Научная статья на тему 'Исследовательской компетентности учащихся начальной школы'

Исследовательской компетентности учащихся начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
995
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / RESEARCH ACTIVITY / THE BASICS OF RESEARCH COMPETENCE OF ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS / THE RESEARCH COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молдажанова Асемгуль Александровна, Ниязова Гулияш Балкеновна, Копишев Эльдар Ертаевич

В статье анализируются категории, характеризующие исследовательскую деятельность. Исследовательская деятельность рассматривается как условие развития основ исследовательской компетентности учащихся начальной школы. Раскрывается суть основы исследовательской компетентности учащихся начальной школы, которая включает такие компоненты, как мотивационно-ценностный, когнитивный, процессуальный и оценочный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Молдажанова Асемгуль Александровна, Ниязова Гулияш Балкеновна, Копишев Эльдар Ертаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Development of the Basics of Research Competence of Elementary School Students

Categories that characterize the research activity are analyzed in the article. Research activity is regarded as a condition for the development of the basics of research competence of elementary school students. The essence of the basics of research competence of elementary school students, which includes motivational and axiological, cognitive, procedural and evaluative components, are disclosed.

Текст научной работы на тему «Исследовательской компетентности учащихся начальной школы»

УДК 373.3 ББК 74.202.4

РАЗВИТИЕ ОСНОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

THE DEVELOPMENT OF THE BASICS OF RESEARCH COMPETENCE OF ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS

Молдажанова Асемгуль Александровна

Проректор по учебной работе Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева, доктор педагогических наук, профессор

E-mail: moldazhanova [email protected]

Moldazhanova Asemgul' A.

Vice-principal for Academic Works at L. N. Gumilyov Eurasian National University, Kazakhstan, ScD in Education, Professor E-mail: moldazhanova [email protected]

Ниязова Гулияш Балкеновна

Ведущий эксперт Республиканского научно-практического центра «Учебник» Министерства образования и науки Республики Казахстан

E-mail: [email protected]

Копишев Эльдар Ертаевич

Старший преподаватель кафедры химии Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева, кандидат химических наук E-mail: [email protected].

Аннотация. В статье анализируются категории, характеризующие исследовательскую деятельность. Исследовательская деятельность рассматривается как условие развития основ исследовательской компетентности учащихся начальной школы. Раскрывается суть основы

Niyazova Guliyash B.

Leading expert of the Republican Scientific Practical Center "Text-Book" of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan

E-mail: [email protected] Kopishev Eldar E.

Senior Lecturer at the Chemistry Department, L. N. Gumilyov Eurasian National University, Kazakhstan, PhD in Chemistry E-mail: [email protected].

Abstract. Categories that characterize the research activity are analyzed in the article. Research activity is regarded as a condition for the development of the basics of research competence of elementary school students. The essence of the basics of research competence

исследовательской компетентности учащихся начальной школы, которая включает такие компоненты, как мотивационно-ценностный, когнитивный, процессуальный и оценочный.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, основы исследовательской компетентности учащихся начальной школы, исследовательская компетенция.

Обновления, осуществляемые как в структуре, так и в содержании образования Республики Казахстан, направлены на качественную подготовку личности, готовой учиться на протяжении всей жизни, владеющей компетенциями, необходимыми для успешной жизнедеятельности. В становлении личности, способной ориентироваться в потоке информации, определять субъективные приоритеты дальнейшего самосовершенствования, имеет огромное значение начальное образование, призванное развивать ключевые компетенции, в том числе исследовательские.

Понимание того, что исследование как элемент образовательного процесса способствует достижению планируемых результатов обучения, указанных в Госудрственном общеобязательном стандарте начального образования (ГОСО) [1], и системному развитию целевых компетенций, определенных международными исследованиями TIMSS, PISA, PIRLS, актуализирует создание исследовательской модели образования, адекватной развитию основ исследовательской компетентности учащихся начальной школы.

В психолого-педагогической литературе рассматриваются разные теоретические основы и структурно-содержательные аспекты организации исследовательской деятельности учащихся: концептуальные, методологические и психологические (А. И. Савенков [2], А. Н. Поддьяков [3], Н. Б. Шумакова [4], А. С. Обухов [5], В. И. Панов [6]), организационно-содержательные (Д. Б. Богоявленская [7], у. Б. Жексенбаева, Г. Б. Ниязова [8]). Вопросы ценностного основания исследовательской деятельности учащихся рассмотрены в научных материалах современных ученых (А. В. Леонтович [9], В. И. Сло-бодчиков [10]).

