ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИКАТИВНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
А.В. Верютин, И.П. Салтык
Аннотация. Рассмотрены вопросы индикативного планирования производства в территориально - отраслевых аспектах. Предлагается обоснование применения индикативного планирования производства.
Ключевые слова: индикативное планирование, индикативная программа, система индикаторов.
Разработка индикативного плана производства и продажи продукции в рыночных условиях является ведущей задачей комплексного планирования социально -экономического развития как отдельного предприятия, так и региона в целом. Индикативная программа производства определяет генеральное направление перспективного роста всех подразделений фирм и организаций, основной профиль плановой, организационной и управленческой деятельности предприятия, а также главные цели и задачи текущего планирования, организации и управления производством и т. п.
Планирование производства продукции, товаров и услуг должно удовлетворять конкретные потребности покупателей, заказчиков или потребителей и быть тесно связанным с разработкой общей стратегии развития предприятия, проведением маркетинговых исследований, проектированием конкурентоспособной продукции, организацией ее производства и реализации, а также с выполнением других функций и видов внутрихозяйственной деятельности. При этом роль индикаторов должна заключаться в определении степени достижения обозначенных целей.
Динамично развивающийся рынок требует производства точно ориентированной на спрос продукции, разнообразия выполняемых работ и услуг, обновления товаров по инициативе покупателей, проведения частых закупок ресурсов, планирования определенных действий в рамках повышения конкурентоспособности, осуществления гибких бюджетов и непредвиденных расходов. Гибкая производственная политика предприятий может при неэффективной системе планировании входить в конфликт с целями отдельных подразделений и функциональных служб, стремящихся к массовому производству товаров (производственные службы), ограниченному числу видов продукции (конструкторские отделы), постоянным бизнес-планам (плановые службы), стандартизованным сделкам (маркетинговые службы), пассивным действиям против конкурентов (юридические службы).
В процессе планирования производства и продажи продукции использование системы индикаторов позволит обеспечить обоснованный компромисс между возможностями выпуска и сбыта товаров, способностью новой продукции замещать старую, расходами на хранение и транспортировку ресурсов, инвестициями и доходами, издержками и прибылью, потенциалом развития и капиталовложениями, освоением новых услуг и риском и т. п. Поэтому в процессе разработки планов производства необходимо выработать общие цели и стимулировать взаимодействие между подразделениями, привлекать к планированию специалистов, соединяющих воедино технические, маркетинговые и экономические цели, создавать высокофункциональные рабочие группы плановиков, разрабатывать комплексные программы развития производства с учетом определённой системы индикаторов для конкретных задач каждого подразделения.
Планирование производства и реализации продукции представляет собой процесс разработки и выполнения планов годовой цикличности, включающих пред-
видение потребностей рынка на ближнюю перспективу. Для этого необходимы выбор и обоснование важнейших направлений производственной и предпринимательской деятельности, установление объемов производства и продажи товаров, расчет потребности всех видов экономических ресурсов, т.е. обоснования системы индикаторов, что обеспечит ситуацию сбалансированности производственной программы и производственной мощности, конкретизацию объемов и сроков выполнения работ и услуг, оперативное регулирование производственной деятельности и корректировку исходных плановых показа и т. п.
В настоящее время лица, принимающие решения самостоятельно, планируют текущую и перспективную производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность, определяют стратегию и программу развития и расширения производства, исходя из рыночного спроса на продукцию, работы и услуги предприятия, а также необходимости достижения равновесия спроса и предложения, получения высокой прибыли и личных доходов персонала, осуществления других социально-экономических проблем и оперативно-тактических целей или задач в плановом периоде и редко опираются в своих решениях на потенциал использования индикаторов.
Планирование производства продукции предусматривает систему взаимодействия комплекса экономических ресурсов и внутрифирменных факторов, направляемых на достижение выработанной стратегии и поставленных задач на основе полного использования технических, организационных и иных имеющихся на предприятии резервов. Планирование служит необходимым условием свободного выбора вида производственной деятельности, своевременной подготовки материальных и трудовых ресурсов, технологического оборудования и конкурирующих изделий для производства требуемых рынком товаров и услуг. Поэтому каждое предприятие может самостоятельно планировать свою производственную деятельность на несколько лет вперед с учетом потребностей рынка и своих возможностей.
Таким образом, функционирование отечественных предприятий в рыночных условиях предполагает реализацию таких принципов, как самопланирование, самоорганизация, самоуправление и самофинансирование всех видов производственно-хозяйственной и иной деятельности.
Самостоятельность в осуществлении индикативного планирования на предприятии предполагает:
1) свободное производственно-техническое и социально-экономическое развитие организации за счет собственных финансовых ресурсов;
2) высокую материальную заинтересованность персонала предприятия в достижении необходимых конечных результатов трудовой, производственной и финансовой деятельности;
3) всестороннюю ответственность высшего руководства и специалистов фирмы за общие результаты рыночной деятельности, выполнение всех договорных обязательств с заказчиками продукции, налоговыми службами и кредитными организациями;
4) получение планируемых доходов как необходимой финансовой основы выполнения годовой производственной программы предприятия и дальнейшего развития его потенциала;
5) установление прямой зависимости между планами производства и продажи продукции и общими дохо-
дами, уровнем эффективности производства и личными доходами работников.
Поэтому при планировании необходимо как можно полнее учитывать конъюнктуру рынка, действия конкурентов, возможности своего развития и другие факторы, которые следует выразить в научно обоснованной системе специальных индикаторов.
Рассмотренные аргументы позволяют сделать общий вывод о целесообразности построения системы экономико-математических моделей оптимального планирования производственных программ с целью обоснования индикативных производственно-экономических программ развития предприятий региона в целом и отдельных отраслей в частности.
Список использованных источников
1 Акофф Р. Планирование будущего корпорации. - М.: Прогресс, 1985. - 326 с.
2 Анфилатов В.С., Емельянов А.А., Кукушкин А.А. Системный анализ в управлении: учебное пособие / под ред. А.А. Емельянова. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 368 с.
3 Брикач Г.Е., Галанина Е.Г., Корнюшкин Б.В. Имитационное моделирование в среде системы индикативного планирования // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2007. - №11. - С.25-27.
4 Гараедаги Д. Системное мышление. Как управлять хаосом и сложными процессами. Платформа для моделирования архитектуры бизнеса. - Гревцов Паблишер, Минск, 2007. - 480 с.
Информация об авторе
Верютин Александр Васильевич, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры математики и информатики Курского филиала Финансового университета при Правительстве РФ.
Салтык Иван Петрович, доктор экономических наук, профессор кафедры инновационных методов управления социально-экономическими системами ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА».