Научная статья на тему 'Формирование инновационной стратегии коммерческого банка на примере оао «Транскредитбанк»'

Формирование инновационной стратегии коммерческого банка на примере оао «Транскредитбанк» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
208
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / INNOVATION STRATEGY / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INNOVATION EFFECTIVENESS / МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИЙ / MODIFIED INDICATOR FOR INNOVATION ASSESSMENT / SWOT-АНАЛИЗ / SWOT-ANALYSIS / ОАО "ТРАНСКРЕДИТБАНК" / TRANSCREDITBANK OJSC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подложенов Илья Михайлович

В статье приводится подробный алгоритм выбора коммерческим банком инвестиционной стратегии, а также разрабатывается модель формирования программы внедрения организационно-экономических инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Building Commercial Bank Innovation Strategy by the Example of TransCreditBank

The article gives a detailed algorithm for a commercial bank to choose an investment strategy, and develops a model of building up a program to introduce organizational and economic innovations.

Текст научной работы на тему «Формирование инновационной стратегии коммерческого банка на примере оао «Транскредитбанк»»

как создать инновационную стратегию коммерческого

банка?

формирование инновационной стратегии коммерческого банка на примере оао «транскредитбанк»

Аннотация

В статье приводится подробный алгоритм выбора коммерческим банком инвестиционной стратегии, а также разрабатывается модель формирования программы внедрения организационно-экономических инноваций.

Ключевые слова: инновации, инновационная стратегия, эффективность инновационной деятельности, модифицированный показатель оценки инноваций, SWOT-ана-лиз, ОАО «Транскредитбанк»

Инновационную стратегию, по нашему мнению, следует понимать как генеральную линию поведения банка по поводу создания и использования инноваций во всех сферах своей деятельности. Практически она воплощается в планах действий, определяющих направления, вид и объемы инновационной деятельности, которую должен осуществить банк для выполнения стратегических и операционных целей, достижения целевой конкурентной позиции.

Алгоритм выбора инновационной стратегии

На примере ОАО «Транскредитбанк» продемонстрируем алгоритм выбора инновационной стратегии. Был проведен отбор ключевых показателей в соответствии с моделью BSC (Balanced Scorecard), как наиболее подходящей для крупных стабильно развивающихся компаний, которым ежедневно приходится бороться с конкурентами. Данная

Подложенов Илья Михайлович

аспирант

Института экономики

и управления,

Пензенский

государственный

университет

[email protected]

банковI

вознес

модель BSC позволяет комплексно учесть все аспекты деятельности компании. Кроме того, система сбалансированных показателей отражает состояние бизнеса с точки зрения инвестора: акцент делается на капитализации как главном факторе, характеризующем состояние компании. В результате была составлена стратегическая карта с указанием инициатив ОАО «Транскредитбанк» (см. табл. 1 ниже).

Причинно-следственная связь между процессами поэтапно показана нами на рис. (см. с. 113). После того, как были выбраны первоочередные задачи для оптимизации, назначаются ответственные за их реализацию, а также примерные сроки (см. табл. 2 на с. 113). Надо сказать, что в качестве ответственных чаще всего выступают руководители отделов.

Что касается сроков, то на данном этапе можно определять их приблизительно, оперируя категориями полугодий и кварталов. Более детальный план по каждому стратегической инициативе будет разработан позже, когда ответственный за ее реализацию сформирует проектную группу по выполнению мероприятий стратегической инициативы и распределит обязанности.

Таблица 1

Стратегическая карта с указанием инициатив ОАО «Транскредитбанк»

Измерение Задачи Измерители Цели Инициативы

Perspective Objectives Measures Targerts Initiatives

Финансы Прибыльный рост бизнеса операционная прибыль 20% рост Программа роста

рост продаж 12% рост

Клиенты Предоставить качественный узнаваемый продукт % постоянных клиентов 60% Программа управления качеством

число продаж на клиента 2,4

Внутренние процессы Повысить качество и быстродействие операций % ошибочных операций сократить до 2,8% Программа повышения лояльности клиентов

скорость выполнения операций увеличить на 15%

Обучение и рост Обучить и перевооружить персонал % развитых стратегических навыков 1-й год - 5-% 2-й год - 75% 3-й год - 90% Автоматизация всех операций

ссийское предпринимательство, 2011, № 12 (2)