Несмотря на наличие трудов, раскрывающих суть и значимость исследовательской деятельности учащихся в достижении планируемых результатов образования, в том числе навыков проведения исследований, проблема развития исследовательских компетенций учащихся начальной школы является слабо разработанной. Потребность в системе формирования исследовательской компетентности в среднем образовании, в частности ее развития в начальной школе, ставит вопрос о необходимости теоретического обоснования сущностной характеристики и разработки структурно-содержательной модели развития основ исследовательской компетентности учащихся начальной школы.

Основополагающей в этом направлении является Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 гг., обозначившая

of elementary school students, which includes motivational and axiological, cognitive, procedural and evaluative components, are disclosed.

Keywords: research activity, the basics of research competence of elementary school students, the research competence.

стратегические ориентиры развития целевых, содержательных и процессуальных параметров системы среднего образования [11].

Теоретико-методологическое значение для изучения проблем развития основ исследовательской компетентности учащихся начальной школы имеют исследования Л. С. Выготского [12, с. 26; 13, с. 101], Д. Б. Эльконина [14], В. В. Давыдова [15] в области развивающего обучения, направленного на формирование умений добывать и применять полученные знания; исследования Н. Д. Хмель [16], раскрывающие теоретические основы целостности педагогического процесса; труды С. Д. Мукановой [17], Д. Н. Кулибаевой [18], рассматривающие методологические основы инновационных подходов к содержанию среднего образования.

Указанные выше исследования позволяют сделать вывод, что в научно-педагогической литературе имеется теоретический потенциал, опыт практического применения методов исследовательского обучения, организации исследовательской деятельности учащихся, но вопрос развития основ исследовательской компетентности учащихся начальной школы остается актуальным.

Сущностная характеристика основ исследовательской компетентности

учащихся начальной школы

Содержание обновленного среднего образования, реализуемое с 2016 г., предусматривает развитие и формирование у учащихся навыков широкого спектра, в том числе необходимых для работы с новой информацией: находить, анализировать и правильно применять полученные знания. Все перечисленные категории относятся к элементам исследования, исследовательской деятельности. В основе исследовательской деятельности человека лежит важнейшая потребность в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности. Эта потребность является неотъемлемой составляющей личности [2, с. 6-8].

Исследование как важный элемент образовательного процесса рассматривается в качестве педагогики открытия нового [19]. В образовании исследование, как идеальный тип жизнедеятельности, включающий ценностные, мотивационные и другие структурные поведенческие и познавательные отношения, применяется в качестве основы построения образовательных технологий и предоставляет возможность формировать у учащихся способы освоения окружающей действительности.

Исследовательская деятельность Д. Б. Богоявленской [7, с. 50] рассматривается как путь развития творческих способностей учащихся, как познавательная деятельность, не имеющая определенных границ. При этом ученым отмечено, что такое понимание, возможно, не совсем совпадает с обозначением исследовательской работы как «экспериментальных проб, целеориентированного поиска, нежестко структурированного обследования», выдвинутого В. И. Слабодчиковым [10, с. 22].

Подходам Д. Б. Богоявленской [8, с. 50] соответствует определение, где исследовательская деятельность характеризуется как творческий процесс совместной деятельности

двух субъектов по поиску решения неизвестного, в ходе чего осуществляется передача культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения [20, с. 161-168].

Как показывает анализ литературы, исследовательскую деятельность характеризуют категории: исследовательское поведение, исследовательская активность, исследовательская позиция и исследовательские умения.

Исследовательское поведение проявляется через поисковую активность, формирующую в свою очередь процессы саморазвития. Несмотря на широкие исследования в различных областях исследовательского поведения, единого общепринятого определения нет. Существуют когнитивные определения исследовательского поведения, как поведения, направленного на поиск информации и на уменьшение возбуждения, вызванного неопределенностью поведения, направленного на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения [2; 3]. В деятельности учащихся начальной школы исследовательское поведение выступает как универсальная характеристика, влияющая на все другие виды деятельности. Оно выполняет важнейшие функции в развитии познавательных процессов всех уровней, в научении, в приобретении социального опыта, в социальном развитии и развитии личности и выражается в действиях по удовлетворению потребностей субъекта в познавательной, поисковой активности.

Исследовательская активность определяется как творческое отношение личности к миру, выражающееся в мотивационной готовности и интеллектуальной способности к познанию реальности путем практического взаимодействия с ней [2, с. 46-47]; как активность, воспринимающаяся наравне с активностью интеллектуальной [6].

С учетом изложенного, исследовательская активность уточняется как мотивацион-ная готовность и интеллектуальная способность личности к познанию реальности посредством практического взаимодействия с ней, в результате чего возникает готовность к самостоятельному изобретению новых способов и средств достижения поставленных целей, получения разнообразных, в том числе непрогнозируемых результатов.

