ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ СЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Л. ю. титов,
кандидат экономических наук, доцент орловский государственный технический университет
По своей сути, инновационная сеть является открытой экономической системой, состоящей из множества самостоятельных хозяйственных единиц. Формирование инновационных сетей представляет собой процесс анализа факторов и обстоятельств, подбора и соединения подходящих экономических объектов в единую сеть. С учетом происходящих перемен, связанных с изменениями в области технологии, информации и управления, процесс формирования инновационных сетей требует разработки определенных принципов.
Формирование инновационных сетей происходит в условиях становления и развития постиндустриального общества. Постиндустриальное общество — это «новый принцип социально-технологической организации и новый образ жизни, вытесняющий индустриальную систему» [1, с. 109]. «В таком обществе глобальная экономика в корне отличается от международной. Это единая система хозяйства, объединение рынков капитала, валют и товаров. Границы между странами практически исчезли. Капитал направляется туда, где есть наибольшая отдача от инвестиций или добавленной стоимости» [1, с. 127—128]. Можно сказать, что Д. Белл уже тогда предвидел становление сетевых форм развития экономики и общества, в том числе и инновационных сетей, т. к. именно инновации в современной экономике дают большую отдачу и приносят большие прибыли. Об этом свидетельствуют уровни развития таких стран, как США, Япония и Западной Европы. Данные страны, говоря словами Д. Белла, занимают высшие ступени «технологической лестницы».
Формирование инновационных сетей должно подчиняться общим законам формирования постиндустриального общества. Здесь можно согласиться с мнением Б. Кузыка и Ю. Яковца, что формирование современной парадигмы развития, в т. ч. и политика формирования инновационных
сетей, должна учитывать определенные факторы, определяющие вектор современного развития.
Демографический фактор. Демографический кризис XXI в. выразится в двух тенденциях. В одних странах будет продолжаться кризис перенаселения, связанный с ростом демографической нагрузки на природу и экономику, с проблемой занятости населения, бедности. В других — кризис депопуляции, вызывающий ухудшение возрастной структуры населения и падение его инновационности. Сокращение численности населения, тенденция к постарению населения наблюдаются в более развитых регионах мира, но впоследствии может охватить всю планету. Даже в Китае — по прогнозам — после 2040 г. ожидается сокращение численности населения [2]. Это означает усиление консерватизма и сложности осуществления радикальных инноваций, возможность увеличения разрыва и конфликтов между сменяющимися друг друга символическими поколениями [3, с. 22—23].
Рост образованности населения, увеличение миграционных потоков, формирование глобального информационного пространства определяют ускоренный рост потребностей, который наталкивается на ограниченные возможности роста производства для удовлетворения этих потребностей. Это вызывает углубляющуюся стратификацию как внутри стран между слоями с разным уровнем жизни, так и между богатыми и бедными странами и цивилизациями [там же, с. 23].
Экологический фактор. Он также проявляется в двух тенденциях. С одной стороны, быстрое увеличение численности населения и еще более высокие темпы роста его потребностей и потребления приведут к значительному увеличению плотности населения и нагрузки на природные ресурсы, особенно невозобновляемые. В этих условиях нужны принципиально новые решения, инновации, резко сокращающие потребности общества
в ископаемом топливе и сырье, лесных и водных ресурсах, обрабатываемой земле. С другой стороны, растущее загрязнение окружающей среды. В этих условиях необходимо соблюдать условия, при которых невозможно перейти ту грань, когда начнутся необратимые изменения в окружающей человека природной среде, ведущие к глобальной экологической катастрофе. Для этого необходимо повсеместное внедрение экологических инноваций, сокращающих и предупреждающих загрязнение окружающей среды [там же, с. 24—25].
Технологический фактор. Он представляет собой осуществление волны эпохальных и базисных инноваций, которые откроют дорогу к постиндустриальному технологическому способу производства, позволяющему многократно повысить производительность труда и абсолютно сократить потребление природных ресурсов и вредные выбросы в окружающую среду [там же, с. 27].