_на этапе

_формирования

_стратегии важно

_определиться

_с набором

_организационно_экономических

_инноваций, таких

_как разработка

_нового продукта

_и технологии,

доставка банковского

_продукта

_и обслуживание

_клиентов

Измерение Причинно-следственная связь

Perspective Cause&Effect Lincage

Финансы рост продаж Ф прибыльность

Клиенты качество услуг удовлетворенность покупателя Ф

Внутренние процессы новые технологии точность выполнения операций

Обучение и рост Ф высокая культура . обслуживания ' Ф эффективное * планирование

Рис. Причинно-следственная связь между бизнес-процессами при формировании инновационной стратегии ОАО «Транскредитбанк»

Таблица 2

Перечень стратегических инициатив ОАО «Транскредитбанк»

Задачи Мероприятия Срок выполнения Ответственный

Прибыльный рост бизнеса 1) оптимизация издержек; 2) повышение объема реализации услуг следующий год генеральный директор

Предоставить качественный узнаваемый продукт 1)проведение специальных акций для постоянных клиентов; 2) разработка нового логотипа; 3) реклама и выпуск полиграфической продукции первый квартал следующего года директор по развитию, руководитель клиентского отдела, руководитель отдела рекламы

Повысить качество и быстродействие операций 1) контроль за точностью операций; 2) снижение документооборота; 3) установка новейшего программного обеспечен 4) оптимизировать оргструктуру подразделений первый квартал следующего года начальники операционного, кредитного отделов

Обучить и перевооружить персонал 1) обучение персонала работе с программным обеспечением; 2) проведение тренингов и семинаров по повышению мотивации в течение трех лет руководитель клиентского отдела

_ОАО «Бинбанк»

_акцентирует

_внимание

на дистанционном

_обслуживании

_клиентов, имеет

_уже достаточно

_развитую сеть

_call-центров

На последнем этапе ответственными за выполнение стратегических мероприятий составляется подробная отчетность по каждому пункту инновационной стратегии.

В случае если какие-либо требующие более или менее оперативного реагирования события происходят в промежутках между циклами планирования и пересмотра принципов инновационной стратегии, возникает стратегическая задача, рассмотрение которой необходимо проводить на системном уровне. Так, международная практика предлагает свести эти функции в систему управления стратегическими задачами [2]. Данная система включает методику раннего обнаружения внеплановых или непрогнозируемых изменений во внутренней и внешней среде банка и разработку адекватных способов реагирования. Раннее выявление и решение данных стратегических задач в системе происходит в режиме реального времени и непрерывно: то есть при бходимости в разработанную или только формирующуюся инновационную стратегию вносятся корректировки различной степени детальности и динальности.

Стратегия построения клиентоориентированной модели банковского бизнеса

На этапе формирования стратегии важно определиться с набором организационно-экономических инноваций, таких как разработка нового продукта и технологии, доставка банковского продукта и обслуживание клиентов, и в этом может помочь экономико-математическое моделирование. Математическая модель формирования программы внедрения организационно-экономических инноваций может выглядеть таким образом. Требуется найти значение Хг, которое удовлетворяет следующим условиям:

V ) = V М!кХ, тах

(1) (2)

1 = 1,...,п,

Х={1,0},

где Xг - индикатор, показывающий, включается ли г-е мероприятие в программу организационно-экономического развития,

1редпринимательство, 2011, № 12 (2)

Mk - балльная оценка k-го показателя i-ro мероприятия от 0 до 5 баллов;

Cij - затраты j-ro ресурса (кадры, оборудование, программное обеспечение, материалы, финансы и т.д.) на осуществление i-ro мероприятия; Aj - лимит j-го ресурса на развитие инновационного комплекса.

Продемонстрируем эффективность модели формирования программы внедрения организационно-экономических инноваций (была выбрана система CRM) на примере коммерческих банков: ОАО «Транскредитбанк», ОАО «Петркоммерц», ОАО «Бинбанк» (см. табл. 3 на с. 116). Customer Relationship Management (CRM) - стратегия построения клиентоориентированной модели банковского бизнеса, основанная на использовании передовых управленческих и информационных технологий, с помощью которых компания собирает информацию о своих клиентах на всех стадиях его жизненного цикла, извлекает из нее знания и использует эти знания в интересах своего бизнеса путем выстраивания взаимовыгодных отношений с ними. Результатом ее применения является повышение конкурентоспособности и увеличение прибыли банка.

