5) Метод Смита (рис. 3). Метод термического анализа позволяет определить теплоемкость и скрытую теплоту перехода. Сущность метода заключается в поддержании постоянного градиента температуры на стенке контейнера, в который помещен образец 2, во время испытания. Контейнер изготовлен из огнестойкого материала с низкой теплопроводностью. В этом случае создается определенное установившееся состояние, при котором пустой контейнер нагревается на isxc в течение Atc. Количество тепла, затраченное на повышение температуры тс, равно НДтс, = AtcCcmc, tc -теплоемкость и масса контейнера. Следовательно: N = (Мс / Дтс) Ccmc. При нагреве контейнера образцом N = (ДШ / Дт0)(С0т0 + Ccmc). C ( ) и m ( ) — теплоемкость и масса образца соответственно; ДШ/Дт0 -скорость нагрева. Для определения погрешности эксперимента контейнер нагревают эталоном известной теплоемкости и массы.
При высоких скоростях деформации формируется ударная волна и плоскодеформированное состояние, характерное для малых скоростей деформации, становится плоскодеформированным.
Увеличение скорости деформации приводит к увеличению напряжения течения. Конечно, более важным фактором в данном случае является снижение адгезии, что приводит к появлению макроучастков трещин. В металлах эти места излома можно идентифицировать по кристально чистым поверхностям излома, поскольку плоскости излома кристаллов сильно отражают свет. Напротив, сильно деформированные участки фиброзных переломов имеют матовый, волокнистый вид. Появление трещин разрушения также может быть вызвано низкими температурами и многонапряженными условиями. Надо также учитывать, что вязкость материала сильно зависит от его структуры и свойств. При приложении ударных нагрузок проводятся следующие испытания: ударное растяжение и ударное сжатие; испытание на ударное кручение.
Список использованной литературы:
1. Скатецкий В.Г. Математические методы в химии / В.Г. Скатецкий, Д.В. Свиридов, В.И. Яшкин. - Минск: ТетраСистемс, 2006. - 368 с.
2. Хурсан Л.С. Методические указания по математической обработке химического эксперимента /Л.С. Хурсан. - Уфа. РИЦ БашГУ, 1997. - 20 с.
3. Алексеев Е.Р. MathCAD 12 / Е.Р. Алексеев, О.В. Чеснокова - М: NT Press, 2005. - 339 с.
© Тулеков Я., Бердиева О., Энермурадов Б., Нурягдыева А., 2024
УДК 37
Чугуй П.Ю.
магистрант 2 курс ЮФУ г. Ростов - на - Дону Научный руководитель: Куликовская И.Э.
Доктор педагогических наук заведующий, кафедры дошкольного образования академии психологии и педагогики ЮФУ г. Ростов - на - Дону
ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация
В соответствии с федеральным законом об образовании в Российской Федерации дошкольное
образование стало самостоятельным уровнем общего образования. С одной стороны это признание значимости дошкольного образования в развитие ребёнка, с другой повышение требований к дошкольному образованию. В том числе через принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Но какие бы реформы не происходили в системе образования, они так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе, педагоге детского сада. Именно педагог - практик реализует основные нововведения и инновации в образовании. Для успешного введения в практику инноваций и эффективной реализации поставленных задач в условиях ФГОС от педагога требуется высокий уровень профессиональной педагогической компетентности.
Формирование имиджа педагога в дошкольной образовательной организации (ДОО) является одной из ключевых задач, стоящих перед современными профессионалами в области образования. Имидж педагога играет немаловажную роль в формировании отношений и взаимодействии с родителями, коллегами и детьми. От того, каким образом педагог представляет себя и свою профессию, зависит мнение окружающих о его компетентности и качестве работы.
Создание положительного имиджа педагога начинается с осознания значимости его роли в процессе формирования личности каждого ребенка. Педагог должен быть готов к постоянному самосовершенствованию и развитию своих профессиональных навыков. Он должен стремиться быть авторитетным, доброжелательным и открытым для новых знаний и опыта. Кроме того, педагог должен уделять особое внимание своему образу - начиная от презентации своей персоны до выбора стилей коммуникации со всеми сторонами образовательного процесса.
Цель исследования выявить и обосновать условия методической работы по формированию имиджа педагога дошкольной образовательной организации.
В ходе выполнения работы используются следующие теоретические и практические методы исследования: анализ, синтез, моделирование, анкетирование, тестирование, классификация, сравнение, наблюдение, описание, системный подход.
