деятельности студентов средствами математики // Синергия. 2016. № 2. С. 27-32.
3. Полухина О.П., Иголкин С.Л. Отношенческий компонент в структуре профессионально-личностной позиции студента-психолога// Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. Т. 10. № 5-2. С. 244-248.
4. Путан Л.Я. Перспективы теории поэтапного формирования умственных действий в психо лого-педагогической науке XXI века // Успехи современной науки. 2016. № 1. С. 119-122
5. Филиппов Н.Н., Зубанов В.П., Бойкова И.В. Специфика организации воспитательной работы с обучающимися среднего звена // Глобализация науки: проблемы и перспективы: сборник статей Междун. научно-практической конференции (Уфа, 3 апреля 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.131-133.
Соколова Н.Ф., Жигульская И.В.
ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Волгоградская государственная академия последипломного образования, МОУ «Лицей № 9» г. Волгограда
Ключевые слова: ИКТ- компетентность, дистанционное обучение, оценка сформированности.
Аннотация: Описан опыт создания кадровой базы для реализации дистанционного обучения. Представлена анкета для оценки сформированное™ ИКТ- компетентности педагогов. Оперативное оп-line анкетирование предлагается проводить на основе облачных сервисов.
Keywords: ICT expertise, distance learning, assessment of formation.
Abstract: The experience of creating the human resource base for the implementation of distance learning. Presented questionnaire to assess the formation of ICT competence of teachers. Prompt on-line questionnaire is proposed to carry out on the basis of cloud services.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и электронные ресурсы уже стали привычными для современных школьников и студентов, которые ожидают, что в процессе обучения им будет предоставлена возможность интерактивной и сетевой
деятельности. Потребности применения ИКТ и электронных средств для образовательных целей нашли отражение в программе развития электронного образования России на 2014-2020 годы [1]. В соответствии с этим документом до 2020 г. должна быть решена задача формирования информационно-образовательной среды нашего государства, что накладывает новые требования на уровень подготовки педагогов. Подчинить делу воспитания и образования постоянно обновляющиеся технические средства, быстро развивающиеся информационные технологии и стремительно растущую базу цифровых образовательных ресурсов способен только учитель, обладающий набором компетенций информационной сферы дополнительно к профессиональным знаниям и умениям.
Рабочей группой института по информационным технологиям в образовании (ИИТО) ЮНЕСКО разработаны рамочные рекомендации по структуре ИКТ- компетентности педагога. Сегодня этот документ является основой для создания национальных стандартов по формированию ИКТ- компетентности учителей всего мира. Витторио Мидоро, международный эксперт ЮНЕСКО в своих трудах отмечает, что использование ИКТ для обучения требует от современных педагога совершенно других подходов к организации учебного процесса: роль учителя как лектора трансформируется в роль проектировщика образовательной деятельности обучающихся [2, с. 19]. Сотрудники лаборатории знаний «БИНОМ», определяя требования к структуре ИКТ- компетентности российского учителя, также говорят о смещении акцентов с вопросов технологии вообще на методико-педагогические аспекты обучения. Исследования лаборатории показывают на необходимость перехода от владения конкретными техническим и программным обеспечением к умениям применять эти средства для достижений образовательных целей [3].
Определяя последовательность работы по формированию ИКТ-компетентности, представители ЮНЕСКО говорят, что вовлечь всех учителей одновременно в инновационные процессы достаточно сложно. Витторио Мидоро предлагает применять стратегию последовательных действий, которая предполагает первоначальное вовлечение в инновационные процессы учителей, уже являющихся новаторами или стремящихся к инновациям. Вместе с тем, он не исключает вовлечения максимально большого количества сотрудников педагогического коллектива. Мы солидарны с экспертом, но хотели бы дополнить важнейшее условие для успешного решения поставленных задач - это заинтересованность администрации образовательной организации в формировании обозначенных компетенций у педагогов.
Нами разработана модель для оценки ИКТ- компетенций учителя, необходимых для использования дистанционных образовательных технологий, внедрение которых считаем актуальным в настоящее время. Мы накопили некоторый опыт, позволяющий выделить основные этапы работы по созданию кадровой базы учебного учреждения для реализации дистанционного обучения, определить последовательность формирования обозначенных компетенций у членов педагогического коллектива. В своей модели мы ориентировались на матричную модель ИКТ- компетентности педагога, предложенную ИИТО ЮНЕСКО, в которой выделены три уровня владения ИКТ-компетенциями - «Развитие технологической грамотности», «Углубление знаний» и «Создание знаний» и шесть направлений деятельности педагогов: «Понимание роли ИКТ для образования», «Применение ИКТ в учебном процессе», «Применение ИКТ в педагогической практике», «Применение технических и программных средств», «Применение ИКТ для организации и управления образовательным процессом», «Профессиональное развитие» [2, с. 6]. В своей модели мы конкретизировали вид информационно-коммуникационных технологий и определили следующие уровни оценки ИКТ- компетентности:
- Базовый - знание основных понятий дистанционных технологий и владение базовыми навыками ДОТ;
- Средний - понимание и поддержка политики образовательной организации по введению дистанционного обучения в учебный процесс и применение элементов ДК для обучения;
- Высокий - активное участие в реализации политики образовательной организации по внедрению ДОТ, применение ДК для обучения, диссеминация личного педагогического опыта.
