сОДЕЙОъ.
А
ЧИППКРО
УДК 371.12+378.091.398
Формирование имиджа педагога-хореографа посредством повышения квалификации
Т. Н. Мацаренко
Formation of a teacher-choreograph' image by means of advanced training
T. N. Matsarenko
Аннотация. Актуализируется проблема повышения квалификации педагога-хореографа, работающего в образовательных организациях РФ. Анализируются исследования по имиджело-гии: имидж как основной элемент теории и практики педагогов; актуальность проблемы имиджелогии в системе повышения квалификации; целенаправленное формирование между реальным имиджем и идеальным образом. Обосновываются особенности профессиональной деятельности и поведения педагога-хореографа, соответствующие новым требованиям повышения квалификации. Выделены и охарактеризованы структурные компоненты имиджа педагога-хореографа: индивидуальные и личностные качества, способы самореализации, самооценка и Я-концепция. Показана проблема имиджа педагога-хореографа в рамках проблемы педагогического мастерства. Необходимость в создании педагогической теории имиджа, основательно объясняющей основные направления такого феномена, с точки зрения современной педагогической науки. Обозначено и аргументировано анкетирование действующих педагогов-хореографов, руководителей хореографических объединений с целью выявления слагаемых имиджа как фактора успешности их профессиональной деятельности.
Abstract. The problem of advanced training of the teacher-choreograph working in the educational organizations of the Russian Federation is actualized. The research of imagology is analyzed: image as the main element of the theory and practice of teachers; the urgency of the problem of imagology in the advanced training system; purposeful formation between the real image and the ideal one. The features of the professional activity
and behavior of the teacher-choreograph with the new requirements for advanced training are justified. The structural components of the image of the teacher-choreograph are highlighted out and characterized: individual and personal qualities, ways of self-realization, self-esteem and self-constriction. The problem of the image of a teacher-choreograph within the pedagogical skill problem is shown. The need of creation of pedagogical theory of the image, which fundamentally explains the main directions of this phenomenon, from the point of view of modern pedagogical science is explained. Questioning of acting teachers-choreographers, heads of choreographic associations in order to identify the components of the image as a factor in the success of their professional activities is marked and reasoned.
Ключевые слова: имидж личности, педагог-хореограф, Я-концепция, самосовершенствование, самооценка, индивидуальность.
Keywords: personality image, teacher-choreograph, self-constriction, self-improvement, self-esteem, individuality.
В условиях обновления нашей страны, всей системы образования, как одного из главных источников интеллектуального потенциала общества, важное значение приобретает повышение качества подготовки педагогических кадров. Характерная для нашего времени тенденция учиться в течение всей жизни особенно актуальна для профессии педагога-хореографа, творческая индивидуальность которого должна проявляться не только в стремлении создавать нечто новое, но прежде всего в способности к изменению самого себя. Уделено достаточно внимания повышению квалификации педагога
гОЦЕЙСГйд,
м. \
Гипотезы, дискуссии, размышления
ЧИППКРО
дополнительного образования, но формирование педагога-хореографа как гармонически развитого субъекта, у которого ум удачно сочетается с физической развитостью, внешней привлекательностью, хорошими манерами, обладающего адекватной самооценкой, развитой Я-концепцией, индивидуальным имиджем часто остается вне поля деятельности образовательных учреждений.
Об актуальности проблемы имиджелогии свидетельствуют противоречия между реальным имиджем педагога-хореографа и его идеальным образом, между сформированным в общественном сознании представлениями и соответствующими ожиданиями, и реальным его воплощением.
Анализ литературных источников по проблеме имиджа показал, что в современной науке нет единого понимания феномена «индивидуальный имидж». Ряд исследователей сводят имидж к психическому образу (А. Ю. Панасюк, Л. М. Митина, В. М. Шепель), к внешнему образу (Л. Браун, М. Спилчейн), к совокупности внешних и внутренних черт (П. Берд, Т. В Климова, И. Кри-скунова и др.), к умению управлять впечатлением, мнением о себе (И. Гоффманн, Ф. А. Кузин, Е. А. Петрова, И. А. Федоров и др.) [8].
Исследования, проводимые учеными по формированию имиджа личности (Л. К. Аверченко, Е. В. Егорова-Гантман, В. М. Шепель и др.), важны для целенаправленного создания имиджа педагога-хореографа. Одни исследователи считают этот процесс стихийным, другие же напротив, высказываются за его конструирование. Западная научная литература само слово «имидж» использует в сугубо специфическом контексте, в сочетании со словом «создание», «строительство». С такой трактовкой соглашаются и многие российские специалисты в области имиджелогии. Это результат сознательной работы, так как имидж является частью профессионального успеха.
