Научная статья на тему 'Формирование и развитие туристского кластера Северо-Кавказского федерального округа'

Формирование и развитие туристского кластера Северо-Кавказского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
994
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР / ЭКОНОМИКА СЕВЕРНОГО КАВКАЗА / ПОДГОТОВКА КАДРОВ В СФЕРЕ СЕРВИСА И ТУРИЗМА / TOURISM / TOURIST CLUSTER / NORTH CAUCASUS ECONOMY / TRAINING PERSONNEL FOR JOB IN TOURISM AND SERVICE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шебзухова Татьяна Александровна, Киселева Наталья Николаевна, Санкин Александр Викторович

Статья посвящена вопросам формирования и развития туристского кластера Северо-Кав­казского федерального округа. Приведены аналитические результаты развития туриндустрии Российской Федерации. Показаны факторы, сдерживающие процессы роста туристского кла­стера. Определены главные аспекты проблем и показаны пути решения необходимых задач для достижения поставленных целей. Выявлены механизмы формирования туркластера и обозначе­ны направления подготовки кадров нового поколения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Шебзухова Татьяна Александровна, Киселева Наталья Николаевна, Санкин Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON CREATION AND DEVELOPMENT OF THE NORTH CAUCASIAN FEDERAL DISTRICT TOURIST CLUSTER

The article highlights the challenges facing the process of creation and development of the North Caucasian Federal District tourist cluster. It provides the results of an analytical research into the development of the tourist industry in the Russian Federation, identifies the constraints to tourist cluster development, the major problems and plausible solutions that may pave the way towards the targeted results. The authors lay out a scheme for tourist cluster creation and define priority directions of training personnel for the tourist and service sector.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие туристского кластера Северо-Кавказского федерального округа»

УДК 378.141 DOI: 10.12737/2804

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Шебзухова Татьяна Александровна, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры теории и истории государства и права, [email protected],

Киселева Наталья Николаевна, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры государственного и муниципального управления, kiseleva-n-n@ yandex.ru,

Санкин Александр Викторович, кандидат философских наук, доцент, начальник отраслевого межрегионального ресурсного центра развития профессиональных квалификаций в сфере сервиса и туризма, [email protected],

Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) в г. Пятигорске

ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», Пятигорск, Российская Федерация

Статья посвящена вопросам формирования и развития туристского кластера Северо-Кавказского федерального округа. Приведены аналитические результаты развития туриндустрии Российской Федерации. Показаны факторы, сдерживающие процессы роста туристского кластера. Определены главные аспекты проблем и показаны пути решения необходимых задач для достижения поставленных целей. Выявлены механизмы формирования туркластера и обозначены направления подготовки кадров нового поколения.

Ключевые слова: туризм, туристский кластер, экономика Северного Кавказа, подготовка кадров в сфере сервиса и туризма

Важнейшим направлением развития Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) является туризм. Формирующийся туристский кластер позволит значительно улучшить экономическую и социальную обстановку в округе для обеспечения устойчивого развития всех республик Северного Кавказа. Составляющие туристского кластера можно разделить на две основные части: 1) отрасли, непосредственно формирующие туркластер; 2) отрасли, обеспечивающие работу туркластера.

Первый тип отраслей включает в себя туризм, гостиничную и ресторанную деятельность, технологию и организацию туроператорских и турагентских услуг. Второй тип отраслей включает в себя различные виды сервиса, транспортное обслуживание, производство продуктов питания, энергетику, строительство, коммуникационное и информационное обеспечение и ряд других направлений.

В соответствии с Концепцией создания туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и республике Адыгея туристский кластер представляет собой совокупность взаимосвязанных производств, единой функциональной задачей которых является деятельность по удовлетворению потребностей населения в различных видах отдыха и путешествий при эффективном и рациональном использовании туристских ресурсов.

Базовую основу туристского кластера представляют компании-посредники, которые реализуют туристский продукт потенциальным потребителям, и комплекс предприятий, осуществляющий размещение туристов. По классификации Всемирной туристской организации (ВТО) к предприятиям размещения относятся гостиницы, санатории, дома отдыха, кемпинги.

101

ТУРИЗМ

В Российской Федерации туриндустрия показывает постоянный рост. Но темпы этого роста отстают от среднемировых. По данным ВТО, въездной туризм в Россию до 2009 г. увеличивался в среднем на 1,8% в год, а ежегодный рост мирового туризма составлял в среднем 5%. Данные, приведенные в таблице 1, показывают, что туристский потенциал страны имеет значительный неиспользуемый резерв.