В проведённом исследовании была изучена проблема формирования имиджа педагога дошкольной образовательной организации, отношение администрации ДОО, родителей и воспитанников к имиджу педагогов.
Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что формированию имиджа педагога дошкольной образовательной организации будут способствовать следующие педагогические условия:
• разработка системы методической работы, направленной на формирование имиджа педагога дошкольной образовательной организации;
• обеспечение научно-методического сопровождения реализации проекта по формированию имиджа педагога дошкольной образовательной организации;
• управление процессом формирования имиджа педагога дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова
имидж, педагог, дошкольное образование, формирование, стратегии.
Понятие «имидж» происходит от лат. «Imitari», что означает имитировать. В переводе с английского языка «image» - образ, выражение - образ, который состоит не только из внешнего вида (одежда, украшения, прическа, макияж и др.), но и с осанки, походки, умение говорить, двигаться и т. д. [25].
Одним из основоположников имиджа считается средневековый мыслитель и выдающийся политический деятель Н. Макиавелли, который обратил внимание на важность правильно сформированной «личины» (имиджа) у правителя. Следовательно, научно-практическое обоснование полезности данного понятия впервые нашло свое отражение в политологии, а потом и в других науках.
Приведенные определения отечественных исследователей разнятся между собой, но в большинстве случаев определяют имидж через категорию образов, наделенных определенными функциями. В нашем исследование понятие «имидж» будет рассматриваться как целенаправленно сформированный образ-представление об объекте в сознание людей, в результате восприятия определенных характеристик объекта, а также имеющий влияние на мнение, поведение или действие общественности к данному объекту.
Важное место занимает изучение индивидуального имиджа, который является коммуникатором в процессах массовой коммуникации социальных групп (национальных, гендерных, профессиональных и т. д.). Исходя из этого, мы понимаем, что понятие «имидж» активно изучается с позиции разных научных течений. Так, за последние годы было собрано и систематизировано достаточно информации о наполненности содержательного понятия имиджа, что способствовало формированию новой научной отрасли имиджелогии.
Научная значимость нашего исследования заключается в том, что необходимо разработать систему методических мероприятий для формирования имиджа педагога ДОО.
Исследование проводилось на базе детского сада №24 г. Батайска. Целью констатирующего этапа экспериментальной работы было изучение проблемы формирования имиджа педагога муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №24 города Батайска.
На первом этапе констатирующего эксперимента оценивался имидж педагогов ДОО со стороны администрации дошкольной образовательной организации (старшего воспитателя ДОУ). Нами был модифицирован опросник Т.Л. Ивановой, Т.К. Юсиной «Оценка деловых и профессиональных качеств педагога». Старшему воспитателю было предложено оценить имидж педагогов с позиции комплексных составляющих имиджа педагога ДОО.
Качественный анализ оценки имиджа педагогов с позиции руководства дошкольной организации позволили нам отметить, что общий средний показатель рейтинга имиджа педагогов - высокий.
В процессе проведения анализа анкет было установлено, что руководство полностью устраивает внешний вид всех педагогов (22 (100%) педагога). 21 человек (95,5%) получили положительную оценку по параметру «корректность». В результате исследования параметра «понимание поступков воспитанников» 20 педагогов (90,9%) получили высокую оценку. А также 19 педагогов (86,4%) получили положительные оценки по параметрам «требовательность», «уравновешенность», «использование в своей работе современные технологии». 6 педагогов получили отрицательные оценки по таким параметрам как «частое общение с воспитанниками и коллегами внерабочее время», «умение выступать перед аудиторией» и «авторитет у воспитанников, коллег, родителей». Одним из самых низких показателей был получен по параметру «эрудиция» 13 положительных оценок (59,1%) из 22. Определенные замечания вызывает степень эрудиции у 9 воспитателей (41%) из количества оцененных.
Таким образом, в результате исследования имиджа педагогов с позиции администрации дошкольной организации было выявлено то, что имидж педагогов находится на высоком уровне. На основе проведенного анкетирования были получены данные, которые показали, что среднюю оценку имиджа имеют всего 6 (27,3%) педагогов дошкольной организации, 16 педагогов (72,7%) имеют высокую оценку. Низкого уровня сформированности имиджа педагогов выявлено не было.
С целью выявления отношения воспитанников к имиджу педагога дошкольной образовательной организации была модифицирована и проведена методика «Значимый взрослый» (Приложение 2, Приложение 3 - примеры рисунков).
Качественный анализ рисунков позволил нам отметить, что 15 (31%) детей оценили имидж педагога на высоком уровне. Об этом свидетельствуют следующие факты: дети с удовольствием, желанием приступили к выполнению работы; они тщательно прорисовывали линии фигуры, основные элементы в ней (голова, шея, туловище, руки, ноги, пальцы, волосы, уши, глаза, нос, рот). Воспитанники в своих
работах использовали большую гамму цветов, с преобладанием теплых тонов, тщательно раскрашивали изображения. В рисунках дошкольников центральное место занимает педагог с ребенком, державшиеся за руки. Дети активно комментировали рисунки, рассказывали о том, что предшествовало нарисованному, следовало за ним, с удовольствием рассказывали о своем воспитателе. Например, Тигран Г. «...с Светланой Юрьевной нам всегда весело. Мы вместе играем в разные игры, учим стихи и скороговорки», Маргарита П. «Лариса Вячеславовна у нас очень добрая, красивая и ласковая», Екатерина Г. «Кристина Дмитриевна вместе с нами лепит, рисует, поет песни и танцует» Все эти показатели говорят о доброжелательном эмоциональном отношение воспитанника к педагогу.
На третьем этапе исследования изучались представления родителей (законных представителей) об имидже педагогов дошкольной организации. При проведении тестирования родителей (законных представителей), нами была использована модифицированная методика М. Спиллейн - оценка параметров имиджа. Методика для родителей (законных представителей) состоит из 3 блоков:
1) профессионализм педагога (компоненты 1-4);
2) профессиональное общение педагога (компоненты 5-8);
3) внешний вид педагога (компоненты 9-12).
Первый блок методики был направлен на изучение уровня профессиональных составляющих имиджа педагога. Результаты изучения отношения родителей (законных представителей) к профессионализму педагогов дошкольной образовательной организации.
48 (96%) родителей (законных представителей) воспитанников продемонстрировали высокую степень удовлетворенности, а 2 (4%) родителей (законных представителей) - среднюю степень удовлетворенности по такими компонентами имиджа педагога как «профессиональная репутация», «профессиональная компетентность», «педагогическая эрудиция»; 49 (98%) родителей (законных представителей) имеют высокую степень удовлетворенности интеллектуальным развитием педагога, и лишь один родитель (2%) - среднюю степень удовлетворенности.
Таким образом, исходя из результатов данного блока, можно сделать вывод о том, что профессиональные качества педагога имеют высокую степень удовлетворенности у родителей (законных представителей).
Второй блок методики направлен на изучение уровня удовлетворенности качеством профессионального общения педагога.
Качественный анализ полученных результатов показал, что 36 (72%) родителей (законных представителей) имеют высокую степень удовлетворенности манерой поведения педагога с детьми, 14 (28%) родителей (законных представителей) имеют среднюю степень удовлетворенности; 39 (76%) имеют высокую степень удовлетворенности манерой поведения с родителями и коллегами, данными голоса, а 11 (24%) родителей (законных представителей) - среднюю степень удовлетворенности; 35 (70%) родителей (законных представителей) полностью удовлетворены такой составляющей имиджа педагога как «коммуникабельность», 15 (30%) имеют среднюю степень удовлетворенности; 33 (66%) родителей (законных представителей) имеют высокую степень удовлетворенности по составляющей имиджа педагога «манера поведения», а 17 (34%) - среднюю степень. Полученные данные говорят о необходимости работы над компонентами рассмотренного блока.
Третий блок методики направлен на изучение уровня удовлетворенности внешним видом педагога. Родители оценивали такие компоненты личностного имиджа педагога как: осанка, ухоженность, умение одеваться, аксессуары.
Качественный анализ полученных результатов показал, что 44 (88%) родителей высоко оценили такой показатель имиджа педагога как «осанка», 6 (12%) родителей отвели данному составляющему среднюю оценку. По компоненту «ухоженность» 33 (66%) родителей имеют высокую степень удовлетворенности, 17 (34%) родителей - среднюю. 28 (56%) родителей имеют высокую степень
удовлетворенности по компоненту «умение одеваться», а 22 (44%) родителей - среднюю степень удовлетворенности. Что касается компонента имиджа педагога «аксессуары», то 1 (2%) родитель имеет низкую степень удовлетворенности, 12 (24%) родителей - среднюю степень удовлетворенности, 37 (74%) родителей - высокую.
