УДК 378.091.398
Влияние социально-культурной среды на систему повышения квалификации педагогов-хореографов
JL А. Касиманова
The influence of the socio-cultural environment on the system of professional development of the choreography teachers
L. A. Kasimanova
Аннотация. В статье раскрываются возможности процесса повышения квалификации педагогов-хореографов, в системе высшего профессионального образования. Рассматриваются особенности программно-методического обеспечения образовательного процесса, при организации которого делается акцент на художественно-творческое самовыражение, самоактуалнзацню н саморазвитие основанные на собственном профессиональном опыте, необходимые для повышения квалификации н профессионального становления педагогов-хореографов. Система повышения квалификации определяется как система трех прннцнпов в соответствии с тремя периодами. Дается подробная характеристика создания творческого н методического портфолио. В качестве наиболее перспективной формы повышения квалификации педагогов-хореографов, рассматривается организация дистанционного обучения, виртуальных конференций. Подробно описаны формы и методы сотрудничества, проверенные многолетним опытом. Приведена таблица «Педагогические технологии организации образовательного процесса повышения квалификации педагогов-хореографов ».
Abstract. The article describes the opportunities of the pro fessional development process of the choreography teachers, dance companies' artistic directors in the system of higher professional education. The article considers features of the methodological support of the educational process, the organization of which focuses on the creative self-expression, self-actualization and self-development
based on own professional experience necessary for the pro fessional development of the choreography teachers and artistic directors of the dance companies. Professional development system is defined as a system of three principles according to the three periods. We give a detailed description of making creative and methodical portfolio. We consider the organization of the distance learning and virtual conferences as the most promising form of professional development of the choreography teachers and artistic directors of the dance companies. We give a detailed description of forms and methods of cooperation, proved by years of experience. We provide a table 'Pedagogical technologies of the organization of the professional training and development of the chorography teachers and artistic directors of the dance companies ".
Ключевые слова: повышение квалификации, педагог-хореограф, художественный руководитель хореографического коллектива, портфолио, самовыражение, самоактуализация, саморазвитие, профессиональное становление.
Key words: professional development, choreography teacher, artistic direcor of the dance company, portfolio, self-expression, self-actualizaion, self-development, professional growth.
Сегодня существует множество, порой альтернативных, толкований понятия «влияние». Толковый словарь русского языка Д. В. Дмитриева поясняет: «Если вы оказываете влияние на кого-либо или на какую-то ситуацию, значит вы
Яауч но-т еорет meaqi и журнал
38
(пыпупО-4 f 16-17) • 2013
воздействуете (словами, своим примером и т. д.) на других людей таким образом, чтобы они поступали (или ситуация изменялась) так, как вам нужно, или как по вашему мнению, лучше» [1]. «Если же социальную среду условно принимать как совокупность человеческих отношений, то совершенно понятна та исключительная пластичность социально среды, которая делает ее, едва ли не самым гибким средством воспитания... Социальная среда есть истинный рычаг воспитательного процесса...» [2].
Нам бы хотелось рассмотреть влияние социально-культурной среды на систему повышения квалификации педагогов-хореографов. Влияние это «и процесс и результат, (в рамках ряда подходов влияние не попадает под категорию процессов а рассматривается лишь как результат взаимодействия) существенного изменения смысловых образований, установок, систем ценностей и т. д., а также поведенческой активности человека при взаимодействии в условиях совместной деятельности и общения» [3].
