РАЗДЕЛ XII
ОБРАЗОВАНИЕ. ЗДОРОВЬЕ. БЕЗОПАСНОСТЬ
УДК 378.02
Л. В. Музаева
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Современный учебный процесс предполагает сформированность определенного уровня ИКК абитуриента для эффективного продолжения обучения в вузе. В то же время основным контингентом региональных вузов, в особенности педагогических, являются выпускники сельских школ, большинство из которых имеют недостаточное техническое, а иногда и кадровое обеспечение. Такие студенты оказываются ограничены в доступе к знаниям в силу отсутствия необходимых знаний и навыков эффективного поиска и обработки информации. Жизненно необходимым поэтому становится специальный профессионально ориентированный курс, направленный на формирование информационно-коммуникационной компетентности студентов младших курсов [1].
Такой курс был разработан нами в рамках преподавания дисциплины «Информатика» и с успехом применяется на факультете безопасности жизнедеятельности Дагестанского государственного педагогического университета (ДГПУ).
В соответствии с образовательным стандартом на первом курсе все студенты факультета безопасности жизнедеятельности ДГПУ получают базовое образование в области информатики. Курс «Информатика» входит в блок «ЕН Общие математические и естественнонаучные дисциплины».
Основная цель такой подготовки: создать у студентов целостное представление об информатике как науке, познакомить с вычислительной техникой, с программным обеспечением персонального компьютера, научить его использовать для решения различных задач.
Развитие инфокоммуникационных технологий отводит информатике роль интегрирующей дисциплины, ее понятийный аппарат связывает в единую системную картину знания как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин в профессиональном образовании.
Студенты, успешно прошедшие данный курс, смогут в дальнейшем не только эффективно пользоваться программными продуктами, которые были применены в процессе обучения (Windows, приложения MS Office), но и осваивать новые с минимальной посторонней помощью, находя закономерности в построении работы с данными.
Профессиональная направленность курса реализуется через тематику проектов, которая может согласовываться с основными дисциплинами.
Дальнейшее формирование информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей безопасности жизнедеятельности осуществляется при изучении дисциплин блоков «Общепрофессиональные дисциплины» и «Дисциплины предметной подготовки». В частности, в блок «Общепрофессиональные дисциплины» включены курсы «Аудиовизуальные технологии обучения безопасности жизнедеятельности» и «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе».
А блок «Дисциплины предметной подготовки» содержит дисциплину «Информационная безопасность».
Курс «Современные средства оценивания результатов обучения» входит в цикл «Общепрофессиональные дисциплины» (по учебному плану бакалавриата).
Цель курса - познакомить студентов с современными средствами оценивания результатов обучения, методологическими и теоретическими основами тестового контроля, порядком организации и проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ), сформировать умения и навыки практического применения современных средств оценивания в учебно-воспитательном процессе.
В новом Государственном образовательном стандарте (2005 г.) подготовки учителей по любой специальности в цикле общепрофессиональных дисциплин предусмотрен курс «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе». Соответственно, при подготовке учителей школ по этим направлениям основной задачей является формирование информационно-коммуникационной компетентности педагогов. Однако содержание курса одинаково для учителей всех специальностей и не учитывает специфику деятельности учителя безопасности жизнедеятельности, аудиторная нагрузка составляет 36 часов. Курс дает будущим учителям общее представление об информационных и коммуникационных технологиях обучения, но не позволяет в полной мере развивать специальную информационно-коммуникационную компетентность будущего учителя безопасности жизнедеятельности, что приводит к неспособности студентов грамотно применять компьютеры в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. Таким образом, встает проблема развития у будущих учителей безопасности жизнедеятельности
умений грамотно использовать новые инфокоммуникационные технологии в процессе обучения, т.е. специальной информационно-коммуникационной компетентности.
В Федеральной целевой программе «Создание единой образовательной среды в 2001-2006 гг.» большое внимание уделено разработке педагогики информационных и коммуникационных технологий, электронных средств поддержки образовательного процесса, учебно-образовательных и информационных порталов. Актуален научно обоснованный поиск курсов в области информатизации, которые бы интегрировали все актуальные вопросы педагогики информационно-образовательных систем и проектирования содержания и методики этих курсов, направленных на подготовку будущих учителей безопасности жизнедеятельности к использованию инфокомму-никационных технологий в их будущей профессиональной деятельности.
Проведенное нами аналитическое исследование показало, что при изменении стандартов особого качественного улучшения в области формирования информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей безопасности жизнедеятельности пока не происходит. Решением этих вопросов может послужить введение курса по выбору студента, который устранит пробелы именно в формировании ИКК и внедрения ИКТ на практических занятиях при преподавании дисциплин по безопасности жизнедеятельности. Именно применение курсов по выбору с использованием инфокоммуника-ционных технологий и использование их в процессе преподавания дисциплин по безопасности жизнедеятельности во время практических занятий, на наш взгляд, может повысить показатели знаний и умений, приобретенных студентами в процессе их профессиональной подготовки.
В разработанной нами модели особую роль играет авторский курс по выбору «Инфокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности учителя безопасности жизнедеятельности», который имеет модульную структуру, позволяющую повысить степень включенности студента в процесс самостоятельного овладения необходимой информацией и знаниями. Эта форма предполагает повышение ответственности студента за результат собственной работы.
Основная цель курса - формирование у будущего учителя безопасности жизнедеятельности элементов информационно-коммуникационной компетентности, основ знаний и комплексов умений и навыков, необходимых для широкого применения средств инфокоммуникационных технологий, соответствующего программного обеспечения в своей профессиональной деятельности.
Данный курс по выбору мы предлагаем разбить на модули. С точки зрения образовательных технологий модульный принцип организации учебного процесса означает реализацию совокупности методов и средств для решения частных (локальных) дидактических задач и отдельных видов учебно-поз-
навательной деятельности (технология усвоения новых знаний, технология повторения, контроля материала, технология самостоятельной работы и др.) или процесс обучения путем разделения его на систему «функциональных узлов» - профессионально значимых действий и операций, которые выполняются обучаемыми более или менее однозначно, что позволяет достигать запланированных результатов обучения.
Приведем программу курса по выбору «Инфокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности учителя безопасности жизнедеятельности».
Модуль 1. Аппаратно-программные средства инфокоммуникацион-ных технологий.
Стандарты аппаратных платформ инфокоммуиикационных технологий. Основные элементы аппаратного обеспечения систем мультимедиа.
Модуль 2. Обзор инструментальных средств мультимедиа и авторских систем.
Виды инструментальных средств мультимедиа и их классификация. Классификация авторских систем мультимедиа. Основные типы программ для разработки мультимедиа. Инструментальные средства трехмерного моделирования объектов и анимация.
Модуль 3. Методические рекомендации по применению технологий мультимедиа при создании авторских приложений.
Базовые технологии связывания объектов мультимедиа. Учебные цели методических рекомендаций. Общие сведения о приложении Power Point Microsoft OFFICE. Получение практических навыков по созданию авторской презентации в программе Power Point.
Модуль 4. Интернет в педагогическом образовании.
Понятие образовательного портала. Образовательные порталы по технике безопасности. Образовательные ресурсы Интернет по безопасности жизнедеятельности. Решение профессиональных задач с использованием Интернет.
Модуль 5. Инфокоммуникационные технологии в педагогическом проектировании электронных учебно-методических материалов (ЭУММ).
Общие принципы разработки ЭУММ. Этапы разработки ЭУММ: пред-проектное обследование, проектирование ЭУММ, этап программной реализации, экспертиза ЭУММ. Психолого-педагогические требования к ЭУММ. Использование прикладных программ общего назначения и компьютерных сред для разработки ЭУММ.
Модуль 6. Социальная информатика.
Информационные ресурсы общества. Информационный потенциал общества. Закономерности и проблемы информационного общества. Личность в
информационном обществе. Информационные аспекты проблемы безопасности развития общества.
Становление специальной ИК'Г - компетентности студентов происходит на основе их базовой ИКТ - компетентности. Содержание спецкурса включает 6 модулей, рассчитанных на 18 лекционных и 18 практических часов. В рамках спецкурса студенты знакомятся с основными направлениями использования ИКТ в школе, с технологией поиска, отбора, экспертизы и создания электронных учебно-методических материалов (ЭУММ) к урокам, а также с методическими аспектами использования компьютерной техники и программного обеспечения в учебном процессе школы.
Курс предполагает самостоятельную работу студентов, включающую разработку сценариев педагогических программных средств и электронного дидактического материала, конспектов уроков с использованием новых информационных технологий. Курс по выбору включает в себя такие формы и методы организации занятий, как лекции, семинары, практические занятия в компьютерных классах, самостоятельная домашняя работа, моделирование педагогических ситуаций, творческая работа, педагогическая практика студентов.
Процесс организации курса по выбору включал в себя определенный перечень условий, направленных на усиление воспитательной направленности этого курса и ориентирующий студента на формирование у него ценностного отношения к приобретаемым теоретическим и практическим знаниям, личностного осознания их значимости для будущей профессиональной деятельности, что является необходимым условием успешного формирования специальной информационно-коммуникационной компетентности будущего учителя безопасности жизнедеятельности. К числу этих условий относятся:
- проблемный характер изложения изучаемого материала в курсе по выбору;
-использование активных методов обучения при подготовке специалистов: анализ и моделирование конкретных педагогических ситуаций, дискуссии, ролевые игры;
- использование методов самоанализа и рефлексии;
- создание системы творческих работ и заданий, творческая обстановка на занятиях;
- организация практической педагогической деятельности по использованию новых ИКТ на уроках безопасности жизнедеятельности.