На четвертом этапе исследования была проведена самодиагностика исследования имиджа педагогами дошкольной организации. Для этого использовался тест «Ваш имидж».
Результаты исследования имиджа педагогов дошкольной организации с позиции педагогов показывают достаточно высокий интегральный показатель. Однако, по мнению самих педагогов, их внешняя сторона имиджа развита значительно меньше, чем ее процессуальная и внутренняя стороны.
Таким образом, проведенный нами констатирующий этап экспериментальной работы позволил выявить, что в целом имидж педагогов МБ ДОУ №24 находится на высоком уровне, однако такие компоненты имиджа как «внешний вид» и «навыки педагогического общения» нуждаются в совершенствовании, потому что для детей важен внешний вид, умение общаться, умение принимать, понимать позицию ребенка, для родителей - умение донести информацию о развитии детей, желание ребенка идти в детский сад.
Опираясь на данные, полученные в ходе констатирующего этапа экспериментальной работы, нами был разработан проект по формированию имиджа педагога дошкольной образовательной организации «Формирование имиджа педагога ДОО».
В основу разработки проекта «Формирование имиджа педагога ДОО» были положены исследования по формированию имиджа педагога С.А. Аминтаевой, М.В. Апраксиной, Е.А. Бекетовой, Л.Ю. Донской, Л.И. Жариковой, Е.А. Петровой, Н.А. Тарасенко, В.М. Шепеля, В.Н. Черепановой и др.
Реализация проекта предполагает:
1) создание активной творческой группы методической службы по разработки и реализации проекта;
2) работа по совершенствованию компонентов имиджа педагога: консультации, семинар-практикумы, лекции-дискуссии, круглые столы, мастер- классы, дискуссии, творческие отчеты, тренинги;
3) участие педагогов в профессиональных конкурсах различного уровня - муниципального, регионального, всероссийского;
4) взаимодействие с организациями, представляющими возможность формирования имиджа педагога дошкольной образовательной организации.
Первый - подготовительный этап (март-июнь 2023 г.):
• Обсуждение результатов, полученные в ходе исследования имиджа, общие требования, предъявляемых к современному педагогу.
• Создание творческой группы по разработке проекта, включающего в себя необходимые компоненты, определение сроков реализации и его участников.
Второй - практический этап (июнь 2023 г. - апрель 2024 г.).
Второй этап включает в себя реализацию проекта по формированию имиджа педагогов дошкольной образовательной организации. На данном этапе осуществляется промежуточный мониторинг удовлетворенности администрации ДОО, воспитанников, родителей (законных представителей) имиджем педагогов, а также проведение самооценки имиджа педагогов, цель - выявление эффективности реализации предложенного проекта, коррекция хода его реализации.
Третий этап включает в себя проведение итогового мониторинга степенью удовлетворенности администрации ДОО, воспитанников, родителей (законных представителей) имиджем педагогов дошкольной образовательной организации, а также проведение самооценки имиджа педагогов, и определение трудностей, противоречий в реализации проекта по формированию имиджа педагогов дошкольной образовательной организации.
Формируя свой имидж, педагог конструирует его внешнюю, внутреннюю и промежуточную части, содержательный и процессуальный аспекты. Согласно российским традициям, учитель является уважаемым человеком в обществе, его мнение авторитетно, поведение представляет собой нравственный эталон. Учитель - это не профессия, это образ жизни Каждый педагог, несомненно, уникальная личность. Но в своем имидже он должен исходить, прежде всего, из профессиональных требований и общественных ожиданий.
Таким образом, в современных условиях именно имидж становится необходимым атрибутом социально-профессиональных отношений. В педагогической деятельности все большую актуальность приобретает процесс создания целостного профессионального имиджа, который заключается, прежде всего, в усвоении и репродукции личностью опыта общественной жизни. Список использованной литературы:
1.Аверина Т.Н. Инновационная культура как составляющая позитивного профессионального имиджа современного педагога // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 62. - С. 11-13.
2.Адизес И. Развитие лидеров: Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями других стилей. - М: Альпина Бизнес Букс, 2018. - 259 с.
3.Андреева Г.М. Психология социального познания. - М., Юрайт, 2019. - 239 с.
4.Андреева Г.М. Социальная психология. - М., Весь Мир, 2017. - 430 с.
