Список литературы /References
1. Основные тенденции развития сельского хозяйства Узбекистана (2005 - 2014 годы). Информационно-аналитический обзор. Институт прогнозирования и макроэкономических исследований при Кабинете Министров Республики Узбекистан, 2015. Ст. 37.
2. Научно-популярное пособие по изучению доклада И.А. Каримова «Наша главная цель - несмотря на трудности, решительно идти вперед, последовательно продолжая осуществляемые реформы, структурные преобразования в экономике, создавая еще более широкие возможности для развития частной собственности, предпринимательства и малого бизнеса». Т., 2016. Ст. 103.
3. Каримов И.А. Служить ради процветания и великого будущего Родины - высшая честь. Ташкент. «Узбекистан», 2015. Ст. 175 - 176.
BANKING INNOVATION AND DEVELOPMENT IN THE DIRECTION OF THE RUSSIAN FEDERATION Serikov S.G. (Russian Federation) Email: [email protected]
Serikov Stanislav Gennad'evich - assistant, FINANCE DEPARTMENT, AMUR STATE UNIVERSITY, BLAGOVESHCHENSK
Abstract: the relevance of this study due to the fact that currently the banking sector is undergoing a qualitative change, and this determines the level of competition in the banking products and services market, banking innovations are an important and challenging area of further development of Russian banking institutions. The article deals with a retrospective and prospect of development of banking innovation in Russia. Structured stages of innovative processes in the domestic commercial banks, reflecting their specifics, as well as marked modern technologies used today in the banking sector. Priority directions of innovative development.
Keywords: bank innovation, creating an innovation base, competitive potential, innovative technologies.
БАНКОВСКИЕ ИННОВАЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Сериков С.Г. (Российская Федерация)
Сериков Станислав Геннадьевич - ассистент, кафедра финансов, Амурский государственный университет, г. Благовещенск
Аннотация: актуальность данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время развитие банковского сектора претерпевает качественные изменения и это определяет уровень развития конкуренции на рынке банковских продуктов и услуг, банковские инновации являются важным и стимулирующим направлением дальнейшего развития российских банковских институтов. В статье рассматривается ретроспектива и перспектива развития банковских инноваций в России. Структурированы этапы инновационных процессов в отечественных коммерческих банках, отражена их специфика, а также обозначены современные технологии, применяемые сегодня в банковской сфере. Выделены приоритетные
направления их инновационного развития.
Ключевые слова: банковские инновации, формирование инновационной базы, конкурентный потенциал, инновационные технологии.
Развитие мировой банковской системы сегодня происходит на фоне значительно возросшей конкуренции и финансового кризиса. Одной из основополагающих детерминант развития банковской системы необходимо обозначить инновации, как фактор прогресса в финансовой области и формирования плодотворной конкурентной среды [1].
Понятие финансовой инновации следует рассматривать в нескольких аспектах. В срезе функционирования отдельного банка, под финансовой инновацией принято понимать формирование и введение новаторских или усовершенствованных услуг и продуктов. Если рассматривать финансовые инновации как часть банковского механизма, то данное понятие необходимо определить как «систему разноаспектных нововведений в любой сфере функционирования банка, обладающих определенным положительным экономико-стратегическим эффектом» [2].
Банковская инновация представляет собой новую услугу или банковский продукт, технологию их предоставления, либо новый или усовершенствованный процесс, в той или иной форме повышающий эффективность деятельности банка. Также к банковским инновациям, необходимо относить формирование и внедрение новых типов организационных структур кредитных организаций.
Технический прогресс является центральным способом выхода из кризиса. Данный постулат также применим к финансовой системе, поэтому банковские инновации связаны с новыми технологиями. В современном новаторском банке важная роль отводится ИТ - обеспечениям как платформе, обеспечивающей решение многих задач, в числе которых развитие онлайн - сервисов, сокращение времени осуществления операций и документооборота и т.д.
Проведем краткую историческую ретроспективу инновационной банковской деятельности в Российской Федерации, выделив основные тенденции, на базе которых производилось развитие банков. Первый этап развития банковских инноваций в нашей стране датируется периодом 1991 - 1997 гг. Данные годы можно охарактеризовать как время формирования инновационной базы эффективного функционирования банковской системы. Обозначенный период отличается деятельностью банков, связанной преимущественно с операциями с иностранной валютой, исполнением расчетных операций клиентов - юридических лиц. На фоне экономического коллапса, гиперинфляции, неустойчивой финансовой ситуации, отсутствия развитой инфраструктуры, банки получали аномально высокую прибыль, при этом, не имея каких - либо инвестиционных вливаний. Таким образом, банки существовали в лучших условиях, не ориентируясь на необходимость в инновационном развитии, формированию конкурентного потенциала, ограничиваясь разработкой и внедрением продуктов и технологий, обслуживающих расчеты [3].
Второй этап формирования и развития банковских инноваций в нашей стране датируется 1998 - 2001 годами и характеризуется как переходный, потому что проходил на фоне внутрироссийского экономического кризиса и последующего восстановления. Развитие банковских инноваций в данный период сводилось к области кредитования реального сектора, взаимодействую с населением, клиентоориентированности как вынужденная реакция на падение финансовых рынков.
Третий этап развития банковских инноваций в России датируется 2002 - 2007 годами, и отличается бурным внедрением инноваций и новых технологий. Данный период разворачивался на фоне высоких темпов развития экономики нашей страны, стабильного повышения благосостояния населения, качества и уровня жизни граждан России. Основным направлением развития банков стало внедрение инновационных кредитных продуктов, ориентированных на розницу [4].