По сведениям, предоставленным Федеральным агентством по туризму, в период с 2003 по 2011 гг. численность туристов, выехавших из России за рубеж, составила 14,5 млн человек, то есть прослеживается рост свыше 100%. Такие показатели свидетельствуют о низкой конкурентоспособности туристских услуг, предоставляемых компаниями туриндустрии страны.

Таблица 1

Аналитические показатели вклада отрасли туризма в экономику РФ и в среднем в глобальную экономику*

Наименование показателя Показатели по РФ Среднемировые показатели

Вклад туризма в ВВП (без учета смежных отраслей) 0,752 трлн рублей 1,4% 1,9 трлн рублей 2,8%

Вклад туризма в ВВП (c учетом смежных отраслей) 3,1 трлн рублей 5,9% 6,3 трлн рублей 9,1%

Кол-во рабочих мест в сфере туризма 0,954 млн человек 1,3% 98 млн человек 3,3%

Кол-во рабочих мест, приходящихся на сферу смежных отраслей 3,90 млн человек 5,5% 255 млн человек 8,6%

*По данным World Travel and Tourism Council, 2012.

Доля туризма в ВРП Северо-Кавказского федерального округа составляет около 2%, а доля округа в туристской отрасли РФ — менее 6% [4, с. 35]. Объем туристских услуг в 2010 г. в регионах СКФО составил 7 138,8 млн рублей [54, с. 35]. В структуре туристских прибытий доминируют туристы из регионов РФ. Наибольший поток туристов обеспечивается за счет российских граждан из других регионов, и за 2010 г. он составил 224,7 тыс. человек в среднем по СКФО. Количество въезжающих с целью туризма иностранных граждан на территорию округа составило 8,2 тыс. человек из стран СНГ и 5,9 тыс. человек из других стран (дальнее зарубежье) [4, с. 35]. Доля иностранных граждан, въезжающих на территорию СКФО с целью туризма, составляет менее 0,7% от общей численности иностранных туристов в РФ.

На территории Северо-Кавказского федерального округа находится 3% гостиниц и иных средств размещения по отношению к показателям РФ. По данным 2011 г., в абсолютных показателях это составило 1,2 млн человек, что составило 3,3% от количества всех туристов по РФ.

По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», большинство республик СКФО имеют низкий туристский ранг. Исключение составляют лишь Ставропольский край и Карачаево-Черкесская Республика (табл. 2).

Таблица 2

Туристский ранг субъектов СКФО

Субъект Северо-Кавказского федерального округа Туристский ранг

1 Ставропольский Край 17

2 Карачаево-Черкесская Республика 34

3 Республика Дагестан 50

4 РСО-Алания 55

5 Кабардино-Балкарская Республика 58

6 Республика Ингушетия 75

7 Чеченская Республика 82

Для формирования туристского кластера СКФО имеется целый ряд преимуществ, включающих уникальные горные ландшафты, морские побережья, действующую бальнео-

102

научный журнал СЕРВИС PLUS 2014 / № 1

Формирование и развитие туристского кластера Северо-Кавказского федерального округа

логическую базу, сеть санаторно-курортных комплексов, обширные и разнообразные этнокультурные и исторические ресурсы.

Формирование и развитие туристского кластера СКФО можно разделить на ряд составляющих, среди которых можно выделить:

• условия доставки туристов к месту отдыха и организация их пребывания;

• условия, определяющие мотивацию туристов к выбору курортов СКФО в качестве места отдыха;

• условия, связанные с уровнем государственной поддержки развития регионального туризма.

В то же время имеется ряд факторов, ограничивающих развитие туризма в округе, среди которых следует выделить:

• ограниченность системы зарубежных авиаперевозок в округе и недостаточный уровень конкуренции на рынке авиаперевозок;

• недостаточный уровень транспортно-логистической инфраструктуры (низкая транспортная доступность рекреационных зон, имеющих перспективу для создания туристских центров Северо-Кавказского федерального округа);

• малое распространение международной системы классификации гостиниц на территории СКФО;

• значительная нехватка высококвалифицированного персонала;

• ранее сформировавшийся негативный имидж регионов СКФО как зоны высокого этнополитического риска и терроризма при отсутствии единой рекламно-информационной политики продвижения туристских продуктов;

• отсутствие у муниципалитетов финансовых ресурсов для благоустройства зон рекреации;

• недостаточная разработка ландшафтных проектов развития территорий. Комплексное решение задач развития туристского кластера должно проводиться одновременно по нескольким базовым аспектам.