Исследовательская позиция к миру, как субъективная позиция, позволяет человеку успешно взаимодействовать с изменяющимися социальными и личностными реалиями. В современном обществе становление социально и личностно значимых качеств человека определяется уровнем развития его субъектной позиции, условием которой, по мнению А. Н. Мельниковой, является коммуникативная среда, развивающаяся на доверительном, уважительном отношении [21, с. 229].

На наш взгляд, исследовательская позиция - это не только то, что актуализируется в ситуации неопределенности, но и та позиция, исходя из которой у учащегося возникает потребность в осуществлении исследовательской деятельности, желание последовательно пройти этапы исследования.

С целью определения сущности исследовательских компетенций нами проанализированы разные подходы к рассмотрению понятия «исследовательские умения», под которыми понимается способность учащегося сознательно выполнять умственные и практические действия [2]; совокупность приемов, которыми должен владеть учащийся и применять для анализа и установления причинно-следственных связей, сопоставления

[22, с. 95]; элементы исследовательской деятельности, включающие в себя методы научного познания, владение приемами мышления [3].

Мотивом исследовательской деятельности является сформированность побуждений, интереса к исследовательской деятельности учащегося, имеющего личностный смысл. Под способами и приемами исследовательской деятельности понимаются умения видеть проблемы, вырабатывать гипотезы, наблюдать и проводить эксперименты, делать выводы, которые и являются основными в определении последовательсности действий.

Анализ литературы показал, что совеременные ученые выделяют одни и те же исследовательские умения, которые можно отнести в следующие группы: операциональные, организационные, сотрудничества и рефлексивные.

Итак, рассмотрев категории иследовательской деятельности, мы считаем логически необходимым конкретизацию самой исследовательской деятельности применительно к учащимся начальной школы. Это творческая деятельность, направленная на постижение учащимися окружающего мира, открытие новых для них знаний и способов деятельности. Исследовательская деятельность учащихся начальной школы обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет эффективно развивать основы исследовательской компетентности.

Исследовательскую компетентность ряд педагогов определяет как интегральное личностное качество, выражающееся в готовности самостоятельно выполнять учебное исследование, вести поиск, разрешать проблемы. Анализ литературы позволяет прийти к выводу, что встречаются разные мнения, отсюда и различные определения, сопоставление которых показывает многозначность понятия [22-25].

С учетом теоретико-методологических позиций и базовых понятий, степени изученности проблемы в литературе «исследовательские компетенции» понимаются нами как интегральная сложносоставная характеристика личности и выступает как синтез мотивационно-ценностного, когнитивно-содержательного, операционного и оценочного компонентов. Данное определение позволило нам выявить, что основы исследовательской компетентности - это комплекс исследовательских компетенций, способствующих самообразованию, обеспечивающих учащегося начальной школы подготовленностью для творческой исследовательской деятельности, являющейся ценностным основанием быть более успешным в различных сферах жизни.

Исследовательская деятельность рассматривается нами как условие развития основ исследовательской компетентности учащихся начальной школы.

Представление о сущности основ исследовательской компетентности учащихся требует обращения к процессу моделирования. Исходя из предложенного выше определения, представим теоретическую модель (рис. 1), которая включает комплекс критериев и показателей возможных уровней развития основ исследовательской компетентности учащихся начальной школы.

Рассмотрим характеристику каждого структурного элемента. Теоретическая модель основ исследовательской компетентности учащихся начальной школы включает

Критерии

Наличие

исследовательской мотивации

I

владение когнитивными исследовательскими компетенциями

I

владение

процессуальными

компетенциями

владение

оценочными

компетенциями

±

Показатели

±

±

±

понимание

ценности, значимости исследования и интерес к нему, осознание потребности в исследовательской деятельности

понимание

сущности исследовательской деятельности, знание видов исследования и последовательност и проведения исследования

знание методов планирования исследования; использование

способов

выявления

проблемы,

формулирования

гипотезы;

методов

исследования и

представления

результата

знание и применение

методов оценки: анализа, синтеза, сравнения и сопоставления; использование

способов

оценивания

собственной

исследовательско

й деятельности,

развития

Уровни

Рис. 1. Теоретическая модель основ исследовательской компетентности

учащихся начальной школы

следующие компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивно-содержательный, процессуальный и оценочный.

Мотивационно-ценностный компонент определен нами как совокупность мотивов исследования, формирующаяся через потребности, интересы, способности, ценности. Как отмечает Ж. М. Абдильдин [26], формирование личности является длительным

процессом, связанным с разрешением противоречия между распредмечиванием и опредмечиванием, единством и взаимопроникновением которых является человеческая предметная деятельность. Для этого, как отмечает Н. Д. Хмель [27], необходимо, чтобы педагог выполнял функцию распредмечивания, то есть должен выделить способ деятельности, опредмеченных в социальном опыте. Учащийся, в особенности начальной школы, не может самостоятельно распредмечивать социальный опыт, извлекать способы деятельности, поэтому он является элементом другой системы - «педагог - учащийся», он не может самостоятельно сформировать самооценку. Ему необходимо общение с другими людьми. Возникает другая система - «учащийся - учащиеся». В этой системе учащийся готовится к усвоению знаний и социальных ролей, которое обеспечит ему в дальнейшем активное участие в жизни общества.