18
Наконец, четвертый этап развития банковских инноваций в Российской Федерации датируется 2008 г. и по сей день. Данный период следует обозначить как выход из мирового финансового кризиса, сопровождаемый такими закономерными процессами, как формирование конкурентной среды, рост финансовой грамотности населения и соответственно ориентацией на новые технологии и инновации. К примеру, в 2015 году компании Gesellschaft für Konsumforschung («Общество изучения потребления» - GfK) и международный исследовательский центр Market Adjustment Research Center («Научно-исследовательский центр адаптации рынка» - MARCS) обозначили следующие банковские инновации, а также направления их развития:
1. Мгновенная выдача неименной пластиковой карты. Согласно опросам, проведенным «Обществом изучения потребления», 28 % респондентов считают данные инновации полезными.
2. Сканирование платежных и прочих данных при помощи смартфона, позволившее значительно сократить время на соответствующие банковские операции (оплата услуг ЖКХ, сканирование платежной карты и удостоверения водителя и документа о регистрации транспортного средства). Согласно выше упомянутым опросам, данная технология оказалась популярной и составила 29 % от общего количества голосов.
3. Уведомление о штрафах и налогах по СМС. Данное нововведение было внедрено впервые Бинбанком и отметим, что 33% опрошенных проголосовали за данную инновацию. Эта опция предназначена для своевременного погашения долгов перед ГИБДД, ФНС и судебными приставами.
4. Произведение покупок посредством использования смартфона. Данное нововведение было внедрено компанией Сургутнефтегазбанк, за него проголосовало 39% участников голосования. Суть инновации заключается в том, что все покупки можно производить по простой схеме приложения смартфона к терминалу кассы магазина, что значительно экономит время покупателя [5].
5. Перечисление ограниченных сумм с карты на карту в онлайн системе. Данная инновация пользуется популярностью у 35% проголосовавших респондентов среди жителей средних и небольших городов и 45% опрошенных среди городов с населением около 300 тыс. человек.
Таким образом, одним из направлений развития банковских инноваций следует признать внедрение дистанционного обслуживания клиентов. Помимо перечисленных выше нововведений, стоит отметить возможность в будущем замены привычных банкоматов на видеотерминалы. Следующим важным направлением в развитии банковских технологий является значительное упрощение документооборота, позволяющего сэкономить время клиента. Далее, в качестве важного преобразования в банковской деятельности обозначим формирование «базы клиентских впечатлений». Данное направление является заделом для важных перспектив развития в банковской сфере, связанных с отношением человека и техники [6]. Здесь подразумевается новая технология, предполагающая автоматический сбор информации, то есть банки располагают подробными сведениями о своих клиентах, а также локациях, где они тратят свои финансы [7]. На базе собранной информации банки формируют анкету желаний и внедряют новые услуги. Например, в качестве инновационной технологии можно выделить браслет, который измеряет частоту сердцебиения и идентифицирует человека с совершаемыми бесконтактными платежами. Также данное инновационное направление в деятельности банков представлено технологией определения человека по голосу во время звонка в банк. Важным направлением будущего в сфере банковских инноваций являются «безлюдные офисы», которые успешно функционируют в Японии. Конечно, перенести данный опыт в российские реалии полностью не удастся, но многие банковские продукты и услуги можно продавать посредством деятельности роботов.
Список литературы /References
1. Сериков С.Г. Регулирование региональных социально-экономических систем // В сборнике: Институциональные и инфраструктурные аспекты развития различных экономических систем сборник статей международной научно-практической конференции: в 2 частях, 2017. С. 122-126.
2. Зиновьева Н.М., Юрина Е.В. Банковские инновации в России на современном этапе развития // Территория науки, 2016. № 3. С. 140-144.
3. Кожепорова И.М. Современные тенденции в инновационной банковской системе // Экономические науки, 2016. № 6. С. 80-90.
4. Еремина В.В. Банковские инновации и направления их развития в РФ // Финансы и кредит, 2016. № 5. С. 54-60.
5. Альберт В.А. Тенденции и реалии инновационного развития банковского сектора // Фундаментальные исследования, 2016. № 4. С. 123-130.
6. Иванов Л.Р. К вопросу о банковских инновациях // Финансы и кредит, 2016. № 4. С. 70-75.
7. Сериков С.Г., Карпенко П.А. Оценка уровня экономической безопасности Амурской области // Современные инновации, 2017. № 1 (15). С. 54-56.
ANALYSIS OF INDICATORS OF CORPORATE INTERESTS Isavin I.V. (Russian Federation) Email: [email protected]
Isavin Ivan Vadimovich - master, DEPARTMENT OF ACCOUNTING, AUDIT AND TAXATION, STATE UNIVERSITY OF MANAGEMENT, MOSCOW
Abstact: the privatization process was formed specifically on the problems of the economy and its enterprises. A number of the analysis of the main indicators corporation interests that influence the effectiveness of management. It revealed this economic indicator as accelerated depreciation. Accelerated depreciation performs an effective incentive for the development of the enterprise and the entire economy and affects the following features discussed in this article. Profitability index associated with the effectiveness of the current corporate costs.
Keywords: amortization, the average industry profit margins, return on capital, operating costs, non-recurring costs.
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОРПОРАЦИОННЫХ
ИНТЕРЕСОВ Исавин И.В. (Российская Федерация)
Исавин Иван Вадимович - магистр, кафедра бухгалтерского учета, аудита и налогообложения, Государственный университет управления, г. Москва
Аннотация: процесс приватизации специфически сложился на проблемах экономики и ее предприятий. Рассмотрен ряд анализа основных показателей корпорационных интересов, которые влияют на эффективность управления. Выявлен такой экономический показатель, как ускоренная амортизация. Ускоренная амортизация выступает эффективным стимулом для развития предприятия и всей экономики и