Интересна модель формирования имиджа, предложенная Л. К. Аверченко (1999): определение стартовых условий: задача, время, степень подготовленности; «строительство внешности»; освоение коммуникативной механики (искусство публичных выступлений, ведение переговоров и бесед, умение слушать); освоение техники поведения (принятых норм поведения, искусство оставлять хорошее впечатле-
ние о себе, тактики действий в конфликтных ситуациях); овладение технологией «личного ортобиоза» (практика здорового образа жизни); самосовершенствование (самообразование, самовоспитание) [1]. В основе формирования имиджа лежат принципы:
- повторения - учет того, что хорошо запоминается информация, которая повторяется; людям требуется время, чтобы сделать воспринятое сообщение своим, а многократное повторение способствует этому;
- непрерывного усиления воздействия -наращивание аргументов или эмоционального обращения;
- «двойного вызова» - сообщение воспринимается не только разумом, но и подсознанием; чтобы побудить человека к чему-либо, надо сделать ему «двойной вызов», т. е. обратиться к его сознанию и подсознанию.
В практике хореографического искусства, психологии хореографического образования, педагогики хореографии вопрос о целесообразности формирования имиджа однозначно решен в положительную сторону. Интересные наблюдения по построению имиджа можно встретить у руководителей хореографических объединений, руководителей центров танца и педагогов хореографии. Они активно ведут работу по формированию своего личностного имиджа и имиджа коллектива, которым управляют [7].
Ценность формирования имиджа педагога-хореографа в процессе повышения квалификации обусловлена тем, что в рыночных условиях позволяет специалисту быть востребованным, обеспечивает эмоционально-творческое взаимодействие с обучающимися в процессе профессиональной и социально-культурной деятельности, укрепляет стремление к самосовершенствованию, способствует самореализации, снимает профессиональный стресс, комплексы и т. п.
В имидже есть как положительные, так и отрицательные моменты, возникает дилемма: быть (т. е. обладать тем, на чем строится имидж) или казаться (т. е. просто выглядеть в соответствии с имиджем, не обладая в действительности необходимыми качествами). На первый взгляд, достаточно казаться, т. е. иметь определенную маску. Именно этот взгляд на имидж преобладает сейчас. Постепенно приходит понимание, что
надо быть, т. е. иметь лицо, а не маску, надо соответствовать своему имиджу. Быть всегда труднее, чем казаться, но быть - надежнее и вернее, быть дает стабильность и уверенность (И. Г. Гуменная, Л. Е. Стровский, 1997).
Процесс формирования профессионального имиджа педагога-хореографа осложняется тем, что в современных условиях его становление осуществляется в ситуации социальных, экономических перемен. Модернизация социальных структур системы основного, профессионального, дополнительного образования, трансформация общественных идеалов и ценностей задают новые параметры профессионального становления специалиста, предъявляя повышенные требования в формировании новых моделей социального поведения, конструировании системы ценностей и идентификационных структур личности. Возникает необходимость более целенаправленной подготовки педагогов-хореографов в системе повышения квалификации.
Как показывают результаты нашего исследования, сами педагоги-хореографы считают, что в процессе повышения квалификации руководители хореографических центров, объединений, коллективов, да и сами педагоги-хореографы должны работать над своим имиджем. В анкетировании приняли участие 230 педагогов-хореографов (70% женщин и 30% мужчин), среди которых не только педагоги-хореографы, но и руководители хореографических коллективов, артисты балета, совмещающие сценическую и педагогическую деятельности и имеющие педагогический стаж [5].
Из 230 опрошенных 95% ответили положительно на вопрос о необходимости педагогу-хореографу работать над своим имиджем. Интересно отметить, что 88% ответили, что сами осознанно строят свой имидж.
Построение имиджа педагога-хореографа находится в движении и не может быть сформировано однажды и навсегда, так как имидж, как и сама личность, не может быть постоянным, он динамичен, его изменения необходимо постоянно отслеживать и анализировать.
Работа по формированию имиджа трудная и кропотливая, в ней нет и не должно быть мелочей.
В ходе эксперимента мы попытались проанализировать, каковы, по мнению педагогов-хореографов, составляющие имиджа.
