Научная статья на тему 'Формирование информационно-личностной безопасности школьника'

Формирование информационно-личностной безопасности школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
557
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКА / ИНФОРМАЦИОННО-ЛИЧНОСТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ШКОЛЬНИКА / ВИТАГЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / INFORMATION COMPETENCE OF SCHOOLCHILDREN / PERSONAL INFORMATION SAFETY OF SCHOOLCHILDREN / VITAGENETIC EDUCATIONAL METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серебряник Евгений Эммануилович

Рассматривается проблема обеспечения информационной безопасности личности школьника, различные трактовки понятия «информационная безопасность», обосновывается необходимость применения витагенной технологии обучения с целью формирования информационно-личностной безопасности школьника

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серебряник Евгений Эммануилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article deals with the issue of ensuring personal information safety of schoolchildren as well as different approaches to defining the notion of 'information safety'. The author emphasizes the need for applying the vitagenetic educational methods in order to develop the personal information safety of schoolchildren

Текст научной работы на тему «Формирование информационно-личностной безопасности школьника»

УДК 373:364.628

Е. Э. Серебряник

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ЛИЧНОСТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Рассматривается проблема обеспечения информационной безопасности личности школьника, различные трактовки понятия «информационная безопасность», обосновывается необходимость применения витагенной технологии обучения с целью формирования информационно-личностной безопасности школьника.

This article deals with the issue of ensuring personal information safety of schoolchildren as well as different approaches to defining the notion of 'information safety'. The author emphasizes the need for applying the vitagenetic educational methods in order to develop the personal information safety of schoolchildren.

Ключевые слова: информационная компетенция школьника, информационно-личностная безопасность школьника, витагенная технология обучения.

Key words: information competence of schoolchildren, personal information safety of schoolchildren, vitagenetic educational methods.

Базисный учебный план общеобразовательной школы начиная с первого класса включает обязательный компонент, предназначенный для выполнения индивидуального,

соответствующего возрасту ребенка проекта. Основное внимание при переходе к обучению по стандартам второго поколения уделяется развитию соответствующих, проектных и исследовательских, видов деятельности учащегося. Универсальными учебными действиями, которые составляют основу умения учиться, являются навыки решения творческих задач и поиска, анализа и интерпретации информации. Следовательно, обучение рациональным способам и приемам работы с информацией становится одной из ведущих содержательных направлений образования в средней школе.

Информация может носить противоречивый, агрессивный и негативный характер и влиять на социально-нравственные ориентиры учащихся. Само информационное общество содержит ряд опасностей и проблем: опасность все возрастающего влияния на него со стороны средств массовой информации и тех, кто эти средства контролирует; проблема отбора качественной и достоверной информации при большом ее объеме; столкновение с виртуальной реальностью, в которой трудноразличимы иллюзия и действительность. Все это создает у некоторых людей, особенно у молодых, малоизученные, но явно неблагоприятные психологические последствия [3, с. 27]. Пропаганда насилия и жестокости средствами СМИ, возрастающая роль Интернета, отсутствие цензуры являются не только социальной, психологической, но и педагогической проблемой информационной безопасности личности школьника [2, с. 11]. Поэтому задача формирования у учащихся общеучебных умений безопасной работы с различными источниками информации, готовности и способности регулировать информационные угрозы в настоящий момент особенно актуальна.

Понятие «информационная безопасность» определяет способность социальных субъектов обеспечить достаточные и защищенные информационные ресурсы и информационные потоки для поддержания жизнедеятельности и жизнеспособности, для устойчивого функционирования и развития; противостоять информационным опасностям и угрозам, негативным информационным воздействиям на индивидуальное и общественное сознание, психику людей, а также на компьютерные сети и другие технические источники информации; вырабатывать личностные и групповые навыки и умения безопасного поведения; поддерживать постоянную готовность к адекватным мерам в информационном противоборстве, кем бы оно ни было навязано [4, с. 7].

Информационно-личностная безопасность школьника включает два аспекта. Во-первых, с точки зрения защищенности информационной среды, т. е. отсутствия факторов опасности через создание внешних условий. В настоящее время в общеобразовательных учреждениях защищенность образовательной среды реализована через создание системы контентной фильтрации, которая представляет собой программный комплекс, позволяющий ограничить учащимся доступ к интернет-ресурсам на основании анализа их содержимого. Во-вторых, с точки зрения защищенности личности через создание внутренних условий безопасности, т. е. через формирование способности к распознаванию, предвидению, уклонению и преодолению опасностей.

Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2010. Вып. 11. С. 140—143.

Попытки решать возникшие проблемы информационной безопасности личности лишь запретительно-ограничителъными мерами представляются недостаточными. Информационная безопасность личности учащегося может быть обеспечена через формирование способности и готовности распознавать и регулировать информационные опасности.

Подростковый возраст характеризуется проявлением возросших возможностей развития познавательной деятельности, интеллектуальной рефлексии, повышенной активности. В русле решения проблемы формирования информационно-личностной безопасности подростка наиболее эффективными рассматриваются следующие направления: развитие умения

критически осмысливать получаемую информацию и конструктивно ее преобразовывать; формирование нравственно устойчивой личности, выражающееся в способности человека сохранять и реализовывать в различных условиях личностные позиции, обладать определенным иммунитетом к воздействиям, противоречащим его личностным установкам, взглядам и убеждениям. Избирательность отношения к внешним влияниям, сопоставление собственных намерений и поступков с усвоенными нормами и принципами, устойчивость в реализации моделей резистентного поведения выступают индикаторами наличия у подростка сформированной информационно-личностной безопасности.

Педагогический аспект проблемы развития у современных подростков способности саморегулировать информационно-психологические опасности ставит задачу их обучения защите от манипулятивных воздействий в различных коммуникативных ситуациях. Важнейшим условием эффективности такого вида обучения выступает опора на имеющийся у школьников жизненный опыт. В педагогике его принято называть витагенным обучением, сущность которого состоит в актуализации жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях [1].

В процессе формирования информационно-личностной безопасности подростка в качестве источников информации используются средства массовой информации, Интернет, научная, техническая и художественная литература, социальное, деловое и бытовое общение, образовательный процесс. Педагогическое воздействие на подростков осуществляется на основе опыта жизни как информации, связанной с осведомленностью человека о тех или иных сторонах жизни и деятельности, но не имеющей для него достаточной ценности, а также жизненного опыта — информации, ставшей достоянием личности, отложенной в резервах долговременной памяти и находящейся в состоянии постоянной готовности к актуализации в различных ситуациях. Усвоение опыта жизни и формирование жизненного опыта происходят в специально организованных коммуникативных ситуациях. Сущностной характеристикой коммуникативных ситуаций в витагенном обучении защите от информационных угроз выступает содержащаяся в них потенциальная угроза манипулятивного воздействия.

Отбор подобных коммуникативных ситуаций и организация учебной деятельности с их использованием базируются на логике перехода опыта жизни в жизненный опыт подростка: от недифференцированной стадии первичного восприятия витагенной информации через оце-ночно-фильтрующую стадию, где подросток определяет значимость полученной информации с общечеловеческих, групповых, гностических позиций, затем — с позиций личной значимости к установочной стадии осмысленного запоминания информации. Самоуправление информационными опасностями в предложенных коммуникативных ситуациях, следовательно, представляет собой алгоритм следующих действий и соответствующих им умений: ориентация в ситуации, оценка потенциала влияния, выявление признаков скрытого психологического принуждения, выбор тактики и способов защиты, организация защитного поведения.

Витагенная технология формирования информационно-личностной безопасности подростков, таким образом, направлена на развитие способности распознавать, предвидеть, противостоять информационным опасностям и угрозам, негативным информационным воздействиям, базируется на умениях самосохранительного поведения.

Список литературы

1. Белкин А. С., Вербицкая Н. О. «Витагенное» образование как научно-педагогическая категория // Образование и наука. 2001. № 3. С. 18 — 28. С. 2001.

2. Грачев Г. Г. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. М., 2003.

3. Калинин И. А., Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Социальная информатика и информационная безопасность // Методическая газета для учителей информатики. 2007. № 19. С. 16 — 36.

4. Малых Т. А. Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Иркутск, 2008.

Об авторе

Евгений Эммануилович Серебряник — соискатель, Российский государственный университет им. И. Канта.

About author

Evgeniy Serebryanik, PhD student, Immanuel Kant State University of Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.