются продуктивные и репродуктивные методы обучения, обеспечивая деятельное единство с программой лагеря.
Содержательным ядром технологии является программа «3 ступени лидерства», которая была апробирована на базе Московского государственного областного университета в аудиторной и внеаудиторной деятельности воспитательного пространства. В эксперименте на различных этапах приняли участие 565студентов различных факультетов.
На этапе проведения констатирующего и формирующего экспериментов зафиксирована положительная динамика показателей сформированности качеств лидера: коммуникативных и организаторских компетенций,
закрепление уверенного отношения к своей профессиональной подготовке. Число студентов с низким и средним уровнями сформированности качеств
лидера сократилось: с низким - с 43 человек (64,2%) до 3 (4,5%), со средним уровнем - с 35 человек (52,2%) до 19 (28,4%). Это произошло за счет значительного увеличения количества будущих педагогов с высоким уровнем сформированности качеств лидера: с 9 человек (13,4%) до 44 (65,7%) (См. Диаграмму 1).
Диаграмма 1. Динамика изменений показателей готовности к педагогической деятельности до и после проведения эксперимента
70-. 60
50
40
30
20
10
0-1
А
□ до
□ после
средним
Результаты экспериментально-исследовательской работы показали эффективность разработанной технологии формирования качеств лидера у будущего учителя. Наша гипотеза о связи лидерской позиции и профессиональной компетентности учителя нашла свое подтверждение. Важным результатом эксперимента, мы также считаем, интегрирование формирования качеств лидера во все сферы жизнедеятельности будущих учителей, что и обеспечивает представленной разработке статус технологии.
Список литературы
1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.:
Педагогика, 1989. 192 с.
2. Кузьмина, Н.В., Реан, А.А. Профессионализм педагогической
деятельности. - СПб.: НИИРТМ, 1993. - 89 с.
3. Общие основы педагогики: уч. пособие / под ред. Ф.Ф.Королева, В.Е.Гмурмана. М.: Педагогика, 1968.
4. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: Ноу-хау в
образовании: учебное пособие. - М., Высшее образование, 2006. 357 с.
5. Rogers C. On Becoming a Person: A Therapists View of Psychotherapy. Boston, 1961.
References
1. Bespal'ko V.P. Slagaemye pedagogicheskoj tehnologii [Summand of pedagogical technology]. Moscow, 1989. 192 p.
2. Kuz'mina N.V., Rean A.A. Professionalizm pedagogicheskoj dejatel'nosti [Professionalism of pedagogical activity]. St.Peterburg, 1993. 89 p.
3. Korolev F.F., Gmurman V.E. Obwie osnovy pedagogiki [The general bases of pedagogics]. Moscow, 1968.
4. Simonov V.P. Pedagogicheskij menedzhment: Nou-hau v obrazovanii [Pedagogical management: know-how in education]. Moscow, 2006. 357 p.
5. Rogers C. On Becoming a Person: A Therapists View of Psychotherapy. Boston, 1961.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Вьюнова Дарья Сергеевна, начальник отдела дополнительного профессионального образования Института открытого образования
Московский государственный областной университет ул. Радио, д. 10а, 105005, г. Москва, Россия vyuda@mail. ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Vyunova Darya Sergeevna, director of Department of extra professional education Open education Institute
Moscow State Regional University
10a, Radio st., 105005, Moscow, Russia vyuda@mail. ru
Рецензент:
Крившенко Лина Поликарповна, профессор кафедры педагогики Московского государственного областного университета, д.п.н., проф.