Данные факторы развития создают условия для формирования инновационных сетей. К таким условиям, прежде всего, относятся, во-первых, гуманизация технологического прогресса, его структуры, направленность интеллектуальных и инженерных сил, открытий, изобретений и инноваций на удовлетворение потребностей человека в экологически чистом продовольствии, борьбу с болезнями и укрепление здоровья, повышение уровня образования, сохранение и обогащение культурного наследия во всем его многообразии. Во-вторых, экологизация технологического прогресса, освоение и распространение принципиально новых безотходных технологий, возобновляемых источников энергии, средств мониторинга окружающей среды, что позволит уменьшить темпы роста потребляемых ресурсов и выбросов в окружающую среду. В-третьих, демилитаризация науки и технологий, которая проявляется в использовании конверсионного потенциала военно-технического сектора, где накопилось огромное количество технологий двойного назначения. Такие технологии могут быть источником высокоэффективных технологических систем в гражданском секторе экономики, гуманитарном секторе. В-четвертых, глобализация научно-технологического переворота, быстрое распространение его достижений по всем странам и цивилизациям для сокращения технологического и экономического разрыва между ними.
Данные факторы и условия порождают необходимость формирования новой инновационной парадигмы развития человечества и всех стран, и разработки методологических принципов форми-
рования инновационных сетей. К таким принципам необходимо отнести следующие.
1. Добровольность участников в своих действиях. Этот принцип отражается в процессе принятия решений об участии в сети. Инновационная сеть — это объединение самостоятельных объектов на основе партнерства и контракта, следовательно, добровольное участие всех ее членов в совместной инновационной деятельности имеет первостепенное значение. Без этого нельзя сформировать жизнеспособную экономическую сеть.
Каждый потенциальный кандидат инновационной сети должен самостоятельно провести всесторонний анализ внутренних и внешних условий, без содействия со стороны организаторов сети, и добровольно принять решение о своем участии в этой системе. При этом необходимо учитывать особенности и собственные цели. Добровольность предполагает действие по собственному желанию. В данном случае в соответствии с задачей данной работы добровольность — это собственное желание каждого участника сети, которая отражается во взаимоотношении всех участников сети к поставленной проблеме. По степени этого взаимоотношения можно выделить всеобщую и стратегическую добровольность инновационной сети.
Всеобщая добровольность предполагает, что решение, принятое одним из участников инновационной сети, соответствует желаниям всех или большинства участников сети. Это идеальное состояние, к которому должны стремиться все участники инновационной сети. Практика уже доказала, что если согласие в организации достигает отметки 65 % от общего числа ее членов-участников, то это уже большой залог успеха принятого решения.
Стратегическая добровольность отражает собственное желание каждого участника инновационной сети, принимающего решение. Такая добровольность дает представление о степени психологической и экономической готовности каждого участника сети, а также предупреждает стороны, принимающие решения о будущей ответственности.
К основным механизмам обеспечения добровольности при принятии решения об участии в инновационной сети можно отнести:
• точное описание ситуации, которое необходимо для того, чтобы довести до каждого участника информацию о сложившейся ситуации;
• четкое формирование сущности предлагаемого решения, с подробным описанием структуры предлагаемого решения, включая причины, цели, принцип действия, ожидаемый результат;
• всесторонне информационное обеспечение, заключающееся в создании механизма, обеспечивающего качественную, объективную и полноценную информацию;
• масштабное обсуждение, направленное на создание трибуны для вступления и установки различных точек зрения всех участников;
• итоговые анализы и выводы, которые дают глубокое понимание проблемы и играют роль «ориентатора» для правильного принятия решения, помогают иметь общую картину о позиции членов сети, их основные реакции и действия перед предлагаемым решением;
• открытость результата принятых решений и объяснения и причины.
