Информация об авторе:
Сафонова Вера Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры фундаментальной математики КемГУ, [email protected].
Vera Yu. Safonova - Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Assistant Professor at the Department of Fundamental Mathematics, Kemerovo State University.
Статья поступила в редколлегию 21.09.2015 г.
УДК 37.018.46
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
В. И. Сахарова
THE FORMATION OF TEACHERS' RESEARCH COMPETENCE IN THE PROCESS OF QUALIFICATION IMPROVEMENT
V. I. Sakharova
В статье выделены исследовательские компетенции как компонент профессионализма современного педагога. Подчеркивается взаимосвязь преподавания и исследования в профессиональной деятельности педагога. Определены возможные пути вовлечения педагогов в исследовательскую деятельность в процессе повышения квалификации.
The paper highlights research competence as a component of the modern teacher's professionalism. The author emphasizes the correlation of teaching and research in the professional activity of a teacher. The study identified the possible ways to involve teachers in research activity in the process of retraining.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, компетентность, профессионализм.
Keywords: research activities, competence, professionalism.
Изменение требований к профессионализму и мастерству педагогических работников определено в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). На смену традиционному преподаванию должен прийти педагог-исследователь, консультант, руководитель проектов, организатор взаимодействия, фасилитатор. В этой связи необходимо обозначить особое место исследовательской компетентности специалистов в сфере образования, которая является интегральной составляющей их педагогической компетентности.
Как показало наше исследование, для формирования исследовательской компетентности педагога необходимо использовать различные ресурсы системы повышения квалификации, которая оперативно реагирует на возникающие потребности образовательной практики.
Для решения данной проблемы в ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» (ГБУ ДпО «КРИРПО») проведено исследование, в результате которого доказано, что исследовательская деятельность обогащает внутренний мир педагога, развивает творческий потенциал, повышает научный уровень знаний. Мы пришли к выводу, что исследовательская деятельность как важнейший компонент повышения профессионализма педагога -это целостная система принципов и методов изучения субъектов образовательного процесса и их деятельности, базирующаяся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленная на формирование исследовательской компетентности, профессионального мастерства и творчества педагога. Без постоянного обновления своих знаний и умений работа пе-
дагога-исследователя в современных условиях просто невозможна или сильно затруднена.
Исследовательскую компетентность педагогов характеризует социально-обусловленный уровень развития личности в данной деятельности, профессионально и личностно значимые качества их педагогической деятельности: мобильные, умеющие развиваться самостоятельно и быть конкурентоспособными на протяжении всей жизни; сохраняющие культурную традицию; обладающие осознанной системой нравственных ценностей.
Особое внимание мы уделяли стратегии подготовки педагогов к исследовательской деятельности в процессе повышения квалификации, направленной на обеспечение их субъектного развития и саморазвития в ней, формирование способности к проведению исследования для получения нового знания, планировать и выполнять соответствующие действия, анализировать исходные данные и оценивать результаты. Формировали у них способность к проектированию будущего, ответственность за него, веру в себя и в свои профессиональные способности влиять на это будущее.
Поскольку образовательная практика есть практика отношений между ее участниками (педагогом и обучающимися), то объектом педагогического исследования становится изучение образовательных отношений и их влияния на участников совместной образовательной деятельности. Это означает, что педагог как профессионал организует совместную образовательную деятельность с обучающимися, коллегами и строит образовательные отношения с ее участниками. Однако педагоги-практики не всегда понимают, что сегодня недостаточно быть просто профессионалом, минуя исследовательскую составляющую. Современное обра-
80
В. И. Сахароеа
зование, которое можно определить как инновационное, динамичное, открытое, обострило противоречие между традиционными функциями педагога как профессионала и необходимостью разрешать ситуации затруднения, неопределенности, выбора, которые требуют включенности исследовательской компетенции в педагогическую деятельность [4; 5; 7]. Если исходить из понимания компетенции как определенного результата применения знаний, умений и опыта человека в практической деятельности [6], то под исследовательскими компетенциями можно понимать результат применения исследовательской осведомленности, исследовательских умений и исследовательского опыта в реализации психолого-педагогических исследований в образовательной сфере.
Кроме того, квалификационные требования к педагогическим работникам предъявляются для овладения ими знаниями и умениями в области современных педагогических технологий; анализа учебно-методической работы по предмету; творческого решения педагогических задач; освоения новейших достижений педагогической науки; отбора форм, методов и средств обучения; исследовательских методов в работе; методики управления и прогнозирования педагогического процесса.
