Научная статья на тему 'Формирование и реализация стратегий интеграции в высших учебных заведениях'

Формирование и реализация стратегий интеграции в высших учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уткин Олег Анатольевич

Проанализирован механизм создания системы стратегического планирования социально-экономического развития учреждения высшего профессионального образования, обоснованы его значимость и адекватность. Рассмотрен комплекс мер, обеспечивающий возможность эффективного использования ресурсного потенциала в условиях нестабильной внешней среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND REALIZATION OF STRATEGY OF INTEGRATION IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The mechanism of creation of system of strategic planning of social and economic development of establishment of the maximum vocational training is analysed, its importance and adequacy are proved. The complex of measures providing an opportunity of an effective utilization of resource potential in conditions of an astable environment is considered.

Текст научной работы на тему «Формирование и реализация стратегий интеграции в высших учебных заведениях»

О .А. УТКИН

ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЙ ИНТЕГРАЦИИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Ключевые слова: стратегическое планирование, высшее профессиональное образование, интеграция. Проанализирован механизм создания системы стратегического планирования социально-экономического развития учреждения высшего профессионального образования, обоснованы его значимость и адекватность. Рассмотрен комплекс мер, обеспечивающий возможность эффективного использования ресурсного потенциала в условиях нестабильной внешней среды.

O.A. UTKIN

FORMATION AND REALIZATION OF STRATEGY OF INTEGRATION IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The mechanism of creation of system of strategic planning of social and economic development of establishment of the maximum vocational training is analysed, its importance and adequacy are proved. The complex of measures providing an opportunity of an effective utilization of resource potential in conditions of an astable environment is considered.

Процедурно-технологические элементы создания системы стратегического планирования социально-экономического развития учреждения высшего профессионального образования, на наш взгляд, можно разделить на группы, которые направлены на обеспечение осуществления таких этапов стратегического планирования, как: целевая ориентация; противодействие негативным влияниям факторов макро-, микросред; корректирование состава, модификация и замена стратегий развития; генерирование ведущими менеджерами видения (представления) будущего состояния и уровня диверсифицированности образовательных услуг высшего учебного заведения; определение и уточнение миссии (предназначения), характеризующей направленность развития, виды оказываемых образовательных услуг, а также экономически и социально значимое предназначение учебного заведения профессионального образования.

В рамках этапа целевой ориентации создаваемой системы стратегического развития формулируется стратегическая цель, достижение которой определяется рациональным взаимодействием элементов системы и воплощается в экономических, финансовых, социальных результатах развития высшего учебного заведения [2]. При этом принимаемая к исполнению стратегическая цель высшего учебного заведения является основой для целевой ориентации учреждения высшего профессионального образования к достижению наибольших экономических и иных результатов в средне-, долгосрочном периоде времени.

В целом же целевая ориентация высшего учебного заведения должна предусматривать комплекс ресурсообеспеченных мер, поддерживающих его стремление, экономическую и социальную заинтересованность добиваться в перспективном периоде времени тех экономических, финансовых и социальных результатов, которые соответствуют планово-расчетной динамике экономического роста и прогнозируемому расширению занимаемого сегмента рынка образовательных услуг.

Этап противодействия влиянию негативных факторов внешней и внутренней сред в составе технологических процедур создания системы стратегического планирования для каждого из учреждений высшего профессионального образования обладает особенностями, зависящими от ряда факторов, включающих потенциальные ресурсные возможности качественной подготовки определенного числа специалистов, востребованных рынком труда, сложившуюся зависимость от действующих тенденций и наиболее вероятное влияние на развитие высшего учебного заведения нестабильной внешней среды.

Формируемые и реализуемые частные (функциональные) стратегии как инструменты противодействия сложившемуся и возникающему в неопределен-

ном времени негативному влиянию факторов макросреды могут иметь по своей направленности противодействия доминирующий или смешанный экономический, финансовый, маркетинговый, структурно-организационный, инновационный характер в зависимости от действия или ожидания влияния негативных факторов макро-, микросред [3].

Одним из обобщающих направлений системного соединения различных видов функциональных стратегий для обеспечения достижения стратегической цели развития учреждения высшего профессионального образования выступает интеграция с образовательными, научными учреждениями, производством.