Добровольность инновационной сети в своих действиях отражается в понимании добровольности каждого ее члена в процессе обсуждения, анализа возникающего вопроса, в умении сделать собственные выводы и высказать свою точку зрения.
2. Принцип единства. Как известно, любая организация или система эффективно работает только в том случае, когда она соблюдает принцип единства. В процессе формирования инновационных сетей, основой которых является соединение самостоятельных инновационных предприятий и организаций, этот принцип имеет особое значение. Единство инновационной сети выражается в разных аспектах: в общих целях, общих стратегиях развития, единой структуре. Можно выделить основные виды единства, на которые следует обратить внимание при формировании инновационных сетей.
Юридическое единство. Несмотря на то, что каждый участник инновационной сети может иметь полноценную юридическую самостоятельность, при ее формировании необходимо заранее определить форму будущей организации. Имея определенный юридический статус, инновационная сеть утверждает свое существование в общей социально-экономической системе. Юридические формы инновационных сетей могут быть разными (товарищества, кооперативы, АО, унитарные организации и учреждения и др.), однако сущность их выбора заключается в максимизации эффективности работы каждого участника в отдельности и самой сети в целом.
Экономическое единство — создает условия, с помощью которых все члены инновационной сети могут конструктивно содействовать между собой для достижения общих целей. У каждого участника инновационной сети есть собственные цели и ресурсы. В процессе формирования единого экономического
пространства обеспечивается каждому участнику максимально возможная выгода при минимальном использовании общих и отдельных ресурсов. Экономическое единство формируется с учетом не только экономических, но и юридических и социальных факторов. Такое единство формируется на основе концепции устойчивого развития сети.
Целевое стратегическое единство — заключается в том, что при разработке целевого стратегического развития инновационной сети необходимо рассматривать сеть как единую организацию или систему. Общие стратегии, миссии, цели, задачи всегда имеют приоритетные значения перед любым участником системы. В целом, процесс формирования единого целевого стратегического развития инновационной сети, как и для других организаций, включает в себя набор стандартных управленческих действий, предложенных в работах Мескона М., Альбера М., Хедоури Ф.[4], Ансофа И.[5], Томпсона А., Стрикленда А.[6]. К ним относятся:
• формирование, обоснование и выбор миссии;
• формирование стратегической концепции, доктрины;
• определение целей (цели);
• всесторонний анализ на микро- и макроуровнях;
• выявление особенностей организации, ее сильных и слабых сторон в складывающихся условиях;
• разработка альтернативных возможностей, моделей развития;
• выбор наилучшего варианта, соответствующего поставленным целям;
• процесс осуществления выбранной стратегии, программы;
• контроль и оценка стратегии;
• внесение необходимых корректировок. Использование данного набора управленческих действий позволит создаваемой инновационной сети функционировать как единой системе, движущейся к определенной цели под четкой формулировкой миссии.
3. Принцип определения сферы деятельности участников, их значение и место в будущей сети. Всех участников инновационной сети условно можно разделить на четыре группы. Схема взаимосвязи между участниками инновационной системы представлена на рис. 1.
Инновационная подсистема состоит из совокупности взаимосвязанных между собой хозяйственных объектов, осуществляющих процесс разработки,
Рис. 1. Взаимосвязь элементов инновационной сети
создания и производства инноваций. Сюда относятся все инновационно-активные предприятия, осуществляющие инновационную деятельность по разработке и производству инноваций и интеллектуальных продуктов. Эта подсистема обеспечивает максимально эффективное производство инновационных и интеллектуальных продуктов при оптимальном использовании своих ресурсов.