Опредмечивание учащегося происходит через предметное обучение, где ему удается овладевать общественным опытом, в том числе знанием, умениями, навыками и универсальными способами деятельности. Только включение учащегося в разнообразные виды деятельности по овладению различными сторонами общественного опыта и определяет его личностное формирование.

Так как исследовательская деятельность реализуется в системе педагогического сотрудничества, учащийся не потребитель знаний, а активный участник их приобретения. Мотивация исследования обеспечивается через интересную, содержательную деятельность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отметим, что мотивационно-ценностное отношение учащегося к исследовательской деятельности характеризуется тем, что он проявляет:

• интерес к познанию, любознательность;

• познавательную активность, перерастающую в познавательную потребность;

• стремление к самостоятельной творческой исследовательской деятельности;

• стремление к самосовершенствованию;

• стремление работать в группе исследователей, к экспериментированию.

Таким образом, учет вышеназванных оснований позволяет определить первый критерий - наличие исследовательской мотивации и его показатели: понимание ценности, значимости исследования и интерес к нему, осознание потребности в исследовательской деятельности.

Когнитивно-содержательный компонент включает исследовательские компетенции учащегося, проявляющиеся готовностью:

• к определению проблемы, прогнозированию;

• проведению исследования согласно последовательности;

• целеполаганию, планированию, созданию условий проведения исследований, оцениванию результатов;

• эффективному применению методов исследования, работать с информацией цифровыми технологиями;

• осуществлению продуктивной коммуникации.

В числе исследовательских компетенций определение проблемы характеризует продуктивное мышление, является интегральным свойством и развивается в течение

длительного времени в разных видах деятельности, поэтому для его развития следует выбирать специальные задания и методики.

Процессуальный компонент включает компетенции, проявляющиеся владением такими способами деятельности, как:

• планирование исследовательской деятельности;

• определение цели, задачи, темы исследования;

• применение методов исследования;

• работа с информацией, в том числе анализ и синтез;

• представление полученного результата, с применением разных форм и средств презентаций.

Данный перечень позволяет сформулировать третий критерий и показатели, представляемые как владение процессуальными компетенциями: знание методов планирования исследования; использование способов выявления проблемы, формулирования гипотезы; методов исследования и представления результата.

Оценочный компонент характеризует сформированность оценочной компетенции учащегося, проявляющиеся следующими способами деятельности:

• ранжирует по значимости, по оптимальности, эффективности;

• внутренний локус контроля;

• рефлексия;

• высказывание критических суждений;

• анализирует, синтезирует, сравнивает, сопоставляет.

Вышеизложенное позволяет сформулировать второй критерий - владение когнитивными исследовательскими компетенциями и выделить следующие показатели: понимание сущности исследовательской деятельности, знание видов исследования и последовательности проведения.

Таким образом, четвертый критерий следует представить как владение оценочными компетенциями результата исследования, показателями которого является владение способами оценки собственной исследовательской деятельности: знание и применение методов оценки (анализа, синтеза, сравнения и сопоставления); использование способов оценивания собственной исследовательской деятельности, развития.

В ходе структурирования теоретической модели были определены возможные уровни сформированности основ исследовательской компетентности учащегося начальной школы, представленные в зависимости от степени проявления критериев и показателей: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень сформированности основ исследовательской компетентности учащихся начальной школы характеризуется проявлением всех компонентов в соответствии с планируемыми результатами целостного образовательного процесс, включающего исследовательскую деятельность.

Среднему уровню свойственна слабая выраженность сформированности критериев и показателей.

Низкий уровень характеризуется отсутствием потребности в исследовательской деятельности.

исследовательская мотивация 1 процессуальные компетенции

т

Основы исследовательской компетентности

учащихся начальной школы

когнитивные компетенции оценочные компетенции

Рис. 2. Модель взаимодействия исследовательских компетенций

Итак, подводя итог, считаем логически правильным построение элементарной копии основ исследовательской компетентности, выражающейся наличием исследовательских компетенций, соотношение между которыми графически выражается на рис. 2.

Как показано на рис. 2, основы исследовательской компетентности учащихся начальной школы рассматриваются как результат взаимодействия исследовательской мотивации и когнитивных, процессуальных и оценочных компетенций.

