Формирование информационного обеспечения при перепрофилировании промышленных территорий
Топчий Дмитрий Владимирович,
кандидат технических наук, доцент кафедры технологии и организации строительного производства, НИУ Московский Государственный Строительный Университет, Институт строительства и архитектуры, [email protected]
Ефремова Вероника Евгеньевна,
магистр, НИУ Московский Государственный Строительный Университет, Институт строительства и архитектуры
Развитие городской среды связано не только с увеличением плотности жилых кварталов, повышением этажности деловых районов, и интенсивного развития инфраструктуры, но и изменения функционального назначения отдельных городских зон. Наибольший потенциал развития внутригородских территорий, располагается в промышленных зонах. Исторически подобные производственные конгломераты формировались на окраинах городов, но развитие любого городского поселения связанно с увеличением его площади. Таким образом, расположенные некогда на окраинах производства, оказались в центральных частях мегаполисов, создавая излишнюю нагрузку на экологию окружающей среды, выпуская продукцию заведомо с большей себестоимостью, в связи с дополнительными затратами, базирующейся с высокой кадастровой стоимости земли и зданий внутригородской черты, высокими заработными платами специалистов, проживающих в мегаполисах, а также других факторах. Решения о реновации промышленных территорий принимают муниципальные власти, а основной целью инвестора на начальной стадии вхождения в проект, является формирование структуры информационного обеспечения проекта, создающего возможность проектирования, управления и реализации проекта перепрофилирования. Ключевые слова: перепрофилирование промышленных территории, реорганизация, ренновация, редевелопмент, проектная документация, математическая модель.
Несмотря на плотную застройку крупных городов по всему миру, в них по-прежнему сохранились территории, которые практически не используются. Так называемые промышленные зоны занимают десятки гектаров. Большинство из них прекратили производство много лет назад и превратились в хаотичные склады и свалки.
Одним из важнейших аспектов развития городской среды является проведение комплексной реконструкции территорий сложившейся застройки города, направленное на создание благоприятных условий проживания и эффективное использование производственного, инженерного, научного и других потенциалов строительного комплекса.
Главным фактором, определяющим рост темпов реконструкции, является то, что многие крупные города к настоящему времени исчерпали свои внутренние территориальные ресурсы и испытывают острый дефицит в территориальных резервах, пригодных для освоения под массовую застройку. Проблема рационального размещения промышленных предприятий города с целью увеличения земельных ресурсов занимала московские власти еще конце прошлого века: тогда был подготовлен список из нескольких сотен предприятий, предназначенных к выводу за пределы Москвы. Перестройка помешала полной реализации этого плана, но старт процессу был дан. В наше время актуальность такой реорганизации неизмеримо возросла, так как строительный бум, начавшийся в конце 1990-х, почти исчерпал свободные земельные ресурсы для массового строительства на территории столицы. При анализе московской территории было выявлено, что около 17% города занято промышленными зонами - более 70 объектов, значительная часть которых не используется для производства, а частично функционирует в качестве арендного бизнеса.
Реорганизация промышленных зон - важный для города вопрос, требующий активного участия инвесторов. Основная проблема при их редеве-лопменте в том, что у этих территорий зачастую несколько собственников, планы которых разнятся. Одни активно пытаются найти способы реорганизовать свои участки, другие, к примеру, просто получают деньги за сдачу своего участка в аренду.
Принятый 3 июля 2016 года президентом России Федеральный закон № 373-ФЗ создает предпосылки для комплексного освоения территорий в границах городов.
О 55 I» £
55 П П Н
о ы
а
а
«
а б
Рис. 1. Промышленные зоны города Москвы по состоянию на 2014 год.
В целях эффективного управления городской территорией и создания благоприятной и комфортной среды для граждан, закон предусматривает дополнение существующих в Градостроительном кодексе четырех правовых схем развития территорий на основании договоров (развития застроенной территории; комплексного освоения территории; освоения территории в целях строительства жилья экономического класса; комплексного освоения территории в целях строительства жилья экономического класса) еще двумя правовыми схемами [4]:
- комплексное развитие территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;
- комплексное развитие территории по инициативе органа местного самоуправления, что позволит городу принять решение по реорганизации той или иной площадки и побудить правообладателя к действию.
Для старта реализации редевелопмента (реорганизации) любой промышленной территории как с изменением ее функционального назначения, так и с сохранением функции производственного предприятия, необходимо разработать качественную проектную документацию, охватывающую всю специфику строительства такого рода объектов [7].
Важность разработки качественной проектной документации невозможно переоценить. Наряду с
типовыми решениями, более дорогой, но индивидуальный, профессионально выполненный проект заложит фундамент успешности всего проекта и позволит получить качественно новый продукт, дополнительные конкурентные преимущества, сократить сроки строительства, значительную экономию прямых и косвенных затрат [2].
Рис. 2. Аналитические данные реализации крупных строительных проектов на 2016 год
Сопровождение и согласования проекта осуществляется с учетом особенностей федерального и регионального законодательства. Так, проекты по приспособлению или реставрации объектов культурного наследию (ОКН) как правило проходят длительный путь согласований, в ходе которых изначальные проектные решения могут претерпеть серьезные изменения, оказывая негативное влияние на функциональность объектов, их стоимость и сроки реализации. В случае, когда модель реализации проекта предусматривает изменение функционального зонирования территории, необходимо предварительно выяснить принципиальную возможность такого изменения, получить соответствующие согласования, разработать проект планировки территории (далее - ППТ) до серьезных вложений в проект. Следует разрабатывать параметры будущего объекта с учетом пессимистического сценария [6].