В рамках модульной формы обучения предлагается два вида деятельности:
1) Работа в аудитории (выполнение практических работ, презентация собственных самостоятельных работ, тестирование). Использование ИКТ
целесообразно использовать для проведения тестирования, а также для создания собственного ЭУММ,
2) Самостоятельная работа вне аудитории (анализ информации по заданной теме, выбор, подготовка и оформление самостоятельной работы в рамках модуля, выполнение групповых заданий). Все эти работы предполагают активное использование информационных технологий, в том числе Интернета и локальных информационных сетей.
Новизна методики изложения материала заключается в использовании возможностей Интернет - технологий в учебном процессе.
В качестве методического обеспечения курса по выбору представлены рабочая программа курса, лекционные материалы, задания для практических работ, контролирующие материалы.
Важную практико-ориентированную направленность имеет модуль «Инфокоммуникационные технологии в педагогическом проектировании электронных учебно-методических материалов».
ЭУММ разрабатываются с использованием полученных практических навыков работы с программным обеспечением и выработанных в ходе изучения вышеизложенных курсов по информатике и ИКТ теоретических и методических представлений по созданию электронных учебно-методических материалов. При создании ЭУММ приветствуются любые нестандартные решения и форматы, отвечающие требованиям творческого задания.
В рамках приобретенной педагогической компетентности в разработанных ЭУММ должно быть продемонстрировано умение создавать дидактические материалы в соответствии с направлением профессиональной деятельности и владение базовой ИКТ-компетентностью.
На педагогической практике в школе студенты дают уроки с использованием новых инфокоммуникационных технологий. При этом у будущих учителей развиваются умения:
- подготавливать содержание, планировать и разрабатывать методику проведения урока или внеклассного занятия с использованием новых информационных технологий;
- проводить урок или внеклассное занятие с использованием новых информационных технологий;
- сочетать на уроке новые информационные технологии и традиционные средства и методы обучения;
- организовывать общение в системе ученик - компьютер - учитель.
Предлагаем модельную схему информационной подготовки будущих
учителей безопасности жизнедеятельности см. (рис. 1).
Разработанная нами модель формирования ИКК будущих учителей безопасности жизнедеятельности представляется целостной системой с множеством взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство. Ее системообразующим элементом является цель - совершенствование про-
цесса формирования информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей безопасности жизнедеятельности.
Интегрированный курс
* <<Ииформатнка»
* Курсовые и выпускные квалификационные работы *
»■
Информационная безопасность
Структура информационной подготовки будущих учителей безопасности жизнедеятельности
*
Данная цель, на наш взгляд, может быть достигнута в ходе реализации следующих задач:
- усвоение студентами системы знаний в области информатики и ИКТ, определенных Госстандартом;
- формирование у них умений и навыков выстраивания безопасной последовательности своих действий в нестандартных ситуациях с использованием ИКТ;
- выработка потребности и готовности к самосовершенствованию в вопросах ИКТ;
- осуществление диагностики уровня сформированности информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей безопасности жизнедеятельности и проведение, по мере необходимости, соответствующей корректировки и т. п.
Содержание работы по формированию информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей безопасности жизнедеятельности, на наш взгляд, должно включать в себя следующие три направления: теоретическое, практическое и личностное, содержание которых реализуется в процессе изучения студентами учебных дисциплин всех четырех циклов, определенных Госстандартом высшего профессионального образования по специальности 033300 - «Безопасность жизнедеятельности».
Теоретическое направление работы вуза по формированию информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей безопасности жизнедеятельности заключается в том, чтобы дать студентам необходимые профессиональные и специальные знания по различным аспектам использования инфокоммуникационных технологий в решении профессиональноориентированных задач.
Иснолг,зо наинс современных .
информационных и коммуникационных технологии я учебном пронессе
Современные средства оценивания результатов обучения
Курс по выбору «1 Ыфпко.ммуникамионнме технологии * в профессиональной деятельности учителя безопасности жиз1юлеятельяости»
■ Аудиовизуальные технологии обучения безопасности жизнедеятельности
Практическое направление предусматривает вооружение студентов целым комплексом профессионально важных умений и навыков в области применения инфокоммуникационных технологий в предметной области.
Личностное направление предполагает осознание будущими учителями безопасности жизнедеятельности необходимости овладения современными средствами ИКТ, а также качеств личности, необходимых для минимизации негативных воздействий в различных видах профессиональной деятельности.
Перечисленные направления взаимосвязаны, характеризуя целостность данного процесса.