5.Асташова Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии // Педагогическая аксиология: ценностные доминанты современности: коллективная монография. Серия «Научная школа» / Под ред. Н.А. Асташовой. - Брянск: ГК «Десяточка», 2021. - С.25-37.
6.Баранова А.В., Наумова Т.В. Современный руководитель дошкольной образовательной организации: имидж и профессиональные обязанности // Молодой ученый. - 2019. - №23. - С. 926-929.
7.Бегидова С.Н., Агошкова О.В., Манжос Л.В. Имиджформирующие характеристики современного педагога // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2019. - №1. - С. 15-21.
8.Берд П. Тайм-менеджмент [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001854849 (дата обращения 31.05.2023).
9.Бережная М. С. Технология построения имиджа педагога ДОУ / М. С. Бережная // Управление ДОУ. -2021. - № 5. - С.33.
10.Богославец Л. Г. Формирование имиджа современного педагога / Л. Г. Богославец // Управление ДОУ.
- 2022. - №3. - С.117.
11.Богоявленский А.Е. Понятия «Имидж», «Репутация», «Образ» в контексте «Критики чистого разума» И.Канта [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://elibrary.ru/(дата обращения 31.05.2023).
12.Бороздина Л.В. Психология делового общения. - М., Флинта, 2017. - 224 с.
13.Браун Л. Имидж - путь к успеху. - СПб.: Питер Пресс, 2019. - 288 с.
14.Воронкова А.О. Роль методической службы в формировании имиджа педагога дошкольной образовательной организации / А. О. Воронкова // Вопросы педагогики. - 2020. - № 10-2. - С. 35-38.
15.Глухих С.В. Имидж современного педагога как условие формирования профессиональной компетентности / С. В. Глухих // Народное образование. - 2022. - № 2. - С.112-115.
16.Горобец Р. Интерпретации понятия «имидж». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://dspace.univer.kharkov.ua(дата обращения 31.05.2023).
17.Горчакова В. Имидж. Розыгрыш или код доступа? - М.: Эксмо, 2017. - 208 с.
18.Долгова В.И., Рокицкая Ю.А. Диагностико-аналитическая деятельность психолога в сфере образования: Учебник. - М.: Издательство Перо, 2016. - 276 с.
19.Душкина М.Р. PR и продвижение в маркетинге: коммуникации и воздействие, технологии и психология.
- СПб.: Питер, 2019. — 560 с.
20.Захарова С.Н. Имидж педагога как составляющая профессиональной компетентности / С.Н. Захарова // Молодой ученый. J 2019. № 5. 1_ С. 16-18.
21.Золотовская Л.А. Особенности профессионального имиджа педагога: социально-психологический
аспект / Л.А. Золотовская // РК в образовании. J 2020. и № 3. - С.112-114.
22.Иванова С. Развитие потенциала сотрудников: Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации / С. Иванова, Д. Болдогоев, Э. Борчанинова, А. Глотова, О. Жигилий. - М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2016. - 279 с.
23.Иванько Т.А. Имидж педагога: методические рекомендации. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2020. - 31 с.
24.Имидж лидера/ под ред. Е.В. Егоровой-Гантман. - М., Флинта, 2020. - 237 с.
25.Исенко С. Имидж современного педагога [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.elibrary.ru(дата обращения 31.05.2023).
26.Калачева И. В. Профессиональная этика в работе психолога: пособие / И. В. Калачева. - М.: МГУ имени А. А. Кулешова, 2022. - 256 с.
27.Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя - М., Владос, 2021. - 456 с.
28.Карпенко Л.А., Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.psyoffice.ru(дата обращения 31.05.2023).
29.Киуру К. В. Имидж политика как феномен публичности // Вестник ЮУрГУ. - 2019. - № 2. - С. 71-72.
30.Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова. I М.: Издательский центр «Академия», 2017. П 176 с.
31.Козлова Н.П. Формирование положительного имиджа и деловой репутации компании. - М.: Изд-во Эксмо, 2022. - 528 с.
32.Котлер Ф. Основы маркетинга. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record (дата обращения 31.05.2023).
33.Кузьмина Э.М. К вопросу о ценностях педагогической деятельности/ Э.М. Кузьмина //Материалы Всероссийской науч.-практ. конференции «Проблемы и пути повышения эффективности воспитания студенческой и учащейся молодежи». - 2020. - №2. - С. 136-145.
34.Мандель Б.Р. Инновационные технологии педагогической деятельности: учебное. - М.: Директ-Медиа, 2019. - 260 с.