Данные банки были отобраны, так как имеют различные цели применения системы CRM, в зависимости от этого и присваивались баллы рарлич-ным видам инновациям в контексте CRM. ОАО «Транскредитбанк» стремится развивать интернет-обслуживание клиентов, и создать сеть call-центров. ОАО «Бинбанк» акцентирует внимание на дистанционном обслуживании клиентов, имеет уже достаточно развитую сеть call-центров. ОАО «Петркоммерц» нуждается в прогрессивной системе офисного обслуживания, а также системе интернет-банкинга.

Лимиты расходов и затраты устанавливались экспертами выбранных банков, исходя из инновационных программ на перспективный период и приемлемой величины риска.

Заключение

Найденная с помощью целочисленного линейного программирования структура организационно-экономических мероприятий позволяет одно-

ОАО «Петркоммерц» нуждается в прогрессивной системе офисного обслуживания, а также системе интернет-банкинга

банковскийбизнес

Таблица 3

Применение модели формирования программы внедрения системы CRM на примере ОАО «Транскредитбанк», ОАО «Петркоммерц», ОАО «Бинбанк»

Организационно- Балльная оценка инновации Затраты на осуществление инновации, млн. руб. Лимит затрат на осуществление инновации, млн. руб. Xi

экономические инновации Т П Б кадры оборуд. фин. кадры оборуд. фин. Т П Б

Т П Б Т П Б Т П Б Т П Б Т П Б Т П Б

Системы для офисной работы с клиентами и документооборота 1 4 2 2,1 0,7 1,0 1,8 1,0 1,2 2,4 1,8 2,2 1,0 0,7 1,0 1,2 1,0 1,2 2,2 1,9 2,2 0,69 1,01 0,8

Системы для работы с клиентами на удалении и заказа клиентами услуг и товаров через Интернет 5 4 5 1,1 0,6 1,0 1,8 1,0 1,7 1,2 1,9 2,2 1,2 0,7 1,2 1,8 1,0 1,9 2,5 1,9 2,3 1,08 1,02 1,1

Call- центры, позволяющие автоматизировать и хранить знания о телефонных переговорах с клиентами 4 1 2 1,1 1,0 1,1 1,5 1,2 1,5 2,2 2,1 2,2 1,1 0,4 1,1 1,5 0,9 1,5 2,2 1,7 2,2 1,01 0,75 0,8

временно определить избыточные и дефицитные ресурсы, сформировать перечень дополнительных и перспективных мероприятий. Ресурсное обеспечение в рамках рыночных структур зависит от желания менеджеров банка создавать необходимые фонды организационно-экономического развития. Целесообразно для реализации стратегических задач внедрения инноваций централизовать необходимые ресурсы хотя бы в рамках крупных банковских холдингов.

Литература

1. Arundel A., Bordoy C., Hollanders H., Nesta L. The future of the European innovation scoreboard [EIS] / Background paper to the trend chart policy benchmarking workshop // Luxemburg. - 2003. - № 311. - p. 44-47.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Becker B., Peters J. Technological opportunities, absorptive capacities and innovation / Volkswirtschaftliche Diskussionsreihe des Institus fur Volkswirtschaftliche der Universitat // Augsburg. - 2000. - 35(3). - p.111-119.

3. Brouwer E., Kleinknecht A. Determinants of innovation. A micro-econometric analysis of three alternative innovation output indicators / In A. Kleinknecht (editor) Determinants of Innovation. The massage from new indicators // London: Macmillan and New-York. -St. Martin's Press. - 1996. - p. 99-24.

ресурсное обеспечение в рамках рыночных структур зависит от желания менеджеров банка создавать необходимые фонды организационно-экономического развития

Ilya M. Podlozhenov

Postgraduate Student, Institute of Economics and Managment, Penza State University

Building Commercial Bank Innovation Strategy by the Example of TransCreditBank

Abstract

T

he article gives a detailed algorithm for a commercial bank to choose an investment strategy, and develops a model of building up a program to introduce organizational and economic innovations. Keywords: innovations, innovation strategy, innovation effectiveness, modified indicator for innovation assessment, SWOT-analysis, TransCreditBank OJSC

-È— Ё ""Ж

банковскийбизнес

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.