Таким образом, основы исследовательской компетентности учащихся начальной школы показывают степень овладения учащимися исследовательскими компетенциями.

Исследовательская деятельность как условие развития основ исследовательской компетености учащихся начальной школы

С позиции системного анализа выделены содержательные и структурные компоненты исследовательской деятельности, которая, как и все другие деятельности, может развиваться лишь при наличии определенных педагогических условий, учитывающих психологические основы самой исследовательской деятельности. Педагогические условия нами понимаются как совокупность образовательных и материально-технических возможностей, обеспечивающих решение задач по успешному функционированию и развитию образовательной системы и ее субъектов.

Определение педагогических условий и моделирование структурно-содержательного компонента его функционирования начинается с «зоны ближайшего развития» учащегося, путем активизации исследовательской деятельности учащихся 6-7-летнего возраста. Проблемы создания «зоны ближайщего развития» учащихся начальной школы, в том числе и для учащихся с повышенными познавательными потребностями, исследованы Н. Б. Шумаковой [4].

Педагогические условия, которые будут создавать социальное и психологическое окружение, необходимое для исследовательской деятельности учащихся, призваны обеспечить образовательной средой, способствующей развитию основ исследовательской компетентности учащихся с учетом возрастных особенностей, мотивации и творческой

активности, посредством внутрипредметной и межпредметной интеграции содержания образования, предусматривающей применение методов развития исследовательских компетенций.

Немаловажным в определении эффективных педагогических условий является рассмотрение общей последовательности действий учащегося в исследовании. Кроме того, изучение алгоритмов и этапов исследования необходимо для управления ее развитием на практике. Этапы, предусматривающие оценку полученного результата, рефлексию, стали включаться современными учеными. Первоначально А. И. Савенковым были определены шесть этапов. Но со временем, в ходе достижения результатов экспериментального опыта, перечень был дополнен несколькими методическими этапами, которые предусматривали творческие познавательные действия учащегося. А. С. Обуховым в качестве этапов становления исследовательской деятельности выделяются последовательность действий ученика от ориентировки до рефлексии. Как отмечает В. И. Панов, каждый из этих этапов представляет собой отдельное действие.

В результате анализа можно делать вывод, что исследовательская деятельность является творческой, что позволяет исследователю быть гибким и импровизировать последовательность действий в достижении прогнозируемого результата.

В выявлении методики, адекватной развитию определенных исследовательских компетенций, развиваемых в прохождении того или иного этапа, необходим учет психофизиологических особенностей учащихся.

Существует разный формат организации исследовательской деятельности учащихся. Изучая существующий спектр теоретических подходов и практик организации исследовательской деятельности учащихся, было выявлено, что этот вид деятельности в образовательной системе разных стран имеет свое место на определенном уровне и введен многие десятилетия назад, как необходимая составная целостного процесса обучения и воспитания; в развивающихся странах организовывалась как подсистема дополнительного образования и на современном этапе получает поддержку.

Как показывает опыт, в казахстанских школах, имеющих статус гимназии и лицеев, а также представляющих услуги по углубленному обучению отдельных предметов, велась целенаправленная работа по организации исследовательской деятельности наряду с учебно-познавательной, проектной деятельностью в рамках реализации содержания факультативных и элективных курсов, кроме того, через функционирование Научного общества учащихся. Принципами проведения этого вида работы являлись интеграции социально и личностно значимых целей, реализация деятельностного, практико-ориентированного подхода в образовании, преемственности.

В качестве основных критериев выбора новых форм и «методов школьной работы» первых лет независимости выступают задачи развития активности и самостоятельности учащихся. К ним относятся исследовательский, активно-трудовой, лабораторный, эвристический, экскурсионный методы.

Анализ существующих подходов к организационным формам исследовательской деятельности учащихся позволил разработать внутришкольную и сетевую систему организации исследовательской деятельности учащихся. Внутришкольная исследовательская

Рис. 3. Внутришкольная система исследовательской деятельности учащихся

Объединение

общеобразовательного учебного заведения в сеть

Сетевая система

Привлечение

ресурсов организаций

всех уровней

образования;

культурно-

исторических и

производственных

институтов

Возможные формы организации:

индивидуальные и/или коллективные исследовательские проекты, тематические экскурсии, лабораторные занятия, эксперименты

Рис. 4. Сетевая система исследовательской деятельности учащихся

деятельность (рис. 3) организуется созданием педагогических условий с опорой на собственные педагогические и материально-технические средства.

Сетевая система (рис. 4) организации исследовательской деятельности учащихся осуществляется за счет привлечения учебным заведением образовательных ресурсов иных организаций образования.

Рассматриваются два основных варианта такого сотрудничества.

В первом варианте несколько общеобразовательных учебных заведений объединяются в сеть, центром которой становится наиболее обеспеченное учебно-методическим, кадровым и материальным ресурсом учебное заведение.