Для увеличения надежности проектных решений реорганизации промышленных зон, то есть изменения отношения провальных проектов к успешным в меньшую сторону, необходимо оценить эффективность деятельности проектных организаций и создать организационно-технологическую модель по разработке проекта при перепрофилировании промышленных объектов Российской Федерации, используя современные теории и фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых по проектированию и перепрофилированию промышленных зон, законодательные акты Российской Федерации и нормативные документы, определяющие состав проектной документации и ее содержание [3].
Для выявления количественной оценки проектирования может быть использована математическая модель оценки эффективности проектных организаций. Математические средства по-
зволяют систематизировать эмпирические данные, выявить и сформулировать количественные зависимости и закономерности. Для функционирования модели необходимо, чтобы она соответствовала ряду требований: ингерент-ность, простота, адекватной [1].
Прежде чем придать количественную характеристику показателю эффективности проектных организаций, необходимо разобраться, что есть «качество проектирования» и какие параметры на него влияют. Искомый показатель является зависимостью от определенного набора параметров. В нашем случае, качество проектной документации - разработка каждого из разделов проекта таким образом, при котором принятые проектные решения соответствуют всей необходимой нормативной документации, инженерно-геологические изыскания отражают реальную ситуацию площадки строительства, все разделы увязаны между собой и, как следствие, количество выявляемых ошибок и недочетов при производстве строительно-монтажных работ минимально [5].
Выявление параметров, влияющих на эффективность проектных организаций при перепрофилировании промышленных объектов, и последующее создание математической модели позволит оценить сильные и слабые стороны проектных организаций, непосредственно участвующих в реализации перепрофилирования промышленных зон, а также определить методы по улучшению качества проработки проектной документации.
Литература
1. Лапидус А.А. Формирование интегрального потенциала организационно-технологических решений посредством декомпозиции основных элементов строительного проекта// Вестник МГСУ № 12, стр. 114-123 - 2016.
2. Лапидус А.А. Формирование профессиональной направленности специалистов в области строительства на основе анализа их занятий различными видами спорта// Теория и практика физической культуры № 5, стр. 33-34 - 2017.
3. Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»
4. Постановление правительства РФ от 03.06.2016 г. N 373 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»
5. Топчий Д.В., Токарский А.Я. Повышение организационно-технологической надежности
объектов перепрофилирования при осуществлении строительного надзора// Наука и бизнес № 10 (76), стр.15-19 - 2017.
6. Топчий Д.В., Скакалов В.А. Структурно-функциональное моделирование многоуровневых и многокритериальных связей организационно-технологических, управленческих структур и информационного обеспечения при осуществлении строительного контроля в ходе перепрофилирования промышленных объектов// Перспективы науки № 10(97) стр. 44-50. - 2017.
7. Олейник П.П. Условия обеспечения комплексного производства земляных работ// Научное обозрение № 14, стр. 239-243 - 2016.
Formation of information support in the re-profiling of
industrial territories Topchiv D.V., Efremova V.E.
Moscow State National Research University of Civil Engineering Department of Technology and Organization of Building Production
The development of the urban environment is associated not only with the increase in density of residential quarters, the increase in the number of storeys of business districts, and the intensive development of infrastructure, but also changes in the functional purpose of individual urban areas. The greatest potential for development of intra-urban territories is located in industrial zones. Historically, similar industrial conglomerates were formed on the outskirts of cities, but the development of any urban settlement is associated with an increase in its area. Thus, once located on the outskirts of production, they found themselves in the central parts of megacities, creating an unnecessary burden on the ecology of the environment, producing products that are known to be of higher cost, due to additional costs, based on high cadastral value of land and buildings of the inner city line, high wages specialists living in megacities, as well as other factors. Decisions on the renovation of industrial areas are made by the municipal authorities, and the main objective of the investor at the initial stage of entering the project is to form the information support structure of the project that creates the possibility of designing, managing and implementing the re-profiling project.
Keywords: industrial site re-profiling, reorganization, renovation, redevelopment, project documentation, mathematical model. References
1. Lapidus A.A. Formation of integrated potential of organizational technology solutions by means of decomposition of basic elements of the MGSU No. 12 construction project//Messenger, p. 114-123 - 2016.
2. Lapidus A.A. Formation of professional orientation of experts
in the field of construction on the basis of the analysis of their occupations different types of sport//the Theory and practice of physical culture No. 5, p. 33-34 - 2017.
3. The resolution of the Government of the Russian Federation
from 2/16/2008 No. 87 "About structure of sections of the project documentation and requirements to their contents"
4. The resolution of the Government of the Russian Federation from
6/3/2016 N 373 "About introduction of amendments to the Town-planning code of the Russian Federation, separate acts of the Russian Federation regarding improvement of regulation of preparation, coordination and the approval of documentation on planning of the territory and ensuring complex and sustainable development of territories and recognition become invalid for separate provisions of acts of the Russian Federation"
5. Topchy D.V., Tokarsky A.Ya. Increase in organizational and
technological reliability of subjects to conversion at implementation of construction supervision//Science and business No. 10 (76), p. 15-19 - 2017.
6. Topchy D.V., Skakalov VA. Structurally functional modeling of
multilevel and multicriteria communications of organizational and technological, administrative structures and information support at implementation of construction control during conversion of industrial facilities//Prospects of science No. of 10 (97) p. 44-50. - 2017.
7. Oleynik P. P. Conditions of ensuring complex production of
earthwork//the Scientific review No. 14, p. 239-243 - 2016.
О R U
£
R
n