УДК 336.2+63
АКТИВИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Н.Ф. Зарук, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой «Финансы» Пензенской государственной сельскохозяйственной академии, [email protected]
А.В. Носов, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры ««Финансы» Пензенской государственной сельскохозяйственной академии, [email protected]
Ключевые слова: инновационная деятельность, сельское хозяйство, налоговая система, налоговая нагрузка, налоговые льготы, преференции, инвестиционный налоговый кредит.
В статье рассмотрена роль системы налогообложения в стимулировании инновационной деятельности сельскохозяйственных организаций. Авторами предложен механизм совершенствования действующей системы налогообложения сельскохозяйственных и научных организаций, предусматривающий систему налоговых льгот и преференций, направленных на активизацию инновационной деятельности в сельском хозяйстве.
в современных условиях во всем мире инновационная деятельность рассматривается как одно из главных условий модернизации экономики. опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что наука, наукоёмкие технологии, активная инновационная деятельность являются исходной движущей силой всей хозяйственной жизни, и преимущественный прирост сельхозпроизводства обеспечивается благодаря реализации научно-технических достижений. так, в сША в течение последних десятилетий около двух третей прироста сельскохозяйственной продукции достигалось за счёт реализации достижений нтП. Показатели продуктивности растениеводства и животноводства европейского уровня могут быть достигнуты на базе инновационной модернизации, интеграции аграрной науки, финансовых, материально-технических и других ресурсов, решения задач, поставленных Госпрограммой развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы. в настоящее время инновационный потенциал отечественного АПк используется на 4-5%, в то время как в сША он составляет 50%. доля наукоёмкой продукции в АПк россии не превышает 0,3% от общего объема, а в развитых странах составляет более 20%[3]. налогообложение сельскохозяйственных
товаропроизводителей в развитых странах строится по единым принципам, обладает большими возможностями воздействия на эффективность производства, позволяет с помощью системы льгот, выбора объекта и ставок налогообложения стимулировать инновационное развитие сельского хозяйства и повышать уровень благосостояния населения.
развитие сельского хозяйства на инновационной основе в современных условиях является залогом для обеспечения продовольственной безопасности россии, так как до сих пор сохраняется высокая импортная зависимость страны по отдельным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия. так, за счет импорта формируется до 40 % ресурсов на продовольственном рынке.
роль налоговой системы в поддержке инновационной активности организаций заключается в создании условий для спроса на инновационную продукцию, для модернизации, то есть для активизации вложения инвестиций в новые продукты, технологии. налоговая система не должна создавать препятствий для предложения инноваций -деятельности налогоплательщиков, направленной на внедрение в производственные процессы результатов научных исследова-
ний и опытно-конструкторских работ, приводящих к увеличению производительности труда [1].
основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2011 и плановый период 2012 и 2013 годов остаются такими же, как и ранее - создание эффективной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. При этом в отличие от предыдущих лет налоговая политика ближайшего времени впервые после долгого перерыва будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным последствиям экономического кризиса, а с другой стороны - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы и стимулирования инновационной активности предприятий. создание стимулов для инновационной активности налогоплательщиков, а также поддержка инноваций и модернизации в российской Федерации будут основными целями налоговой политики в среднесрочной перспективе [2].
Нестабильность, сложность и неоднозначность российского налогового законодательства, его фискальная направленность, а также недостаточное использование налоговых инструментов в целях стимулирования инновационных и инвестиционных процессов не позволяет налоговой системе с полной эффективностью выполнять свои функции в сельском хозяйстве.
Общий размер кредиторской задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей Пензенской области на 01.01.2010 года составил около 5 млрд. руб. Доля налогов и других обязательных платежей в бюджет в структуре кредиторской задолженности составляет в среднем около 30%. В 2009 году сельскохозяйственные организации Пензенской области перечислили всего налогов, сборов и других обязательных платежей в размере 1,84 млрд. руб., что на 4,5% больше, чем в 2008 году. Размер начисленных налогов, сборов и других обязательных платежей составил 2,18 млрд.
руб., что на 36,2% выше, чем в 2008 году. Из этого следует, что полнота уплаты налогов и сборов составила в 2009 году 84,4%, что в первую очередь связано с последствиями финансового кризиса.