Во втором варианте учебное заведение привлекает образовательные ресурсы учреждений дополнительного, технического и профессионального, высшего образования, а также культурно-исторических и производственных организаций той или иной местности.

Таким образом, предлагаемые нами системы рассматриваются и как форма образовательного процесса, и как условие социализации.

Итак, исследовательская деятельность как составной компонент образовательного процесса является условием развития исследовательских компетенций, проявляющимся во взаимодействии в качестве основ исследовательской компетентности учащихся начальной школы. Для развития основ исследовательской компетентности учащихся начальной школы необходимо применять исследовательские методы и методики, которые должны включать в себя всю последовательность циклов исследовательской деятельности от определения проблемы до презентации полученных результатов.

Список литературы

1. Государственный общеобязательный стандарт начального образования (Утвержден постановлением ПравительстваРеспублики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080). - URL: http://adüetzan.kz/rus/docs/P1200001080#z265 (дата обращения: 07.02.2017).

2. Савенков А. И. Концепция исследовательского обучения // Исследовательская деятельность учащихся: теория, методика, практика организации: науч.-метод. сб. в 2 т. / под общ. ред. А. С. Обухова. Т. 1: Теория и методика организации исследовательской деятельности учащихся. - М.: Б-ка журнала «Исследовательская работа школьников», 2007. - С. 77-82.

3. Поддьяков А. Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сб. ст. / под общ. ред. А. С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - С. 51-58.

4. Шумакова Н. Б. Исследовательская позиция ребенка как фактор развития одаренности // Начальная школа + до и после. - 2006. - № 10. - С. 3-10.

5. Обухов А. С. Социокультурные детерминанты развития и торможения самостоятельной исследовательской активности // Исследовательская деятельность учащихся: теория, методика, практика организации: науч.-метод. сб. в 2 т. / под общ. ред. А. С. Обухова. Т. 1: Теория и методика организации исследовательской деятельности учащихся. - М.: Б-ка журнала «Исследовательская работа школьников», 2007. - С. 157-165.

6. Панов В. И. Становление субъекта исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся: теория, методика, практика организации: науч.-метод. сб. в 2 т. / под общ. ред. А. С. Обухова. Т. 1: Теория и методика организации исследовательской деятельности учащихся. - М.: Б-ка журнала «Исследовательская работа школьников», 2007. - С. 136-143.

7. Богоявленская Д. Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сб. ст. / под общ. ред. А. С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - С. 44-50.

8. Жексенбаева У. Б., Ниязова Г. Б. Технология исследовательского обучения школьников: метод. пособие. - Астана: РНПЦ проблем 12-летнего образования, 2006. - 72 с.

9. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся как способ развития субъектной позиции // Исследовательская деятельность учащихся: теория, методика, практика организации: науч.-метод. сб. в 2 т. / под общ. ред. А. С. Обухова. Т. 1: Теория и методика организации исследовательской деятельности учащихся. - М.: Б-ка журнала «Исследовательская работа школьников», 2007. - С. 150-156.

10. Слободчиков В. И. Антропологический смысл исследовательской работы школьников // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сб. ст. / под общ. ред. А. С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - С. 16-23.

11. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 гг. - URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1600000123 (дата обращения: 25.02.2017).

12. Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. / под ред. Д. Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 4. - 432 с.

13. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. - М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. - 671 с.

14. Эльконин Д. Б. Детская психология. - М.: Учпедгиз РСФСР, 1960. - 328 с.

15. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Академия, 2004. - 288 с.

16. Хмель Н. Д. Педагогика: курс лекций / под ред. Н. Д. Хмель. - Алматы: АГУ им. Абая, 2003. - 300 с.

17. Муканова С. Д. Управление инновационными процессами в условиях развития системы образования: моногр. - Караганда, 2014. - 290 с.

18. Кулибаева Д. Н. Методологические основы управления образовательной системой школ международного типа. - Алматы, 2006. - 480 с.

19. Булин-Соколова Е. И., Обухов А. С., Семенов А. Л. Будущее педагогическое образование. Направление движения и первые практические шаги // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т. 19, № 3. - C. 207-225.

20. Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // Народное образование. - 1999. - № 10. - С. 161-168.

21. Мельникова А. А. Коммуникативная среда учебно-исследовательской деятельности условие развития субъектной позиции учащихся // Исследовательская деятельность учащихся: теория, методика, практика организации: науч.-метод. сб. в 2 т. / под общ. ред. А. С. Обухова. Т. 1: Теория и методика организации исследовательской деятельности учащихся. - М.: Б-ка журнала «Исследовательская работа школьников», 2007. - С. 228-231.

