Научная статья на тему 'Формирование инновационного пути развития сельскохозяйственных организаций'

Формирование инновационного пути развития сельскохозяйственных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование инновационного пути развития сельскохозяйственных организаций»

венной инвестиционном политики недостаточное внимание уделяется развитию инфраструктурных институтов кредитного рынка. Крайне низким остается уровень информационной обеспеченности потенциальных кредиторов и заемщиков, равно как и методического обеспечения процесса экспертизы инновационных проектов. Практически отсутствуют гарантирование и страхование обязательств по кредитным договорам и облигационным займам. Все перечисленное, отражая недостатки процесса привлечения средств на инновационные цели, одновременно может рассматриваться как резерв роста инвестиционных финансовых ресурсов в случае нахождения конкретных путей мобилизации этого резерва.

Наряду с собственными, заемными и привлеченными источниками инвестирования средств в составе финансовых ресурсов, обеспечивающих инновационную деятельность в сельском хозяйстве, используются также бюджетные средства. Федеральные органы исполнительной власти никак не определятся с приоритетами инвестиционной политики по отношению к регионам, а те - по отношению к муниципальным образованиям, что, естественно, мешает проведению эффективной инновационной политики в сельском хозяйстве. В частности, отсутствуют пер-

спективные приоритеты развития отдельных регионов на уровне среднесрочного прогноза. В условиях явно обозначившегося переноса центра тяжести экономических и социальных реформ на региональный уровень это ведет к неэффективной аграрной политике. К тому же рост расходов по отдельным разделам функциональной классификации предусматривается ниже предполагаемого уровня инфляции, что неизбежно приведет к реальному сокращению выделяемых бюджетных средств на инновационные преобразования в сельском хозяйстве.

В связи с вышеизложенным представляется вполне правомерным утверждение, что резервы роста инновационных затрат сельского хозяйства во многом связаны не только и даже не столько с увеличением самих бюджетов, сколько с корректировкой методологии и методики формирования бюджетных расходов, изменением механизмов бюджетного финансирования инновационных затрат сельского хозяйства, совершенствованием бюджетного законодательства. В частности, ориентация бюджетных расходов на достижение конечных социально-экономических результатов требует разработки соответствующих показателей, в расчете на которые должны выделяться бюджетные ассигнования.

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПУТИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Е.А. Мягкова, к.э.н., ст. преп., И.П. Шаляпина, д.э.н., проф., зав. каф., Мичуринского государственного аграрного университета

Для многих предприятий, столкнувшихся с проблемами выживаемости в условиях рынка, главным условием успеха и эффективности управления выступает инновационная стратегия, целью которой является максимально полное удовлетворение требований потребителей к количеству и качеству выпускаемой продукции при минимально возможных затратах на ее разработку и производство.

Таким образом, инновационная стратегия -это весьма сложная и многогранная проблема, которая затрагивает весь комплекс отношений в экономических системах: исследования, разработки, производства, сбыта, сервисного обслуживания. Для решения этих задач необходимо наличие эффективной системы управления предприятиями агропромышленного комплекса. Однако важно помнить, что определяющим фактором является не только создание новых продуктов (нового рынка), более производительных технологий, но и насыщение рынка существующего продукта. В связи с этим основным подходом выступает рыночная перспективность инноваций во взаимосвязи с другими элементами деятельности предприятия (рис. 1).

Обеспечение динамического развития производства и поддержание соответствующего производственного уровня возможно за счет внедрения и инновационных технологий. Анализ данных о динамично развивающихся агропромышленных предприятиях различных организационно-правовых форм хозяйствования позволяет выявить направления внедрения инноваций.

Данные о направлениях инновационной деятельности свидетельствуют о том, что новые и усовершенствованные технологии производства и переработки продукции занимают первое место. Далее идет внедрение новых сортов, гибридов и улучшенных линий и пород животных. Наименьший

удельный вес составляет введение компьютерных технологий, используемых в учете и производственных процессах.

Значительное увеличение объемов производства, снижение затрат на продукцию, рост производительности труда обеспечивается за счет внедрения инновационных разработок. Это же способствует увеличению доходности сельскохозяйственного производства, сокращению сроков окупаемости вложенного капитала. Применение инноваций оказывает содействие установлению баланса между отраслями и повышает инвестиционную привлекательность предприятия.