Анализируя уровень налоговой нагрузки сельскохозяйственных предприятий Пензенской области по наиболее распространенным методикам расчета, следует отметить, что он варьирует в разрезе методик. однако следует отметить, что в последние годы наметилась тенденция роста налоговой нагрузки, например, нагрузка, рассчитанная по методике Минфина РФ, которая является официальной, составила 17,8%. однако эта методика не отражает реальный уровень налоговой нагрузки, так как налоги соотносятся с выручкой от реализации, включающей не только источники уплаты налогов, но и материальные затраты. По методикам Е.А.Кировой и М.И.Литвина уровень налоговой нагрузки за 2009 год составляет 34,4% и 31,6% соответственно. Уровень налоговой нагрузки, рассчитанный по предложенной нами методике, где учитываются реально уплаченные налоги из собственных источников, которые соотносятся с добавленной стоимостью за минусом субсидий и дотаций, оказывающих значительное влияние в сторону завышения показателя налоговой нагрузки, составил 55,1%. А уровень налоговой нагрузки, рассчитанный с учетом субсидий и дотаций, ниже почти в 2 раза и составил в 2009 году 28,6%.
таким образом, существующая система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей не в полной мере учитывает специфику отрасли, а относительно высокий уровень налоговой нагрузки не в полной мере обеспечивает стимулирование инновационной деятельности в сельском хозяйстве.
В настоящее время список налоговых льгот и преференций, предусмотренных для организаций, в том числе сельскохозяйственных, занимающихся инновационной деятельностью, относительно невелик. Так, в НК РФ предусмотрены следующие налоговые льготы для стимулирования инновационной активности предприятий (Рис.1). Так, например, в соответствии с НК РФ (ст. 262 ч. II) предусмотрено полностью принимать расходы НИОКР, относящиеся к созда-
рис.1. - Существующие налоговые льготы, стимулирующие использование инноваций в сельском хозяйстве
нию новой или усовершенствованию производимой продукции, после завершения этих разработок, включать в состав прочих расходов равномерно в течение года, а для отдельных видов НИОКР, установленных Правительством РФ, с коэффициентом 1,5. Не подлежат обложению Ндс операции по выполнению организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новой продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий и т.д.
Однако для решения всех поставленных задач необходимо создание эффективного налогового механизма, включающего введение налоговых льгот и преференций для сельскохозяйственных и научных организаций АПК, создающих и внедряющих инновационные продукты и технологии в сельскохозяйственное производство.
В связи с этим можно сформулировать следующие предложения, направленные на активизацию инновационной деятельности в сельском хозяйстве посредством внесения изменений и дополнений в НК РФ:
- во всех организациях науки, независимо от формы собственности, а также с целью упрощения межбюджетных расчетов
восстановить льготу по налогу на имущество для организаций науки (Ц_,И). Поскольку научно-исследовательская деятельность осуществляется как в организациях науки, так и в системе высшего образования, то льгота должна распространяться и на высшие учебные заведения. Выпадение доходов бюджета Пензенской области при предоставлении льготы по налогу на имущество организациям отрасли науки и научного обслуживания, образования, по данным 2009 г., могло составить LНИ = 30419, 4 тыс. руб. (среднегодовая стоимость амортизируемого имущества за минусом амортизации, рассчитанная по данным Пензенского областного комитета государственной статистики в сумме 1382,7 млн. руб., умноженная на ставку налога на имущество 2,2 %). На эти цели в федеральном бюджете предусмотрен резерв на компенсации по уплате налога на имущество и земельного налога для федеральных государственных учреждений (в том числе учреждениям науки и образования). Однако подобный механизм межбюджетного перераспределения доходов представляется излишне сложным и дорогостоящим;
- для сельскохозяйственных организаций, применяющих инновационные тех-
нологии, а также использующих земельные участки для проведения научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ, предусмотреть освобождение их от уплаты земельного налога (ЦНЗ). Так, на сегодняшний день в Пензенской области около 60% посевных площадей обрабатывается по интенсивной ресурсосберегающей технологии. Таким образом, при уплате земельного налога сельскохозяйственные товаропроизводители, использующие инновационные ресурсосберегающие технологии области, смогли бы сэкономить ЦНЗ = 13694,4 тыс. рублей. Это незначительная сумма, однако введение льготы по налогу на землю будет способствовать развитию земледелия на основе внедрения инновационных технологий;
- по средствам, направленным на финансирование капитальных вложений, для сельскохозяйственных предприятий, использующих общий режим налогообложения (около 25% от общего числа сельскохозяйственных предприятий Пензенской области) и применяющих инновационные технологии, размер амортизационной премии увеличить с 10% (30% - в отношении основных средств, относящихся к третьей-седьмой амортизационным группам) до 50% (ЦАП). Кроме того, современный научно-технический прогресс, высочайшие темпы морального старения инновационной идеи, продукта, технологии объективно приводят к необходимости более частой смены оборудования с целью соответствия уровню конкурентоспособности проводимых исследований и разработок. Поэтому считаем целесообразным предоставить право списывать расходы капитального характера на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки равномерно в течение года приобретения основных средств. При этом льгота по налогу на прибыль в сумме осуществленных капитальных вложений не должна уменьшать налогооблагаемую прибыль более чем на 90%. Введение данной льготы по налогу на прибыль равносильно снижению ставки по налогу на прибыль до двух процентов, т.е. в размере налога на прибыль, подлежащего зачислению в региональный бюджет. По данным 2009 г., платежи в региональный бюджет уменьшились бы на ЦАП = 39352 90%= 35416,8 тыс. рублей;
- предоставить возможность органам региональной власти субъектов Российской Федерации предоставлять инвестиционный налоговый кредит в размере 100% налоговых платежей для сельскохозяйственных товаропроизводителей, использующих специальные налоговые режимы. При этом размер процентов по кредиту не должен превышать % ставки рефинансирования ЦБ РФ. Предельный срок предоставления кредита не должен превышать 5 лет, причем на уплату процентов по инвестиционному налоговому кредиту должна предоставляться отсрочка на 12 месяцев, с момента получения кредита. Таким образом, максимальные потери бюджетной системы, рассчитанные по данным сельскохозяйственных предприятий Пензенской области, за 2009 г. составят около ЦИНК = 14187 тыс. рублей.