Подчеркивая необходимость и значимость дополнительного профессионального образования в освоении новых видов деятельности педагога, важно отметить, что система повышения квалификации стремится реагировать на требования и спрос потребителя, оценку качества подготовки, полную реализацию потенциала взрослых обучающихся с опорой на их запросы, интересы и склонности. Мы считаем, что содержание повышения квалификации педагогов должно быть направлено на помощь в осмыслении своей профессиональной позиции и определении индивидуальной траектории личностно профессионального роста педагога.
Содержание подготовки педагогов к исследовательской деятельности направлено на осознание педагогической проблемы, поиск идеи ее решения; способность определить замысел, провести педагогический эксперимент, научную презентацию идеи; осуществить внедрение результатов в педагогическую практику.
Технологию подготовки педагогов к исследовательской деятельности мы рассматриваем как процесс взаимодействия обучающего и обучаемого по формированию у педагога исследовательского мышления, овладения специальным научным знанием, механизмами, средствами, способами и приемами получения и преобразования продукта исследовательской деятельности для реализации его в педагогической практике. Технологическая составляющая модели подготовки педагогов включает современные информационно-коммуникативные и педагогические технологии, научно-методический и информационный комплекс. В ходе исследования использовались такие педагогические технологии, как проблемное, проектное, модульное обучение; игровые, информационные и другие технологии, способствующие достижению дидактических целей, применению способов и средств активизации педагогов. Научно-методический и информационный комплекс «Основы научных исследований» состоит из модулей по изучению методологических и психолого-педагогических основ научного исследования; изуче-
нию и освоению методов и способов работы с научной информацией; спецкурсов по овладению способами деятельности, необходимыми для решения профессиональных исследовательских задач.
Проблема личностно-профессионального развития педагога и студентов в ходе исследовательской деятельности рассматривается в учебном пособии «Формирование культуры исследовательской деятельности субъектов образовательного процесса», где раскрыты психолого-педагогические основы исследовательской деятельности, актуализированы задачи и проблемные вопросы прикладных исследований, содержатся практические рекомендации для преподавателей учреждений профессионального образования, дано описание методов и приемов активизации обучения, отвечающие требованиям ФГОС [2].
С учетом специфики нашего исследования особое внимание уделялось формированию у педагогов осознания ответственности, способности понимания и желания достичь успеха в ходе решения исследовательских задач. При этом создавались условия в образовательном процессе, ориентированные на развитие мотивации и приобретение педагогом исследовательского опыта. Так, применение гуманистического подхода способствовало акцентированию внимания на способности субъекта преобразовывать себя через деятельность, что стало важной предпосылкой, определяющей формирование исследовательской компетентности педагогов.
Освоение педагогическими работниками принципов построения алгоритма исследовательской деятельности способствовало осознанию ими логики исследовательского процесса, созданию технологических цепочек по аналогии с предложенными, а затем самостоятельно. Алгоритмы технологических цепочек осознаются как инструмент самоорганизации вне тесной связи с конкретной педагогической проблемой (исследовательской задачей). В результате педагоги приобретают ценное технологическое знание, которое позволяет им самостоятельно решать различного типа исследовательские задачи.
Специфика предлагаемых нами форм и методов организации исследовательской деятельности педагогических работников состоит в том, что их основой является моделирование личностно-развивающих ситуаций в ходе коллективной и индивидуальной рефлексии, сравнительно-аналитической работы, использования методики моделирования, «погружения» в исследовательскую среду. Предлагаемые формы и методы реализовывались через лекционно-семинарские занятия, научно-тематические семинары, организаци-онно-деятельностные и деловые игры, решение профессиональных исследовательских задач, участие слушателей в научно-исследовательской работе кафедр ГБУ ДПО «КРИРПО»; выполнение заданий исследовательского характера в рамках стажировки (психолого-педагогической практики) на базе учреждений среднего профессионального образования; выполнение выпускных квалификационных работ, исследовательских проектов и др.
Установлено, что в процессе повышения квалификации у педагогов происходит приращение обобщенных умений самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи различных типов, приобретать опыт
Вестник Кемеровского государственного университета 2015 № 4 (64) Т. 2 81
исследовательской деятельности и формировать позитивную мотивацию к ней.