Инновационная инфраструктура, как обеспечивающая подсистема, является объединением объектов, непосредственно не участвующих в создании и производстве инноваций, но играющих важную роль в обеспечении этого процесса. Эта подсистема обеспечивает инновационную сеть необходимыми ресурсами и услугами. Она включает в себя три части. Первая — это научно-техническое обеспечение, которое включает в себя предприятия, действующие на рынке технологий, информационных ресурсов и услуг. Рынок технологий и рынок информационных ресурсов является той базой, которая формирует уровень функционирования всей инновационной сети соответственно уровню научно-технического прогресса. Сюда относят технопарки, технополисы, технограды, бизнес-инкубаторы и др. структуры.
Рынок услуг включает все внешние сервисные услуги, такие как оказание транспортных или складских услуг, предоставление каналов связи, консультации, строительство непроизводственных основных фондов и др. Вторая — рынок природно-ресурсного обеспечения — это первоисточник материально-сырьевых ресурсов для производственной системы инновационной сети. Этими рынками определяются природные и климатические условия функционирования инновационной сети в зависимости от географического положения, сезонных изменений и подверженности стихийным природным факторам.
Третья — сервисная подсистема самообеспечения. Сюда относят связь и информационную
систему, целью которых является обеспечение внутренней коммуникации между всеми элементами инновационной сети, создание и обслуживание механизма сбора деловой информации; социальная инфраструктура, которая связана с воспроизводством человеческого капитала участников сети; экологическая система, целью которой является минимизация вредного влияния хозяйственной деятельности на окружающую среду.
Подсистема коммерциализации инноваций обеспечивает продвижение и реализацию инноваций и интеллектуальных продуктов. В нее могут входить такие предприятия, которые функционируют в области маркетинга инноваций, рекламы, связи с общественностью и, конечно, сбытовой. Результат работы этой подсистемы во многом определяет эффективность инновационной сети в целом.
Подсистема финансирования инноваций осуществляет финансовое обеспечение инновационной сети, проведение расчетов и распределение денежных потоков и средств, использует свободные денежные средства для развития инновационной сети, участвует в работе кредитного рынка и рынка ценных бумаг. Деятельность предприятий, входящих в данную подсистему, направлена на эффективное использование финансовых ресурсов и управление деятельностью инновационной сети на внешних финансовых рынках. К таким предприятиям относят банки, инвестиционные и страховые компании, венчурные фирмы и фонды и др.
4. Самостоятельность участников сети. Как и единство, самостоятельность каждого участника сети отражается в трех аспектах. Первый — это юридическая самостоятельность. Она обеспечивает полное право каждого участника сети на внешнем рынке, тем самым дает возможность для расширения влияния сети и приносит участнику сети дополнительный вес при участии в развитии внутреннего рынка инновационной сети. Как самостоятельное юридическое лицо каждый участник сети уверенно занимает определенную позицию в системе инновационной сети. Вне зависимости от размера и значения в сети он имеет равные права с другими участниками. Но юридическая самостоятельность требует от субъекта более грамотного и компетентного действия при принятии решения. Право и ответственность всегда являются ключевыми взаимосвязанными составляющими в рыночных отношениях.
Второй — это экономическая самостоятельность, которая способствует стимулированию возможных ресурсов для развития самой сети.
Экономическую самостоятельность определяют по определенным финансово-экономическим показателям: коэффициент ликвидности, коэффициент деловой активности, коэффициент финансовой зависимости и др.
Третий — административная самостоятельность. Это значит, что каждый член сети, несмотря на свой размер и оргструктуру, должен представлять собой мобильную автономно-функциональную административную систему.
5. Принцип определения взаимосвязи между членами сети. Связь между членами инновационной сети решает вопрос о ее существовании. В инновационной сети приоритет отдается партнерским отношениям, сущность которых заключается в равноправии участников в определенных рамках. Такие отношения базируются на принципах демократии и уважения друг друга. Члены сети получают максимально возможную самостоятельность при принятии решения, а также доступ к участию в делах всей сети.
6. Принцип диалектического распределения прав и ответственности. Инновационная сеть построена на принципах самостоятельности, добровольности участников и партнерском отношении между ними. Именно четкое распределение прав и ответственности позволяет избежать положения хаоса и создавать соответствующий контроль за деятельностью каждого участника.