Осуществление стратегий интеграции высшим учебным заведением обладает особенностями, зависящими от продолжительности времени и вида объединения образовательных, научных организационно-правовых структур, производственных хозяйствующих субъектов.

Однако принятие и реализация стратегий интеграции высшим учебным заведением, обладающим значительным ресурсными потенциалом и инновационным уровнем осуществления образовательного процесса, стремящимся достичь поставленные оптимальные экономические и иные результаты, уровень эффективности использования трудовых и материально-технических ресурсов в условиях нестабильной внешней среды, на наш взгляд, выражают в концентрированной форме тот комплекс мер, который всесторонне обеспечивает возможность эффективного использования ресурсного потенциала за счет снижения затрат на оказание образовательных услуг в расчете на одного обучающегося, многофункционального применения материально-технических ресурсов в условиях значительной нестабильности внешней среды.

Стратегия связанной диверсификации в деятельности высшего учебного заведения может реализовываться на основе объединения образовательных учреждений с потерей или сохранением организационно-правовой формы в процессе интеграции с высшим учебным заведением в соответствии с принципом соблюдения взаимных экономических интересов.

Основным результатом связанной диверсификации в процессе интеграции высшего учебного заведения выступает синергетический эффект, проявляющийся за счет:

- снижения всех видов затрат, осуществляемых в процессе управления интегрированным высшим учебным заведением (число менеджеров снижается, повышается их уровень квалификации и профессионального мастерства в едином составе управленцев);

- инструментария маркетинга, использующего единое территориальное расположение потребителей образовательных услуг, общую рекламу всех видов образовательных услуг интегрированных образовательных учреждений, совместный бренд высшего учебного заведения и образовательных учреждений;

- образовательного процесса, в котором используются общие технические средства обучения, учебно-методические разработки, образовательные технологии, научные исследования [5].

Стратегическое планирование развития интегрированного учреждения высшего профессионального образования, на наш взгляд, представляет собой планирование социально-экономического развития диверсифицированного учреждения высшего профессионального образования, уровень корпоративности которого тем выше, чем большее число образовательных организационноправовых структур вошло в образовательный интегрант, выступающий по своей

направленности текущего функционирования и перспективного развития как корпоративное* объединение образовательных структур.

В условиях процесса интеграции учебных заведений проявляются и особенности предпринимаемых мер в рамках стратегий и в целом системы стратегического планирования, необходимых для согласованного достижения планово-расчетных обобщающих экономических, финансовых и социальных результатов в конкретно установленный период времени.

Значимость и адекватность стратегического планирования социальноэкономического развития корпоративного высшего учебного заведения, интегрировавшего, например, такие образовательные учреждения, как гимназия, лицей, колледж, на наш взгляд, может быть достаточно высокой при корректировке процедурно-технологических составляющих и комплексных мер стратегического плана, достижение первоначально установленных экономических, финансовых и социальных ориентиров результативности которого в рамках интегран-та - высшего учебного заведения - должно быть изменено с учетом синергетического эффекта и периода времени интегрирования.

При разработке стратегии развития интегрированного (диверсифицированного) высшего учебного заведения целесообразно не только ориентировать интегрированную организационно-правовую структуру (например, со статусом «автономное учреждение» - некоммерческая организация) на увеличение стоимостных идентификаторов оказания образовательных услуг, но и расширять сегменты, занимаемые на рынке образовательных услуг интегрированными образовательными учреждениями.

Вместе с этим в составе образовательного интегранта - высшего учебного заведения - возможно устранение тех или иных услуг образования, экономически невыгодно позиционированных на общественном рынке. Стратегия диверсифицированного развития интегрированного (корпоративного) учреждения высшего профессионального образования должна, по мере повышения уровня корпоративности (интегрированности) образовательной организационноправовой структуры (например, при переходе на такой организационноправовой статус некоммерческой организации, как «Государственная корпорация»*), включать возможность взаимодействия на основе соглашений, альянсов с образовательными и научно-исследовательскими отечественным и зарубежными хозяйствующими субъектами, общественными организациями, отдельными группами потребителей образовательных услуг.