Одним из основных факторов развития современного туристского кластера СКФО является совершенствование транспортнологистической инфраструктуры для повышения транспортной доступности туристских и курортных центров.

Важнейшим аспектом успешного развития туристского кластера в современных условиях является эффективное информационное пространство. Большинство менеджеров кластерных компаний отмечает, что получают наиболее значимую поддержку государства в форме поиска и опубликования информации. По данным мониторинга, значимость информационной поддержки в виде организации публичных мероприятий отмечают 45% опрошенных; 44% обращают внимание на то, что власти помогают поддерживать региональную кластерную репутацию; 43% выделяют обеспечение передачи информации [1, c. 242]. В качестве одной из приоритетных задач реализации кластерно-ориентированной территориальной политики можно выделить развитие информационной среды турбизнеса. Информационная среда может развиваться по следующим направлениям.

1. Обеспечение участия хозяйствующих субъектов региона в выставках, ярмарках и рекламных акциях, проводимых как на территории региона, так и за его пределами.

2. Создание системы ценового мониторинга туристского рынка с целью его последующей сегментации (изучение емкости мирового, национального и регионального туристского рынка и рынка по всей номенклатуре туристских услуг, предлагаемых хозяйствующими субъектами региона с размещением информации в открытом доступе).

3. Создание условий для обмена идеями и передачи знаний (организация региональных коммуникационных площадок, проведение конференций, семинаров, круглых столов).

В рамках формирования информационного пространства целесообразно создание агентства по маркетингу для развития территории СКФО, в задачи которого должна входить разработка бренда территорий, разработка и реализация программ продвижения туристического потенциала Северного Кавказа.

В качестве основного вектора развития Северо-Кавказского туристского кластера выступает эффективность действия формальных и неформальных механизмов, побуждающих хозяйствующие субъекты к интеграционному взаимодействию.

1. Необходимо определить формы участия в развитии кластера федеральных, региональных и муниципальных органов власти и учреждений. В качестве таких форм могут выступать:

103

ТУРИЗМ

• финансирование исследовательской работы в федеральных вузах по разработке связанных с кластером технологий. С этой целью предлагается установление в бюджете регионов минимально допустимых затрат на финансирование науки и инноваций в области туризма и кластерных технологий;

• поощрение усилий, направленных на интересы кластера по привлечению поставщиков и провайдеров из других регионов;

• усиление роли ОАО «Курорты Северного Кавказа» как института, координирующего деятельность участников кластера;

• стимулирование собственников туристской инфраструктуры к проведению сертификации своих объектов, государственная поддержка сертификации туристских центров;

• создание Центра сертификации гостиничных услуг, который может быть образован на базе Северо-Кавказского федерального университета;

• проведение комплексной инвентаризации объектов турпоказа с составлением реестра и разработкой паспортов, включающих описание объекта, оценку необходимых ресурсов и ожидаемого эффекта;

• формирование портфеля инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры развлечений с целью привлечения инвесторов;

• разработка схемы территориального планирования и маркетинговой стратегии развития СКФО.

2. Развитие кластера предполагает консолидацию инвестиционных ресурсов его участников, формирование банка данных инвестиционных проектов и банка данных потенциальных инвесторов. В частности, развитие туристского кластера предполагает разработку схемы инвестиционного сотрудничества турфирм и средств размещения, когда за определенными турфирмами на долгосрочный период закрепляется номерной фонд в реконструируемом объекте размещения туристов по льготной цене при условии авансирования ими инвестиционных ресурсов на развитие соответственно. Создание благоприятных условий для поддержки кооперации туристских и гостиничных структур со страховыми компаниями с точки зрения возможных ин-

вестиций в развитие гостинично-туристского комплекса [2, с. 87]. Указанные меры позволят повысить эффективность использования инвестиционных ресурсов в развитии туристского кластера округа.

При решении задач кадрового обеспечения туристского кластера СКФО следует учитывать направления подготовки кадров, имеющие отношение как к формирующим кластер отраслям, так и к отраслям, обеспечивающим его работу. Комплексное обеспечение объектов туристского кластера линейным персоналом является наиболее важной задачей, если учитывать масштабы развития туризма в СКФО. Линейный персонал непосредственно работает с туристами и поэтому к его уровню подготовки предъявляются высокие требования. В этом процессе должны быть задействованы профильные учебные заведения, дислоцированные по местам расположения объектов туркластера СКФО. Требуемый уровень качества обучения может быть обеспечен переходом на сетевые образовательные технологии.

