идентификации, информирования и побуждения к приобретению образовательных услуг, а также формирования позитивного имиджа вуза.
Система интегрированных маркетинговых коммуникаций вуза призвана обеспечить координацию способов и средств продвижения его услуг с целью формирования эффективного, однозначно воспринимаемого и позитивного информационного поля вуза. Решению этих задач способствуют развитие современных информационных и телекоммуникационных технологий, глобальная сеть Интернет, применение маркетинга в социальных медиа, креативного маркетинга, а также растущий профессионализм преподавателей и сотрудников вузов.
Для российских вузов переход к системе интегрированных маркетинговых коммуникаций представляется наиболее перспективным способом взаимодействия с потребителями образовательных услуг и другими целевыми аудиториями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Макарец, А. Б. Методика оценки качества маркетинговых коммуникаций вузовских веб-сайтов / А. Б. Макарец // Открытое образование. — 2009. — № 4. — С. 46—57.
2. Неретина, Е. А. WEB-сайт вуза как важный инструмент маркетинговых коммуникаций / Е. А. Неретина, А. Б. Макарец // Вестн. ЮУрГУ. Сер. «Экономика и менеджмент». Вып. 12. — 2009. — № 41 (174). — С. 85—94.
3. Неретина, Е. А. Особенности продвижения образовательной услуги как доверительного товара / Е. А. Неретина, А. Б. Макарец // Интеграция образования. — 2009. — № 3 (56). — С. 15—21.
4. Новосельцев, К. И. Мировые университеты в эпоху глобальных коммуникаций / К. И. Новосельцев // Известия УрГЭУ. — 2008. — № 3 (22). — С. 156—159.
5. Попов, Е. В. Синергизм коммуникационного инструментария / Е. В. Попов, А. В. Арланцев // Маркетинг в России и за рубежом. — 2001. — № 1. — С. 4—7.
6. Продать образование : может ли телемаркетинг помочь в привлечении студентов? // Маркетолог. — 2008. — № 3. — С. 51—53.
7. Росситер, Дж. Реклама и продвижение товаров : пер. с англ. / Дж. Росситер, Л. Перси. — 2-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2001. — 656 с.
8. Ульяновский, А. В. Маркетинговые коммуникации : 28 инструментов миллениума / А. В. Ульяновский. — Москва : Эксмо, 2008. — 432 с.
9. Шульц, Д. Е. Новая парадигма маркетинга : Интегрируемые маркетинговые коммуникации : пер. с англ. / Д. Е. Шульц, С. Н. Танненбаум, Р. Ф. Лаутерборн. — Москва : ИНФРА-М, 2004. — 231 с.
10. Sawabini, I. College Students Expect Novelty
from Mobile Marketers [Электронный ресурс] / I. Sawabini. — Режим доступа: http://
www.emarketer.com/Article.aspx?R =1007936. — Дата обращения: 24.08.2012.
Поступила 06.11.12.
УДК 378.4:332.14
ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Г. М. Борликов, Б. К. Салаев, С. Н. Ботова
(Калмыцкий государственный университет, г. Элиста)
Рассматриваются проблемы формирования инновационной инфраструктуры регионального вуза. Основное внимание акцентируется на том, что в регионах центрами формирования инновационной экономики являются классические университеты с развитой инфраструктурой. Характеризуются основные направления формирования инновационной инфраструктуры вуза на примере Калмыцкого государственного университета.
Ключевые слова: инновационная инфраструктура; инновационная деятельность; развитие; взаимодействие университета и региона.
Инновационная деятельность сегод- держав. В основе инновационного типа
ня занимает важнейшее место в эконо- развития лежит непрерывный и целена-
мическом развитии ведущих мировых правленный процесс поиска, подготовки
© Борликов Г. М., Салаев Б. К., Ботова С. Н., 2013
№ 1, 2013
и реализации нововведений, позволяющих повысить эффективность функционирования общественного производства и степень реализации потребностей общества [6].
Модернизация системы профессионального образования на региональном уровне направлена на социально-экономическое развитие субъектов РФ и кадровое обеспечение реализации инновационных проектов. Развитие региона на современном этапе предполагает создание инновационной модели, обеспечивающей системное внедрение достижений науки в реальный сектор экономики, активизацию инновационной деятельности предприятий и организаций. Важнейшее место в такой модели занимает инновационная деятельность высшей школы, так как центрами формирования и развития инновационной экономики в регионах являются классические университеты. Роль высшей школы состоит прежде всего в содействии формированию инновационного пути развития отечественной экономики, т. е. в активном участии вузов в становлении и развитии национальной инновационной системы.
