Научная статья на тему 'Формирование информационной культуры старшеклассников в профильном обучении'

Формирование информационной культуры старшеклассников в профильном обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Уровни профильной информационной культуры старшеклассника: адаптивный уровень / репродуктивный / эвристический / креативный уровни / способы формирования
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кошевенко С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной культуры старшеклассников в профильном обучении»

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ

Кошевенко С.В.,

к.п.н., заместитель директора по УИР ГОУ СПО «СТЭТ» г. Смоленск

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

Информационная культура старшеклассника: как сформировать ее?

Уровни профильной информационной культуры старшеклассника: адаптивный уровень, репродуктивный, эвристический, креативный уровни; способы формирования

Последние годы особо актуальна проблема информатизации образования, компонентами которой является подпроблема приобретения и развития информационной культуры человека. Информационное мировоззрение, понимание информационной картины мира, знание разнообразных источников информации и способов работы с ними, умения искать, обрабатывать, хранить, передавать и создавать новую информацию, используя при необходимости компьютерную технику и информационные и телекоммуникационные технологии - это требования, предъявляемые к выпускнику современным информационным обществом.

Информационная культура старшеклассника -это комплекс знаний, умений и навыков учащегося, формируемый в условиях информатизации, гуманизации и гуманитаризации общества, гармонично сочетаемый с критическим мышлением, информационным мировоззрением и культуротворческой деятельностью, осуществляемой в условиях оптимального саморазвития, самосовершенствования личности и овладения информационными технологиями.

Практика показывает, что сегодня уровень информационной культуры выпускников обшеобразователь-ных и профильных школ нельзя назвать высоким. В связи с этим требуется так изменить содержание подготовки школьников, чтобы обеспечить не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры.

Если рассматривать информационную культуру в ключе профильного обучения, то нам представляется возможным выделить профильную информационную культуру как подмножество общей информационной культуры личности старшеклассника.

Информационная культура старшеклассника в профильном обучении - это информационная культура, характеризующаяся потребностью и готовностью к самореализации и проявлением творческой активности старшеклассника в профильноориентированной деятельности.

Профильно-ориентированная деятельность нами определяется как деятельность, направленная на профессиональное самоопределение личности старшеклассника и формирование основ возможной будущей профессиональной деятельности.

Специфика профильной информационной культуры проявляется в ее функциональных компонентах:

- мотивационно-профильный (внутреннее побуждение личности к информационной активности);

- интеллектуально-познавательный (необходимый минимум знаний, которым должен оперировать человек для его адаптации и самореализации в современном информационном обществе);

- профильно-операционный и эргономический (система определенных умений и навыков старшеклассника по использованию новых ИКТ и средств для работы с информацией);

- коммуникативный (умение общаться с людьми в процессе деятельности, способность к сотрудничеству и взаимопомощи, умение отстаивать свою позицию, быть компетентным при работе с источниками информации, средствами коммуникаций, мировой сети);

- профильно-рефлексивный (возможность старшеклассника на каждом этапе своей деятельности формировать самооценку действий в продвижении по пути индивидуальной траектории развития, делать выводы о соответствии планируемых и реальных результатов, о правильности выбора профиля и возможной будущей профессии, осуществлять коррекцию профильно-ориентированной деятельности);

- прогностический (умение составить текущий и перспективный план образовательной деятельности, способов его реализации и самореализации в профильно-ориентированной деятельности).

Уровневый подход составляет основу исследования любого процесса развития, так как суть последнего заключается в переходе от одного уровня к другому, более сложному и качественно отличному. Уровни профильной информационной культуры старшеклассника: адаптивный уровень - соответствует профильной информационной грамотности; репродуктивный уровень - соответствует профильной информационной образованности; эвристический уровень - указывает на сформированность профильной информационной компетентности; креативный уровень - соответствует сформированности профильной информационной культуры.

В рамках педагогического процесса мы предлагаем формировать профильную информационную культуру юношества посредствам элективного курса

42

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 3, 2008

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ

информационно-культурологической направленности. Предлагаемый нами элективный курс «Профильная информационная культура и новые информационные технологии» («ПИКНИТ») разработан для учащихся 11-х классов. В процессе изучения данного курса реализуется интеграция смежных тем различных информационных и профильных дисциплин. Он может включать перечисленные ниже модули: «Информационное общество и информационная культура»; «Информация и ее свойства. Классификация информации»; «Информационные технологии в профессионально ориентированной деятельности»; «Применение текстового редактора в профессиональной сфере деятельности»; «Особенности использования электронных таблиц в профессионально ориентированной деятельности»; «Электронные презентации»; «Базы данных и системы управления базами данных»; «Microsoft Outlook как средство планирования встреч, ведения списка задач, выполнения работ»; «Справочно-поисковые системы: назначение и основные возможности»; «Прикладные (специализированные) программы в профессионально ориентированной деятельности»; «Языки программирования и системы программирования»; «Компьютерные телекоммуникации и Интернет».

Модули с первого по третий являются базисными и должны включаться в программу данного элективного курса для любого профиля. Подборка остальных модулей программы осуществляется с опорой на специфику конкретного профиля обучения, интересы и склонности учащихся. При разработке программы курса «ПИКНИТ» состав модулей и время на их изучение подбираются с учетом анализа программ смежных дисциплин с опорой на мнение преподавателей-предметников и результаты анкетирования учащихся.

В конце 10-го класса учащимся предлагается анкета по определению их интересов и склонностей в сфере информационных технологий, видения применения новых информационных технологий в профессионально ориентированной деятельности и роли знаний и умений работы с информацией в информационном обществе. В этой анкете ученикам предложено выбрать те модули (с четвертого по двенадцатый), изучение которых они считают необходимым для формирования их профильной информационной культуры.

