УДК 378.016:004,7 ББК 74.58 В-27
Велигоненко Наталья Ивановна, старший преподаватель ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления», e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТРУМЕНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ВУЗА
(рецензирована)
В статье раскрываются сущность и структура инструментальных компетенций, рассматриваются способы их формирования у студентов первого курса посредством работы с учебными и научными текстами; предлагается форма организации обучения поиску информации в сети Интернет с использованием Web-квестов.
Ключевые слова: инструментальные компетенции, федеральный государственный стандарт, студенты, вуз, Web-квесты.
Veligonenko Natalia Ivanovna, senior lecturer of SBEI HPE “Academy of Social Management”, e-mail: [email protected].
FORMATION OF INSTRUMENTAL COMPETENCE IN THE FIRST YEAR UNIVERSITY STUDENTS
(Reviewed)
The article reveals the essence and structure of instrumental competence; ways of its formation in the first-year students by working with academic texts have been discus-sed; forms of learning searching the Internet using Web-quests have been proposed.
Keywords: instrumental competence, federal government standard, students, university, Web-quests.
Новым поколением Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) 3-го поколения предусмотрена двухуровневая система компетенций, которая должна быть сформирована у выпускника вуза. Она включает в себя общие и специальные компетенции.
В стандарте выделяются:
- универсальные компетенции, в структуру которых входят общенаучные, инструментальные, социально-личностные и общекультурные;
- общепрофессиональные (по видам деятельности).
ФГОС дает следующие определения:
Компетенция - способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных профессиональных и жизненных ситуациях [1].
Компетентность - уровень владения выпускником совокупностью компетенций, отражающий степень готовности к применению знаний, умений, навыков и сформированных на их основе компетенций для успешной деятельности в определенной области.
Таким образом, под компетентностью, с одной стороны, понимается интегрированная характеристика качеств личности, с другой - результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях) [2]. Сформированность компетентности у выпускника вуза оценивают на основе совокупности умений (интегративно отражающих эту компетентность) и его поведенческих (психологических) реакций, проявляющихся в разнообразных жизненных ситуациях.
Для студента первого курса особое значение приобретают инструментальные компетенции, которые, по мнению И.А. Зимней [3], выступают в качестве условий развития его умений и приобретения знаний.
Пунтус Е.В. [4] предлагает рассматривать инструментальные компетенции как систему фундаментальных, надпрофессиональных качеств личности, включающую общие знания, методологические способности, технологические и лингвистические навыки,
которые создают основу для успешного овладения специальными компетенциями и будущей эффективной деятельность в профессиональной, личной и общественной жизни.
В структуре инструментальных компетенций особое место занимает информационнотехнологическая составляющая, которая включает в себя умения работать с информацией; навыки работы на компьютере и использование информационно-коммуникационных технологий.
В процессе формирования инструментальной компетентности у студентов первого курса ключевое значение имеет овладение навыками работы с литературой - учебными и научными текстами. Этот процесс предполагает четыре направления:
1) поиск искомой информации в различных источниках;
2) запоминание и понимание полученной информации;
3) осмысление и анализ текстов, определение своего отношения к ним;
4) использование освоенного материала для получения новых знаний или нового продукта.
Для реализации вышеперечисленных направлений используются следующие виды
работ:
- написание аннотаций - краткое изложение содержания, характера и назначения прочитанного;
- составление плана - описание логики построения текста;
- составление тезисов - лаконичное описание главных мыслей идей;
- цитирование - дословное воспроизведение выдержек из текста;
- конспектирование - краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Кроме работы с литературными источниками, студентам на этом этапе обучения необходимо овладеть навыками работы с информацией в сети Интернет, что предполагает использование web-браузеров, баз данных, пользование различными информационнопоисковыми и информационно-справочными системами, автоматизированными библиотечными системами, электронными журналами. Такая деятельность может быть эффективно организована с помощью Web-квестов - проектов с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Под Web-квестом понимают вид исследовательской деятельности, организованный с осуществлением поиска информации в сети Интернет специальным образом подобранному списку адресов. Web-квесты создаются для формирования у обучаемых навыков работы с информацией, содержащейся в различных источниках, ее анализа, синтеза, оценки и продуктивного использования, а также умений критического мышления.
Разработка данного вида деятельности впервые была осуществлена Берни Доджем и Томом Марчем в 1995 году в государственном университете Сан-Диего [5, 6, 7].
