Содержание требований к результату психолого-педагогической подготовки выпускников вузов МВД России обусловлено характером и особенностями получения ими высшего профессионального образования и условно может подразделяться на пространственную, временную, вероятностную и системную категории (табл., [3. С. 146 — 171]).
Таким образом, в процессе исторического анализа становления психолого-педагогической подготовки выпускников в сети вузов МВД России были обоснованы требования к перспективной психолого-педагогической подготовленности выпускников вузов МВД России. Обоснование совокупности требований к психолого-педагогической подготовке выпускников вузов МВД России позволило всесторонне подойти к определению направлений совершенствования существующей их психолого-педагогической подготовки посредством установления степени ее соответствия предъявляемым требова-
ниям в ходе организации и проведения экспериментальной работы.
Литература
1. Кустов П.В. Психолого-педагогическая подготовка слушателей в ВУЗе МВД России как руководителей подразделений органов внутренних дел: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. СПб., 2003; Мариновская И.Д. Психология и педагогика в правоохранительной деятельности органов внутренних дел: Уч. пособие. МЮИ МВД России, 1998; Платонова С.Ю. Совершенствование профессионально-педагогической подготовки курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России: Дисс. ... канд. пед. наук. М., 2000; и др.
2. Столяренко A.M. Юридическая педагогика: Курс лекций. М., 2000.
3. Самойлов В.Д. Совершенствование системы высшего образования офицеров Вооруженных Сил РФ: Дисс. ... д-ра пед. наук. М., 2003.
ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В ВУЗАХ МВД РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В.М. ИСАКОВ
старший научный сотрудник научно-исследовательского и редакционно-издательского отделения Московского областного филиала Московского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор Научная специальность: 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования
E-mail: nikonorovy82@mail.ru
Аннотация. Рассматриваются вопросы направленности подготовки вузом курсантов — сотрудников полиции в свете требований руководства страны и федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
Ключевые слова: подготовка кадров полиции, образовательные учреждения МВД России, многоуровневая подготовка сотрудников полиции, общепрофессиональные компетенции, общекультурные компетенции.
PREPARATION OF POLICE OFFICERS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA AT THE PRESENT STAGE
V.M. ISAKOV
senior research associate of the Moscow regional brancho of the Ministry of Internal Affairs Moscow University Affairs of Russian Federation, doctor оf jurisprudence, professor
Annotation. In article guestions of an orientation of preparation by HIGHER EDUCATION INSTITUTION cadets police officers in the reguirements of the Country leaders and the Federal educational standard of higher education are considered.
Key words: Police training, educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, multilevel training of police officers, all-professional competences, common cultural competences.
В принятом Государственной Думой 28 января
2011 г. Федеральном законе «О полиции» [1] определяется назначение полиции в соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации [2]. На государство и, соответственно, на органы внутренних дел возложено решение такой стратегической задачи, как признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, рассматриваемых высшей ценностью, которой располагает наше государство. Соответственно, полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.
На состоявшейся в феврале 2013 г. коллегии МВД России Президент Российской Федерации уточнил и остановился на задачах МВД, которые в текущем году требуют особого внимания. Министр внутренних дел в ответ на поставленные Президентом Российской Федерации задачи в своем выступлении отметил, что органы внутренних дел в
2012 г. обеспечили необходимый контроль над оперативной обстановкой в стране, были обозначены приоритетные направления дальнейшей модернизации ведомства, прежде всего, в целях создания эффективно действующего отлаженного механизма. Были определены проблемы, возникшие на этом этапе реформирования. Это снижение эффективности работы отдельных служб и подразделений на районном уровне, вызванное организационно-штатными и структурными изменениями, существенным сокращением личного состава, неравномерностью нагрузки на руководителей органов внутренних дел, прежде всего на местах, нарушением одного из основополагающих принципов — принципа доступности полиции для населения, обеспечения безопасности на транспорте.