В результате предлагаемого пакета поправок в НК РФ, направленных на стимулирование инновационной деятельности в сельскохозяйственных и научных организациях АПК, общие потери бюджетной системы на уровне Пензенской области составят (Ц):
Ц = ЦНИ + ЦНЗ + ЦАП + ЦИНК
Ц = 30419, 7 + 13694, 4 + 39352 + 14187 = 97653, 1 тыс. руб.
Реализация предлагаемой системы налоговых льгот и преференций, направленных на активизацию инновационной деятельности в сельском хозяйстве, с одной стороны, позволит снизить налоговую нагрузку, а с другой - будет способствовать укреплению финансового состояния и развитию сельскохозяйственного производства на инновационной основе, что в последующем приведет к увеличению налоговых доходов бюджетов различных уровней в основном за счет роста объемов продукции, произведенной с использованием инноваций.
Библиографический список
1. Зарук Н.Ф. Особые экономические зоны регионального уровня как механизм государственной поддержки инновационной деятельности / Н. Ф. Зарук, А.В. Носов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2008. - № 6.
- С.7-10.
2. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов / Налоговый вестник. -2010. - № 8.
3. Федоренко В.Ф., Инновационная
деятельность в АПК: состояние, проблемы, перспективы:/В.Ф. Федоренко, Д.С. Букга-лин, Э.Л. Аронов// научн.изд. - М.:ФГНУ «Росинформагротех», 2010. - 280с.
УДК 631.15; 338.43
становление малых форм хозяйствования В АПк ульяновской ОБЛАСТИ
М. С. Салова, кандидат экономических наук, доцент, директор департамента Министерства сельского хозяйства Ульяновской области тел. 8(8422)44-06-12
Ключевые слова: крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, малые формы хозяйствования, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, сельскохозяйственная продукция, кредиты, экономическая поддержка, вертикальная кооперация, агропромышленный комплекс, сельское хозяйство.
Освещается работа малых форм хозяйствования на селе: личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств, показывается их роль и место в сфере производства сельскохозяйственной продукции и в формировании продовольственных ресурсов области. Анализируется участие мелких сельхозпроизводителей в выращивании овощей, картофеля, молока и мяса. Аргументируется необходимость развития кооперации в сельском хозяйстве, создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
В Ульяновской области сельское хозяйство выступает в качестве одной из важнейших отраслей и занимает особое место в экономике региона. На данном этапе особую значимость в развитии продовольственного комплекса области приобретает мелкотоварное сельскохозяйственное производство - личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства. Правовой основой деятельности мелкотоварного производства в сельском хозяйстве являются Федеральные Законы «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О сельскохозяйственной кооперации», «Земельный кодекс», «Гражданский кодекс», ФЗ РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и другие законодательные акты.
Формирование многоукладной экономики в АПК в целом можно рассматривать как одно из направлений экономической реформы в сельском хозяйстве. становление и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в Ульяновской области повышает
актуальность более глубокого осмысления их деятельности, изучения сущности, особенностей, как уже достигнутых результатов функционирования, так и выработки стратегических направлений и перспектив развития этой формы сельскохозяйственного производства применительно к специфическим условиям региона.
С учетом сложившейся ситуации в аграрной политике страны и региона в Ульяновской области разработана целевая программа по развитию крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов, предусматривающая создание наиболее эффективных организационных, экономических, финансовых, правовых и социальных условий, способствующих успешному их функционированию. Программа предусматривает на основе развития мелкотоварного производства в агропромышленном комплексе области увеличение доли его продукции в областных продовольственных ресурсах.
Однако в современных условиях ры-