Реализация возможности повышения квалификации на основе профессиональной деятельности позволяет устанавливать ценностные ориентиры в тесной взаимосвязи с культурой и определяет профессиональное становление педагогов-хореографов. Опыт показывает, что прямой перенос исполнительской танцевальной деятельности в педагогическую практику не обеспечивает реализации имеющегося в ней художественно-творческого потенциала, того, что требует педагогически осмысленная профессиональная деятельности педагога-хореографа и выявления тех ее аспектов, которые бы определяли условия реализации образовательного художественно-творческого потенциала в повышении квалификации. Направленностью педагогов-хореографов на профессионально-личностное становление самовыражение, самоактуализацию и саморазвитие, является область его хореографического образования. Акцент делается на развитие личностных, профессиональных хореографических качеств, которые необходимы для повышения квалификации и становлении как специалиста. Нельзя не согласиться с мнением Ю. И. Громова [4] о том, что профессиональное образование педагога-хореографа, руководителя хореографического коллектива заключает в себе возможности, использовать в качестве базы имеющийся
ЧИППКРО
собственный профессиональный опыт, что позволяет поддержать и повысить его профессиональную хореографическую квалификацию. Однако необоснованность методологической базы профессионального образования педагога-хореографа осложняет решение данных задач. Требуют своего научного обоснования принципы организации повышения квалификации, которые определяли бы специфику повышения квалификации педагогов-хореографов как возможность реализации своего собственного художественно-творческого потенциала. Для реализации процесса повышения квалификации педагогов-хореографов требуется разработать соответствующее программно-методическое обеспечение. При этом обнаруживается еще одна особенность, оно должно акцентировать внимание, как на освоение нового содержания, так и на технико-технологических аспектах его профессионального труда. Таким образом, специфику профессионального образования педагогов-хореографов, можно выделить на основе совокупности проблем содержания профессионального хореографического деятельности с одной стороны, и направленностью на его профессиональное хореографгтеское становление, самовыражение, самоактуализагщю и саморазвитие с другого.
В нашем исследовании анализировался опыт, который сложился в различных образовательных учреждениях культуры и искусства (это разрабатываемые программы, технологии повышения квалификации педагогов-хореографов и руководителей хореографических коллективов), опыт отдельных педагогов в сфере хореографического образования (на примере Академии русского балета (по методике преподавания А. Я. Вагановой [5]), использование в практике современных технологий обучения). Исследования составила опытно-экспериментальная работа, проводимая в гимназии № 587 г. Санкт-Петербурга Фрунзенского района, средней общеобразовательной школе № 8, с углубленным изучением предметов музыкального цикла, дошкольных образовательных учреждениях № 39, 38 г. Санкт-Петербурга, а так же на кафедре современной хореографии НОУ ВПО Институте декоративно-прикладного искусства, и факультете музыка РГПУ им. А. И. Герцена (направление «Педагогическое образование в области хореографии).
Лаучно-теоретический журнал
39
Яаучпое обеспечение системы повышения квалификации кадров
Мы определили систему повышения квалификации педагогов-хореографов, как систему трех принципов:
принцип дополнительности: предоставляет педагогу-хореографу право свободного выбора содержания (в соотнесении с содержанием базового профессионального образования), форм (повышение квалификации, переподготовка, стажировка, самообразование) и методов (сочетание различных педагогических ситуаций: ситуации-размышления, ситуации-открытия, ситуации-перспективы), создающих художественно-творческое пространство профессионального роста педагогов-хореографов;
принцип кулътуротворчества предоставляет педагогам-хореографам доплнительные возможности для креативного самовыражения, самоактуализации и самоосуществления при выборе содержания, определяющего план профессиональной художественно-творческой деятельности педагогов-хореографов, всевозможных интерактивных методов которые позволили бы актуализировать творческие силы на разработку собственной методической литературы, подготовке социально-культурных технологий, реализации танцевально ориентиро-ваной практики (фестивали, конкурсы, творческие мастерские) и т. д.;
принцип проективности предоставляющий педагогам-хореографам новые возможностей для рефлексивного самосознания своей профессиональной хореографической деятельности, в активной художественно-творческой позиции по отношению к самому процессу повышения квалификации; в формах организации процесса повышения квалификации, основанной на выявление и обобщение педагогического опыта в области хореографического искусства.
Программно-методическое обеспечение процесса повышения квалификации педагогов-хореографов мы, ссылаясь на опыт коллег, определили, в соответствии с тремя периодами:
- в первом периоде на основе осмысления имеющегося собственного профессионального опыта педагоги-хореографы, художественного через «теоретическое осмысление характеристик художественно-творческого потенциала» [6] танцевально ориентированой практики, выстраивается профессиональная хореографическая деятельность, что обеспечивается в форме
курсов повышения квалификации с помощью программ, содержание которых охватывает широкий спектр проблем реализации художественно-творческого потенциала танцевально-ориентированой практики, обобщения педагогического опыта, создания методического портфолио;
- во втором периоде в реальной практической деятельности педагогов-хореографов, в форме творческих лабораторий, мастер-классов, стажировок, научно-практических конференций, проблемных семинаров, опытно-экспериментальной работы, творческих фестивалей и конкурсов создаются условия, позволяющие реализовать, созданные в первом периоде процесса повышения квалификации, подготовки теоретические модели реализации художественно-творческого потенциала танце-вально-ориентированой практики, что обеспечивается с помощью программ, акцент в которых делается на самостоятельную работу педагогов-хореографов, выражающейся в разработке и реализации методических материалов, открытых уроков, творческих проектов; методами работы с педагогами-хореографами, становятся анализ конкретных ситуаций, проведение творческих мастерских и лабораторий, реализация проектов, индивидуальные консультации, ви-деосъмка, в результате чего - создание творческого портфолио;
- третий период в форме тематических семинаров и курсов повышения квалификации направлен на аспектное совершенствование профессионального хореографического мастерства педагогов-хореографов, формирование практических исполнительских и постановочных навыков по реализации художественно-творчекого потенциала танцевально ориентированой практики, что обеспечивается с помощью программ, содержание которых дифферинцировано в соответствии с отдельными аспектами реализации программы повышения квалификации, и методов анкетирования, лекций, творческих проектов, портфолио.
