Научная статья на тему 'Формирование инструменальных компетенций у студентов первого курса вуза'

Формирование инструменальных компетенций у студентов первого курса вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ / СТУДЕНТЫ / ВУЗ / WEB-КВЕСТЫ / INSTRUMENTAL COMPETENCE / FEDERAL GOVERNMENT STANDARD / STUDENTS / UNIVERSITY / WEB-QUESTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Велигоненко Наталья Ивановна

В статье раскрываются сущность и структура инструментальных компетенций, рассматриваются способы их формирования у студентов первого курса посредством работы с учебными и научными текстами; предлагается форма организации обучения поиску информации в сети Интернет с использованием Web-квестов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of instrumental competence in the first year university students

The article reveals the essence and structure of instrumental competence; ways of its formation in the first-year students by working with academic texts have been discus-sed; forms of learning searching the Internet using Web-quests have been proposed.

Текст научной работы на тему «Формирование инструменальных компетенций у студентов первого курса вуза»

УДК 378.016:004,7 ББК 74.58 В-27

Велигоненко Наталья Ивановна, старший преподаватель ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления», e-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТРУМЕНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ВУЗА

(рецензирована)

В статье раскрываются сущность и структура инструментальных компетенций, рассматриваются способы их формирования у студентов первого курса посредством работы с учебными и научными текстами; предлагается форма организации обучения поиску информации в сети Интернет с использованием Web-квестов.

Ключевые слова: инструментальные компетенции, федеральный государственный стандарт, студенты, вуз, Web-квесты.

Veligonenko Natalia Ivanovna, senior lecturer of SBEI HPE “Academy of Social Management”, e-mail: [email protected].

FORMATION OF INSTRUMENTAL COMPETENCE IN THE FIRST YEAR UNIVERSITY STUDENTS

(Reviewed)

The article reveals the essence and structure of instrumental competence; ways of its formation in the first-year students by working with academic texts have been discus-sed; forms of learning searching the Internet using Web-quests have been proposed.

Keywords: instrumental competence, federal government standard, students, university, Web-quests.

Новым поколением Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) 3-го поколения предусмотрена двухуровневая система компетенций, которая должна быть сформирована у выпускника вуза. Она включает в себя общие и специальные компетенции.

В стандарте выделяются:

- универсальные компетенции, в структуру которых входят общенаучные, инструментальные, социально-личностные и общекультурные;

- общепрофессиональные (по видам деятельности).

ФГОС дает следующие определения:

Компетенция - способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных профессиональных и жизненных ситуациях [1].

Компетентность - уровень владения выпускником совокупностью компетенций, отражающий степень готовности к применению знаний, умений, навыков и сформированных на их основе компетенций для успешной деятельности в определенной области.

Таким образом, под компетентностью, с одной стороны, понимается интегрированная характеристика качеств личности, с другой - результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях) [2]. Сформированность компетентности у выпускника вуза оценивают на основе совокупности умений (интегративно отражающих эту компетентность) и его поведенческих (психологических) реакций, проявляющихся в разнообразных жизненных ситуациях.

Для студента первого курса особое значение приобретают инструментальные компетенции, которые, по мнению И.А. Зимней [3], выступают в качестве условий развития его умений и приобретения знаний.

Пунтус Е.В. [4] предлагает рассматривать инструментальные компетенции как систему фундаментальных, надпрофессиональных качеств личности, включающую общие знания, методологические способности, технологические и лингвистические навыки,

которые создают основу для успешного овладения специальными компетенциями и будущей эффективной деятельность в профессиональной, личной и общественной жизни.

В структуре инструментальных компетенций особое место занимает информационнотехнологическая составляющая, которая включает в себя умения работать с информацией; навыки работы на компьютере и использование информационно-коммуникационных технологий.

В процессе формирования инструментальной компетентности у студентов первого курса ключевое значение имеет овладение навыками работы с литературой - учебными и научными текстами. Этот процесс предполагает четыре направления:

1) поиск искомой информации в различных источниках;

2) запоминание и понимание полученной информации;

3) осмысление и анализ текстов, определение своего отношения к ним;

4) использование освоенного материала для получения новых знаний или нового продукта.

Для реализации вышеперечисленных направлений используются следующие виды

работ:

- написание аннотаций - краткое изложение содержания, характера и назначения прочитанного;

- составление плана - описание логики построения текста;

- составление тезисов - лаконичное описание главных мыслей идей;

- цитирование - дословное воспроизведение выдержек из текста;

- конспектирование - краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.