Эта модель легла в основу формирования кадрового состава Волгоградского лицея № 9 для реализации проекта «Проектирование системы по обучению учащихся лицея с использованием дистанционных образовательных технологий». Становление ИКТ-компетенций у членов педагогического коллектива началось с выявления педагогов, стремящихся к инновациям. Несколько учителей были направлены на курсы повышения квалификации «Технология создания дистанционных курсов в среде MOODLE и методика их применения в условиях реализации ФГОС ОО». В результате завершения обучения педагоги создали собственные пробные дистанционные курсы.
Для составления общей картины сформированности ИКТ-компетентности у учителей лицея и выявления рабочей группы,
которой предстояло реализовывать проект по внедрению дистанционного обучения, была составлена анкета «Оценка ИКТ-компетенций педагога для дистанционного обучения», включающая следующие вопросы:
1. Понимание роли ДОТ в образовании: знакомство с образовательной политикой:
- Знаете ли Вы о политике внедрения ДОТ в Вашей образовательной организации?
- Знакомы ли Вы с локальными актами по введению ДОТ в Вашей образовательной организации?
- Ваше отношение к включению ДОТ в учебный процесс?
- Введение ДОТ может оказывать влияние на качество обучения?
- Можете ли вы обозначить основные проблемы, связанные с сложностью распространения ДОТ?
2. Применение ДОТ в учебном процессе:
- Владеете ли Вы ДОТ?
- Используете ли Вы ДОТ для обучения по своему предмету?
- Какие ресурсы Вы используете в своем ДК?
- Используете ли ДОТ для оценки знаний учащихся?
3. Применение ДОТ в педагогической практике:
- Используете ли Вы ДОТ для улучшения коммуникативных навыков общения у учеников?
- Используете ли Вы ДОТ, чтобы ученики могли обмениваться информацией друг с другом?
- Применяете ли ДОТ для работы в группах?
- *Изменилась ли Ваша педагогическая практика и методы работы с учащимися, когда Вы стали использовать ДОТ?
- *Как Вы считаете, нравится ли Вашим ученикам работать с ДК?
- *Делитесь ли Вы своим опытом использования ДОТ с другими преподавателями?
4. Применение технических и программных средств:
- Имеете ли Вы свой ДК?
- Умеете ли Вы создавать ДК?
- *Разрабатываете ли Вы собственные материалы для ДК?
- *Какие сервисы Вы используете ДК для общения с учениками?
- *Используете ли Вы видеохостинги?
5. Применение ДОТ для организации и управления образовательным процессом:
- Как часто Вы проводите уроки в компьютерном классе?
- Используете ли Вы ДОТ для индивидуального обучения?
- Используете ли Вы ДОТ для проектной деятельности?
6. Профессиональное развитие:
- Посещаете ли Вы ДК Ваших коллег?
- *Доступен ли Ваш ДК для коллег?
- Сотрудничаете ли Вы с внешними экспертами?
- Являетесь ли Вы участником сетевого сообщества учителей по вопросам ДОТ?
- Можно ли Вас назвать лидером внедрения ДОТ в образовании?
- Консультируете ли Вы коллег по вопросам опыта внедрения ДОТ в учебный процесс?
- Представляли ли Вы свой опыт на конференциях или семинарах?
- *Имеете публикации о Вашем ДК?
- *Принимали ли Вы участие в каком-либо конкурсе ДК?
Примечание. Вопросы, отмеченные снежинкой, предназначены для
учителей, имеющих ДК.
С помощь облачного сервиса Google мы создали форму для on-line анкетирования. На рис. 1 приведен скриншот этой формы.
Ссылка для доступа учителей к анкете была размещена на доске объявлений в Сетевом Городе. В течение недели учителя лицея имели возможность отвечать на вопросы анкеты. Результаты аккумулировались в формате пакета Excel пространства Google Disk. Обработка этих материалов позволила выявить три группы учителей -с высоким, средним и базовым уровнем сформированности ИКТ-компетентности для реализации ДОТ.
Учителям первой группы предстояло начать введение дистанционных образовательных технологий в учебный процесс. Эти педагоги имели собственные дистанционные курсы (ДК), прошедшие экспертизу на основе критериев, разработанных Волгоградской государственной академией последипломного образования [4-6]. Главная цель, которая стояла перед учителями первой группы, заключалась в разработке методик применения ДК в формате смешанного обучения учащихся, доработке и расширении ДК, а также распространении опыта дистанционного обучения.