При разработке программы элективного курса «ПИКНИТ» для учащихся 11-х классов любого профиля необходимо:

- проанализировать содержание учебного предмета в рамках выбранного профиля;

- установить межпредметные связи с профильными дисциплинами;

- сформулировать основные цели курса, его функцию;

- определить временной интервал изучения курса;

- в качестве основополагающих выбрать модульный подход и гуманно-личностно-ориентированные технологии обучения;

- определить необходимое количество часов на каждый из модулей;

- выяснить возможность обеспечения данного курса необходимыми средствами обучения;

- определить долю самостоятельности, творчества ученика при изучении курса;

- продумать, какие образовательные продукты будут созданы учащимися в процессе освоения программы курса;

- определить критерии, позволяющие оценить успешность освоения программы курса;

- продумать альтернативные формы аттестации учащихся по итогам освоения программы курса: проект, реферат, выступление по результатам исследовательской работы, защита творческого отчета и др.

Опираясь на вышеуказанные требования, нами была разработана программа модульного элективного курса «ПИКНИТ» для 11-х классов экономического профиля. Курс рассчитан на 50 часов, соотношение теоретических и практических занятий составляет 1:4. В программу вошли смежные темы дисциплин «Информатика и ИКТ», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Экономика», «Анализ финансово-хозяйственной деятельности», «Бухгалтерский учет», «Налоги и налогообложение».

Реализация междисциплинарного модульного элективного курса «Профильная информационная культура и новые информационные технологии» осуществлялась в рамках педагогики сотрудничества, с опорой на методы нейро-лингвистического программирования, с активной реализацией межпредметных связей, использованием модульной технологии, применением активных методов и форм обучения.

Экспертная оценка программы курса показала, что он удовлетворяет требованиям учащихся и педагогов, соответствует положениям концепции профильного обучения, способствует систематизации знаний учащихся, формированию у них устойчивого интереса к учебной и профессионально ориентированной деятельности, обладает высокой контролируемостью, чувствительностью и гибкостью.

Рассматриваемый нами элективный курс внедрялся в учебный процесс постепенно, отслеживались образовательные результаты старшеклассников и уровень их профильной информационной культуры. Итоги эксперимента показали существенные отличия в результатах, полученных в контрольных группах (К), где курс не преподавался и экспериментальных группах (Э). На рис.1: одиннадцатиклассники, обучающиеся в профильных классах по образовательной траектории «Экономика и бухгалтерский учет» - группы Б; по образовательной траектории «Менеджмент» - группы М.

Во всех группах уровень профильной информационной культуры старшеклассников после проведения эксперимента вырос. Однако в экспериментальных группах уровень ПИК выше, чем в контрольных: около 63% одиннадцатиклассников экспериментальных групп обладают креативным уровнем, в то время как в контрольных группах этот показатель не более 34%. Достоверность результата исследования подтверждена статистически.

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 3, 2008

43

ИННОВАЦИОННЫЕИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ

70/

□ ЭБ1

□ КМ1

ШЭБ2

□ ЭМ 2

38

33

64 62

60

50

40

30

20

10

0

4^^ 4 —

33

32 33

71

24

Репродуктивный уровень Эвристический уровень Креативный уровень

Рис. 1. Диаграмма уровня ПИК учащихся после эксперимента

Эффективность процесса формирования профильной информационной культуры зависит от психологопедагогических условий. На наш взгляд, применение гуманно-личностно-ориентированных педагогических технологий, внедрение в учебный процесс мегедисциплинарного модульного элективного курса информационно-культурологической направленности,

увеличение роли самостоятельной работы учащихся за счет применения в процессе обучения активных методов и заданий творческого характера, компью-теризацияи использование новыхинформационных технологий в учебном процессе позволяют учащимся достигну креативного уровня оформированности профильной информационной культуры.

Орбелян А.И.,

учитель английского языка МОУ СОШ№2 г. Геленджик Краснодарский край

развитие внутренней мотивациишкольников к разработке проектов на уроках английского языка

Как можно использовать проектную методику на уроках английского языка?

Мотивация школьников, метод проектов, английский язык, социокультурные компетенции учащихся, планирование уроков.

Применение метода проектов в обучении приобретает в настоящее время все больше сторонников, так как способствует развитию активного, самостоятельного мышления ребенка и в то же время ориентирует его на совместную исследовательскую работу. Использование метода проектов позволяет создать необходимые условия для успешного овладения различными дисциплинами, в том числе и иностранным языком.

Я использую метод проектов на своих уроках с 2002 года. Успеху овладения английским языком способствовали, в частности, авторские программы и учебники нового поколения, которые не только обеспечивают формирование социокультурной компетенции и владения языком как средством общения в ситуациях межличностного взаимодействия, но и ориентированы на совершенно новый подход к процессу обучения. И метод проектов в данных условиях - один из наиболее

44

эффективных способов организации работы учителя с учащимисякакнауроке, таки во внеурочное время.

Работа над проектом - это многоуровневый подход к изучению иностранного языка. Он охватывает все виды работ: чтение, аудирование, говорение, грамматику. Важным моментом в работе является создание проблемных ситуаций. С этой целью я использую различные методические приемы:

- помогаю школьникам выявить противоречия и предлагаю найти способы их разрешения;

- предлагаю учащимся рассмотреть явления с различных позиций (например, с точки зрения автора, журналиста, политика и т.д.);

- побуждаю учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации.

В настоящее время учеными - методистами и педагогами - практиками предлагаются различные варианты проектов и путей их реализации. Я использую следующий алгоритм:

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 3, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.