Наиболее эффективной моделью взаимодействия науки, образования и производства, связующим звеном между разработчиком и потребителем инновации, между научной идеей и ее практическим воплощением признается инновационная инфраструктура — один из основных элементов национальной инновационной системы, включающей совокупность правовых, финансовых, социально-экономических и информационных институтов, влияющих на условия протекания инновационных процессов.
Для решения обозначенных задач необходимо формирование инновационной инфраструктуры университета, обеспечивающей интеграцию научной и образовательной деятельности региона. Инновационная инфраструктура — это подсистема в структуре инновационной деятельности, направленная на разработку и внедрение инноваций. Элементы такой инфраструктуры — программы и проекты поддержки инновационной деятельности, а также выполняющие их
учебно-научные центры университета — взаимосвязаны и взаимодействуют между собой и с другими элементами в структуре инновационной деятельности.
Анализ зарубежного опыта формирования и развития инновационной инфраструктуры показывает, что общей модели, которая гарантировала бы успешное развитие инновационной деятельности, не существует. При формировании модели инновационной инфраструктуры может быть эффективно применена смешанная модель научных парков, небольших инновационных центров, сочетающая в себе черты традиционных американской и японской моделей [5]. Целесообразно использование нескольких моделей инновационных центров: технопарков, бизнес-инкубаторов, учебно-научных инновационных центров, научно-исследовательских лабораторий.
Формирование инновационной инфраструктуры является на современном этапе одной из основных задач развития Калмыцкого государственного университета, его преобразования в университет инновационного типа [7].
Калмыцкий государственный университет — крупный научный центр республики со сформировавшимися научными школами и направлениями. Ученые университета проводят фундаментальные и прикладные исследования в области физики твердого тела и математического моделирования, физико-химического исследования природных объектов, рационального природопользования в аридной зоне Юга России, орошаемого земледелия и мясного животноводства, возобновляемых источников энергии, теории и методики профессионального образования, педагогики, этнопедагогики, экономики, истории, археологии, монголоведения и востоковедения и др.
Наряду с традиционными для высших учебных заведений функциями — обучающей, исследовательской, профессиональной и воспитательной — в последние годы у университетов появились качественно новые: инновационная и предпринимательская. Система высшего образования является наиболее перспективной для построения на ее базе ин-
новационно-инвестиционной сети, объединяющей науку и производство в регионах и отраслях. Это определяется возможностями высшей школы: высоким научно-техническим потенциалом; универсальностью системы высшего образования, ее межотраслевым характером — научные школы перекрывают все области экономики региона; взаимодействием университета через своих выпускников со всеми региональными и отраслевыми структурами; поддержкой высшей школы общественностью; гибкостью системы высшей школы. Практика показала, что новая модель университета как учебно-научно-инновационного комплекса, сочетающего фундаментальное образование, академическую науку с развитой сетью высокотехнологичных инновационных структур и малых предприятий, является одним из наиболее эффективных структурных элементов создаваемой национальной инновационной системы [3]. Такие комплексы, с одной стороны, обладают значительным научно-техническим и инновационным потенциалом, который может быть реализован при создании новшеств и продвижении их на рынок, а с другой — готовят кадры для инновационной экономики
[4].
Именно совместное решение указанных задач, предполагающее участие работодателей в системе подготовки специалистов и участие преподавателей и студентов в модернизации экономики, позволит создать эффективную систему профессионального образования региона.
Инновационная деятельность в вузе имеет ряд особенностей:
— возможность осуществления полного инновационного цикла: от идеи до реализации — за счет создания в своей организационной структуре учебно-научных и учебно-производственных центров и лабораторий;
— наличие специалистов высшей квалификации, обеспечивающих реализацию полного инновационного цикла, а также подготовку кадров для инновационной деятельности в различных отраслях экономики;
— наличие собственной учебно-научной и производственной базы;
— осуществление научных исследований и генерирование научных идей как основы инновационного развития общества [1; 4].
Участие в инновационной деятельности предприятий и организаций региона позволит решить многие экономические вопросы. Интеграция Калмыцкого государственного университета в экономическое, социальное и интеллектуальное пространство Республики Калмыкия дает возможность активно участвовать в модернизации ведущих кластеров региональной экономики (агропромышленного, строительного) в рамках системного взаимодействия университета со структурными подразделениями, академическими институтами, органами власти, предприятиями региона и другими субъектами рыночной экономики.
Деятельность инновационной инфраструктуры университета должна быть направлена не только на реализацию учебных и научных целей, но и на коммерциализацию технологий и генерирование новых наукоемких предприятий. При этом целесообразно создание региональной системы, включающей в себя органы государственной и муниципальной власти, научные учреждения, учебно-научные центры университета, финансовые и кредитные учреждения, бизнес-инкубаторы, венчурные и другие фонды, консалтинговые фирмы, объединения предпринимателей [2].