С целью обеспечения взаимосвязи всех трех направлений процесса формирования информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей безопасности жизнедеятельности, содержание которых реализуется в процессе изучения студентами учебных дисциплин, определенных Госстандартом высшего профессионального образования по специальности, нами был разработан и апробирован на факультете безопасности жизнедеятельности Дагестанского государственного педагогического университета курс по выбору «Инфокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности учителя безопасности жизнедеятельности».
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на факультете безопасности жизнедеятельности Дагестанского государственного педагогического университета и состояла из следующих этапов: констатирующего, формирующего и итогового.
Нами было проведено два «среза»: констатирующий и контрольный. Констатирующий срез проводился с целью определения начальных уровней сформированности информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей безопасности жизнедеятельности. На этом этапе мы определяли: начальные уровни мотивационно — ценностного, когнитивного и деятельностно - творческого компонентов информационнокоммуникационной компетентности студентов факультета безопасности жизнедеятельности.
Результаты проведенного анкетирования студентов младших курсов факультета безопасности жизнедеятельности показали: большинство опрошенных не видят в изучении информатики подготовку человека к жизни в информационном обществе и применение компьютеров для наиболее эффективного решения профессиональных задач. Ситуация осложняется тем, что основное содержание информатики как науки большинством студентов забывается, а практические навыки работы на компьютере теряются, так как знания по информатике получены в отрыве от конкретных профессиональных задач, которые предстоит решать будущим учителям безопасности жизнедеятельности. Студенты не видят прямой связи между полученными теоретическими знаниями по информатике и их практическим применением
в своей дальнейшей профессиональной деятельности, поэтому теряют к ним интерес, у студентов отсутствует мотив изучения информатики.
На практических занятиях мы широко использовали метод учебных проектов. Согласно цели проекта, будущие учителя безопасности жизнедеятельности для выполнения профессионально-ориентированных заданий должны были освоить и активно использовать технологию автоматической обработки информации; технологию накопления и систематизации знаний; технологию использования информационных систем, в том числе и информационно-поисковых систем сети Интернет; технологию проектирования и создания собственной информационной модели. В ходе реализации учебных проектов мы уделяли большое внимание согласованности учебной информации по информатике с рядом профессионально-направленных дисциплин, изучаемых будущим учителем безопасности жизнедеятельности в ходе профессиональной подготовки.
Нами был проведен констатирующий эксперимент, отражающий оценку студентами эффективности организации учебного процесса в условиях информатизации образовательного процесса.
В исследовании приняли участие 250 студентов разных факультетов Дагестанского государственного педагогического университета.
Как показал опрос студентов, при организации учебного процесса у 67% опрошенных хотя бы один раз проводились занятия с использованием компьютерных средств обучения. При этом использовались электронные учебные пособия - 20%; компьютерный контроль —17% и иллюстративные мультимедиа материалы - 12%. Однако регулярно занятия с использованием компьютерных средств обучения проводятся лишь у 23% опрошенных, что подчеркивает эпизодичность внедрения информационных технологий в учебный процесс.
Не достаточно активное использование в учебном процессе ресурсов сети Интернет (8%) и средств общения, таких как электронные конференции (1%), электронная почта (3%), форумы (2%), чаты (1%), можно объяснить недостаточным оснащением компьютерных классов техникой, отсутствием доступа к сети Интернет, неготовностью большинства преподавателей использовать опосредованные компьютером формы общения со студентами.
Также студентам было предложено определить умения и навыки, которыми необходимо владеть преподавателю в условиях информатизации образования. Наиболее часто были отмечены следующие ответы: пользователя компьютерной техникой (24%); организовывать учебный процесс с использованием компьютерных средств обучения (34%); организовывать дистанционное общение с помощью электронной почты, форумов, чатов (17%); разрабатывать тесты для компьютерного контроля (11%); самостоятельно разрабатывать электронные учебники и другие компьютерные средства обучения (9%).
Студенты осознали необходимость постоянного совершенствования собственного педагогического мастерства, необходимость осваивать вновь появляющиеся инфокоммуникационные технологии и проектировать их применение в педагогическую деятельность.
Во время формирующего этапа эксперимента проводилась апробация модели процесса формирования информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей безопасности жизнедеятельности, внедрение курса по выбору «Инфокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности учителя безопасности жизнедеятельности» в учебный процесс факультета безопасности жизнедеятельности Дагестанского государственного педагогического университета, экспериментальная проверка влияния педагогических условий на эффективность формирования информационно-коммуникационной компетентности будущих учителей безопасности жизнедеятельно сти.
Эффективность опытно-экспериментальной работы определялась динамикой уровня сформированности у будущих учителей безопасности жизнедеятельности каждого из выделенных критериев информационно-коммуникационной компетентности.
Библиографический список
1. Загуменных, К. Э. Педагогические условия формирования основ профессионализма учителя безопасности жизнедеятельности [Текст] / К. Э. Загуменных. Автореф.. ..канд.пед.наук. - Курск: - 2007. - 21 с.