35.МБДОУ № 38 «Калинка» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mdoykalinka.caduk.ru(дата обращения 31.05.2023).
36.Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Митина. I М.: Издательский центр «Академия», 2018. II 320 с.
37.Мызрова К.А., Козлова К.А. Имидж руководителя как важный элемент организационной культуры организации // Научный диалог: Экономика и менеджмент. Сборник научных трудов по материалам XIII международной научной конференции. Международная Объединенная Академия Наук. 2021. - С. 30-34.
38.Новокшонова М. Имидж в образовании: структура и экономические факторы эффективности // Учитель. - 2022. - № 1. - С. 20-21.
39.Педагогический словарь: словарь; авт.-сост. И.П. Андриади, С.Ю. Темина. 0 М.: ИНФРА-М, 2017. 0 224 с.
40.Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. - М.: Аспект-Пресс, 2019. - 223 с.
41.Петровский А.В. Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». 2020. - 430 с.
42.Почепцов Г.Г. Имиджелогия: теория и практика. - М.: Адеф, 2019. - 390 с.
43.Примак Т.А. Паблик рилейшнз в бизнесе [Электронный ресурс] - режим доступа: http://econbooks.ru/books/part/(дата обращения 31.05. 2023).
44.Розин М. Успех без стратегии: Технологии гибкого менеджмента. - М.: Альпина Паблишерз, 2019. -332 с.
45.Ромашина С.Я. Культура дидактического коммуникативного воздействия педагога: Учебное пособие для студентов педагогических вузов/ С.Я. Ромашина. - М.: УРАО, 2019. - 172 с.
46.Ромашина С.Я., Рабаданова Р.С. Имеджелогия в практической деятельности педагога: Учебно-методический комплекс. - М.: МГУТУ, 2022. - 88 с.
47.Руднев Е.А. Психология российского и международного бизнеса. / Монография. - М.: ИНФРА-М, 2021.
- 139 с.
48.Связи с общественностью как социальная инженерия / Под ред. В.А. Ачкасовой, Л.В. Володиной. - СПб.: Речь, 2019. - 336 с.
49.Семененко И.С. Образы и имиджи в дискурсе национальной идентичности // Полис. - 2020. - № 5. - С. 9-10.
50.Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студентов вузов/ В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://search.rsl.ru(дата обращения 31.05.2023).
51.Степаненко И.Н. Имидж педагога как условие высшего профессионализма [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://www.elibrary.ru(дата обращения 31.05.2023).
52.Сэмпсон Э. Имиджелогия. - М.: Проспект, 2018. - 270 с.
53.Техтелева Н. В. Технологии формирования имиджа руководителя // Известия академии управления: теория, стратегии, инновации. - 2022. - № 1. - С. 77-81.
54.Шепель В. М. Имиджелогия. Как нравиться людям. Методические материалы: Тест «Оценка имиджа». [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://school4you.ru/download/orator(дата обращения 31.05.2023).
55.Шепель В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. - М.: Культура и спорт, 2018. - 382 с.
56.Шнейдер В.А. Развитие ценностных ориентаций преподавателей колледжа как фактор их профессионального роста: автореф. дис. на соискание ученой степени канд. пед. Наук / В.А. Шнейдер. -Магнитогорск, 2022. - 22 с.
57.Яхонтова Е.С. Основы межличностного лидерства: учебно-практическое пособие / Е.С. Яхонтова. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2017. — 216 с.
58.Ansari U., Malik S.K. Image of an effective teacher in 21st century classroom. Available from: http://www.wjeis.org
59.Kestere I., Wolhuter Ch., Lozano R. The visual image of the teacher: a comparative study. Actapaedagogicavilnensia, 2019. - P. 92-103.
© Чугуй П.Ю., 2024
УДК 993
Шарипова Э. М.,
магистрант ФГБОУ ВО «БГПУ им. М.Акмуллы» Институт исторического, правового и социально- гуманитарного образования
Кафедра отечественной и всеобщей истории «Педагогическое образование «Религия и духовная безопасность в истории общества и государства» Курс 2 ОЗО Научный руководитель: Мухаметзянова-Дуггал Р.М.
Профессор, доктор политических наук ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы» Институт исторического, правового и социально-гуманитарного образования.
Кафедра отечественной и всеобщей истории
ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИИ
Аннотация
В статье рассматриваются основы развития экстремизма, как феномена. Особый акцент делается на изучение историко- правовых аспектов экстремизма в России.