Важной составляющей действенной модели взаимодействия вузов с регионами должна быть власть в лице федеральных, региональных и муниципальных исполнительных органов. Без участия власти в жизни и деятельности университета его эффективная деятельность в интересах региона не представляется возможной, как и интеграция вуза в жизнь региона. В настоящее время сложилась объективная потребность в развитии более тесного сотрудничества Калмыцкого государственного университета как центра образования, науки и культуры с Правительством Республики Калмыкия
в решении актуальных проблем, стоящих перед регионом в области экономики, культуры, образования, жилищно-коммунального хозяйства и т. д.
Взаимодействие между университетом и регионом осуществляется на основе разделяемых взаимных интересов. Университет может способствовать развитию соответствующих отраслей, принимая активное участие в исследовании их проблем, занимаясь подготовкой и переподготовкой квалифицированных кадров, а также совершенствуя собственную инновационную инфраструктуру, в рамках которой будут формироваться новые организации, способные удовлетворять потребности общества. Регион создает необходимые условия для развития высшего образования, которое, в свою очередь, вносит вклад в укрепление человеческого капитала регионов через привлечение студентов и трудоустройство персонала.
Потребность в высококвалифицированных и инициативных работниках обостряется в новых условиях, ведет к естественной интеграции вуза и основных работодателей, потребителей их услуг. Интеграция позволяет работодателям действенно участвовать в формировании и оснащении программ обучения, закладывать в условия специализации свои технологические платформы, активно знакомиться с будущими выпускниками, привлекая их для прохождения практики и участия в проектах по своей проблематике.
Актуальную задачу развития экономики, основанной на знаниях, составляет организация тесного взаимодействия вузов и работодателей, что предполагает появление новых правовых норм и новых типов договоров, которые оказывали бы содействие вузам в подготовке специалистов, а предприятиям — в оснащении кадрами, в научном сопровождении развития отрасли.
Одним из показателей интеграции университета в регион выступает его включение в стратегии и планы регионального развития. Финансирование деятельности университета из средств рес-
публиканского бюджета возможно только через республиканские целевые программы. Таким образом, чем чаще университет рассматривается как участник региональных целевых программ, тем выше заинтересованность региона в его потенциале и возможности внести существенный вклад в реализацию поставленных перед республикой задач. В то же время республика заинтересована в финансировании инновационных проектов республиканских министерств и ведомств через федеральные целевые программы, и университет имеет интеллектуальный потенциал для обоснования ее участия в этих программах [7].
Калмыцкий государственный университет обладает необходимыми ресурсами и научно-инновационным потенциалом для того, чтобы развиваться в качестве основного инновационного центра Республики Калмыкия. Инновационная деятельность университета направлена на рациональное использование интеллектуальных ресурсов вуза, коммерциализацию научных идей, оригинальных инновационных проектов, увеличение спектра рабочих мест и баз практики для студентов и аспирантов на основе создания малых предприятий, повышение уровня предпринимательской культуры и подготовку квалифицированных кадров в сфере малого и среднего бизнеса.
В культурной сфере роль университета прежде всего могла бы быть более заметна в таких направлениях, как вклад в улучшение качества жизни населения, привлечение в республику талантливых специалистов, развитие культурных индустрий как основных для регионального развития. Например, высшее образование может стать одним из ключевых участников повышения международной привлекательности региона, повышения уровня его интернационализации, а значит, культурного разнообразия.
Не менее значимой могла бы быть роль университета в экологическом развитии (сохранении) региона, в первую очередь за счет регулярных анализа и экспертизы состояния окружающей среды, выявления проблем и разработки
прогнозов ее ухудшения и, конечно, за счет демонстрации лучших практик на своем примере.
Калмыцкий государственный университет выступил с инициативой налаживания более эффективного сотрудничества с регионом с целью использования собственного инновационного потенциала на благо республики и заключил Соглашение о сотрудничестве с Правительством Республики Калмыкия. Для согласования действий по предложению университета был сформирован Координационный совет по научной и инновационной деятельности при Правительстве Республики Калмыкия, подготовлено и утверждено соответствующее Положение. Основными направлениями деятельности Координационного совета стали сбор информации о результатах деятельности, анализ и управление процессом взаимодействия, выполнение функций экспертных структур, участие в разработке долгосрочных и краткосрочных отраслевых программ, научно-методическое сопровождение деятельности министерств и ведомств, издательская деятельность, содействие созданию благоприятных условий для использования творческого потенциала научных кадров университета.