По результатам опроса педагогов на курсах повышения квалификации и научно-методических семинарах в ГБУ ДПО «КРИРПО» респонденты отмечали, что современному педагогу, педагогу-исследователю, высококвалифицированному специалисту с творческим началом присущи:
- особая увлеченность;
- нацеленность на оптимальные результаты в воспитании и обучении студентов;
- глубокое уважение к личности студента, вера в его возможности;
- способность видеть проблему, противоречия;
- стремление достигать наиболее эффективных для конкретных условий результатов, даже если условия работы неблагоприятны;
- чувство новизны, чуткость к противоречиям, критичность, склонность к творческому сомнению, способность испытывать внутреннюю борьбу, информационный голод;
- интуиция, творческое воображение, остроумие, способность открывать аналогии, вдохновенность, оригинальность (нестандартность) мышления, смелость, способность принимать и предлагать новое;
- самокритичность, упорство в доведении дела до конца, способность пользоваться различными формами доказательств, обоснование результатов творчества, достаточная широта и глубина знаний, опыта и умений.
Однако для педагога-исследователя характерна еще одна позиция по отношению к собственной деятельности, когда сама деятельность выступает в качестве особого предмета анализа, осмысления и оценки. Рефлексивное отношение человека к собственной деятельности является одним из условий ее осознания, критического анализа и конструктивного совершенствования.
Мы разделяем позицию В. И. Загвязинского, что педагогу-исследователю необходимы общая культура, профессиональные умения, опыт учебно-воспитательной работы, специальные знания и умения, такие как
наблюдать, анализировать, обобщать явления, выделять главное, видеть альтернативу очевидному, напрашивающемуся решению, соединять точный расчет с фантазией и догадкой [3].
Особенности современного педагога-исследователя в том, что он ставит перед собой достаточно сложные психолого-педагогические и методические проблемы, связанные, прежде всего, с воспитанием творческой личности. По мнению В. Б. Бондаревского, педагог-исследователь отличается тем, что «хорошо знает пути достижения цели, постоянно анализирует конкретные факты, в том числе свои собственные ошибки и просчеты, стремится на научной основе решать повседневные задачи обучения и воспитания. Его не пугают временные неудачи» [1].
К исследовательской компетентности, которой должен обладать педагог-исследователь, мы относим: готовность к изменениям; способность быстро и адекватно реагировать на внештатные ситуации; видеть и определять проблему, находить пути ее решения, давать оценку результатов; осуществлять наблюдение и анализ педагогических явлений и фактов, на их основе составлять и решать профессиональные педагогические задачи, выдвигать гипотезу; концентрироваться на важном, расставлять приоритеты, планировать, разрабатывать и проводить эксперимент; обрабатывать и обобщать его результаты; оформлять материалы в виде отчета-реферата, доклада, научной статьи; работать с первоисточниками; использовать достижения смежных с педагогикой наук.
Таким образом, сопоставление признаков, характеризующих исследовательскую компетентность педагога, дает основание предположить о возможности на основе их развития совершенствовать профессионализм педагога. Показателями такого совершенствования окажутся новые знания, умения в профессионально значимых отраслях науки, развитие личностных качеств, определяющих современного педагога-исследователя, и результаты собственной профессиональной деятельности.
Литература
1. Бондаревский В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М., 2005. 121 с.
2. Губанова М. И., Сахарова В. И. Формирование культуры исследовательской деятельности субъектов образовательного процесса: учеб. пособие. Кемерово: КРИПкиПРО, 2013. 178 с.
3. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие. М.: Академия, 2006. 176 с.
4. Никитина Л. А. Исследовательские проекты в методической подготовке педагога: учебно-методическое пособие. Барнаул: АлтГПА, 2009. 93 с.
5. Поздеева С. И. Открытое совместное действие педагога и ребенка: содержание, признаки, результаты // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. Вып. 4(119). С. 198 - 202.
6. Подольский О. А., Попов Д. С. Первое исследование компетенций взрослых в России // Вопросы образования. 2014. № 2. С. 82 - 109.
7. Румбешта Е. А., Пищулова А. С. Формирование информационной, коммуникативной исследовательской компетенции в процессе обучения школьников // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. Вып. 7(85). С. 15 - 19.
Информация об авторе:
Сахарова Валентина Ивановна - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования Кузбасского регионального института развития профессионального образования, г. Кемерово, Россия, [email protected].
Valentina I. Sakharova - Doctor of Pedagogics, Associate Professor, Professor at the Department of Pedagogy and Psychology of Professional Education, Kuzbass Regional Institute of Professional Education Development.
Статья поступила в редколлегию 17.09.2015 г.
82 | Вестник Кемеровского государственного университета 2015 № 4 (64) Т. 2