Как подчеркнул Министр, решить проблему качественного обновления кадров в сжатые сроки невозможно. Необходим комплекс мер долгосрочного характера, последовательные системные и целенаправленные действия в этом направлении, нужна кардинальная перестройка всей системы ка-
дрового обеспечения Министерства. Одновременно с введением нового порядка профессионального психологического отбора прохождения службы по контракту и проведения аттестации, введением новых квалификационных требований к должностям аттестованного состава, принятием дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, введением практики личного поручительства возросла роль ведомственных общеобразовательных учреждений. За многие годы доля их выпускников превысила половину от общего числа принятых на службу. Это обязывает ведомственные учебные заведения пересмотреть систему подготовки кадров, учесть новые требования и выдать предложения по выполнению поставленных задач.
Дальнейшее направление реформирования органов внутренних дел Российской Федерации, в том числе и по вопросам подготовки кадров, было сформулировано в предложениях расширенной рабочей группы экспертов, созданной при Министре внутренних дел Российской Федерации, и оформлено документом, названном «Дорожной картой» дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации. В нем говорится: «следует осуществлять последовательный переход к системе комплектования должностей среднего и старшего начальствующего состава в основном за счет выпускников образовательных учреждений МВД России; создать условия, при которых система подготовки кадров должна стать постоянной и многоступенчатой; использовать современные методики организации учебного процесса, введение эффективного контроля за уровнем знаний обучаемых, систематическое проведение государственных аттестаций образовательных учреждений МВД России» [3].
Реорганизация системы образования в МВД России и расформирование средних школ милиции в период реформирования милиции в полицию еще раз подтверждает ошибочность прошлого курса в системе образования МВД России. В системе МВД России в 90-х годах была создана многоуровневая система подготовки кадров, позволяющая эффективно, быстро и более экономично для государства восполнять недостаток квалифицированных кадров со средним юридическим образованием, особенно для первичных должностей начальствующего состава. Выпускник средней общеобразовательной
школы поступал в вуз, заканчивал первую ступень обучения, где получал среднее специальное юридическое образование, продолжал дальше учиться заочно для получения высшего образования и одновременно работал в территориальных органах внутренних дел, получая необходимый практический опыт работы при осуществлении полномочий, возложенных на него служебными обязанностями. К моменту получения высшего образования, в том же вузе, сотрудник становился опытным специалистом, совмещая теоретическую подготовку с практикой. Кроме этого, многоуровневая система предусматривала повышение квалификации (переподготовку) и первоначальную подготовку.
Проблема качественного обновления кадров, особенно в регионах, отстоящих далеко от центра, особенно актуальна сегодня, когда на весь отдел зачастую имеются только 5—7% сотрудников, окончивших вузы МВД России. Как показывает опыт, основная масса сотрудников, пришедших работать в практические подразделения органов внутренних дел и не имеющих специального юридического образования и практического опыта работы, направляются руководством территориальных органов внутренних дел на учебные сборы в центры профессиональной подготовки, куда направляются также и сотрудники для повышения квалификации при выдвижении на вышестоящие и другие должности. Однако, подготовка, которую они проходят в этих учреждениях, недостаточно эффективна, поскольку уровень научно-педагогической квалификации преподавательского состава в них крайне низок.
Пример нескольких вузов показал, что сложившаяся ранее система совместного функционирования, например, Московского областного филиала Юридического института МВД России (а затем, Московского университета МВД России) и Учебного центра Главного управления внутренних дел Московской области (центра профессиональной подготовки), оправдала себя эффективностью и экономичностью в подготовке квалифицированных кадров для подразделений органов внутренних дел Московской области. При этом начальник Учебного центра являлся одновременно и заместителем начальника Филиала; при организации образовательного процесса использовалась одна и та же учебно-материальная база; планирование учебного
процесса осуществлялось таким образом, что по наиболее сложным темам как для курсантов Филиала, так и для слушателей Учебного центра, проходивших первоначальную подготовку или курс повышения квалификации, занятия проводились профессорско-преподавательским составом Филиала, имеющим более высокий уровень научно-педагогической квалификации. В этих условиях можно было предварительно выявить наиболее способных и подготовленных слушателей Учебного центра, не имеющих специального образования, и дать рекомендации их руководителям в территориальных органах по их дальнейшему обучению уже в высшем учебном заведении. Свидетельства о прохождении первоначальной подготовки или повышении квалификации вручались в торжественной обстановке руководством Филиала. Такая структура совместного функционирования высшего учебного заведения с учебным центром позволяла более эффективно и экономично использовать выделяемые МВД России и Главным управлением внутренних дел Московской области денежные средства для развития и совершенствования учебно-материальной базы, обеспечения материально-техническими средствами.