Анализ по сельскохозяйственным предприятиям Липецкой области показывает, что вложение средств в инновационные технологии дает дополнительный финансовый эффект, позволяет снизить себестоимость продукции и повысить ее конкурентоспособность. Например, при возделывании сельскохозяйственных культур по новым технологиям их урожайность увеличивается в 1,5-2 раза, что положительно отражается на финансовом результате, который повышается в 2 раза. Это обеспечивает окупаемость инвестиций на третий год при уровне рентабельности на уровне 40-50%.

Однако инновационная деятельность на большинстве предприятий исследуемого региона осуществляется в незначительных объемах. Для оценки наличия требуемых инвестиционных ресурсов у сельскохозяйственных предприятий было исследовано их финансовое состояние, которое в течение последних лет остается неудовлетворительным.

При росте выручки от реализации продукции и услуг в сельскохозяйственных организациях за период с 2002 по 2007 г. в 2,2 раза затраты на них увеличились в 2,4 раза. В результате прибыль (до налогообложения) возросла на 59% и составила

1462 млн руб., а уровень рентабельности снизился с 31,7 до 20,5%.

В среднем на одно предприятие чистая прибыль составила около 3 млн руб., а кредиторская задолженность - более 14 млн руб. Это означает, что у предприятий практически нет собственных

оборотных средств, и пополнить их за счет внутренних резервов при сложившихся результатах хозяйственно-финансовой деятельности (1,1—1,3 млрд руб. чистой прибыли и 0,5 млрд руб. амортизационных отчислений) не представляется возможным.

Рисунок 1 - Система взаимосвязей между элементами деятельности предприятия

Следует заметить, что большая часть вложений в обновление производственных фондов осуществляется за счет собственных средств предприятия. Однако, этот источник крайне ограничен, так как значительная часть товаропроизводителей получает такой объем выручки, которого не хватает для воспроизводства оборотных средств, а размер амортизационных отчислений также недостаточен для воспроизводства техники. Это обуславливает низкий уровень технической оснащенности отраслей сельского хозяйства и использование техники сверх нормативных сроков эксплуатации.

Привлечение внешнего финансирования, прежде всего банковских кредитов, затруднено финансовым состоянием предприятий, не позволяющим гарантировать их своевременный возврат. Частично эту проблему можно решить с помощью государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Принятые на федеральном и региональном уровнях целевые программы определяют целый комплекс мероприятий. Часть из них направлена на сглаживание влияния диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и потребляемые отраслью материалы промышленного производства. Другие стимулируют повышение эффективности производства в результате увеличения плодородия земель, проведения мелиоративных работ, поддержки племенной и селекционной работы. Однако их уровень невысок.

Субсидии из федерального и областного бюджетов за 2007 г. составили 2,3 млрд руб., или 6,8% к валовой продукции сельскохозяйственных предприятий. На финансовые результаты эта помощь оказывает, к сожалению, не достаточно высокое влияние: уровень рентабельности повышается лишь на 3-5%. Можно рассчитывать, что на основе активизации лоббирования интересов сельскохозяйственного производства на федеральном и областном уровнях бюджетное финансирование в

ближайшей перспективе для сельскохозяйственных предприятий увеличится, но не более чем в два раза. В этом случае средства преимущественно должны быть направлены на усиление инвестиционной привлекательности сельскохозяйственного производства региона, определяемой в сложившихся условиях, прежде всего, возможностью получения предпринимательской прибыли.

Проведенные расчеты показали, что для производства сельскохозяйственной продукции в плановых объемов необходимо повышать обеспеченность сельскохозяйственных товаропроизводителей новой высокоэффективной техникой. Для достижения плановых масштабов сельскохозяйственного производства в Липецкой области только в развитие технического парка необходимо вложить около 11,4 млрд руб.

С этой целью необходимо наращивать привлечение внешних и внутренних инвестиций. С этой целью необходимо разработать программу, которая позволит привлечь необходимые инвестиционные ресурсы и поэтапно восстановить производственный потенциал области. Разработанная программа, кроме того, обеспечит рост объемов производства, снижение издержек, а продукции станет конкурентоспособной.

Задача усложняется тем, что внешние инвесторы пока неохотно вкладывают денежные средства в сельскохозяйственные отрасли производства из-за сравнительно низкой отдачи и высоких рисков. Важную роль в обеспечении сельскохозяйственных предприятий техникой выполняет лизинг, который напрямую способствует активизации инвестиционной деятельности в регионе.