22. Скарбич С. Н. Сущность и компоненты исследовательских компетнций учащихся // Исследовательский подход в образовании: от теории к практике: науч.-ме-тод. сб.: в 2 т. / под общ. ред. А. С. Обухова. - Т. 1. Теория и методика. - М.: Б-ка журнала «Исследовательская работа школьников», 2009. - С. 89-100.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Вяткина Е. В. Развитие исследовательской компетентности в классах историко-правового профиля // Исследователь/Researcher. - 2009. - № 3-4 (3-4). - С. 200204.

24. Ушаков А. А. Развитие исследовательской компетености учащихся профильной школы как личностно-осмысленного опыта осуществления учебно-исследовательской деятельности // Вестн. Адыгейского гос. Ун-та. Сер. 3: Педагогика и психология. - 2008. - № 5. - С. 123-126.

25. Ибрагимова Е. М., Идиятов И. Э. Исследовательская компетенция: характеристика понятия // Образование и саморазвитие. - 2015. - № 4 (46). - С. 24-26.

26. Абдильдин Ж. М. О методологической роли целостного рассмотрения социальных явлений // Материалистическая диалектика как методология. - Алма-Ата: Наука, 1981. - С. 203-356.

27. Хмель Н. Д. Целостный педагогический процесс как предмет педагогики и объект деятельности учителя // Педагогика. Курс лекций. - Алматы, 2003. - С. 42217.

References

1. Gosudarstvennyy obshcheobyazatelnyy standart nachalnogo obrazovaniya (Utver-zhden postanovleniem PravitelstvaRespubliki Kazakhstan ot 23 Aug. 2012 No. 1080). Available at: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1200001080#z265 (accessed: 07.02.2017).

2. Savenkov A. I. Kontseptsiya issledovatelskogo obucheniya. In: Obukhov A. S. (Ed.) Issledovatelskaya deyatelnost uchashchikhsya: teoriya, metodika, praktika organizatsii: coll. art. in 2 vol. Vol. 1: Teoriya i metodika organizatsii issledovatelskoy deyatelnosti uchashchikhsya. Moscow: B-ka zhurnala "Issledovatelskaya rabota shkolnikov", 2007. Pp. 77-82.

3. Poddyakov A. N. Metodologicheskie osnovy izucheniya i razvitiya issledovatelskoy deyatelnosti. In: Obukhov A. S. (Ed.) Issledovatelskaya deyatelnost uchashchikhsya v sovre-mennom obrazovatelnom prostranstve: coll. art. / pod obshch. red. Moscow: NII shkol-nykh tekhnologiy, 2006. Pp. 51-58.

4. Shumakova N. B. Issledovatelskaya pozitsiya rebenka kak faktor razvitiya odaren-nosti. Nachalnaya shkola + do i posle. 2006, No. 10, pp. 3-10.

5. Obukhov A. S. Sotsiokulturnye determinanty razvitiya i tormozheniya samostoyatel-noy issledovatelskoy aktivnosti. In: Obukhov A. S. (Ed.) Issledovatelskaya deyatelnost uchashchikhsya: teoriya, metodika, praktika organizatsii: coll. art. in 2 vol. Vol. 1: Teoriya i metodika organizatsii issledovatelskoy deyatelnosti uchashchikhsya. Moscow: B-ka zhurnala "Issledovatelskaya rabota shkolnikov", 2007. Pp. 157-165.

6. Panov V. I. Stanovlenie subyekta issledovatelskoy deyatelnosti. In: Obukhov A. S. (Ed.) Issledovatelskaya deyatelnost uchashchikhsya: teoriya, metodika, praktika organizatsii: coll. art. in 2 vol. Vol. 1: Teoriya i metodika organizatsii issledovatelskoy deyatelnosti uchashchikhsya. Moscow: B-ka zhurnala "Issledovatelskaya rabota shkolnikov", 2007. Pp. 136-143.

7. Bogoyavlenskaya D. B. Issledovatelskaya deyatelnost kak put razvitiya tvorcheskikh sposobnostey. In: Obukhov A. S. (Ed.) Issledovatelskaya deyatelnost uchashchikhsya v sovremennom obrazovatelnom prostranstve: coll. art. Moscow: NII shkolnykh tekhnologiy, 2006. Pp. 44-50.

8. Zheksenbaeva U. B., Niyazova G. B. Tekhnologiya issledovatelskogo obucheniya shkolnikov: metod. posobie. Astana: RNPTs problem 12-letnego obrazovaniya, 2006. 72 p.