Целесообразность слияния образовательных учреждений МВД России с центрами профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел подтверждена самой практикой и жизненно необходима в настоящий момент, когда реализуются решения коллегии МВД России от 8 февраля 2013 г., а также положения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. «№ 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [4].
Не случайно, 30 мая 2013 г. издан приказ МВД России № 318 «О некоторых вопросах организации подготовки кадров для органов внутренних дел Российской Федерации», где предусматривается передача функций отдельных центров профессиональной подготовки территориальных органов МВД России по организации профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации образовательным учреждениям МВД России.
Сегодня, когда рассматриваются предложения «Дорожной карты» по дальнейшему реформированию органов внутренних дел Российской Федерации, эти требования по восстановлению многоуровневой подготовки сотрудников полиции особенно
актуальны еще и в связи с тем, что вузы системы МВД России переходят на новые Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), т.е. образовательные стандарты третьего поколения, а также вступает в силу с 1 сентября 2013 г. новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающий подготовку бакалавра, специалиста, а также магистра.
Новые Федеральные государственные образовательные стандарты выдвигают новые требования к подготовке специалиста, бакалавра. В первую очередь, это повышение компетентности сотрудника полиции на когнитивной основе научных знаний, что обеспечит подготовку специалистов полиции к решению сложных вопросов и принятию самостоятельных решений в интересах службы.
В этой обстановке реформирования системы МВД России, профессиональной системы образования, как было указано выше, особенно важны не только общепрофессиональные компетенции (ценностно-смысловые, учебно-познавательные, информационно-коммуникативные, социально-трудовые, личностного самосовершенствования), но и общекультурные.
Общепрофессиональные компетенции обеспечивают подготовленность выпускника полиции к решению общеспециальных задач, т.е. той совокупности профессиональных задач, которые должен уметь решать любой специалист с высшим профессиональным образованием в сфере деятельности полиции. Эти компетенции вырабатываются в результате освоения цикла общепрофессиональных дисциплин (этот цикл может включать в себя такие специальные компетенции или профессионально-функциональные знания и умения, обеспечивающие привязку подготовки специалистов к конкретным направлениям их будущей деятельности).
Как правило, общепрофессиональным компетенциям, т.е. профессиональному образованию уделялось и уделяется самое пристальное внимание, а вот к общекультурным компетенциям или, проще говоря, к культуре сотрудника полиции отношение было чисто формальное.
Исходя из поставленных Министром внутренних дел России задач, задача вуза заключается в том, чтобы дать курсантам и слушателям необходимые знания в области культуры, продемонстрировать
образцы культуры в различных сферах: социально-экономической, политико-правовой, в сфере науки, религии, экологической, эстетической, коммуникативной, бытовой, досуговой и др. Все это подчинено самой главной цели подготовки курсанта-сотрудника полиции — повышению нравственного сознания. И этот процесс должен быть непрерывным. Реализовать его возможно только при многоуровневой подготовке сотрудника полиции, которая была рассмотрена нами выше.
От того, какие взгляды усвоят курсанты, какую жизненную закалку они получат, будут зависеть успехи нашего дальнейшего продвижения по пути экономического развития. Это имеет исключительное значение в практической работе будущего специалиста — сотрудника полиции.
Анализируя новые Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, можно сделать вывод о том, что учебное заведение вправе привести вариативную часть стандарта в соответствие с требованиями сегодняшнего дня и поставленными задачами и уделить больше внимания общекультурным компетенциям.
Таким образом, новое поколение государственного образовательного стандарта, как и требования Федерального закона «О полиции», а также задачи, поставленные Президентом Российской Федерации, коллегией МВД России, предусматривают, наряду с улучшением качества профессиональной подготовки, как теоретической, так и практической, повышение культурного и духовного уровня сотрудника полиции, пропаганду деятельности полиции и создание положительного облика сотрудника полиции.
Литература
1. Собр. законодательства Рос. Федерации, 2011. № 7. ст. 900.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ).
3. «Дорожная карта» дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации // Профессионал. 2013. № 1. С. 4.
4. Собр. законодательства Рос. Федерации, 2012. № 53. ст. 7598.