Опыт применения сетевых образовательных технологий имеется в отраслевом межрегиональном ресурсном центре развития профессиональных квалификаций в сфере сервиса и туризма (ОМРЦ РПК ССТ) Северо-Кавказского федерального университета (филиал) в г. Пятигорске. На базе центра разработан комплекс примерных образовательных программ профессиональных модулей, направленных на эффективную подготовку персонала для туристского кластера СКФО. Все образовательные программы разработаны с учетом требований работодателей, прошли процедуру общественно-профессиональной экспертизы и согласованы с профильными министерствами и комитетами. Такой подход к разработке новых образовательных программ позволил учесть региональную специфику и востребованность этих программ работодателями на местах.

Сетевое образовательное пространство СКФО позволяет оперативно реагировать на потребность в кадрах соответствующего направления. Опыт работы ОМРЦ РПК ССТ СКФУ также показал необходимость проведения курсов повышения квалификации преподавателей СПО, НПО субъектов округа, основанных на сетевом взаимодействии (табл. 3).

104

научный журнал СЕРВИС PLUS 2014 / № 1

Формирование и развитие туристского кластера Северо-Кавказского федерального округа

Таблица 3

Количественное распределение слушателей курсов повышения квалификации

Субъект СКФО Итого:

Ставропольский край 103

Чеченская Республика 5

Республика Северная Осетия — Алания 34

Республика Ингушетия 23

Республика Дагестан 3

Кабардино-Балкарская Республика 40

Карачаево-Черкесская Республика 12

ОМРЦ РПК ССТ в 2013 г. был проведен мониторинг реализуемых программ профильными (по профилям отрасли) образовательными учреждениями НПО, сПо, ВПО, ДПО с использованием интернет-ресурсов. В рамках сетевого взаимодействия мониторинг реализуемых программ профильными образовательными учреждениями позволил выявить соответствие профессиональных программ требованиям работодателей, отличия в содержании вариативной части основной образовательной программы и регионального компонента, а после этого — выработать предложения по их корректировке. Анализ данных мониторинга показал востребованность разработанных образовательных программ (профессиональных модулей) в регионе. Респондентами мониторинга были руководители и сотрудники предприятий туристско-рекреационного комплекса, руководители и преподаватели образовательных учреждений. Результаты мониторинга показали, что свыше 75% работодателей частично удовлетворены уровнем компетенции выпускников среднего профессионального образования.

11% 11%

78%

□ Да. попносыо ■ Да. частично

□ Скорее нет

□ Нет

Рис. 1. Оценка уровня компетенции выпускников работодателями

По мнению работодателей, 11% считают уровень компетенций выпускников недостаточным и столько же считают его приемлемым (рис. 1).

Необходимость преобладания практического обучения над теоретическим, по мнению работодателей, показана на диаграмме (рис. 2).

□ Да юг-квтао ■ Да '-laonj <i

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ Своэее чет

□ -ет

Рис. 2. Оценка работодателями необходимости преобладания практического обучения над теоретическим

Соответствие сформированных компетенций сотрудников современным условиям профессиональной деятельности, по результатам мониторинга, составляет 11% (рис. 3).

□ Да погноено ■ Да чаотню

□ Скоэее нет

□ -ет

Рис. 3. Оценка работодателями соответствия сформированных компетенций специалиста сферы сервиса и туризма требованиям рынка

Оценка качества профессиональной подготовки востребованных специалистов в учебных заведениях региона в настоящее время показывает, что 8% считают качество подготовки не соответствующим требуемому уровню (рис. 4).

105

ТУРИЗМ

5S*i

□ Очень хорошее качество, полностью соответствует современным требованиям экономики

■ Довольно хорошее, в целом соответствует современным требованиям экономики

□ Среднее

□ Не очень хорошее, во многом не соответствует современным требованиям экономики

Рис. 4. Оценка качества профессиональной подготовки выпускников в учебных заведениях региона в настоящее время

При обработке результатов анкет можно сделать выводы, что руководители предприятий в основном считают сложившуюся практику приемлемой. При этом отмечается слабая материально-техническая база учебных заведений. Качество обучения и компетентность у выпускников средняя. Образовательным учреждениям работодатели рекомендуют более глубоко изучать профильные предметы, в области туризма и сервиса. В обучении рекоменду-

ется делать акцент на использование современных технологий и оборудования, налаживать информационный обмен непосредственно с предприятиями.