9. Leontovich A. V. Issledovatelskaya deyatelnost uchashchikhsya kak sposob razvitiya subyektnoy pozitsii. In: Obukhov A. S. (Ed.) Issledovatelskaya deyatelnost uchashchikhsya: teoriya, metodika, praktika organizatsii: coll. art. in 2 vol. Vol. 1: Teoriya i metodika orga-nizatsii issledovatelskoy deyatelnosti uchashchikhsya. Moscow: B-ka zhurnala "Issledovatelskaya rabota shkolnikov", 2007. Pp. 150-156.

10. Slobodchikov V. I. Antropologicheskiy smysl issledovatelskoy raboty shkolnikov. In: Obukhov A. S. (Ed.) Issledovatelskaya deyatelnost uchashchikhsya v sovremennom obrazo-vatelnom prostranstve: coll. art. Moscow: NII shkolnykh tekhnologiy, 2006. Pp. 16-23.

11. Gosudarstvennaya programma razvitiya obrazovaniya i nauki Respubliki Kazakhstan na 2016-2019. Available at: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1600000123 (accessed: 25.02.2017).

12. Vygotskiy L. S. Sobr. soch.: in 6 vol. Moscow: Pedagogika, 1984. Vol. 4. 432 p.

13. Vygotskiy L. S. Pedagogicheskaya psikhologiya. Moscow: AST: Astrel: Lyuks, 2005. 671 p.

14. Elkonin D. B. Detskaya psikhologiya. Moscow: Uchpedgiz RSFSR, 1960. 328 p.

15. Davydov V. V. Problemy razvivayushchego obucheniya. M.: Akademiya, 2004. 288 p.

16. Khmel N. D. Pedagogika: kurs lektsiy. Almaty: AGU n.a. Abay, 2003. 300 p.

17. Mukanova S. D. Upravlenie innovatsionnymi protsessami v usloviyakh razvitiya sistemy obrazovaniya: monogr. Karaganda, 2014. 290 p.

18. Kulibaeva D. N. Metodologicheskie osnovy upravleniya obrazovatelnoy sistemoy shkol mezh-dunarodnogo tipa. Almaty, 2006. 480 p.

19. Bulin-Sokolova E. I., Obukhov A. S., Semenov A. L. Budushchee pedagogicheskoe obrazovanie. Napravlenie dvizheniya i pervye prakticheskie shagi. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2014, Vol. 19, No. 3, pp. 207-225.

20. Obukhov A. S. Issledovatelskaya deyatelnost kak sposob formirovaniya mirovozz-reniya. Narodnoe obrazovanie. 1999, No. 10, pp. 161-168.

21. Melnikova A. A. Kommunikativnaya sreda uchebno-issledovatelskoy deyatelnosti uslovie razvitiya subyektnoy pozitsii uchashchikhsya. In: Obukhov A. S. (Ed.) Issledovatelskaya deyatelnost uchashchikhsya: teoriya, metodika, praktika organizatsii: coll. art. in 2 vol. Vol. 1: Teoriya i metodika organizatsii issledovatelskoy deyatelnosti uchashchikhsya. Moscow: B-ka zhurnala "Issledovatelskaya rabota shkolnikov", 2007. Pp. 228-231.

22. Skarbich S. N. Sushchnost i komponenty issledovatelskikh kompetntsiy uchashchikhsya. In: Obukhov A. S. (Ed.) Issledovatelskiy podkhod v obrazovanii: ot teorii k praktike: coll. art. in 2 vol. Vol. 1. Teoriya i metodika. Moscow: B-ka zhurnala "Issledovatelskaya rabota shkolnikov", 2009. Pp. 89-100.

23. Vyatkina E. V. Razvitie issledovatelskoy kompetentnosti v klassakh istoriko-pravovo-go profilya. Issledovatel/Researcher. 2009, No. 3-4 (3-4), pp. 200-204.

24. Ushakov A. A. Razvitie issledovatelskoy kompetenosti uchashchikhsya profilnoy shkoly kak lichnostno-osmyslennogo opyta osushchestvleniya uchebno-issledovatel-skoy deyatelnosti. Vestn. Adygeyskogo gos. Un-ta. Ser. 3: Pedagogika i psikhologiya. 2008, No. 5, pp. 123-126.

25. Ibragimova E. M., Idiyatov I. E. Issledovatelskaya kompetentsiya: kharakteristika po-nyatiya. Obrazovanie i samorazvitie. 2015, No. 4 (46), pp. 24-26.

26. Abdildin Zh. M. O metodologicheskoy roli tselostnogo rassmotreniya sotsialnykh yavleniy. In: Materialisticheskaya dialektika kak metodologiya. Alma-Ata: Nauka, 1981. Pp. 203-356.

27. Khmel N. D. Tselostnyy pedagogicheskiy protsess kak predmet pedagogiki i ob»ekt deyatelnosti uchitelya. In: Pedagogika. Kurs lektsiy. Almaty, 2003. Pp. 42-217.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2017, № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.