В результате проведенного анализа нами выявлено особое место в профессиональной подготовке педагогов-хореографов, которое занимает постдипломное образование и повышение квалификации.
Нами выявлены организационные формы процесса повышения квалификации педагогов-хореографов, специфика их построения, мето-
Яауч но-т еорет ичесщ/ и журнал
40
(Выпуск 3-4 (16-17) • 2013
ды, приемы, которые необходимы для оптимизации условий системы повышения квалификации педагогов-хореографов.
Модель системы повышения квалификации педагогов-хореографов включает следующие компоненты: цели, задачи, методологические подходы, дидактические принципы, содержание, образовательные функции, средства, организационные формы, методы, педагогические условия, результат. В системе повышения квалификации педагогов-хореографов, художественного руководителя хореографического коллектива, в рамках теории и методики обучения хореографическому искусству, изучения истории хореографического искусства, спецкурсов, практикумов применяются разнообразные инновационные формы аудиторной и внеаудиторной деятельности: научные проекты, дипломы, курсовые, семинары, мастер-классы, выставочные проекты, праздники-практикумы, работа художественных групп, творческие встречи.
Именно на этих методических подходах построена разработанная нами программа повышения квалификации, основное содержание которой строится на единстве и отличительных особенностях разнообразных видов хореографического искусства. К сожалению, эти тенденции не получили еще должного теоретического осмысления. Исследование, проведенное нами, не решает всех проблем повышения квалификации педагогов-хореографов. Начавшая действовать программа повышения квалификации, долгосрочные проекты международного сотрудничества позволяют констатировать, что кафедра хореографического искусства института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А. И. Герцена получила определенное признание в образовательной среде региона. Имеются перспективы расширения многопланового диалога с зарубежными партнерами в различных областях современных форм танца. В качестве наиболее перспективной формы рассматривается организация дистанционного обучения, виртуальных конференций, возможно, выпуск интернет-журнала по проблематике хореографического образования.
В целях совершенствования механизмов процесса повышения квалификации педагогов-
хореографов предполагается развитие научно-образовательной программы «Хореографическое искусство и хореографического образования в современной социально культурной среде». Современный уровень развития позволяет предложить слушателем и партнерам по курсам повышения квалификации такую программу комплексного обучения (по типу организации летних танцевальных школ), в которой слушателем была бы предоставлена возможность познакомиться с новейшими направлениями в современной хореографии (contemporary dance), преподавания теории и методики обучения, а также практических посещений занятий по различным видам хореографического искусства, индивидуальных консультаций со специалистами в области хореографии.
В целях практического взаимодействия при реализации вышеперечисленных задач мы считаем возможным и полезным использовать следующие формы и методы сотрудничества, проверенные многолетним опытом:
- обмен учебными планами и программами, учебно-методическими пособиями, а также их совместная разработка;
- обмен преподавателями для чтения курсов лекций; обмен группами преподавателей с учебно-ознакомительными целями и для проведения научных конференций, семинаров, в том числе в период летних и зимних каникул;
- прохождение стажировки по избранным специальностям в области хореографического искусства;
- проведение совместных научно-исследовательских работ и подготовка публикаций по проблемам хореографического образования. Сегодня в быстроменяющихся условиях социально-экономической жизни страны чрезвычайно востребовано такое качество специалиста, как профессиональная мобильность.