Модернизация системы СПО и НПО в настоящее время проходит по большинству ключевых направлений. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 поставлена комплексная задача по созданию многофункциональных центров прикладных квалификаций путем преобразования учреждений НПО и СПО. Приоритетными направлениями деятельно -сти таких центров будет являться подготовка высококвалифицированных кадров, которые смогут обеспечить модернизацию и прогрессивное технологическое развитие экономики субъектов Российской Федерации. Ключевым фактором, влияющим на решение о создании центра, является готовность предприятий и организаций — потребителей кадров, подготовку которых будет осуществлять центр, к тем или иным формам участия в его создании и деятельности [3, с. 2].

В Северо-Кавказском федеральном округе это позволит создать систему подготовки специалистов нового поколения для развивающегося туритского кластера.

Литература

1. Абрамов Р.А. Роль и место территориальных кластеров в развитии экономики российских регионов // Экономические науки. 2009. № 8 (57).

2. Киселева Н.Н. Устойчивое развитие социально-экономической системы региона: методология исследования, модели, управления. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008.

3. Методические рекомендации по формированию многофункциональных центров прикладных квалификаций. М.: Минобрнауки РФ, 2013. 16 с.

4. Основные показатели прогноза СЭР субъектов Российской Федерации, входящих в состав СКФО, на 2010— 2014 гг. Министерство регионального развития Российской Федерации, Межрегиональное управление по СКФО, 2012. 178 с.

106

научный журнал СЕРВИС PLUS 2014 / № 1

Формирование и развитие туристского кластера Северо-Кавказского федерального округа

ON CREATION AND DEVELOPMENT OF THE NORTH CAUCASIAN FEDERAL DISTRICT TOURIST CLUSTER

Shezbukhova Tat’iana Aleksandrovna, Doctor of Historical Sciences, Professor at the Department of Theory and History of State and Law,

[email protected], institute of Service, Tourism and Design, North-Caucasus Federal University, Pyatigorsk, Russian Federation,

Kiseleva Natal’ia Nikolaevna, Doctor of Economics, Professor at the Department of State and Municipal Administration, Institute of Service, Tourism and Design,

kiseleva-n-n@ yandex.ru, North-Caucasus Federal University, Pyatigorsk, Russian Federation,

Sankin Aleksandr Viktorovich, Candidate of Philosophy, Associate Professor, Head the Trans-regional Sectorial Resource Centre for the Development of Professional Qualifications in Service and Tourism, Institute of Service, Tourism and Design,

[email protected], North-Caucasus Federal University, Pyatigorsk, Russian Federation

The article highlights the challenges facing the process of creation and development of the North Caucasian Federal District tourist cluster. It provides the results of an analytical research into the development of the tourist industry in the Russian Federation, identifies the constraints to tourist cluster development, the major problems and plausible solutions that may pave the way towards the targeted results. The authors lay out a scheme for tourist cluster creation and define priority directions of training personnel for the tourist and service sector.

Keywords: tourism, tourist cluster, North Caucasus economy, training personnel for job in tourism and service

References

1. Abramov, R.A. Rol’ i mesto teiritorial’nykh klasterov v razvitii ekonomiki rossiakikh regionov [The role of local clusters in the development of Russian regions’ economies]. Ekonomicheskie nauki [Economic Sciences]. 2009. № 8 (57).

2. Kiseleva, N.N., Ustoichevoe razvitie sotsial’no-ekonomicheskoi sistemy regional metologiia issledovaniia, modeli, upravleniia [Sustained Social and Economic Development: Research Methods, Models, Management]. Rostov-on-Don: IuFU Publ, 2008.

3. Metodicheskie rekomendatsii po formirovaniiu mnogofunktsional’nykh tsentrov prikladnykh kvalivikatsii [Creating multifunctional application efficiency centres: Guidelines]. Moscow: Ministry of Education and Science, 2013, 16 p.

4. Osnosvye pokazateli prognoza SER sub’’ektov Rossiiskoi Federatsii, vkhodiashchikh v sostav SKFO, na 2010— 2014 gg. [The Major Prediction Measures for RF Social and Economic Development North Caucasian Federal District: period of application 2011—2014]. The Ministry of Regional Development of the Russian Federation, the Federal Financial Monitoring Service in the North Caucasian Federal District, 2012. 178 p.

107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.