Педагоги второй группы были направлены на курсы повышения квалификации по разработке дистанционных курсов. Задача этих учителей состояла в создании, по крайней мере, одного модуля ДК по преподаваемой дисциплине и представлении ресурса в экспертную комиссию. Педагогам оказывалась всесторонняя помощь как со стороны коллег, отнесенных к первой группе, так и сотрудников Волгоградской академии последипломного образования. Можно было получать очные или консультации через сеть «ИНТЕРНЕТ». Широко практиковался опыт предоставления гостевого доступа на любой из
Территория науки. 2016. № 2 существующих курсов.
Оценка ИКТ компетенций педагога для дистанционного обучения
Ответьте, пожалуйста ш> во тросы анкеты Глрлчлпяте-тьидс пргшшдчио
Укажите, пожалуйста нишежваяке Баней обрахвателыой ораихмции
"-иллтг пн ÄJ n ruivt»» яи^дренио у ОТ я Чаш?* nnfiAvtiu-enKunv прг*ии\лцим^
О 11с :нто
и Да Знаю ■ ооадсх чертах V Да Примашму учение О Другое
Знакомы л« Вы с локальным актамк по введению ДОТ А Каше! оор«о на тельной орган иации'
о Нет
о Да Знаю в оощкх чертах о Да Хороио 3Hixouf«)
Рисунок 1 -Фрагмент формы для on-line анкетирования
Учителям третьей группы было рекомендовано посещать конференции, семинары и вебинары по информационно -коммуникационным технологиям, на которых лучшие учителя демонстрируют свои достижения. Считаем, что информация, получаемая во время открытых мероприятий, позволяет педагогам выбрать наиболее оптимальный для себя вариант приобретения знаний и умений информационной сферы: запланировать обучение на курсах повышения квалификации или составить примерный план самостоятельной подготовки.
Оценивая работу по созданию кадрового состава лицея, способного осуществлять обучение с применением ДОТ, можно констатировать,
что за последние два года:
- накоплен положительный опыт использования ДОТ для обучения школьников от первых до выпускных классов;
- изменилось отношение учителей к дистанционному обучению. Более половины учителей принимают политику администрации в отношении дистанционных образовательных технологий, разделяют позиции о необходимости применения ДОТ в формате смешанного обучения для всех учащихся;
- более 30% педагогов коллектива имеют уровень сформированное™ ИКТ- компетенций, необходимых для реализации дистанционного обучения, выше среднего. Дальнейшее становление этих компетенций может протекать в виде самостоятельного обучения через консультации коллег и общение в сетевых сообществах.
Для контроля промежуточных результатов введения ДОТ, оказания помощи учителям в разработке ДК организованы консультации с научным руководителем проекта. Регулярно на научно-методических советах лицея рассматриваются вопросы внедрения ДОТ и их влияние на качество обучения школьников. Ежегодно на заключительном заседании педагогического совета в лицее подводятся итоги введения ДОТ в учебный процесс, выявляются проблемы и намечаются пути их решения. Предполагается, что ежегодное on-line анкетирование позволит отслеживать динамику становления ИКТ компетентности.
Подводя итог, еще раз подчеркнем важность формирования и совершенствования ИКТ- компетентности педагогов, а также системность и последовательность этой деятельности, направляемой администрацией образовательной организации. Диагностика с использованием облачных сервисов позволит руководству образовательной организации оперативно получать общую картину сформированности ИКТ-компетенций членов педагогического коллектива и направлять процесс становления компетенций информационной сферы педагогов, столь необходимых в конечном счете для повышения качества обучающихся.
Список литературы
1. Программа развития электронного образования на 2014-2020 годы [Электронный ресурс]. URL: http://www.herzen.spb.ru/img/files/puchkov/5MRG_19.09_PRAEO-Sobolev.pdf (дата обращения: 20.03.2016).
2. Витторио Мидоро Руководство по адаптации Рамочных рекомендаций ЮНЕСКО по структуре ИКТ компетентности учителей. - М., 2013.
3. ИКТ компетентность учителей [Электронный ресурс]. URL: http://gazeta.lbz.ru/_ (дата обращения: 20.03.2016).
4. Соколова Н.Ф. Из опыта автоматизированной обработки данных в процессе оценки качества дистанционных курсов // Современная педагогика. 2015, № 2 (27). С. 22-25.
5. Соколова Н.Ф. Перспективы распространения информационных и коммуникационных технологий // Среднее профессиональное образование. 2005. № 7. С. 6.
6. Соколова Н.Ф. Подходы к определению понятия «социально-педагогическая поддержка» // Социальная педагогика. 2012. № 5. С. 89.