Реализация региональной программы по улучшению материально-технического оснащения сельского хозяйства Липецкой области создаст возможность постепенного переноса тяжести инвестиционной нагрузки на само предприятие. Это будет происходить за счет укрепления материально-тех-

нической базы и восстановления нормального воспроизводственного процесса, наращивания объемов производства и финансового потенциала за счет стартового капитала, полученного на начальном этапе реализации программы в виде заемных и привлеченных средств. В перспективе главным источником инвестиций станет прибыль, полученная от реализации произведенной продукции, часть ко-

торой может быть использована на воспроизводство основных фондов и прирост запасов оборотных средств предприятия. Использование заемных средств будет осуществляться на полной коммерческой основе с применением традиционных механизмов гарантий и использованием собственных залоговых возможностей сельскохозяйственных товаропроизводителей.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Н.Ф. Зарук, д.э.н, проф., А.В. Носов, ассист. Пензенской государственной сельскохозяйственной академии

В настоящее время в России происходят весьма существенные изменения в экономике, обусловленные разразившимся мировым финансовым кризисом. Сегодня все чаще говорится о том, что мировой финансовый кризис сыграл для России роль катализатора для реализации давно поставленных задач и проектов в области налоговой политики государства.

Развитие сельского хозяйства в условиях мирового финансового кризиса является важной стратегической задачей, так как оно является системообразующим сектором экономики страны, определяющим удовлетворение жизненных потребностей всего населения, и сектором, который является «заказчиком» и «потребителем» большинства отраслей промышленности, а, следовательно, будет способствовать созданию рабочих мест, снижению безработицы. Однако обеспечение условий сохранения и развития сельского хозяйства в современных условиях возможно только в русле инновационного развития отрасли.

Кроме того, развитие сельского хозяйства на инновационной основе в условиях кризиса является основой для обеспечения продовольственной безопасности России, так как до сих пор сохраняется высокая импортная зависимость страны по отдельным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Так, за счет импорта формируется до 40% ресурсов на продовольственном рынке.

К сожалению, в настоящее время, чрезвычайно узок арсенал форм и методов государственной поддержки науки и инноваций в аграрной сфере. В связи с этим можно сформулировать следующие предложения по совершенствованию системы налогообложения сельскохозяйственных организаций с целью стимулирования инновационной деятельности в условиях кризиса.

Для сельскохозяйственных организаций, применяющие инновационные технологии и использующие земельные участки, для проведения научноисследовательских и опытно-экспериментальных работ, целесообразно предусмотреть освобождение их от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, непосредственно используемых для проведения научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ, включая опытно-конструкторские (1_нз). В Пензенской области в 2007 г. на описанные выше цели было использовано не более 5% от общей площади сельскохозяйственных угодий. Таким образом, при уплате земельного налога сельскохозяйственные товаропроизводители смогли бы сэкономить 1_нз = 1056,7 тыс. руб. Это небольшая сумма, однако, введение льготы по налогу на землю будет способствовать интенсификации земледелия на основе инновационных технологий.

Для сельскохозяйственных организаций, находящихся на общем режиме налогообложения, а это около 25% от общего числа предприятий, в налоговом законодательстве в качестве антикризисных мер и мер по внедрению в производство инновационных продуктов и технологий нами предлагаются внести изменения в главу 25 НК РФ. В соответствии с вступившими в силу с 01.01.2006 г. нормами Федерального закона от 06.06.2005 г. № 58-ФЗ налогоплательщики имеют право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств, а в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам не более 30% (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ.

В целях стимулирования развития инновационного процесса в сельском хозяйстве и как меру компенсации отмененной ранее льготы по налогу на прибыль по средствам, направленным на финансирование капитальных вложений, для сельскохозяйственных предприятий, использующих общий режим налогообложения и применяющих инновационные технологии, указанный выше норматив необходимо увеличить до 50% (1_ап). При этом льгота по налогу на прибыль в сумме осуществленных капитальных вложений не может превышать налогооблагаемую прибыль более чем на 90%. Введение данной льготы по налогу на прибыль равносильно снижению ставки по налогу на прибыль до двух процентов, т. е. в размере налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет. По данным 2007 г. платежи в региональный бюджет уменьшились бы на 1_ап = 14335 * 90% = 12901,5 тыс. руб.

Амортизационную премию следует рассматривать как налоговый инструмент стимулирования инвестиционной активности в основном тех хозяйствующих субъектов, которые воспользовались банковским кредитом и, вернув с первой же выручки от реализации товаров (работ, услуг) средства в размере не более 50% осуществленных капитальных вложений и получают возможность направить их на погашение кредита. Наиболее актуальным, представляется введение данной льготы для сельскохозяйственных предприятий, получивших инвестиционные кредиты, на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих ферм, а также на приобретение племенного скота, техники и оборудования для животноводческих комплексов, что позволит своевременно реализовать начатые инвестиционные проекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.