7. Принцип целенаправленной концентрации собственности, который реализуется в процессе определения и распределения прав собственности на инновации и интеллектуальный продукт.
8. Принцип обеспечения оптимального взаимоотношения индивида и команды. Человек со своими знаниями и умениями является главным основным капиталом инновационной сети. Команда, состоящая из нескольких творческих личностей, является главным функциональным звеном инновационной сети. При формировании инновационной сети необходимо создавать такую структуру и механизм управления, чтобы каждый человек мог бы развиваться, показать свои способности, не нарушая благосостояния команды.
9. Развитие законодательства. Этот принцип предполагает создание цивилизованной стабильной законодательной базы, обеспечивающей инновационное развитие всех отраслей экономики и инновационных сетей различного уровня, а также контроль за исполнением данного законодательства.
10. Принцип координации, предусматривающий государственное регулирование важнейших
процессов в инновационной сети, координацию деятельности субъектов сети, установление диспаритета цен, управление механизмом распределения прибыли, ограничение ее высокого уровня и повышение этого показателя по инновационным предприятиям с целью обеспечения условий для расширенного воспроизводства.
11. Принцип профессионализма призван ориентировать инновационную сеть на то, чтобы уделять внимание обновлению знаний всех участников сети. Этот принцип обязывает повышать квалификацию и уровень образования каждого члена инновационной сети. В настоящее время необходимо предъявлять более серьезные требования к подготовке и переподготовке персонала, овладению новыми методами, способами, приемами осуществления деятельности.
12. Объективный учет, который обязывает учитывать все виды ресурсов, материальные и нематериальные. Нематериальные ресурсы, активы, объекты интеллектуальной собственности составляют ресурсную базу инновационной сети. Этот принцип может осуществляться путем использования управленческого учета.
13. Развитие социальной справедливости предполагает обеспечение высокого материального статуса членов инновационной сети, их пожизненное обеспечение, недопущение чрезмерной дифференциации в доходах участников инновационной сети, предоставление определенных социальных благ, сбалансированность интересов общества, коллектива и личности.
14. Ответственность. Этот принцип предполагает, что все субъекты инновационной сети обязаны соблюдать законы, постановления, указы, ГОСТы и технические нормативы. Строго выполнять обязательства, взятые на себя по объемам и срокам поставки инновационной продукции, оплате счетов, качеству инновационной продукции, обеспечению надлежащей заработной платой участников сети в соответствии с контрактом, социальными благами.
Конечно, обоснование принципов формирования инновационных сетей довольно сложная задача. Экономисты до сих пор дискутируют по поводу состава принципов построения различных систем. По нашему мнению, чем полнее и обос-нованне сделан выбор принципов формирования инновационных сетей, тем выше вероятность достижения положительных результатов на пути перехода России на инновационный путь развития, к инновационому типу экономического роста.
В данной статье предложены принципы формирования инновационных сетей, которые должны учитываться на мегауровне (международном) при построении межнациональных инновационных сетей, на макроуровне (государственном) при построении национальных инновационных сетей, на мезоуровне (региональном и отраслевом) при построении региональных и отраслевых инновационных сетей, а также на микроуровне (предприятия) при построении инновационных команд.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. — М.: Academia, 1999.
2. World Population Prospects. The 2002 Revision. Vol. 1. New York: United Nation, 2003.
3. Кузык Б. Россия — 2050: стратегия инновационного прорыва / Б. Кузык, Ю. Яковец. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика». 2005. — 624с.
4. Мескон М, Альбер М, Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. — М.: Дело. 1998. — 704 с.
5. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / пер. с англ. Под ред. Ю. Н. Каптуревского. — СПб.: Питер. 1999. - 416 с.
6. Томпсон А. , Стрикленд А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. — М. : Банки и биржи. ЮНИТИ, 1998. — 576 с.