Если рассматривать web-квест как специальным образом организованную web-страницу, то она должна включать в себя следующие части:
1. Постановка проблемы с указанием сроков работы.
2. Учебно-познавательная задача (задание).
3. Указание ссылок на ресурсы сети, которые необходимые для его выполнения.
4. Описание хода работ, с указанием основных этапов и сроков.
5. Рекомендации по переработке информации, ее визуализация с помощью, дерево понятий, интеллектуальных карт, диаграмм и др.
6. Представление выводов и результат области их применения и направлений дальнейших исследований.
Web-квесты бывают краткосрочными и долгосрочными. Цель краткосрочных состоит в пополнении знаний и их включение в уже имеющуюся систему знаний. Длительность краткосрочного web-квеста обычно не превышает трех сеансов. Долгосрочные web-квесты ориентированы на расширение имеющихся знаний. Завершение работы над долгосрочным web-квестом предполагает, что студент сможет осуществить анализ полученных знаний, уметь их трансформировать и самостоятельно ставить новые задачи по данной теме. Работа над долгосрочным web-квестом может длиться от одной недели до двух
месяцев.
Web-квесты используют, если надо составить различные базы данных, например, словарь терминов, тезаурус, каталог, набор различных моделей или методов, сборник задач по теме или на применение некоторого метода.
Организовывать Web-квесты лучше всего в мини-группах, однако возможно и индивидуальное выполнение web-квестов студентами.
Web-квест могут быть как монопредметными, так и межпредметным. Как показывает практика, во втором случае данная работа обладает большей эффективностью.
Роль педагога при проведении Web-квестов заключается в создании условий для активной самостоятельной умственной деятельности студентов и стимулировании их инициативы к получению новых знаний. Студенты, в этом случае, становятся ответственными за процесс и результат обучения.
Основными преимуществами Web-квеста как образовательной технологии являются:
- актуализация знаний в учебных задач в соответствии с интересами обучаемых;
- формирование у студентов исследовательских навыков;
- возможность осуществления межпредметной интеграции;
- постановка реальных проблем в учебных задачах;
- широкий доступ к информационным ресурсам;
- оценка проекта различными экспертами (преподавателями, сокурсниками и др.);
- формирование коммуникативной культуры студентов.
Web-квесты позволяют включить фундаментальные знания в исследовательскую и творческую работу студентов, способствуют рефлексии собственной деятельности и формированию универсальных компетенций.
Литература:
1. Проекты Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования // http://mon.gov.ru/pro/fgos/vpo/.
2. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические аспекты). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 114 с.
3. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Иностранные языки в школе. 2012. №6. С. 2-10.
4. Пунтус Е.В. Инструментальные компетенции в системе аграрного колледжа при изучении гуманитарных дисциплин: принципы формирования // Молодой ученый. 2011. Т. 2. №6. С. 155-157.
5. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests. 1997 //
http://webquest.sdsu.edu/about_webquests.html
6 Dodge B. WebQuest Taskonomy: A Taxonomy of Tasks. 1999 //
http://webquest.sdsu.edu/taskonomy.html.
7. March T. What's on the Web? Sorting Strands of the World Wide Web for Educators. 1995-2001 // http://www.ozline.com/learning/webtypes.html.
References:
1. Projects of the Federal state educational standard of higher education // http://mon.gov.ru/pro/fgos/vpo/.
2. Baydenko V.I. Competence approach to the design of the state educational standards of higher education (and methodological aspects). M.: Research Center of the quality of training, 2005. 114 p.
3. Zimnaya I.A. Competence and expertise in the context of the competence-based approach in education //Foreign languages in school. 2012. № 6. P. 2 - 10.
4. Puntus E.V. Instrumental competence in the agricultural college in the study of the humanities: principles of formation // Young scientist. 2011. №6. V. 2. P. 155 - 157.
5. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests. 1995 - 1997 // URL:
http://webquest.sdsu.edu/about_webquests.html
6. Dodge B. WebQuest Taskonomy: A Taxonomy of Tasks. 1999 // URL: http://webquest.sdsu.edu/taskonomy.html.
7. March T. What's on the Web? Sorting Strands of the World Wide Web for Educators. 1995-2001 // URL: http://www.ozline.com/learning/webtypes.html