Особенности формируемой стратегии перспективного (средне-, долгосрочного) развития интегрированного (корпоративного) образовательного хозяйствующего субъекта состоят в необходимости повышения уровней конкурентоспособности всех видов образовательных услуг интегрированных организационно-правовых структур, выделения и способствования развитию на экономической, инновационной, организационной основах конкурентных преимуществ отдельных или всех видов оказываемых потребителям образовательных услуг (например, экономическое развитие конкурентных преимуществ видов образовательных услуг разнотипных учебных заведений посредством реализации

* Корпорация (англ. согрогайоп от лат. согрога^о - объединение) - совокупность хозяйствующих субъектов, акционеров, объединившихся для достижения совместных экономических и финансовых целей, образующих самостоятельную организационно-правовую структуру.

* Государственная корпорация, в соответствии с законом Российской Федерации «О некоммерческих организациях», представляет собой не имеющую членства некоммерческую организация, учрежденную Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих, а также иных общественно полезных функций.

комплексных мер по снижению затрат на оказание образовательных услуг в расчете на одного обучающегося) [4].

Кроме того, устанавливаемые и реализуемые стратегии социальноэкономического развития корпоративного (интегрированного) высшего учебного заведения должны, наряду с дифференцированным противодействием влиянию негативных факторов внешней и внутренней сред на достижение наибольших экономических и иных результатов в средне-, долгосрочном периодах времени, включать организационные, экономические и инновационные меры по координации действий интегрированных структур в процессе достижения планово-расчетного экономического, финансового и социального результата, связанных с:

- приобретением технических средств обучения, лабораторного оборудования, управленческо-информационных технологий, осуществлением научноисследовательских разработок, использованием аудиторных помещений, в целом ресурсного потенциала;

- унификацией и развитием интегрированного подхода к потребителям образовательных услуг на инновационной основе использования учебнометодических положений, технологии осуществления образовательного процесса, повышения качества образовательных услуг;

- распространением и использованием имеющихся инноваций всеми ин-тегрантами, повышением квалификации, профессионального мастерства, обменом опытом профессорско-преподавательского состава, обслуживающего и вспомогательного персонала корпоративного высшего учебного заведения и входящих в него интегрированных образовательных учреждений;

- общим укреплением конкурентоспособности оказываемых образовательных услуг и в целом корпоративного высшего учебного заведения, повышением темпов экономического роста интегрированной организационноправовой структуры, эффективности использования всех видов ресурсов, участвующих прямо и опосредованно в образовательном процессе;

- составлением и осуществлением планов текущей деятельности, перспективного и стратегического развития, целевая ориентация которых соответствует ресурсным возможностям как интегрированных организационно-правовых структур, так и в целом корпоративного высшего учебного заведения достигать наибольших (оптимальных) планово-расчетных экономических, финансовых и социальных показателей результативности и эффективности ресурсопотребления;

- рационализацией распределения инвестиций, направляемых на обновление и модернизацию основных фондов, в первую очередь, на интегрированные структуры (подразделения) корпоративного образовательного учреждения, экономическая значимость которых в объемах и качестве оказания образовательных услуг является доминирующей.

Стратегическое планирование корпоративного (интегрированного) образовательного учреждения с разнотипными интегрированными структурами должно осуществляться для каждого из интегрантов в последовательном соблюдении принципов и реализации таких его процедурно-технологических составляющих, как: миссия (предназначение), стратегическая цель; обобщающая (базовая) и функциональные (частные) стратегии; их корректировка по мере снижения степени целевой ориентации на достижение высоких экономических и иных результатов, эффективности использования ресурсов, отсутствия должного противодействия влиянию негативных факторов внешней и внутренней сред [6].

Стремление учреждения высшего профессионального образования к интеграции с другими образовательными организационно-правовыми структурами имеет экономическую основу, укрепляемую мотивацией высшего учебного за-

ведения на региональном, муниципальном или ином территориальном уровне (например, на межрегиональном) повышать свой конкурентный потенциал, характеризуемый возможностью поддерживать имеющийся уровень конкурентоспособности образовательных услуг и в целом высшего учебного заведения в средне-, долгосрочном периоде времени. При этом повышение уровня конкурентоспособности учреждения высшего профессионального образования на основе развития и укрепления его конкурентного потенциала может реально воплощаться в способности интегрированного высшего учебного заведения ежегодно наращивать стоимостные объемы оказания образовательных услуг, эффективно осуществлять образовательную деятельность, увеличивать свою долю на сегменте рынка образовательных услуг, занимая на нем приоритетное или лидирующее место [7].