Кроме работы с литературными источниками, студентам на этом этапе обучения необходимо овладеть навыками работы с информацией в сети Интернет, что предполагает использование web-браузеров, баз данных, пользование различными информационнопоисковыми и информационно-справочными системами, автоматизированными библиотечными системами, электронными журналами. Такая деятельность может быть эффективно организована с помощью Web-квестов - проектов с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Под Web-квестом понимают вид исследовательской деятельности, организованный с осуществлением поиска информации в сети Интернет специальным образом подобранному списку адресов. Web-квесты создаются для формирования у обучаемых навыков работы с информацией, содержащейся в различных источниках, ее анализа, синтеза, оценки и продуктивного использования, а также умений критического мышления.

Разработка данного вида деятельности впервые была осуществлена Берни Доджем и Томом Марчем в 1995 году в государственном университете Сан-Диего [5, 6, 7].

Если рассматривать web-квест как специальным образом организованную web-страницу, то она должна включать в себя следующие части:

1. Постановка проблемы с указанием сроков работы.

2. Учебно-познавательная задача (задание).

3. Указание ссылок на ресурсы сети, которые необходимые для его выполнения.

4. Описание хода работ, с указанием основных этапов и сроков.

5. Рекомендации по переработке информации, ее визуализация с помощью, дерево понятий, интеллектуальных карт, диаграмм и др.

6. Представление выводов и результат области их применения и направлений дальнейших исследований.

Web-квесты бывают краткосрочными и долгосрочными. Цель краткосрочных состоит в пополнении знаний и их включение в уже имеющуюся систему знаний. Длительность краткосрочного web-квеста обычно не превышает трех сеансов. Долгосрочные web-квесты ориентированы на расширение имеющихся знаний. Завершение работы над долгосрочным web-квестом предполагает, что студент сможет осуществить анализ полученных знаний, уметь их трансформировать и самостоятельно ставить новые задачи по данной теме. Работа над долгосрочным web-квестом может длиться от одной недели до двух

месяцев.

Web-квесты используют, если надо составить различные базы данных, например, словарь терминов, тезаурус, каталог, набор различных моделей или методов, сборник задач по теме или на применение некоторого метода.

Организовывать Web-квесты лучше всего в мини-группах, однако возможно и индивидуальное выполнение web-квестов студентами.

Web-квест могут быть как монопредметными, так и межпредметным. Как показывает практика, во втором случае данная работа обладает большей эффективностью.

Роль педагога при проведении Web-квестов заключается в создании условий для активной самостоятельной умственной деятельности студентов и стимулировании их инициативы к получению новых знаний. Студенты, в этом случае, становятся ответственными за процесс и результат обучения.

Основными преимуществами Web-квеста как образовательной технологии являются:

- актуализация знаний в учебных задач в соответствии с интересами обучаемых;

- формирование у студентов исследовательских навыков;

- возможность осуществления межпредметной интеграции;

- постановка реальных проблем в учебных задачах;

- широкий доступ к информационным ресурсам;

- оценка проекта различными экспертами (преподавателями, сокурсниками и др.);

- формирование коммуникативной культуры студентов.

Web-квесты позволяют включить фундаментальные знания в исследовательскую и творческую работу студентов, способствуют рефлексии собственной деятельности и формированию универсальных компетенций.

Литература:

1. Проекты Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования // http://mon.gov.ru/pro/fgos/vpo/.

2. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические аспекты). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 114 с.

3. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Иностранные языки в школе. 2012. №6. С. 2-10.

4. Пунтус Е.В. Инструментальные компетенции в системе аграрного колледжа при изучении гуманитарных дисциплин: принципы формирования // Молодой ученый. 2011. Т. 2. №6. С. 155-157.

5. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests. 1997 //

http://webquest.sdsu.edu/about_webquests.html

6 Dodge B. WebQuest Taskonomy: A Taxonomy of Tasks. 1999 //

http://webquest.sdsu.edu/taskonomy.html.

7. March T. What's on the Web? Sorting Strands of the World Wide Web for Educators. 1995-2001 // http://www.ozline.com/learning/webtypes.html.

References:

1. Projects of the Federal state educational standard of higher education // http://mon.gov.ru/pro/fgos/vpo/.

2. Baydenko V.I. Competence approach to the design of the state educational standards of higher education (and methodological aspects). M.: Research Center of the quality of training, 2005. 114 p.

3. Zimnaya I.A. Competence and expertise in the context of the competence-based approach in education //Foreign languages in school. 2012. № 6. P. 2 - 10.

4. Puntus E.V. Instrumental competence in the agricultural college in the study of the humanities: principles of formation // Young scientist. 2011. №6. V. 2. P. 155 - 157.

5. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests. 1995 - 1997 // URL:

http://webquest.sdsu.edu/about_webquests.html

6. Dodge B. WebQuest Taskonomy: A Taxonomy of Tasks. 1999 // URL: http://webquest.sdsu.edu/taskonomy.html.

7. March T. What's on the Web? Sorting Strands of the World Wide Web for Educators. 1995-2001 // URL: http://www.ozline.com/learning/webtypes.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.