Современный профессионал должен иметь несколько смежных специальностей, чтобы поддерживать свою конкурентоспособность на рынке труда. Подтвердить свою квалификацию можно документом государственного образца, пройдя курсы повышения квалификации, которые дадут больше знаний и умений в профессиональной деятельности. Предлагаемая нами краткосрочная программа повышения квалификации - в форме практических и научных семинаров (72-108 академических часов): в
Яауч но-т еорет meaqi и журнал
41
Яаучное обеспечение системы повышения квалификации кадров
объеме 72 часа и в объеме 108 часов включает в себя следующие дисциплины: Общепрофессиональные:
- Введение в профессионально-педагогическую специальность
- Возрастная физиология и психофизиология
- Общая психология
- Психология профессионального образования
- Общая и профессиональная педагогика
- Педагогические технологии
Дисциплины отраслевого подготовки:
- Теория и история хореографического искусства
- Танец и методика его преподавания
- Основы актерского мастерства и режиссуры в танце
- Основы хореографической драматургии
- Мастерство хореографа
- Организационно-творческая работа с хореографическим коллективом
- Образцы танцевального репертуара
- Основы менеджмента хореографии
Таблица 1
Педагогические технологии организации системы повышения квалификации
педагогов-хореографов
Педагогические технологии организации системы повышения квалификации педагогов-хореографов
методы формы организации повышения квалификации формы организации художественно-творческой деятельности
Информационно-объяснительные Содержательные: интеллектуально-познавательные; Фестиваль
Художественно-творческие Экспериментальные Концерт
Моделирование профессиональной ситуации Рефлексивные Конкурс
Творческие задания По числу участников: групповые индивидуальные малые группы комбинированные Конференция Диспут Встреча с деятелями культуры
тесты
диалоговые (беседы, диспуты)
исследовательские
игровые
РЕЗУЛЬТАТ
Проявление вышеназванных компонентов профессионального хореографического творчества, становление профессионального культуры педагога-хореографа, художественного руководителя хореографического коллектива.
Яауч но-т еорет meaqi и журнал
42
(Выпуск 3-4 f 16-17) • 2013
Цивилизованное влияние социально культурной среды - это, прежде всего, влияние открытое и открыто адресованное к интеллектуальным возможностям человека. Создать формирующую личность среду в системе образования - значит способствовать реализации гуманистической концепции образования ее целям и задачам на всех этапах реализации педагогического процесса [7].
Библиографический список:
1. Дмитриев Д. В. Толковый словарь русского языка. - М., 2003. - С. 73.
2. Выготский Л. С. Психология искусства. -М., 1968. -326 с.
3. Кондратьев М. Ю. Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. - М.: ПЕР СЭ. 2007. - 464 с.
4. Громов Ю. И. Работа педагога-балетмейстера в детском хореографическом коллективе. - Л., 1963.-129 с.
5. Ваганова А. Я. Основы классического танца. 7-е изд. - СПб., 2002. - 158 с.
6. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание / Исследования и статьи. -М., 1981.-304 с.
7. Макареня А. А. Культуротворческая среда, статус, структура, функционирование. -Тюмень, ТОГИРРО^ 1997. - С. 66-67.
References:
1. DmitrievD. V. Tolkovvy slovar' russkogo yazyka [Dictionary of Russian Language]. - Moscow, 2003. - P. 73.
2. Vygotsky L. S. Psikhologiva iskusstva [Psychology of the Art]. - Moscow, 1968. -326 p.
3. Kondrat"ev M. Yu., Il'in V.A. Azbuka so-cicd'nogo psikhologa-praktika [The ABCs of Social Psychologist-Practitioner], - Moscow : PER SE, 2007. - 464 p.
4. GromovYu. I. Rcibotci pedagoga-balet-mevstera v detskom khoreograficheskom kollektive [The Work of the Chorographer-Teacher in Children's Dance Group]. - L., 1963. - 129 p.
5. Vaganova A. Ya Osnovv klassicheskogo tantsa [Fundamentals of the Classic Dance]. - SPb, 2002,- 158 p.
6. Bakushinsky A. V. Artistic Creativity and Education [Khudozhestvennoe tvorchestvo i vospi-tanie]. Issledovaniva i stat'i [Studies and articles], - Moscow, 1981. - 304 p.
7. Makarenya A. A. Kid'turo-tvorcheskaya sreda, status, struktura, funkcionirovanie [Cultural and Creative Environment, Status, Structure, Functioning], - Tyumen : TOGIRRO, 1997. - P. 66-67.
:Научно-теоретический журнал
43
Лаучное обеспечение системы повышения квалификации кадров