Я-концепция
Имидж личности во многом зависит от сформированности Я-концепции, ответили 75% опрашиваемых. Любая личность, в том числе и педагог-хореограф, ведет себя в соответствии с собственной Я-концепцией. Его поведение зависит от того, с кем и как он себя осознает, как он сравнивает себя с людьми, с которыми взаимодействует.
Я-концепция имеет несколько аспектов: образ «Я», самооценка и социальная ориентация. Она определяет: во-первых, то, как будет действовать индивид в конкретной ситуации; во-вторых, как он будет интерпретировать действия других; в-третьих, его представление о том, что должно произойти [2].
Я-концепция состоит из нескольких различающихся образов. Это - Я-образ - какими мы видим себя: идеальное Я - какими нам хотелось бы быть; зеркальное Я - какими, по нашему мнению, нас видят другие, и наше реальное Я -каковы мы в действительности. Я-образы различаются по своему характеру и роли, которую они играют в самосознании человека и окружающих ее людей. Таково «фантастическое Я», «желаемое Я», «настоящее (реальное) Я», «представляемое Я» и многие другие.
Особо важное значение при формировании имиджа педагога-хореографа имеет Я-идеальное - образ того, каким он должен быть, чтобы соответствовать высоким идеалам, принятым в обществе. Правильно сформированное Я-идеальное служит условием эффективности его самовоспитания. Я-образы вносят свои коррективы при формировании имиджа педагога-хореографа. То, каким он должен быть, хотел бы быть, каким он представляет себе окружающих и наконец каким видит себя в данный момент - все это может совпадать, а может и не совпадать с тем, каков он на самом деле (он -реальный).
Самосовершенствование
Проявление интереса к самосовершенствованию является показателем того, что опрашиваемые обладают определенным уровнем самооценки. Имидж педагога-хореографа это прежде всего результат работы над собой. Проведенное анкетирование показало, что из 230 респондентов 72% опрашиваемых возможность самосовершенствования принимают в качестве необходимого условия своей жизни, они не
tontera
M. \
Гипотезы, дискуссии, размышления
ЧИППКРО
ставят порог своим возможностям, желают совершенствоваться, прогнозировать творческие замыслы, моделировать собственную деятельность, выделяя условия, важные для реализации цели [6].
Самосовершенствование в формировании имиджа предполагает труд умственный и физический, соединяющий творческую, организаторскую и исследовательскую деятельность. Развитие педагога-хореографа связано с изучением приоритетных направлений в современном преподавании хореографии, предполагает освоение необходимых знаний о создании хореографического объединения, организации хореографического коллектива, условиях его функционирования, осознание собственных возможностей и возможностей обучающихся.
В последнее время появилось много современных направлений, связанных с хореографической деятельностью. Изучение техники танца педагогами-хореографами приобретает важное значение для возможности преподавания и передачи опыта обучающимся. Примерами могут служить направления по развитию пластичности тела на основе единства дыхания, движения, воображения: акробатический рок-н-ролл, джампстайл, дэнсхолл, зумба, стретчинг, сальса, меренге, экспериментальный танец, хастл, contemporary dance, C-Walk, house, High Heels и многие другие.
Самооценка
Имидж, который педагог-хореограф подает окружающему миру, в большинстве случаев расценивается людьми как отражение его уровня самооценки, отметили 57% респондентов. В формировании имиджа педагога-хореографа самооценка способствует осознанию сильных и слабых сторон деятельности, выраженности профессионально важных качеств, стимулирует творческий рост, работу над искоренением существующих недостатков.
Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных знаний различных представлений педагога-хореографа о себе является социокультурное окружение. В результате самооценки формируется то или иное отношение к себе позитивное или негативное.
Анализ исследования показывает, что 52% опрошенных встречаются с трудностями в выборе средств достижений (речь идет о психоло-
гических барьерах). Это комплекс причин, который называется «страх самовыражения», многие педагоги-хореографы испытывают интеллектуальные и личностно-профессиональные трудности. Опрашиваемые объясняют это тем, что не имеют нужного образования, у 19,8% высшее-специальное образование, 65% имеют средне-специальное, 6,1% - самодеятельность.
У 48% педагогов-хореографов поведение не блокируется комплексами, мнительностью. Эти люди свободны в выборе средств, поведение настолько спонтанно, насколько этого требует ситуация, они считают, как правило, что самое важное в жизни - делать только то, что интересно и что приносит внутреннее удовлетворение.
Убеждение
Эффективный имидж создается с помощью таких механизмов, как убеждение, внушение, подражание, заражение, с целью обеспечения положительного отношения социального окружения к своему образу.