Учитывая региональную специфику, Калмыцкий государственный университет предполагает принять участие в жизни республики через выполнение ряда стратегических задач, среди которых:
— поддержка процессов социального и культурного развития региона через подготовку высококвалифицированных кадров, обладающих общими и профессиональными компетенциями, созвучными требованиям современного рынка труда;
— поддержка конкурентоспособности основных отраслей экономики региона через производство новых знаний и технологий, реализацию программ прак-тико-ориентированного образования, учитывающих потребности представленных в регионе инновационно-производственных структур и промышленных предприятий, развитие университета как инновационного комплекса, интегрирующего
воспроизводство товаров и услуг в научно-образовательной, производственной, информационной и социальной сферах;
— развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в соответствии с приоритетными направлениями развития региона;
— модернизация региональной системы высшего образования на основе интеграции образования, науки и инновационной деятельности.
Калмыцкий университет провел работу по вопросам взаимодействия с рядом министерств и ведомств республики — Министерством экономики и торговли, Министерством образования, культуры и науки, Министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству, Министерством сельского хозяйства, Агентством занятости населения и труда. Разработана схема взаимодействия и сотрудничества вуза с ведущими академическими и научными организациями: Южным отделением РАО, СевероКавказским научным центром, Калмыцким институтом гуманитарных исследований РАН, Калмыцким научно-исследовательским институтом сельского хозяйства. Результаты исследования были внедрены в образовательный процесс университета и использованы в системе повышения квалификации работников муниципальных органов управления Республики Калмыкия, национально-региональной системе образования, академической мобильности студентов, профессорско-преподавательского состава Калмыцкого государственного университета, Волгоградского государственного социально-педагогического университета, Южного федерального университета, Астраханского государственного университета, Казанского (Приволжского) федерального университета, Атырауского государственного университета им. X. Дос-мухамедова (Казахстан).
По заданию Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках аналитической Федеральной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009—2011 годы)» коллективом авторов было проведено
исследование на тему «Формирование инновационной инфраструктуры региональной системы профессионального образования на основе оптимизации системы управления в условиях модернизации», был разработан Проект мероприятий по формированию инновационной инфраструктуры Калмыцкого государственного университета на 2011—2015 гг. [7]. В этом проекте воплощены идеи авторов о создании эффективной модели региональной инновационной системы профессионального образования, основанной на функционировании отраслевых кластеров как механизма оптимизации управления качеством образования в условиях модернизации. В настоящее время проект реализуется в Калмыцком государственном университете.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бордовский, Г А. Итоги инновационной образовательной программы и перспективы развития инновационной деятельности университета / Г. А. Бордовский // Вестн. Герценовского ун-та. — 2009. — № 2. — С. 3—14.
2. Борликов, Г. М. Региональные университеты в период модернизации системы профессионального образования / Г. М. Борликов, Н. Г. Манцаев // Миссия регионального университета в формировании культурно-образовательного пространства : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Элиста, 2010 г.). — Элиста, 2011.
3. Вдовин, С. М. Интеграция процесса генерации новых знаний и коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности в национальном исследовательском университете / С. М. Вдовин, Д. В. Окунев, И. А. Головушкин // Интеграция образования. — 2011. — № 3 (64). — С. 3—8.
4. Исследовательские университеты в России : пути становления и развития / П. С. Чубик и др. // Университетское управление: практика и анализ. — 2009. — № 1. — С. 22—30.
5. Краснобаева, И. И. Анализ зарубежного опыта по реформированию высшего образования : [слияние вузов за рубежом и создание федеральных университетов в России] / И. И. Краснобаева // Проблемы теории и практики управления. — 2009. — № 3. — С. 92—104.
6. Латуха, О. А. Роль инновационной деятельности в развитии вуза / О. А. Латуха // Вестн. пед. инноваций. — 2008. — № 4. — С. 14—24.
7. Формирование инновационной инфраструктуры региональной системы профессионального образования / под ред. проф. Г. М. Борликова,
З. О. Кекеевой. — Элиста : Изд-во Калм. ун-та, 2012. — 146 с.
Поступила 26.11.12.
УДК 378.1:004.9
ВОЗМОЖНОСТИ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ С ПОМОЩЬЮ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПЛАТФОРМЫ БЕБиСТОЯ
В. С. Абруков, Л. Г. Ефремов (Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова, г. ЧебоксарыЫ),
И. Г. Кощеев (Чебоксарский филиал ООО «Организационные технические решения — 2000»)
Статья посвящена исследованию возможности управления вузом с помощью интеллектуального анализа данных. Кратко описаны методы интеллектуального анализа и особенности их использования.
Ключевыге слова: система управления вузом; система поддержки принятия решения; процессный подход; факторы; информационное обеспечение; технология «Хранилище данных»; методы интеллектуального анализа данных.
Введение мы. По оценкам специалистов, в той или
и постановка проблемы иной мере с системой образования в Рос-
сии связано около 50 млн чел.
Образование— одно из ключевых В условиях формирования экономики, звеньев социально-экономической систе- основанной на знаниях, роль государ© Абруков В. С., Ефремов Л. Г., Кощеев И. Г., 2013
17