Следует отметить, что уровень мотивации высшего учебного заведения к осуществлению стратегии вертикальной интеграции с другими образовательными учреждениями может существенно усиливаться в том случае, когда экономическое положение позволяет учреждению высшего профессионального образования принимать решение на осуществление деятельности в рамках большей экономической и финансовой самостоятельности, например, при переходе на организационно-правовой статус автономного учреждения*.

Стремление высшего учебного заведения к осуществлению стратегии вертикальной интеграции при наличии таких возможностей на региональном, муниципальном и ином территориально-административном уровне связано с осознанием субъектом управления высшим учебным заведением необходимости существенного повышения конкурентного потенциала, уровня конкурентоспособности, в обобщающем виде характеризующих степень конкурентного преимущества образовательного учреждения на рынке образовательных услуг.

Мотивация в получении конкурентных преимуществ за счет снижения уровня конкурентоспособности потребителей образовательных услуг и специалистов среднего и высшего звена ориентирует учреждение высшего профессионального образования на разработку и осуществление стратегии вертикальной интеграции, в основе которой положена не только интеграция учебных заведений различных типов, что позволяет высшему учебному заведению существенно увеличить стоимостной объем оказываемых образовательных услуг на диверсифицированной основе, но и, используя стабильность рынка образовательных услуг, а также исчерпав возможности роста за счет интеграционного процесса, удовлетворять свои мотивации в развитии и росте конкурентного потенциала, осуществление стратегии прямой вертикальной интеграции, занимаясь трудоустройством и последующим повышением квалификации специалистов выпускников - интегранта на основе заключаемых договоров с хозяйствующими субъектами, органами управления административно-территориальными образованиями.

Реализация стратегии вертикальной интеграции учреждением высшего профессионального образования, наряду с укреплением конкурентного потенциала и ростом конкурентных преимуществ интегрированного учебного заведения, предоставляющих ему возможность обеспечивать приемлемые для него темпы экономи-

* Автономным учреждением, в соответствии с законом Российской Федерации «Об автономных учреждениях» от 24.07.2007 № 215-ФЗ, считается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, занятости населения, физической культуры и спорта. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано. Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления.

ческого роста, эффективность текущей деятельности и перспективного развития, требует от субъекта стратегического планирования социально-экономического развития высшего учебного заведения накопления собственных и привлечения сторонних (бюджетных, заемных) финансовых средств для обновления активных элементов основных фондов, строительства учебных зданий [1].

Кроме того, стоимостные объемы образовательных услуг по каждому из интегрированных субъектов хозяйствования могут существенно отличаться друг от друга в меньшую или большую сторону, что не может способствовать высшему учебному заведению в наибольшей степени реализовать синергетический эффект от увеличения объемов оказания образовательных услуг.

Литература

1. Авербух Р.Н. Опыт, теория и перспективы развития системы профессионального образования Ленинградской области / Р.Н. Авербух, О.А. Уткин. Гатчина: Изд-во ЛОИЭФ, 2008.

2. Балыхин Г.А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект / Г.А. Балыхин. М.: Экономика, 2003.

3. Газалов Б. В. Стратегическое планирование деятельности хозяйствующих субъектов социального обслуживания: препринт / Б.В. Газалов. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.

4. Лукин Г.И. Образовательные услуги. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / Г.И.Лукин. М.: Воронеж, 1999. Т. 2.

5. Модернизация российского образования: ресурсный потенциал и подготовка кадров / под ред. Т.Л. Клячко. М.: ГУ ВШЭ, 2002.

6. Смирнов С.Б. Развитие профессионального образования в регионе: глобальные и локальные проблемы: препринт / С.Б. Смирнов. СПб.: Изд-во Сп6гУЭФ, 2001.

7. Щербина В.М. Стратегическое планирование развития профессионального образования в регионе / В.М. Щербина. СПб.: Издательский дом «Герда», 2005.

УТКИН ОЛЕГ АНАТОЛЬЕВИЧ - соискатель ученой степени кандидата экономических наук Ленинградского областного института экономики и финансов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.