Имидж - это искусство «управлять впечатлением», поэтому вербальное (словесное) впечатление играет важную роль в его формировании. Восприятие имиджа педагога-хореографа во многом зависит от богатства его языка, характеристик речи.
Так, 53% опрашиваемых акцентируют, что убеждение - элемент имиджа, посредством которого взгляды и поведение педагога-хореографа подвергаются вербальному воздействию других людей. Педагогу-хореографу, желающему создать положительный имидж, необходимо учитывать личный контакт: вербально, визуально, тактильно. С профессиональной точки зрения, педагогу-хореографу необходимо владеть всеми видами установления личного контакта, так как среди обучающихся обязательно найдутся визуа-лы, аудиалы, кинестетики, к каждому из них необходим подход, личное общение, чтобы помочь ребенку «открыться».
Метод убеждения - это метод воспитания, используемый педагогом-хореографом. Воспитать «крылатого» ученика может только «крылатый» педагог, воспитать счастливого, может только счастливый, а современного - современный. Как бы ни был профессионально подготовлен педагог-хореограф, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, свой имидж.
Индивидуальность
При формировании имиджа педагога-хореографа большую роль играет его индивидуальность, отметили 43% респондентов. Имидж - это собирательное понятие. «Это облик, т. е. та форма жизнепроявления человека, благодаря которой на „люди" выставляются сильнодействующие личностно-деловые характеристики». Необходимо учитывать неповторимое своеобразие педагога-хореографа, совокупность только ему присущих особенностей, многообразие его переживаний, мыслей, чувств, склонностей, потребностей, привычек, желаний, способностей.
Имидж - это набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью. Он синонимичен персонификации, но более обобщен, поскольку в нем интегрированы естественные свойства личности и специально наработанные, созданные искусственно [3].
Педагог-хореограф стремится к индивидуальным способам самореализации, которая совершенствует его «хореографическую индивидуальность», состоящую из: природных способностей, особенностей мышления, индивидуально-психологических особенностей, уровня знаний и навыков, собственного стиля и манеры художественного воплощения.
Основным показателем индивидуального развития педагога-хореографа является внутренняя активность личности, степень развития профессиональных качеств, применение творческих сил, способностей, «масштаб дарования», способность принимать творческие решения. От того, как педагог-хореограф сможет реализовать свои качества, зависит его будущий имидж. Педагоги-хореографы в своих оценках отдают предпочтение личностным качествам - 14%, харизме - 11%, требовательности и дисциплинированности - 9%, лидерству и умению убеждать - 5,8%, что связано с традициями хореографической школы, основанными на требовательности, дисциплинированности, выносливости и четкой самоорганизации [4].
Личностное качество, позволяющее осуществлять загадочное влияние, особенно в случае непосредственного контакта, французский социолог Г. Лебон назвал «обаянием», немецкий ученый М. Вебер - «харизмой». Сила ха-
ризматической личности заключается в том, что она обладает необыкновенными возможностями и привлекательна, притягательна для других, она имеет в себе нечто, заставляющее других считаться с мнением, прислушиваться к ней. Понять и объяснить это явление пытались многие ученые, но, по утверждению специалистов в этой области, труд этот далек от завершения, тем более невозможно пока научиться конструировать это качество по своему желанию.
Анкетирование, проведенное среди 230 респондентов с целью выявить слагаемые имиджа педагога-хореографа как фактора успешности его профессиональной деятельности, показало, что 21,7% педагогов-хореографов считают, что это образ (то, что возникает с приходом человека и остается, когда человек уходит), 7,8% отметили внешний аспект (манера, походка, жесты, мимика, одежда, прическа), 5,6% акцентируют на внутреннем аспекте (эрудиция, духовность, интересы), 3,4% уверены в процессуальном аспекте (темперамент, темп, пластичность, деятельность, эмоции), 2,6% опрошенных утверждают, главное ядро имиджа - это позиция, установка, легенда.
Хорошо когда имидж оставляет место для домысливания. Домысливая «имидж», каждый может почувствовать себя соучастником процесса конструирования имиджа. Степень свободы домысливания и воображения при формировании имиджа, как правило, строго регламентируется, с тем чтобы создаваемый имидж четко соответствовал поставленным при его создании целям и задачам.
Формирование имиджа педагога-хореографа находится в рамках проблемы педагогического мастерства и, следовательно, целостное изучение феномена имиджа позволит дополнить уже изученное по проблеме профессионального мастерства педагога-хореографа. Концептуальные теоретические положения откроют новые возможности в дополнение теории становления профессионального мастерства, и определят дальнейшие пути саморазвития и самосовершенствования.
Библиографический список:
1. Аверченко Л. К. Имидж и личностный рост : учебное пособие / Л. К. Аверченко. - Новосибирск, 1999. - 147 с.
гОЦЕЙСГйд,
м. \
Гипотезы, дискуссии, размышления
ЧИППКРО
2. Горчакова В. Г. Имидж. Искусство и реальность : учебное пособие / В. Г. Горчакова. -М. : Юнити-Дана, 2012.
3. Джалилова Ф. Н. Структурные компоненты профессионального имиджа педагога / Ф. Н. Джалилова, Н. Р. Мадаминова // Молодой ученый. -2012. - № 12.
4. Мацаренко Т. Н. К вопросу о повышении квалификации педагога-хореографа в системе дополнительного образования детей / Т. Н. Мацаренко // Культура. Духовность. Общество. -2013. - № 7. - С. 131-135.
5. Мацаренко Т. Н. Социально-профессиональная адаптация артистов балета к педагогической деятельности в системе дополнительного образования детей / Т. Н. Мацаренко. - М. : Перо, 2015.
6. Мацаренко Т. Н. Трудности адаптации артиста балета к педагогической деятельности в системе дополнительного образования детей / Т. Н. Мацаренко // Вестник славянских культур. - 2012. - № 4. - С. 135-139.
7. Мацаренко Т. Н. Этапы формирования педагогической установки будущего педагога-хореографа / Т. Н. Мацаренко // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии : сб. ст. по материалам XXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 2 (33). Часть II. - Новосибирск : «СибАК», 2014. -С.80-85.
8. Умрихина В. И. Индивидуальный имидж учителя как компонент культуры педагогической деятельности / В. И. Умрихина, Н. Б. Абдувалитов // Научное обозрение: Гуманитарные исследования. - 2014. - № 3. -С. 4-8.
References:
1. Averchenko L. K. Image and personal growth: Textbook [Imidzh i lichnostnyj rost: uchebnoe posobie], Novosibirsk, 1999. 147 p.
2. Gorchakovа V. G. Image. Art and Realityx [Imidzh. Iskusstvo i real'nost' ], publishing house "Unity-Dana", Moscow, 2012.
3. Jalilova F. N., Madaminova N. R. Structural components of professional image of the teacher [Strukturnye komponenty professional'nogo im-idzha pedagoga], 2012, No. 12.
4. Mazarenko T. N. The issue of advanced training of the teacher-choreograph in the system of additional education of children / Culture. Spirituality. Society [K voprosu o povyshenii kvalif-ikacii pedagoga-horeografa v sisteme dopol-nitel'nogo obrazovanija detej / Kul'tura. Duhov-nost'. Obshhestvo], Publishing house "Center for the Development of Scientific Cooperation", Novosibirsk, 2013, No. 7, pp. 131-135.
5. Mazarenko T. N. Socio-professional adaptation of ballet dancers to pedagogical activity in the system of additional education of children [So-cial'no-professional'naja adaptacija artistov baleta k pedagogicheskoj dejatel'nosti v sisteme dopolnitel'nogo obrazovanija detej], Moscow: Perot Publishing House, 2015. 132 p.
6. Mazarenko T. N. The difficulties of adaptation of the ballet artist to pedagogical activity in the system of additional education of children [Trudnosti adaptacii artista baleta k pedagog-icheskoj dejatel'nosti v sisteme dopolnitel'nogo obrazovanija detej], Newspaper of Slavic Cultures, 2012, No. 4, pp. 135-139.
7. Mazarenko T. N. Stages of formation of the pedagogical setup of the future teacher-choreograph / In the world of science and art: questions of philology, art criticism and culturology [Jetapy formirovanija pedagogicheskoj ustanovki budushhego pedagoga-horeografa / V mire nauki i iskusstva: voprosy filologii, iskusstvovedenija i kul'turologii] / materials of XXXIII Intern. Scientific-practical. Conf. No. 2 (33). Part II. Novosibirsk, 2014, pp. 80-85.
8. Umrikhina V. I., Abduvalitov N. B. The individual image of the teacher as a component of the culture of pedagogical activity [Individual'nyj im-idzh uchitelja kak komponent kul'tury pedagog-icheskoj dejatel'nosti] / Scientific Review: Humanitarian research, Publishing House "Science education", Moscow, 2014, No. 3, pp. 4-8.